Основные характеристики религиозного культа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 16:48, реферат

Описание работы

Значительное место в любой религиозной системе занимает религиозный культ. Само слово "культ" (от лат. cultus - поклонение, почитание) говорит о том, что составляет содержание этого понятия. Под культом понимается религиозное почитание различных предметов, сверхъестественных существ, в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т. п. С их помощью, как полагают верующие, можно "вступить в контакт" с богом, "святыми" или иными сверxу естественными силами, умилостивить их, заручиться их поддержкой в земных делах. Все церкви придают большое значение обрядовой стороне. Даже порой выступая за упрощение обрядности (как, например, протестантские церкви), они не отказываются от нее, а продолжают использовать в качестве одного из эффективных средств влияния на верующих.

Содержание работы

Введение.
1. Что такое религиозный культ………………………………2-3стр
2. Сущность и виды религиозного культа
1.2 Культы общинно-родового строя………………………...3стр
• Раннеплеменной культ………………………………3-4стр
• Промысловый культ………………………………….4-5стр
• Родовой культ………………………………………...5-6стр
1.3 Культы эпохи разложения родового строя……………...7стр
• Шаманизм………………………………………………8стр
• Нагуализм………………………………………………9стр
• Культ тайных союзов……………………………....9-10стр
• Культ вождей……………………………………...10-11стр
• Культ племенного бога…………………………...11-12стр
• Аграрный культ…………………………………...12-13стр
3. Христианский культ……………………………………..13-16стр
4. Мусульманский культ…………………………………...16-18стр
5. Иудейский культ…………………………………………19-20стр
6. Буддийский культ ……………………………………….20-22стр
Заключение…………………………………………………22-23стр
Список литературы…………………………………………….23стр

Файлы: 1 файл

религия 2..docx

— 56.02 Кб (Скачать файл)

  Шаманизм

  Это особая форма религии, состоящая  в выделении в обществе определённых лиц – шаманов, которым приписывалась  способность путём искусственного приведения себя в экстатическое  состояние вступать в непосредственное общение с духами. Духи сами избирали шамана. Обычный ритуал действий шамана – это так называемое камление – иступлённая пляска с пением, сопровождаемая ударами в бубен, либо иным шумовым эффектом. Камление рассматривается как способ общения  с духами, что достигается двумя  путями: или дух вселяются в  тело шамана (либо в его бубен), или  душа шамана отправляется в царство  духов. Цель шаманских обрядов состоит  в лечении людей и животных, в управлении погодой, в гадании  об успехе промысла, в борьбе с различными несчастьями. Шаман – это прежде всего легковозбудимый, истерический человек, склонный к припадкам, иногда эпилептик. Видимо, взгляд на шаманское призвание как на призыв духов, не повиноваться которому избранник не властен, являлся отражением того факта, что человека постигала нервная болезнь. Конвульсивные жесты и бессвязные выкрики казались признаками того, что его воля отсутствует и что его телом овладело иное существо. Отсюда – представление о том, что дух говорит его устами и направляет его действия. Именно этот человек и становился шаманом, постепенно развивая способность сознательно регулировать нервно-истерические припадки. Шаманизм тесно связан с ведовством, знахарством, с промысловым культом. Образы духов – плод галлюцинаций, бредовых видений шамана. На основе шаманизма новое направление получило развитие представление о душе человека. Появлялись представления о разных ипостасиях души. Кроме того с шаманизмом связана идея о воскресении человека, это объясняется тем, что во время камления шаман часто падает без движения, что представляется как путешествие его души в царство духов, а затем вновь «оживает». Пережитки шаманизма сохраняются и в более поздних религиях.       Элементы их присутствовали в оргиастических культах античной Греции, в преданиях об изгнаниии бесов Иисусом Христом. Они сохраняются в практиках некоторых современных сект – хлыстов в христианстве, вертящихся дервишей в исламе. 

