Новые религиозные движения и синкретические секты второй половины XIX – нач.XX вв.; Бахаизм, кадаизм
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 08:33, реферат
Описание работы
Понятие: религия, религиозные искания, религиозные ценности - в современном российском сознании уже не звучат так враждебно, как десять-пятнадцать лет назад, когда доминирующая и нормативная коммунистическая идеология была решительно атеистической. В новом российском обществе восторжествовала свобода совести. Те религиозные объединения (Церкви, общины), которые имели право на существование, но были весьма ограничены в своей активности и миссионерской деятельности, обрели дополнительные возможности.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3 1. Классификация новых религиозных течений………………….………..8 2. Синкретические и универсальные движения .………………………….12 3.Бахаизм, кадаизм…………………………………………………………..17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................25
Саентология учит, что человеческое
сознание включает в себя "аналитический"
ум и "реактивный" ум, хранящий записи
болезненных событий ("инграммы").
Избавившись от "инграмм" можно устранить
психологические проблемы и стать свободным
от физических и умственных расстройств.
По мнению последователей, Саентология
помогает человеку справиться с негативными
обстоятельствами, делая его, тем самым,
сильнее.
"Тетаны" – жизненные энергии,
обладающие сверхъестественными возможностями,
могут существовать вне физического тела
во Вселенной и за ее пределами. Цель человека
состоит в том, чтобы достигнуть состояния
полной душевной свободы ("действующий
тетан"), т.е. более высокого уровня существования,
являющегося, по сути, ключом к персональному
бессмертию.
Движение имеет свои институты
(наиболее известный из них – Мировой
Институт Саентологического Предпринимательства,
WISE), центры, миссии и церкви. Учебные заведения,
в которых изучается технология управления
Л. Рона Хаббарда, носят название "Хаббард-колледжей".
Во главе "Церкви саентологии"
в настоящее время стоит Давид Мискэвидж,
основной центр располагается в Лос-Анджелесе.
Глава "Церкви саентологии" в России
– Ричард Фир. Международная Церковь Саентологии
имеет своих последователей во многих
городах России Астрахань, Волгоград,
Воронеж, Екатеринбург, Красноярск, Магадан,
Москва. Нижний Новгород, Новосибирск.
Пермь, Санкт-Петербург, Саратов, Хабаровск
и др.).
Церковь объединения (Ассоциация святого духа за
объединение мирового христианства, Муниты,
Мунисты) – существует примерно с 1954 г.
Основатель движения – Сан Мён Мун (род.
в 1920 г.).
Согласно учению Муна, Бог –
Творец всех вещей, в Нем переплетены свойства
мужского и женского начал. Святая Троица
в христианском понимании отвергается.
Бог в учении Церковь Объединения, с одной
стороны предстает перед нами как абсолютная
реальность, вечный и неизменный, совершенный,
всемогущий и вездесущий. С другой стороны,
некоторые исследователи (например, Т.
Кузнецова) подчеркивают несовершенность
и неабсолютность Бога в учении Церкви
Объединения. Так, Бог Любви в учении Церкви
Объединения также нуждается в человеке,
как и человек нуждается в Боге.
Таким образом, Бог ограничен
в своей свободе. Человек же, напротив,
обладает неограниченной свободой, поскольку
он – воплощенный Бог. Адам и Ева были ложными
родителями человечества. Христос дал
людям духовное спасение, но основная
задача – спасение человечества – легла
на плечи Муна, как совершенного человека.
С 1960 г., т.е. с момента заключения брака
между Муном и его женой Хак Джа Хан Мун,
началась миссия Муна. С тех пор мир обрел
своих истинных родителей, которые стоят
во главе Церкви Объединения.
Цель Церкви Объединения –
установить Царство Бога на Земле (центром
Вселенной выступает Корея). Идеальный
мир – это мир безгрешных людей, объединенных
в единую нацию ("объединенная нация").
Главная вероучительная книга, которой
руководствуются члены Церкви Объединения
– "Рассуждения о Принципе" (в европейском
переводе звучит как "Божественный
Принцип") Муна. Эту книгу последователи
движения должны изучать ежедневно, вплоть
до заучивания.
Мун подчеркивает важность
молитвенной практики, поэтому членам
движения предписана обязательная молитва
в течение всего дня. Для молитвы, как правило,
используется отдельное помещение (комната,
освященная "священной солью" с молитвой).
Каждое воскресенье, первый день месяца
и так наз. Святые Дни члены Церкви Объединения
проводят Службы Обета. Широко распространено
общение с невидимым миром.
