Основные характеристики религиозного культа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 16:48, реферат

Описание работы

Значительное место в любой религиозной системе занимает религиозный культ. Само слово "культ" (от лат. cultus - поклонение, почитание) говорит о том, что составляет содержание этого понятия. Под культом понимается религиозное почитание различных предметов, сверхъестественных существ, в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т. п. С их помощью, как полагают верующие, можно "вступить в контакт" с богом, "святыми" или иными сверxу естественными силами, умилостивить их, заручиться их поддержкой в земных делах. Все церкви придают большое значение обрядовой стороне. Даже порой выступая за упрощение обрядности (как, например, протестантские церкви), они не отказываются от нее, а продолжают использовать в качестве одного из эффективных средств влияния на верующих.

Содержание работы

Введение.
1. Что такое религиозный культ………………………………2-3стр
2. Сущность и виды религиозного культа
1.2 Культы общинно-родового строя………………………...3стр
• Раннеплеменной культ………………………………3-4стр
• Промысловый культ………………………………….4-5стр
• Родовой культ………………………………………...5-6стр
1.3 Культы эпохи разложения родового строя……………...7стр
• Шаманизм………………………………………………8стр
• Нагуализм………………………………………………9стр
• Культ тайных союзов……………………………....9-10стр
• Культ вождей……………………………………...10-11стр
• Культ племенного бога…………………………...11-12стр
• Аграрный культ…………………………………...12-13стр
3. Христианский культ……………………………………..13-16стр
4. Мусульманский культ…………………………………...16-18стр
5. Иудейский культ…………………………………………19-20стр
6. Буддийский культ ……………………………………….20-22стр
Заключение…………………………………………………22-23стр
Список литературы…………………………………………….23стр

Файлы: 1 файл

религия 2..docx

— 56.02 Кб (Скачать файл)

    Так же рассмотрим культ реликвий.

  Культ реликвий

    Культ реликвий широко распространен в православии и католицизме. Но особенно велика его роль в католической церкви. По христианским представлениям, реликвии - это различные предметы, принадлежавшие Иисусу Христу, богородице, апостолам, святым и обладающие чудодейственной силой. В течение многих столетий десятки, сотни тысяч паломников устремлялись в храмы и монастыри, где хранились эти реликвии, приносившие церкви баснословные доходы. В погоне за наживой церковники "обзаводились" все новыми и новыми реликвиями, идя на фальсификацию, на прямой подлог. Фантазия служителей культа не знала границ. Среди реликвий можно было увидеть не только части одежды Иисуса, волосы богородицы, ребро Николая Чудотворца, но капли крови Иисуса, зуб святого Петра, молоко божьей матери. Духовенство доходило даже до того, что демонстрировало в храмах "палец святого духа" и "дыхание Иисуса". О том, как бессовестно обманывали церковники доверчивых людей, говорит хотя бы тот факт, что в различных городах демонстрировали порой десятки одних и тех же реликвий. Так, в Европе в прошлом столетии в разных монастырях и храмах показывали более 200 гвоздей, которыми был прибит к кресту Христос. Верующим демонстрировали множество частиц креста и самих крестов, на которых был "распят спаситель". По словам женевского реформатора Жана Кальвина, из всех многочисленных кусков этого креста, которые сохранялись как реликвии, можно было бы построить корабль, и так не только с крестом. В наши дни в различных странах Запада верующим демонстрируется 18 бутылок молока богородицы, 12 погребальных саванов (плащаниц) Христа, 13 голов Иоанна Крестителя и 58 пальцев его рук, 26 голов святой Юлианы. Вот такие чудеса творятся с христианскими реликвиями. Неоднократное разоблачение церковного шарлатанства не охладило пыл духовенства. Культ реликвий и в настоящее время играет значительную роль в католицизме и используется для привлечения верующих, что приносит церкви большие доходы.