Нагуализм

Нагуализм – культ личных духов-покровителей. Он является выражением распада общинных связей, выделения отдельной личности в хозяйственной сфере. Существенными чертами нагуализма являются индивидуальное отношение человека к миру, приобретение им личного покровителя (животного или растения), второстепенное значение общеплеменных норм, обрядов и верований. Отдельная личность постепенно высвобождается из-под общинной опеки, но чувствует слабость перед окружающим миром. Отсюда образ личного покровителя, стремление приобрести его любыми способами, вплоть до изуверских самоистязаний. Наиболее известным шокирующим обычаем являетсяманданский, который состоит в подвешивании юношей на ремнях, продетых под кожу и мускулы, причём испытуемый должен висеть до тех пор, пока не узнает образ своего покровителя в чудесном видении. Иногда приобретение личного покровителя достигается более мирными способами: он является человеку просто во сне. Корни его следует искать в индивидуальном тотемизме. Но с формальной стороны есть видоизменённая система инициаций, так как приобретение личного покровителя считалось признаком зрелости. Человек мог просто увидеть его во сне, но в некоторых случаях он добровольно истязал себя, чтобы вызвать бредовое видение и в нём узнать своего духа. Нагуализм сближается также с шаманизмом и системой тайных союзов. Пережитки этой формы религии содержатся в мифологических системах развитого типа. Античному миру было знакомо почитание личных божеств. У греков такое значение получил образ демона, известно, что Сократ ссылался на внушения своего демона, побуждающего его искать истину. В христианстве отголоском той же системы представлений является вера в ангелов-хранителей.

Культ тайных союзов

  Тайные  союзы являлись прежде всего общественной организацией и притом весьма характерной  для эпохи разложения общинно-родового строя. Это одна из зародышевых форм примитивной государственной власти. Однако она также породила систему  верований и обрядов. Целью тайных союзов было укрепление власти той  или иной группы. Средством достижения этой цели была тактика религиозного запугивания, т. е. поддержания в  окружающих веры в жутких богов или  злых духов, в которых сами члены  союза не верили. Самые важные обряды союза совершаются в строгой  тайне, доступ чужакам туда запрещён под страхом смерти, позже – штрафа. При принятии нового члена в союз, его старые религиозные представления разоблачаются, а взамен внушаются новые, но его обязывают поддерживать обман среди непосвящённых. Тайные союзы явились также причиной развития и усложнения демонологических верований. Это развитие имело не только стихийный, но и сознательный характер. Многочисленные образы страшилищ, восходящие ещё к системе возрастных инициаций, создаются и умножаются в тайных союзах нарочито для запугивания непосвящённых.Обряд принятия в союз тесно связан с идеей смерти и воскресения. Церемония принятия в союз в большинстве случаев представляла собой символическое убиение посвящаемого или инсценировку его смерти. Часто для доказательства члены союза носят по деревне куски мяса какого-либо животного. Затем, через определённое время, кандидат «чудесным образом» воскресает. Вера в смерть и воскресение, притом телесное, вера, выражаемая наглядной ритуальной символикой, призвана была сыграть важнейшую роль в поздние эпохи развития религии. Через греческие мистерии она проникла в раннехристианские общины и стала краеугольным камнем в христианском вероучении. Сама форма тайных союзов как своеобразных культовых объединений была предшественницей мистериальных союзов античного мира.

