Мифы и религия Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

Религиозные представления и философские воззрения древних греков играли ключевую роль в их общественной и личной жизни и тем самым оказали огромное влияние на формирование всей античной и последующей мировой культуры. Следовательно, изучение религиозных традиций и философской мысли Древней Греции имеет большое значение - позволяет нам гораздо лучше понимать как прошлое, так и настоящее человечества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Мифы Древней Греции
1.1Общая характеристика древнегреческой мифологии..…… …….………....4
1.2. Мифы о богах ………………………………………………………………...5
1.3. Мифы о героях …………………………………………...............................10
1.4.Выводы по главе…………………………………………………………….15
II Отношение к светской религии и власти
2.1. Особенности религии Древней Греции......................................................16
2.2.Религиозные культы и магические обряды……………………………….20
2.3.Выводы по главе……….……...………………………………………….....25
III.Искусство

3.1.Архитектура …………………………………………………………….......26

3.2.Скульптура.…………………… …………………………............................27
3.3. Литература……………………………………………………………….....29
3.4. Праздники ………………………………………………………………………………..………….….29
3.5.Выводы по главе………………………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

религоведение.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

3) У греков  Случай, Рок (Судьба) и Необходимость  равно властвуют и над Богами и над смертными, не будучи проявлением чьей-то всемогущей воли. Распределение судеб эллинские мифотворцы изображали, как бросание жребия Мойрами. Уменье ж смиряться перед судьбой ценилось эллинами очень высоко.

4) Древнегреческие  Боги, подобно людям, живут сообществом, образуя государство Небожителей с царем – Зевсом во главе. Союзными Олимпийскому царству выступают подземное царство Аида и подводное царство Посейдона.

5) Эллины были  склонны отождествлять своих  и иноземных Богов в случае  сходства качеств, хотя бы приблизительного.

6) Религиозными  греком «Красота» ценилась не  меньше духовности. Для них «Грация»  и «Прелесть» – сугубо божественные  качества.

7) Древнегреческие  храмы были местами встреч, дискуссий,  гуляний, учебы и различных  состязаний (в том числе спортивных).

8) Древнегреческое  вероисповедание отличается особой  жизнерадостностью: даже самые  мрачные сюжеты, не лишены элементов,  которые с полным правом можно  назвать жизнеутверждающими. Богопочитание  было веселым праздником без  нравоучений и проповедей. Эти празднества дали начало современным театрам, карнавалам и массовым гуляниям вообще. Даже собственную смерть эллину полагалось встречать улыбкой, ибо страх перед смертью – признак рабского малодушия.

9) В Древней  Греции существовал апофеоз – особая процедура обожествление смертных, провозглашение личности (обычно усопшей и героической) Богом («не умершим духом») за доблести и заслуги, невозможные для простых смертных.

10) Каждый эллин  считал себя далеким потомком  какого-то Бога. Кроме того, в именах, фамилиях и прозвищах древних греков очень часто использовались имена самых почитаемых Богов.

11) Вера древнего  эллина бескорыстна, он чтит  Богов не ради грядущего воздаяния,  а от чистого сердца, потому  что уважает Владык-Небожителей  и восхищается их могуществом. Жертвоприношения в Древней Элладе - способ личного самоотречения, а не взаимовыгодного обмена с Божеством. «Это рабы жертвуют как на рынке!» - говорили греки. В то же время жертвоприношения греков были весьма кровавы, что требовало от жертвователей не только подавления жадности, но и боевого мужества.

12) Древнегреческая аристократия  насаждала мысль о неравенстве  смертных перед Богами: мол, только  избранные, наделенные особо выдающимися  качествами, по-настоящему близки  Богам.