  Мусульманский культ 

    В исламе вся жизнь человека  рассматривается как служба богу. Мусульманин должен, по Корану, рассматривать  себя в качестве раба аллаха, которому земная жизнь дана  для приготовления себя к загробной  жизни путем прохождения испытаний,  предпосланных свыше. "Все то, что имеется на свете. - говорится  в одной современной мусульманской  книге, - создано всевышним аллахом  для людей. Всем этим мы пользуемся... За все эти дары, созданные  аллахом для нас, мы должны  выражать нашу благодарность.  Богослужение считается выражением  благодарности и проявлением  покорности велениям аллаха". Верующий на своем жизненном  пути все обязан совершать именем аллаха и для аллаха. Этим объясняется сложная обрядность, столь характерная для ислама. За многовековую историю ислама сложилась определенная система богопочитания, отправления религиозных обязанностей в соответствии с учением Корана, указаниями, содержащимися в изустных и письменных преданиях, освященных традицией и духовенством.

  Обряды  в исламе

  Чтение  корана

  В богослужебном ритуале пению  Корана уделяется очень большое  внимание. Считается весьма похвальным, если в доме мусульманина имеется  Коран, независимо от того, умеет он читать или нет. Наличие в доме Корана понимается как хранение священной  реликвии. Существует поверье, будто  он ограждает дом от несчастий, злых духов, дурного глаза, постоянно  благословляет обитателей дома. Кроме  того, среди мусульман распространена клятва на Коране при совершении сделок — обычай, в силу которого свидетельство  человека с Кораном в руках  должно приниматься всерьез, за истину, а обещание, данное при Коране, должно вызвать уверенность в исполнении, и т. д. Лишь очень немногие из мусульман  умеют читать Коран, и еще меньше тех, кто в состоянии понять смысл  отдельных фраз из Корана (аятов). Поэтому  за чтение Корана в доме верующего  представители духовенства берут "садака" или "шукрсадака", т. е. определенную мзду. В мусульманских  странах все значительные события, праздники, торжества, пуск промышленных объектов, словом, начало всех общественных мероприятий открывается чтением  Корана, транслируемым по радио и  телевидению. Перед началом ежедневных радиопередач также читается Коран. Другие религиозные книги, сборники преданий и т. п. читаются значительно  реже, и, конечно, ни в коей мере не могут  сравниваться с Кораном - главной  священной книгой мусульман.

  Мусульманские праздники и посты

  Лейлят  аль-кадр

    Мусульмане особо торжественно  отмечают три последние ночи, предшествующие завершению поста,  так как они считаются наиболее  священными Приготовления и хлопоты,  связанные с ними, ничем не  отличаются от праздников. Распространено  поверье, будто в эти ночи  происходят всевозможные чудеса, знамения, исключительные события,  свидетели которых, если они  сумеют увидеть и распознать  или хотя бы услышать о них, получают благорасположения "высших" сил. Поэтому мусульмане стараются быть свидетелями хотя бы одного знамения или из ряда вон выходящего события, с тем чтобы заслужить к своей особе внимание могущественных сил, задобрить их, чтобы те благоприятно повлияли на их судьбу Наиболее почитаемая ночь - это ночь на 27-е число рамадана (лейлят аль-кадр), т е. ночь предопределений. Эта и другие ночи, предшествующие празднику разговенья, называются ночами бодрствования, когда мусульмане обращаются к всевышнему с просьбой о милостях. Мусульмане верят, будто именно в ночь на 27-е рамадана небесный подлинник Корана из-под престола господа был перенесен архангелом Гавриилом (Джабраилом) на ближайшее к земле небо и уже отсюда его содержание постепенно передавалось в течение 23 лет пророку Мухаммеду. Кроме того, в эту ночь, учит ислам, всевышний раздает ангелам свои "определения", т. е. указания и решения, относящиеся к миру вообще и к отдельным людям в частности. Эти решения ниспосылаются на целый год, и изменить их никто не в состоянии. В пропагандистском арсенале духовенства этому празднику уделяется немалое внимание. Дневной пост, обильная еда ночью, томительное ожидание вечера с "возможными чудесами" (так как верующим внушается, что эти ночи полны всякими чудесными происшествиями, встречами с ангелами, с добрыми и злыми духами, тенями умерших и т. д.) оказывают на психику верующих сильное воздействие.