Культ вождей

  По  мере разложения общинно-родового строя  нараставшее экономическое неравенство, вело к усилению единоличной власти вождей; из родовых старшин, пользовавшихся просто моральным авторитетом, они  постепенно превращались в наследственных деспотов, власть которых поддерживалась прямым насилием; появлялись и военные  предводители. Естественным результатом  усиления власти вождей стала её сакрализация. Сакрализация власти вождя проявляется в трёх формах, которые обычно связаны одна с другой: сверхъестественная санкция его авторитета как опирающегося на магическую силу или на поддержку могущественного духа, почитание умерших вождей, выполнение вождём ритуальных и культовых функций. На вождя переносятся представления о магическом воздействии на природу, выросшие на основе тотемизма и промыслового культа.Одно из очень характерных религиозных представлений, которое было если не порождено, то по крайней мере расширено и усилено в связи с культом вождей, - это представление о безличной таинственной силе. В науке её принято называть меланезийско-полинезийским словом мана. Корни этой идеи, частично связанные с тайными союзами, более непосредственно сплетаются с культом вождей. Идея маны служит объяснением всего необычного, сверхъестественного, это синоним любой опасности, но в то же время и всякой полезной и благодетельной силы, если её действие превышает понимание человека. Древнейшие представления о ней связаны с вредоносной магией. Мана вождя – это его власть, авторитет, храбрость, могущество. Наследственность достоинства вождя осмыслялась как наследование его маны. Если вождь как-нибудь унижал своё достоинство, например, проявлял недостаточную храбрость или недопустимую мягкость в сражении, он терял свою ману. У некоторых народов был даже обычай умерщвлять вождя при первых признаках его постарения, ибо считалось, что одряхлевший вождь уже не может поддерживать магическое равновесие сил природы. На почве культа вождей развились и некоторые анимистические представления. Культ умерших вождей содействовал пополнению пантеона* фигурами различных второстепенных божеств, посылающих различные милости. На более поздней исторической стадии образы почитаемых умерших царей превращаются в фигуры героев, – таково происхождение и античного культа героев как второстепенных божеств.Роль культа вождей оказалась очень важной в истории религии. Фараоны Древнего Египта, вавилонские и ассирийские цари считались либо возлюбленными сынами богов, либо равными богам. Персидские Ахемениды были любимцами-избранниками Ахурамазды. Древнеиндийские цари получали свою власть от богов. Китайский император был сыном неба, а японский – потомком солнечной богини. Русские императоры считались помазанниками божьими.

Культ племенного Бога

  Культ племенных божеств складывается на грани доклассового и классового общественного строя. Он принимает  формы регламентированной, строго ритуализированной  религии. Здесь имеется оформившееся жречество, с которым конкурируют  вожди, выполняющие самостоятельные  культовые функции. Создаются определённые святилища и храмы, в которых  ставятся изображения бога, совершаются  установленные моления, приносятся жертвы. Выделяются образы бога-творца, бога-воителя и др.Образ племенного бога, являвшийся продуктом переплетения различных мифологических представлений, может считаться одним из главных  слагающих в дальнейшем развитии пантеона богов классового общества. Культ племенного бога есть первообраз тех развитых ритуализированных  культов с установленной жреческой  организацией, которые характеризуют  вообще религии классовых обществ.

  * Пантеон (греч. Pantheion - храм всех богов) - все боги, почитаемые каким-либо народом. связываются с иными общественными отношениями.

Путь  от этого образа идёт через различные  модификации к образам развитог политеизма, а затем образу единого  бога-творца монотеизма. В греческом  пантеоне богов можно, наряду с образами разного происхождения, обнаружить образы местных покровителей: микенская  богиня Гера, сохранившая тотемические черты коровы, аркадская Артемида с чертами медведицы. Римский  бог Марс был вначале богом  сабинян (племени марсиев), Квирин –  покровителем.

Аграрный  путь.

