Новые религиозные движения и синкретические секты второй половины XIX – нач.XX вв.; Бахаизм, кадаизм
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 08:33, реферат
Описание работы
Понятие: религия, религиозные искания, религиозные ценности - в современном российском сознании уже не звучат так враждебно, как десять-пятнадцать лет назад, когда доминирующая и нормативная коммунистическая идеология была решительно атеистической. В новом российском обществе восторжествовала свобода совести. Те религиозные объединения (Церкви, общины), которые имели право на существование, но были весьма ограничены в своей активности и миссионерской деятельности, обрели дополнительные возможности.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3 1. Классификация новых религиозных течений………………….………..8 2. Синкретические и универсальные движения .………………………….12 3.Бахаизм, кадаизм…………………………………………………………..17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................25
Оккультно-мистические
учения и школы Нью Эйдж (Нового века). Духовное движение, возникшее
в 70-е гг. 20 в. в Европе. Учение Нью Эйдж
– это синтез йоги, оккультизма, теософии,
пантеизма и различных религиозных верований.
Большое внимание придается личностным
переживаниям человека. Основная цель
Нью Эйдж – достижение духовной зрелости
посредством становления осознания божественной
природы и овладения спиритуальными техниками.
Последователи Нью Эйдж верят,
что переход от астрологического века
Рыб, в котором мы живем, к веку Водолея
приведет к изменению мира и человека.
Мировая культура века Рыб имеет антропоцентричный,
аналитичный, рациональный, патриархальный
и европоцентричный характер. Век Водолея
будет строиться на космоцентричном, синтетичном,
мистичном, феминистичном и полицентричном
мировоззрении.
На смену таким религиям, как
буддизм, индуизм, ислам, иудаизм, христианство
и др., которые несут человечеству только
часть Истины, придет синтетичная духовность
– основная характеристика качественно
новой эры, эры Водолея. В настоящее время
в мире существует более 5 тыс. религиозных
групп Нью Эйдж, которые представляют
учения различной направленности (3).
Неоязычество распадается на множество небольших
групп, многие из которых принципиально
отказываются от создания постоянно действующих
организационных структур. В разных культурах
они пытаются реконструировать разные
формы языческого наследия: в странах
английского языка это, по преимуществу,
кельтское язычество “Викка” (колдовство),
в немецкой культуре — германское, у нас
в России — славянское (4).
Впервые интерес к язычеству,
например, в России возникает в начале
20 в. Именно в это время была найдена "Велесова
книга" – главный источник славянской
культуры, который, по мнению многих исследователей,
относится к дохристианскому периоду.
Первые организованные движения славянского
язычества возникли в 70-е гг. 2 в. Свое первое
легальное богослужение неоязычники совершили
в 1989 году, а с 1993 г. последователи Неоязычества
проводят всероссийские съезды на территории
России.
Все движения Неоязычества
организованы по этническому признаку,
многие из них склонны к национализму.
Некоторые, такие как "Русское Национально-Освободительное
Движение" или "Русская Партия России",
имеют политическую окраску. В целом же,
язычество многообразно и представляет
разнородный конгломерат.
Неоязычества распространено
на территории России, Украины, Канады,
США и др. стран. Последователи Неоязычества
имеют свои издания, среди которых – газеты
"За Русь", "Народная воля", "Русская
правда", "Славянский вестник"
и др., журналы "Волхв", "Наследие
предков", "Сварог" и др.
Наиболее известные религиозные
движения, относящиеся к направлению Неоязычество
– Веда, Джива – Храм Инглии, Славянский
Круг, Схорон еж словен, Триглав, Троянова
Тропа и др. (5)
Сатанинские группы. В центре традиционного сатанизма
находится поклонение личности дьявола.
В сатанизме все перевернуто: дьявол христианства
становится богом сатанистов, христианские
добродетели рассматриваются как пороки,
а пороки как добродетели. Жизнь понимается
как непрерывная борьба между силами света
и тьмы, причем сатанист сражается на стороне
тьмы, искренне веря в то, что, в конце концов,
она одержит победу.
Сатанинские культы особенно
распространены в США и Западной Европе,
Мировые центры сатанизма в настоящее
время находятся в США и Англии.
Из наиболее известных религиозных
объединений сатанинского толка можно
упомянуть “Церковь Сатаны,” “Международную
ассоциацию люцеферистов кельтско-восточного
обряда,” “Зеленый орден,” “Черный ангел,”
“Южный крест” (6).