  Пятница

    Этот день считается у мусульман  днем отдыха и празднуется  еженедельно, как у евреев суббота,  а у христиан - воскресенье. В  арабских странах пятница —  официальный выходной день, а  также день посещения мечети  для совершения молитвы, обставляемой  более торжественно, чем в обычные  дни. Именно по пятницам происходят  большие полуденные общественные  богослужения, люди облачаются в  праздничные одежды, готовят более  обильную и вкусную пищу, приглашают  друг друга в гости. Мусульмане  говорят, что пятницу чтил сам  пророк Мухаммед, совершавший в  этот день публичную молитву.  Предание гласит также, будто  бы день страшного суда придется  на пятницу, что Мухаммед и  его зять Али родились в  пятницу и что "свет ислама" начал распространяться именно  в пятницу. 
 

  Иудейский культ 

   Совокупность действий, направленных  на умилостивление бога Яхве  и исполнение "его" повелений,  составляет культ иудаизма. Важную  роль в иудейском культе играют  обряды и праздники. 

  Обряды  в иудаизме

  Мезуза  и цицит

  Служители иудаизма, требуя от верующих исполнять  все религиозные обычаи, предписывают в обязательном порядке развешивать  мезузу и носить цицит.  Мезуза - кусок  пергамента, на котором написаны стихи  из Второзакония (6, 4-9 и 11, 13-21). Свернутый  свиток помещается в деревянный или  металлический футляр и прикрепляется  к косяку дверей. Мезуза - магическое средство, способное, как полагают верующие, уберечь их от нежелательных действий злых духов. Цицит - кисти из шерстяных  ниток, прикрепленные к краям  арба-канфота, т. е. к четырехугольному куску материи, одеваемому религиозными евреями под верхнюю одежду. Как  и мезуза, цицит "оберегает от всякого зла". Талмудисты сравнивают цицит с веревкой, которая брошена  утопающему, ибо, твердят они, цицит  символизирует заповеди Яхве, исполнение которых обеспечивает человеку вечную жизнь в будущем мире. Сравнение  цицита с веревкой символично: заповеди Яхве действительно напоминают канат, которым крепко опутана вся жизнь  верующего еврея.

Иудейские праздники и посты

    Особенность иудейских праздников  состоит в том, что они отмечаются  по чинному календарю. Лунный  календарь, по которому празднуются  иудейские праздники, сделал их  блуждающими и тем самым помог  иудейскому духовенству скрыть  историческую связь праздников  с социально-экономическими условиями  жизни народа.

Шебуот

      Шебуот справляется на пятидесятый день после второго дня пасхи и потому носит название пятидесятницы. В книге Исход (23: 16) о празднике шебуот сказано: "Наблюдай в праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле". Следовательно, в древности этот праздник не имел никакого специфически религиозного значения. Он был связан с земледелием, отражал радости, ликование земледельцев, собиравших плоды своего труда. В диаспоре, когда евреи не могли заниматься земледелием, шебуот потерял это свое значение праздника урожая. Однако, желая сохранить ветхозаветный праздник, раввины дали ему иное толкование. Они связали его искусственно с пасхой.  Если пасха, утверждали раввины, является праздником исхода евреев из Египта, то шебуот - праздник в память дарования Торы на горе Синае пророку Моисею через семь недель после исхода. Шебуот стал как бы заключительным придатком пасхи.