  Аграрный  культ – комплекс обрядов и  верований, связанных с земледельческими работами. Корни древнейших аграрных обрядов очень близки, почти тождественны с корнями охотничье-рыболовческих  обрядов. У многих народов зарождаются  олицетворённые образы духов, а позже  – божеств-покровителей плодородия земли и садов. Эти духи подразделяются на «внутренних» - в почве, в самом растении, и «внешних» - духи воздуха, дождя, погоды, солнца и других сил природы, влияющих на урожай. С этими олицетворениями духа растительности связан и древний широко распространённый миф об умирающем и воскресающем боге. Вполне правдоподобно предположение, что в основе древневосточных культов страждущих и воскресающих богов – Осириса, Таммуза, Адониса, фракийско - греческого Диониса – лежал архаический ритуал умерщвления человека с целью передать его производительную силу полям и садам. Этот элемент влился и в образ Иисуса Христа – образ сложный, но несомненно связанный с древневосточными богами плодородия. Отсюда благословение семян в церкви, моление о дожде, крестный ход против засухи или градопобития. Как отражение замкнутости, внутренней солидарности сельской общины и земледельческого, консервативного по своему укладу хозяйства складывается особая форма религии, называемая земледельческой религией сельской общины. Это обычно культ божеств, так или иначе связанных с земледелием: культ покровителей плодородия, божеств грозы и дождя, земли  духов растительности, почитание священных мест. Обрядность религии сельской общины тесно связана с сезонными земледельческими работами, со стремлением обеспечить урожай, с магией погоды. По своей форме эта религия замыкается в рамки местных общин, руководителями её обычно выступают деревенские старшины или общинные жрецы.Можно также выделять виды культов по объектам: культ солнца, культ неба, культ воды, культ животных (зоолатрия), культ предков, культ царя и т. д. Для каждого языческого божества существовал свой культ, например, культ Ваала, культ Астары и др.

  Христианский  культ

  Богослужения  в русской православной церкви проводятся на малопонятном верующим церковнославянском языке. Богословы оправдывают это  не только сложившейся традицией. В "Настольной книге священнослужителя", выпущенной Московской патриархией  в 1977 г., говорится: "Наш язык в  богослужении должен отличаться от обычного, которым мы говорим дома, на улице, в обществе. Как необычна в храме  архитектура, живопись, утварь, напевы, так и язык, на котором произносятся молитвы, должен быть необычен... Церковнославянский язык образует для молитв и песнопений возвышенный стиль". Церковь пытается разнообразить службы, чтобы каждая из них вызывала особое настроение у верующих. Службы эти сопровождаются чтением библейских текстов, хоровым  пением, ритуалами, которые способствуют созданию "молитвенного" настроения. На каждое богослужение специально рекомендуются  особые прокимены — краткие стихи  из Библии, выражающие сущность данной службы; паремии -библейские притчи, относящиеся  к данному празднику или к  иному церковному событию; тропари  — краткие песни о событии, отмечающемся в храме; кондаки —  песни, в которых акцентируется  внимание на какой-либо одной стороне  церковного события; кафизмы - отрывки  из библейской книги Псалтирь и т. п.  Важное значение придает православная церковь внушению верующим евангельских идей. Для этого разработан годичный круг евангельских чтений, расписанный  очень детально. Эти чтения начинаются на пасху и проводятся с таким  расчетом, чтобы в течение года евангелие было прочитано полностью. Причем точно определено, когда, во время какого богослужения читается тот или иной отрывок из евангелия. Так создается комплексное воздействие  на верующих евангельских текстов, затрагивающих  и веро-учительные, и морально-этические, и иные принципы. По замыслу члены  церкви должны постоянно испытывать влияние евангельских идей, строить  свои мысли и поступки "по евангелию". Все это служит для реализации стремления церкви направить всю  жизнь человека в религиозное  русло, заставить его сверять  каждый свой шаг с теми требованиями, которые выдвигаются в Новом  завете. Годичный круг евангельских чтений разбит на три цикла. Причем церковь  предписывает очень четко придерживаться порядка чтений, чтобы содержащиеся в евангелиях идеи усваивались постепенно. Все это выработано многолетней  богослужебной практикой и направлено на достижение максимального эффекта в постижении "христианской мудрости". Особенно большое значение придается в христианских церквах религиозным праздникам, которые сопровождаются торжественными богослужениями и таинствами. Каждый праздник, каждое таинство характеризуются специфическими богослужениями, отличающимися одно от другого. Это придает каждому торжественному дню особую значимость в глазах верующих. Подобное внимание к обрядовой стороне окупается для церкви I полностью. Ей удается оказывать психологическое влияние на людей, которые порой довольно слабо разбираются в вопросах вероучения. Кроме того, религиозные праздники и обряды, привлекающие людей в храмы, приносят церкви значительные денежные доходы. Культ играет большую роль в духовном одурманивании масс. Как справедливо замечал А. М. Горький,* "церковность действовала на людей подобно туману и угару. Праздники, крестные ходы, "чудотворные" иконы, крестины, свадьбы, похороны и все, чем влияла церковь на воображение людей, чем она опьяняла разум, — все это играло гораздо более значительную роль в процессе "угашения разума", в деле борьбы с критической мыслью, - играло большую роль, чем принято думать"