Церковь Объединения имеет
свою иерархическую структуру, свои обряды
(наиболее значимый из них – Обряд Благословения,
т.е. бракосочетание), праздники (День Родителей,
День Всего Сущего и др.). Основное занятие
членов – сбор средств на нужды движения,
которое принято называть "фандрейзингом".
Во владении Церкви Объединения
находятся огромные промышленные и технические
корпорации по всему миру. Движение имеет
свои ассоциации (Коллегиальная ассоциация
по изучению Принципа (CARP), Федерация женщин
за мир во всем мире (FWPW) и др.), религиозные
организации (Международный религиозный
фонд (IRF), Религиозная молодежная служба
(RYS) и др.), общественные и политические
организации (Совет международной безопасности
(ISC) и др.), средства массовой информации
(The Washington Times Corporation и др.), научно-образовательные
и культурные учреждения (Международный
культурный фонд (ICF) и др.).
В России Церковь Объединения
получила широкое распространение с конца
80-х – начала 90-х годов ХХ в. По официальным
данным Министерства юстиции РФ на территории
России на 1 января 2003 г. было зарегистрировано
10 религиозных объединений Церкви Объединения.
§3. Бахаизм. Каодаизм.
Бахаизм — религиозная доктрина, возникшая
в 19-том веке на основе ислама, за короткое
время выросла от уровня секты до одной
из значимых мировых религий.
Бахаизм относится к религиям авраамического
толка — иудаизм, христианство и ислам.
Все эти учения объединяет наличие священных
писаний (Библия, Коран и др.), вера в единого
Бога и его пророков (в бахаизме называются
богоявлениями). В настоящее время вера
Бахаи насчитывает более 5 миллионов приверженцев
и она распространена практически во всех
странах мира.
Ключевым отличием Бахаизма
является стремление к объединению всех
людей, независимо от их вероисповедания,
признание множественности путей к Богу,
максимальная толерантность.
Бахаизм своеобразно толкует
концепцию рая и ада. Согласно представлениям
бахаев, рай — это приближение души к Богу,
а ад — удаление души от Бога. Взаимодействие
с Богом и движение по духовному пути осуществляется
посредством молитв, медитаций, изучения
священных книг, соблюдения моральных
норм и выполнения своих обязанностей
по служению человечеству на выбранном
поприще.
Бахаизм с исторической точки
зрения делится на ряд этапов:
Апостольский — с 1844 по 1921 годы (оканчивается со смертью Абдул-Баха),
Век становления — идёт в настоящее время (укрепление
администрации бахаи, распространение бахаизма),
Золотой век — время, когда бахаизм станет нравственной и религиозной основой жизни
людей.
История возникновения Бахаизма
во многом пересекается с зарождением христианства
и ислама — появление пророка, гонения, мученическая смерть,
развитие общины от секты до религии. 23 мая 1844
года торговец из персидского города Шираз
(его звали Баб, что переводится с арабского
как "врата"), провозгласил весть
о появлении в ближайшем будущем нового
посланника Бога. Проповеди Баба были негативно восприняты
исламскими лидерами, в результате чего
Баб был арестован и затем расстрелян. Жестоким
преследованиям подверглись его последователи —
так за 9 лет в Персии были казнены более 20
тысяч человек.
Согласно постулатам бахаизма,
Баб по своему духовному статусу превосходит
всех Пророков, родившихся до него — Мухаммеда,
Иисуса, Моисея и др. Считается, что жизнь
и смерть Баба были отражены в пророчествах
всех религий: для зороастрийцев ассоциируется
с Ушидар-Махом, для иудеев — представляется
как возвратившийся Пророк Илия, для христиан —
Баб является воплощением Иоанна Крестителя.
Но непосредственным основателем
бахаизма считается не Баб, а Бахаулла. Он родился
в 1817 году в богатой и знатной персидской
семье. Став последователем Баба, Бахаулла
как и многие другие подвергся репрессиям со стороны
властей, потерял всё своё состояние и был
выслан из страны. В 1863 году Бахаулла заявил,
что он является тем, о чьём скором пришествии пророчестовал
Баб. После смерти Бахауллы общину бахаи
возглавил его сын Абдул-Баха, а затем Шоги
Эффенди.
Бахаизм включает ряд постулатов,
признание которых является обязательным
условием для верующего:
Единство всех религий;
Отсутствие посредничества
между Богом и человеком, при этом каждый
верующий должен самостоятельно искать истину;
Толерантность — отсутствие притеснения по расовому, половому, религиозному
и другим признакам;
Гармония религии и научного знания;
Стремление ко всеобщему образованию;
Социальная справедливость — борьба с бедностью;
Стремление к политическому объединению мирового сообщества как единой
федерации;
Создание новой цивилизации,
в основе которой лежат духовные приоритеты;
Личное следование моральным принципам, отказ от фанатизма, азартных игр, потребления
алкоголя и наркотиков.