Маргарет Тэлер Сингер (психолог)
Неохристианские религиозные группы
Индуистские и восточные религиозные
группы
Оккультные, колдовские и сатанистские группы
Спиритические группы
Дзен и прочие группы с китайско-японской
философско-мистической ориентацией
Расовые группы
Группы, возникшие вокруг НЛО и прочих внеземных феноменов
Психологические или психотерапевтические
группы
Политические группы
Системы самоусовершенствования,
самореализации или саморазвития
Рональд Энрот (Ronald Enroth) (социолог)
Восточные мистические группы
Псевдохристианские группы
Духовно-психологические группы
и группы самоусовершенствования
Эклектичные и синкретические
группы
Парапсихологические, оккультные
и астральные группы
Майкл Лангоун (психолог)
Восточная медитация
Движения, основанные на Библии
и христианстве
Оккультизм, сатанизм, колдовство,
чёрная магия
Политический терроризм
Психотерапия / самореализация
Группы по избавлению от наркотической
зависимости
Коммерческие
§2. Синкретические
и универсальные движения.
Великое Белое Братство
Юсмалос (юсмалиане) – новое религиозное движение,
получившее свое развитие в конце 80-х –
начале 90-х гг. ХХ в. Название "Юсмалос"
(Юоанн Свами МАрия ЛОгоС) произошло от
имени основателей – Юоанна Свами (Юрия
Кривоногова) и Марии Дэви Христос (Марины
Цвигун).
Учение синкретично и вбирает
в себя элементы гностицизма, Агни Йоги,
теософии и христианства. Первоначально
движение было ориентировано на эсхатологический
аспект своего учения – ожидание наступления
Конца Света и воцарения Рая на Земле.
Именно с этим была связана программа,
согласно которой последователи должны
были 1260 дней (3,5 года) проповедовать учение
и призывать всех людей к покаянию. В октябре 1993
г., по истечении назначенного срока члены
движения съехались в Киев и захватили
храм Св. Софии. Результатом этого события
стал арест членов движения и его руководителей.
Вторым этапом учения можно
считать период, начавшийся с 1993 по 1997
гг., когда один из руководителей движения
– Юоанн Свами – был объявлен предателем
("Каином"), а движение возглавила
Мария Дэви Христос, до августа 1997 г. отбывавшая
срок заключения ("Заклание"). В декабре 1995
г. состоялось событие, которое сами последователи
называют Венчанием Матери Мира Марии
Дэви Христос и Отца Светов Иоанна-Петра
Второго (Виталия Ковальчука). С момента
выхода Марии Дэви Христос на свободу
для движения начался новый этап развития,
который продолжается до настоящего времени.
Учение стало более систематизированным,
его основные аспекты изложены в печатных
и информационных изданиях Великого Белого
Братства ЮСМЛОС. В основе учения – положение
о том, что Бог есть Мать, а также учение
о любви и гармонии между небесным и земным,
мужским и женскими началами. Ныне последователи
движения не носят напоказ белых одежд.
Они верят в божественное происхождение
Марии Дэви Христос, уделяют большое внимание
чтению писаний и проповеди, и ведут аскетичный
образ жизни.
Аум Синрике (букв.
"Учение Истины") – религиозное учение, основанное
в 1986 г. японским проповедником Сёко Асахара
(Тидзуо Мацумото) в г. Фудзиномия (префектура
Шизуока, Япония).
Учение Аум Синрикё основывается
на идее триединого спасения: помощь людям
в излечении от физических болезней, душевных
болезней и страданий. Конечная цель –
достижение просветления и обретение
высшей мудрости, позволяющей познать
законы и структуру Вселенной. Асахара
почитается как воплощение в земном теле
верховного бога Шивы. Члены Аум Синрикё
делятся на монахов и мирян. Культовая
практика включает в себя упражнения из
йоговской практики, включая нравственное
совершенствование и физиотерапевтические
средства, помогающие достичь религиозного
экстаза, наивысшей формой которого является
самадха – почти безжизненное состояние.
В конце 80-х – начале 90-х годов
ХХ в. А.С. переместилась в США, Германию,
Шри-Ланку и другие страны. В России на
настоящий момент во многих крупных городах
имеются последователи Аум Синрикё (Астрахань,
Волгоград, Москва, Псков, Санкт-Петербург
и др.)