2.2.Религиозные культы 

1).Следы промысловых культов

Сохранялись и пережитки древних промысловых  культов. Один из ярких примеров - устраивавшееся ежегодно еще во II в. н.э. празднество  в честь Артемиды Лафрии в Ахейских Патрах. В первый день праздника  жрица совершала торжественный выезд на колеснице, запряженной оленями. Во второй день устраивалось грандиозное жертвоприношение: на жертвенник в кучу бросали живых диких зверей - оленей, серн, кабанов, медведей и волков, а также домашних животных и птиц, туда же клали древесные плоды и все это сжигали. Вся картина варварски жестокого обряда напоминает охотничье жертвоприношение-пиршество и плохо вяжется с традиционным представлением о "религии красоты" античной Греции.

С древнейшими промысловыми культами были связаны и обряды магии погоды. Первоначальный, чисто магический характер таких обрядов, правда, был уже затемнен образами богов, к которым стали адресовать эти обряды, но он все-таки виден довольно отчетливо. У Павсания можно найти очень интересные описания таких обрядов, исполнявшихся еще в его время. Например, в городне Мефанах (Коринфика) для отогнания знойного ливийского ветра исполнялся такой обряд: два человека брали белого петуха, разрезали его пополам и с этими половинами бежали в разные стороны вокруг виноградника, после чего зарывали обе части петуха в землю на том месте, откуда начали бежать. Неподалеку от Сикиона тоже исполнялся обряд "для смягчения дыхания" ветров: ночью читались "заклинания Медеи" над четырьмя ямами у жертвенника ветров. Еще шире практиковались обряды вызывания дождя. Около Ликосуры (Аркадия) в случае засухи жрец Зевса Ликейского бросал на воду дубовую ветвь, ожидая, что от поднимающегося пара образуются облака и пойдет дождь; при этом он, конечно, молился и приносил жертву Зевсу, но первоначальное, чисто магическое зерно обряда остается отчетливо видным.

К этому же древнейшему пласту греческой  религии принадлежит вера в многочисленных мелких духов окружающей природы: водяных  и лесных нимф - наяд, дриад, духов - хозяев гор и пр.

2).Погребальный и семейно-родовые культы

К еще более глубокой древности  восходят погребальные обряды греков и связанные с ними представления  о загробном мире. Господствующей традицией у греков было зарывание  покойника в землю или захоронение  в гробнице. Эта традиция, восходящая к крито-микенской эпохе, была лишь на короткое время прервана вследствие появления обычая кремации трупов, вероятно принесенного ионийцами (как раз этот период их господства и отражен в поэмах Гомера); но новый обычай скоро исчез, и носители его подчинились местной традиции хоронить умерших в земле. Обычай трупосожжения почти не оставил следа и в представлениях греков о загробной жизни, если только не считать отдельных мифологических мотивов, вроде вознесения Геракла на небо из пламени погребального костра. Напротив, обычай зарывания трупа в землю наложил свой отпечаток на представления греков о судьбе умерших. По этим представлениям, хорошо отразившимся в "Одиссее" (песнь XI), души или тени умерших ведут печальное существование в подземной области Аида. При этом судьба всех душ, будь то доблестный воин или простой земледелец, почти одинакова: всем им суждено бродить унылыми тенями по пустынным и мрачным пространствам Аида. Существовала, однако, и идея посмертного наказания за преступления: навлекшие на себя особый гнев богов люди, как легендарные Сизиф, Тантал, Данаиды, терпят различные Мучения в Аиде. Более же прочным и распространенным было убеждение, что судьба душ зависит от выполнения живыми должных обрядов над телом умершего. Душа покойника, лишенного погребения, не находит себе покоя в загробном мире.