В повседневной жизни бахаизм
налагает на своих последователей ряд
обязательств, например, бахаи должен
ежедневно читать три обязательные молитвы,
соблюдать пост один раз в год, приветствовать
членов своей общины словами "Алла-у
Ахба", что переводится с арабского —
"Бог преславен".
Интересно, что у веры бахаи
есть свой собственный календарь, в котором
год разделен на 19 месяцев по 19 дней в каждом.
Изначально бахаизм большое
внимание уделял вопросам административного
управления общиной. Так в каждом городе
должен выбираться "Дом справедливости",
в который входят девять и более представителей
местной общины, для управления всеми
её делами. На более высоком уровне иерархии
существуют национальные Дома справедливости,
а венчает пирамиду Всемирный дом справедливости.
Последний расположен в городе Хайфе, на территории
Израиля. Впервые Дом справедливости был
избран в 1963 году.
Бахаи активно строят храмы
своей веры, называемые Домами Поклонения.
В идеале такой храм должен быть создан
в каждой местности, где есть община бахаи.
Внешне храм имеет девять входов и один
купол, что символизирует единство мировых
религий. Первый в мире Дом поклонения
был сооружен на территории Российской
империи в Ашхабаде.
За свою короткую историю бахаизм
проделал большой путь, достигнув международного
признания наряду с мировыми религиями.
Учитывая, что нравственные и духовные
постулаты бахаизма созвучны стремлениям
в духовном поиске современного человека (единство
религий, толерантность, ценность науки
и образования) можно предположить, что
в ближайшем времени численность последователей
бахаизма будет только расти.
КАОДАИЗМ (по имени духа Као
Дай, буквально «Верховный дворец»), синкретическая
религия, нередко определяемая также как
политико-религиозное движение. Полное
название — Дай дао там ки фо до («Великий
путь третьей эпохи спасения»).
Первые каодаистские
проповеди относятся к началу 20 х гг. XX
в. Примерно к 1925 каодаизм становится вероучением
и приобретает паству. Официальная церемония
основания каодаистской общины состоялась
в ноябре 1926 в посёлке Гокен близ города
Тэйнинь (юго-запад Вьетнама). Согласно традиции,
основателем учения является чиновник
колониальной администрации Нго Ван Чиеу
(1878—1932), однако в становлении организационной
структуры каодаистского движения решающую
роль сыграл Ле Ван Чунг (1875—1934), возглавивший
общину каодаистов в начале 1926.
Основополагающий
догмат каодаистской веры — концепция
третьего спасения. Согласно доктрине
каодаизма, человечеству уже дважды было
даровано спасение: первый раз — Амитабхой,
мифическим правителем древнего КитаяФу Си и Моисеем, второй
раз — Конфуцием, Лаоцзы и Иисусом. Каодаизм
претендует на роль провозвестника третьего
и последнего спасения. Божественное откровение
последователи каодаизма должны получить
от медиумов во время спиритических сеансов.
Верховное божество
каодаизма Нефритовый император, Верховный
владыка, Повелитель Вселенной. Его персонифицирует
дух Као Дай. Согласно воззрениям каодаистов,
их верховное божество представляет собой
лишённый формы дух Вселенной, который
одновременно тождествен душе индивида.
И поскольку каждый человек является носителем
духа Вселенной, он способен вступать
с этим духом в непосредственный контакт.
Согласно воззрениям
адептов каодаизма, наиболее яркое воплощение
«душа Вселенной» обрела в выдающихся
личностях человеческой истории. Поэтому
они были избраны объектами поклонения.
Каодаистский пантеон представляет собой
строго иерархическую структуру, где каждому
духу отведено чётко установленное место.
В пантеон каодаизма входят духи основателей
мировых религий, китайский поэт Ли Бо,
национальные герои Вьетнама сёстры Чынг и Чан Хынг
Дао, героиня французского народа Жанна
д'Арк, французские политические деятели
Сен-Жюст, Жорес и Прудон, писатели В. Гюго
и Л. Н. Толстой.
Центральное место
в каодаистском культе занимает общение
с духами, происходящее во время спиритических
сеансов. Религиозная практика каодаизма
предусматривает различные формы контактов
с потусторонним миром, в том числе прямые
вопросы медиуму, находящемуся в состоянии
транса, сжигание листков бумаги, на которых
записаны обращения к духу. Обитатели
потустороннего мира, согласно представлениям
каодаизма, способны воздействовать на
зрение, слух и непосредственно на мысли
медиума. Монолог медиума, передающий
возникшие образы, тщательно фиксируется.