  Посты

    В культе иудаизма важную роль  играют посты. Современные теологи  твердят о том, что пост облагораживает  человека, освобождает его от "грубых, низменных" чувств, вызывает думы  о духовности своего бытия,  сближает его с божеством и  т. п. Израильский теолог Иосеф  Бург, например, который вел по  радио по четвергам еженедельный  отдел Торы, толковал пост в  том смысле, что "хотя он  и изнуряет наше тело, зато  просветляет душу нашу и возвышает  ее до престола Яхве". Пост, как уже отмечалось, относится к древнейшему культу. Он возник тогда, когда первобытные люди вследствие слабого развития производительных сил были еще не в состоянии обеспечить себя и своих богов достаточным количеством пищи. Религиозное сознание связало пост, "истязание тела" с состоянием, наиболее благоприятным для воздействия на решения бога. Исполнение этих предписаний - а по иудейскому календарю постов очень много - приносит большой моральный и физический вред верующим.  Однако в наш век становится все меньше верующих, которые изнуряли бы свое тело постами и отказывались бы от удовлетворения своих элементарных потребностей. Учитывая это, современный идеолог иудаизма М. Стейн-берг пишет: "Тот, кто видит законное наслаждение, но не пользуется им, проявляет неблагодарность по отношению к богу, давшему ему такую возможность". Такая модернизация иудейского культа Стейнбергу нужна для защиты богатства и частной собственности. Он откровенно заявляет: "Никому не дано права препятствовать пользованию богатством, разрушать его". Иудаизм настаивает на том, что "предотвращение подобных злоупотреблений" является прямой обязанностью, долгом перед обществом.

  Культ в буддизме

  Формы культа в буддизме очень разнообразны. Это вызвано тем, что, распространяясь  в различных странах, буддизм  широко ассимилировал местные культы и включал в свою обрядовую  практику укоренившиеся у данного  народа обычаи. Буддийское духовенство  давало этим обрядам новое толкование, связывая их с догматами буддизма и с мифическими событиями из жизни Будды, его учеников и видных деятелей буддийской церкви. 

  Буддийские  обряды и обычаи

  Дзул-хурал

    Так называется "святильный обряд", совершающийся поздней осенью. Дацанские  храмы освещаются снаружи и  внутри множеством свечей, при  свете которых верующие перед  изображением богов каются во  всех случаях плохого обращения  с домашними животными. Плохой  корм, побои, непосильная работа, которые заставляют животных  страдать, - тяжелые грехи, вызывающие  якобы дурное перерождение. Ведь  в каждом домашнем животном, по  ламаистским представлениям, может  жить перевоплотившийся умерший  родственник верующего. Покаяние  должно избавить верующего от  вины перед умершими. Возможно, что  в своих истоках дзул-хурал  восходит к индийскому культу "священных" животных.

  Найдани-хурал

  Обряд, посвященный отшельникам (найданам), возведенным в ранг божеств. Совершается  также осенью Вывешивая изображения  найданов, подчеркивающие их дряхлость, безразличие ко всему окружающему, ламы рассказывают верующим, что найдены  бы ли когда-то мирскими людьми, но уйдя в отшельничество, заслужили "спасение". Найдани-хурал подчеркивает опасность  всякой привязанности к жизни, ибо  эта привязанность ведет к  дурным перерождениям. 

  Буддийские  праздники

  Праздников  в современном ламаизме сравнительно немного. Однако отмечаются они с  большой пышностью, сопровождаются сложными ритуалами. Служители культа делают все возможное для того, чтобы оказать наиболее сильное  эмоциональное влияние на верующих.

  Цагалган

  Цагалган (цагансара, т. е. белый месяц) - один из наиболее известных и соблюдаемых  до сих пор праздников ламаизма. Он приурочивается к началу нового года по старинному лунному календарю. В течение 16 дней этого праздника проводится целая серия обрядов, посвященных, по уверению лам, "двенадцати чудесам Будды". Однако легко установить шаманистское происхождение этих обрядов. Большинство их связано с ожиданием появления Лхамо и направлено на борьбу с неверием и инаковерием. Ламами торжественно разрубается на 12 частей слепленная из теста фигурка обнаженного человека (линга), олицетворяющая "врагов веры". Ламы сооружают из дерева, бумаги и теста некое подобие увенчанного черепом огромного наконечника стрелы (дуг-жуба, или сор) и под пение молитв бросают свое изделие в подожженный в степи соломенный шалаш, что тоже должно привести к уничтожению "врагов веры". Праздник цагалган служит ламам для внушения верующим идеи исключительности буддизма. Только в этой вере человек якобы может обрести свое счастье.

Информация о работе Основные характеристики религиозного культа