Аум Синрикё вошла в список террористических
организаций США, опубликованный 8 октября 1997
г. и состоящий из 30 групп. Организации
А.С. продолжают функционировать на территории
многих государств, несмотря на возбужденные
против них уголовные дела (наиболее громкое
– по факту теракта в токийском метро
в 1995 г.). 27 февраля 2004 г. основатель движения
Аум Синрикё. Сёко Асахара был признан
виновным в организации газовой атаки
в токийском метро в 1995 г. и приговорен
к смертной казни.
Бахаи – религиозное учение, основанное
в середине 19 в. в Ираке. Основоположником
учения был Сейд Али Мухаммад, известный
под именем "Баб" (араб. "Врата"),
объявивший о том, что он Посланник Бога
(1844), а за ним придет тот, кто и будет проявлением
истинного и живого Бога. Баб был заключен
в тюрьму и в 1850 г. расстрелян в Табризе
(Азербайджан) по приказу правительства
Ирана. Однако учение Баба и его последователей
(бабисты, бабиты, бабиды) получило продолжение
в бахаизме.
Бахаи считают, что Мирза Хусейн
Али (Баха-Улла) (1817–1892) – тот, о ком пророчествовал
Баб, "Обещанный у всех пророков".
Преемником и толкователем учения Баха-Уллы
стал его старший сын Аббас Эффенди (1844–1921),
известный как Абдул-Баха ("Слуга Баха"). Останки
Баха-Уллы и Абдул-Баха покоятся в Хайфе
и в Акке (Израиль), куда совершают паломничества
Б.
Бог, согласно учению Бахаи,
непознаваем. Б. проповедуют равенство
всех религий, единство человечества и
равенство всех людей перед Богом, независимо
от их расовых и половых признаков. Важное
значение в бахаизме придается институту
брака.
Культовая практика у бахаев
сведена к минимуму. Ежедневно последователям
учения предписано чтение трех обязательных
молитв. Общие богослужения проводятся
в каждый 19-й день и состоят из чтения молитв
и текстов Священных писаний Б. и других
мировых религий. Принять веру Б. может
тот, кто достиг 15-летнего возраста и заявил
о своем желании в Местном Духовном Собрании.
Храмы бахаизма, носящие название
"Дома Поклонения", имеют центральный
купол и 9 арочных входов (в честь девяти
пророков – Авраама, Моисея, Зороастра,
Христа, Кришны, Будды, Мухаммада, Баба,
Баха-Уллы – почитаемых бахаев), которые
символизируют единство и разнообразие
человеческого рода.
Бахаизм не имеют духовенства.
Во главе общины стоит "Дом Справедливости"
("Местное Духовное Собрание") – совет
из девяти членов, избираемых ежегодно
(21 апреля) тайным голосованием взрослых
членов общины. Национальные Духовные
Собрания избираются раз в год тайным
голосованием и несут ответственность
за управление делами общин Б. в национальном
масштабе. Верховный орган Международной
организации Бахаев – Всемирный Дом Справедливости
(Хайфа, Израиль), который избирается раз
в пять лет.
История бахаизма в России ведет
свой отсчет с конца 19 в. Первый Дом Поклонения был
построен в 1905 г. в Ашхабаде. В настоящее
время в России насчитывается свыше 20-ти
официально зарегистрированных организаций
бахаизма.
Международная Саентологическая
Церковь (Церковь саентологии, Саентология) (от
лат. scio – "знать" и греч. logos – "слово",
"учение", букв. "знание о знании")
– учение, построенное на концепции изучения
человеческого духа и работы с ним. Сами
последователи называют свое учение религией,
хотя многие исследователи не согласны
с таким названием.
Основатель М.С.Ц. – Лафайет
Рональд (Рон) Хаббард (1911–1986), опубликовавший
в 1950 г. книгу "Диaнетика: современная
наука душевного здоровья", которая,
по сути, положила начало движению. Диaнетикa
(от греч. dia – "через" и nous – "душa",
"разум", букв. "то, кaк разум влияет
нa тело") – технология, которая помогает
человеку избавиться от нежелательных
ощущений и эмоций, от болезней и стрессов,
служащих причиной болезней. Основная
идея учения заключается в том, что мир
обречен на уничтожение, и единственным
путем ко спасению является путь, предложенный
Роном Хаббардом и изложенный им в "Дианетике".