Поэтому греки придавали очень большое  значение исполнению последнего долга  перед покойником. Ничто в греческой  религии не занимало такого важного  места и не задевало так глубоко  настроений верующих, как отношение и умершим. Смерть сама по себе не внушала грекам особого страха, но мысль о том, что после смерти тело может остаться не погребенным и будет отдано на съедение собакам, казалась ужасной. Подобные представления отразились в гомеровском эпосе: вспомним горячую мольбу умирающего Гектора к своему победителю Ахиллу ("О, не давай ты меня на терзание псам мирмидонским!") и тайное посещение того же Ахилла отцом Гектора, старцем Приамом, умолявшим выдать за дорогой выкуп тело сына для погребения. На этом же мотиве построен и сюжет гениальной трагедии Софокла "Антигона": девушка добровольно идет насмерть, лишь бы выполнить свою священную обязанность - предать земле тело убитого брата. Подобные представления влияли не только на литературу, а и на политическую жизнь: достаточно вспомнить трагический эпизод последних лет Пелопоннесской войны - осуждение и казнь афинских стратегов за то, что они не подобрали и не похоронили тела воинов, убитых в Аргинусском сражении (406 г. до н. э,).

Греки верили, что тени умерших нуждаются в пище, и стирались их кормить. Электра, героиня трагедии Эсхила, возливает на землю вино со словами: "Питье проникло в землю, мой отец получил его". Ее брат Орест тоже обращается к тени отца: "О отец, пока я жив, ты получишь блестящие жертвы, но если я умру, ты не будешь иметь своей доли в приношениях, питающих мертвых". Эврипидовская Ифигения возливает на могилу молоко, мед и вино, "так как это принесет отраду умершим". Такие верования жили еще во II в. н.э.; об этом сообщал Лукиан. "Люди воображают, - писал он, - что души выходят наружу к приносимой пище и питаются дымом сжигаемого мяса и вином, вылитым на землю".

Погребальный  культ, лежавший прежде всего на обязанности  родственников и потомков умершего, составлял существенную часть семейно-родовой религии греков. Устойчивость ее поддерживалась сохранением сильных пережитков патриархально-родового строя.

Вместе  с родовыми пережитками держался у греков и чисто семейный культ  очага. Священный домашний очаг олицетворялся  в виде женского божества Гестии. Женское олицетворение очага - явление, свойственное религиям очень многих народов как пережиток матриархата.

3)Земледельческий культ

Крупную роль в древних общинных культах  играло поклонение божествам плодородия, покровителям земледелия и скотоводства. Знаменитые элевсинские мистерии вначале были не чем иным, как местным культом земледельческих божеств, прежде всего Деметры. Чисто земледельческий культ Деметры существовал и в Фигалии, где этой богине приносили бескровные жертвы: плоды, виноград, медовые соты и свежесрезанную овечью шерсть; все это складывалось на жертвенник и поливалось оливковым маслом. Такая жертва приносилась Деметре от имени всей фигалийской общины. Очень интересны приемы магического привлечения урожая, практиковавшиеся жителями Тифореи (Фокида): тифорейцы старались украсть землю с могилы Зета и Амфиона около Фив и перенести к себе, чтобы положить на могилу Антиопы; этим они переносили к себе из фиванской земли урожай; фиванцы, однако, старались не допустить такого похищения у них урожая и тщательно стерегли гробницу (Павсаний, кн. IX, гл.17,4). Хорошо известно, что и общеэллинские боги во многих случаях сохраняли в себе черты покровителей земледелия и скотоводства.

4)Полисные культы

Все описанные выше религиозные верования и обряды греков, сохранявшиеся преимущественно в быту народных масс, крестьянства, представляли собой пережиток ранних форм религии, восходящих в основном к общинно-родовой эпохе или к стадии разложения первобытной общины. Что касается господствующих форм религии в классическую эпоху, в эпоху расцвета рабовладельческих республик, то основной формой ее был несомненно культ богов-покровителей полиса.

Этот  культ носил официальный государственный  характер и был политически обязателен для всех граждан. В этом отношении греческий полис не допускал никакой свободы. Вообще-то к богам, к мифам у них можно было относиться скептически; можно было даже рассказывать забавные истории о богах, как это сделано в гомеровских поэмах, смеяться над ними; общеобязательных догматов греческая религия не знала. Но нельзя было уклоняться от исполнения обязательных обрядов в честь бога - покровителя города, нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого закона грозило суровое наказание. Ярким примером может служить обвинение и казнь Сократа (399 г. до н. э), который пострадал за то, что "не чтил богов, которых чтит город, а вводил новые божества", как гласил официальный обвинительный акт.