Полученные таким образом тексты образуют
писание каодаистов.
Канон каодаизма имеет
открытый характер и, в принципе, может
быть дополнен на спиритических сеансах
практически любой группой верующих. Однако
открытость каодаистской доктрины имеет
свои пределы, поскольку право проведения
сеансов имеют лишь лица, занимающие высокое
положение в каодаистской иерархии.
Каодаизм делится на
два течения: эзотерическое учение «недеяния»
(во ви) и популярное учение «спасения»
(фо до). В первом из них, имеющем в значительной
степени элитарный характер, основное
внимание концентрируется на мистической
практике, мирская же активность избегается.
Второе течение является более светским
и оформлено в разветвлённую административную
структуру. Каодаизм не представляет единой
религиозной организации и разделён на
несколько (свыше 20) крупных и мелких образований,
отличающихся друг от друга разным толкованием
вероучения: тэйниньская община, Бантиньдао,
Бантиньдао Дотхань, Тиентхиен, Миньтендао,
Батьи Лиендоан, Миньтенли и др. Главной
является община тэйниньской иерархии,
которую поддерживает основная часть
верующих.
Символом каодаизма
является так называемое «Небесное око»
— изображение заключённого в треугольник
человеческого глаза, который окружён
солнечными лучами. Оно украшает каодаистские
святилища («тханьтхат») и является объектом
поклонения. В течении каодаизма фо до
присутствует цветовая символика. Флаг
течения — трёхцветный и состоит из трёх
равных полос красного, синего и белого
(или жёлтого) цветов. Красный символизирует
конфуцианство и христианство, синий —
даосизм, жёлтый — буддизм и индуизм.
Последователям популярного
течения, многое заимствовавшего из амидаистского
культа, предписывается возносить духу
Као Дай молитвы, совершать тройное подношение.
Духовно-светская административная
структура течения фо до включает следующие
высшие органы: «кыучунгдай» (буквально
дворец девяти сфер), стоящий во главе
тэйниньской иерархии, и «хиептхиендай»
(дворец единства с небом), представляющий
собой собрание медиумов. Течение во ви
символически возглавляет «баткуайдай»
(дворец восьми триграмм).
Иерархия каодаизма
напоминает римско-католическую. Её образуют:
«зяотонг» («папа»), выступающий от имени
Верховного владыки; «чыонгфап» («кардиналы»),
имеющие право регламентации ритуала;
«даусы» («кардиналы»), обладающие правом
законодательной инициативы; «фойсы»
(«архиепископы»), действующие под началом
чыонгфапов и возглавляющие провинциальные
каодаистские общины (кроме тэйниньской),
а также организующие проповедь каодаизма;
«зяохыу» («священники»), чья обязанность
— распространение учения; «лесань» («диаконы»),
обладающие правом проводить спиритические
сеансы; «монде» — ученики; «нянсань»
— адепты; «тьыквиек» — наёмные рабочие.
Начиная с 40-х гг. XX
в. каодаисты вели активную политическую
деятельность. В конце 40-х — начале 50-х
гг. они имели самостоятельную армию (до
30 тыс. человек). В период американского
вмешательства во вьетнамскую гражданскую
войну часть лидеров каодаистских сект
поддерживала прокоммунистический Национальный
фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), причём некоторые
из них даже входили в состав его руководящих
органов. Однако после образования СРВ
деятельность каодаистов была существенно
ограничена властями. Тэйниньскую общину
заставили полностью ликвидировать свою
административную структуру, прекратить
любую политическую деятельность, передать
государству бульшую часть общинного
имущества, а также прекратить все спиритические
сеансы. В середине 1980 власти провинции
Тэйнинь секуляризировали 40 из 46 зданий
главного храмового комплекса тэйниньской
общины; отдельные деятели каодаистского
движения подверглись репрессиям.
Общая численность
последователей каодаизма превышает 2
млн. человек. Каодаизм распространён
на юге Вьетнама, где в ряде местностей
имеет преобладающее влияние в конфессиональной
среде. До массовых репрессий режима «красных
кхмеров» во второй половине 70-х гг. XX в.
около 100 тыс. последователей каодаизма
проживало вКамбодже, однако подавляющее
большинство их было этническими вьетнамцами.
В настоящее время каодаизм имеет последователей
во вьетнамских общинах различных стран
мира, прежде всего США.
Крупнейшее каодаистское
святилище — храмовый комплекс Тоа Тхань
(главный храм), находящийся в посёлке
Лонгтхань и являющийся центром тэйниньской
общины каодаистов.