Христианские  таинства

    Таинствами в христианстве именуются  культовые действия, с помощью  которых, по словам церковнослужителей, "под видимым образом сообщается  верующим невидимая благодать  божия". Православная и католическая  церкви признают семь таинств:  крещение, причащение, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение, священство. Служители церкви пытаются  утверждать, что все семь таинств  являются специфически христианским  явлением, что все они так или  иначе связаны с различными  событиями "священной" истории.  В действительности все эти  таинства являются заимствованиями  из дохристианских культов, получившими  в христианстве некоторые специфические  черты. Причем первоначально христианская  церковь заимствовала и ввела  в свой культ всего два таинства  — крещение и причащение. Только  впоследствии среди христианских  обрядов появляются остальные  пять таинств. Официально семь  таинств были признаны католической  церковью на соборе в Лионе  в 1279 г., а некоторое время спустя  они были установлены и в  православном культе. Например елеосвящение. 

  * (Горький М. Собр. соч. М., 1953, т. 25, I с. 353). 

  Елеосвящение

    Важную роль в христианском  культе играет елеосвящение (соборование), которое отнесено католической  и православной церквами к  числу семи таинств. Оно совершается  над больным человеком и состоит  в смазывании его деревянным  маслом — елеем, которое якобы  является "священным". По утверждению  церковнослужителей, при елеосвящении  на человека сходит "божественная  благодать". Причем православная  церковь учит, что с помощью  елеосвящения исцеляются "немощи  человеческие". Католики же рассматривают  таинство как своеобразное благословение  умирающего.  Говоря о "немощах  человеческих" церковники подразумевают  не только "телесные", но и  "душевные" болезни. Определяя  это таинство, они заявляют, что  в нем "болящий через помазание  тела священным елеем получает  благодать святого духа, исцеляющую  его от болезней телесных и  душевных, т. е. от грехов".  Елеосвящение сопровождается молитвами,  в которых священнослужители  просят бога ниспослать больному  выздоровление. Загем читаются  семь посланий апостольских, произносится  семь эктений (прошений) о болящем.  Священник совершает семь помазаний  больного освященным елеем. Все  это убедительно указывает на  связь таинства елеосвящения  с древними колдовскими обрядами, в которых числам приписывалась  магическая сила. Таинство елеосвящения  так же, как и другие христианские  обряды, уходит своими истоками  к древним религиям. Заимствовав  это таинство из древних культов,  христианская церковь придала  ему особый смысл. Словно паутина  опутывает церковная обрядность  верующего от его рождения  до смерти. Что бы ни случилось  с человеком, во всех случаях  он должен обращаться за помощью  к церкви. Только там, учит духовенство;  люди могут найти помощь, только  в религиозной вере лежит путь  человека к подлинному счастью.  Проповедуя подобные идеи, служители  культа призывают на помощь  впечатляющие, оказывающие эмоциональное  воздействие на верующих обряды, которые используются церковью  в идеологической обработке людей.

Информация о работе Основные характеристики религиозного культа