Боги-покровители  полиса были различны. В числе их наряду с общеэллинскими были и чисто местные божества и герои, почитание которых не выходило за пределы отдельных городских общин. Культ героев, когда-то в древности родовой, получил в классическую эпоху специфические черты общинного, городского культа. Каждый город имел своих патронов - героев, нередко бывших эпонимами города. В честь героев-покровителей сооружались храмы-герооны, при каждом из них был священный участок - теменос, устраивались общественные празднества и жертвоприношения.

2.3.Выводы по  главе

Можно различить, далее, культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.

Это правило  не везде, однако, могло быть проведено  с безусловной последовательностью; практика вызывала частные уклонения, создавала те или иные комбинации. Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы.

Почитание государственных  и общественных Богов зачастую сводилось к посильному участию в обрядах и празднествах. Неграждане и рабы к подобным мероприятиям допускались только в порядке исключения и далеко не везде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Искусство

3.1. Архитектура.

Показательно, что после Пелопонесской войны  не только сократилось монументальное строительство, но и переместились его центры: вместо Аттики ими стали Пелопоннес и Малая Азия. Павсаний, оставивший описание наиболее известных памятников Греции, самым красивым сооружением Пелопоннеса считал храм Афины Алеи в Тегее, заменивший старый, сгоревший в 394 г. Он был построен и украшен знаменитым мастером Скопасом. Интерес современников вызывала планировка Мегалополя, города, построенного аркадянами как центр Аркадского союза.

Зодчество стало  приобретать несколько иной характер: если раньше в нем ведущую роль играли храмовые сооружения, то теперь больше внимания стало уделяться гражданской архитектуре - театрам, помещениям для собраний, палестрам, гимнасиям. Новые тенденции в архитектуре выразились и в стремлении создать общеэллинский стиль - койнэ; здесь происходила та же унификация, что и в языке. К выдающимся архитекторам этого времени относились Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей.

Подъем переживала архитектура малых форм, имеющая  много общего со скульптурой. Ее типичным образцом может служить памятник руководителя хора Лисикрата, сооруженный им в Афинах после победа на состязаниях 335 г. Воздвигались такие сооружения обычно на частные средства.

Популярность  в IV в. культа Асклепия, бога врачевания, привела к постройке в Эпидавре (60-30е годы) замечательного архитектурного ансамбля, включающего в себя храм, стадион, гимнасий, дом для приезжающих, театр и фолос, или фимелу (концертный зал).

3.2.Скульптура.

Новые требования стали предъявляться к скульптуре. Если в предшествующий период считалось необходимым создать абстрактное воплощение определенных физических и душевных качеств, усредненный образ, то теперь ваятели проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Наибольших успехов в этом достигли Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Бриаксид.

Шел поиск средств  для передачи оттенков движения души, настроения. Одно из них представлено Скопасом, уроженцем о. Пароса, произведения которого поражали современников драматизмом и воплощением сложнейшей гаммы человеческих чувств. Разрушая прежний идеал, гармонию целого, Скопас предпочитал изображать людей и богов в моменты аффекта.

Другое, лирическое направление отразил в своем  искусстве Пракситель, младший современник  Скопаса. Статуи его работы отличались гармонией и поэтичностью, утонченностью настроения. По свидетельству знатока и ценителя прекрасного Плиния Старшего, особой популярностью пользовалась "Афродита Книдская". Чтобы полюбоваться этой статуей, многие предпринимали путешествие на Книд. Книдяне отвергали все предложения купить ее, даже ценой кассации их огромных долгов. Красота и одухотворенность человека воплощены Праксителем также в фигурах Артемиды и Гермеса с Дионисом.

Информация о работе Мифы и религия Древней Греции