Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:13, реферат
Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Его имя впервые встречается в летописи под 907 годом. После победоносного похода князя Олега на греков греческие цари Леон и Александр вынуждены были заключить с ним мир и обязались уплачивать дань. Договор был скреплен, по обычаю, клятвами обеих сторон. Греки-христиане "целовали крест, а Олега с мужами его водили в клятве по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, их богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир".
Пантеон языческих богов восточных славян
Перун
Перуна не без оснований считают
главным божеством языческого пантеона
восточных славян. Его имя впервые
встречается в летописи под 907 годом.
После победоносного похода князя
Олега на греков греческие цари Леон
и Александр вынуждены были заключить
с ним мир и обязались
То же самое повторилось спустя лет сорок, уже при князе Игоре. Греческие послы прибыли в Киев, чтобы привести Игоря к клятве, записанной в новом мирном договоре: "Призвал Игорь послов, и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото, и присягали Игорь и люди его, - сколько было язычников между русскими".
И, наконец, еще спустя лет тридцать князь Святослав поклялся соблюдать мир с греками: "Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем, - от Перуна и Волоса, бога скотьего, и да будем желты, как золото, и пусть посечет нас собственное оружие". Заметим, что в клятвах подчеркивается связь Перуна с оружием: это свидетельствует о его воинственности. Отсюда понятно, почему Перун считался покровителем князя-воина и его боевой дружины. Его славили в дни победы и ему приносили жертвы, желая достижения военного успеха. В священных местах сооружались его изображения. В 980 году князь Владимир, свергнув своего брата Ярополка, "стал княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме возле двора теремного: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами...".
Добрыня, дядя Владимира, став его наместником в Новгороде, прежде всего "поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу". Каждый языческий бог у всех народов обладал своими особыми качествами, имел свои атрибуты, каждому богу были подвластны свои стихии природы и одновременно - свои сферы жизни людей.
Перун - это прежде всего бог грозы (грома). В весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник обновления земли, природы, отсюда - первостепенная роль Перуна. В белорусском и украинском языках слово "перун" означает "гром", "удар грома". Если молния зажигала какую-то постройку, то говорили: "Перуном спалило". Такой пожар тушить было нельзя. Известно проклятие, ходившее в народе: "Чтоб тебя Перун убил!" (у словаков: "Перунова стрела в тебя!").
Перун был вооружен палицей, луком со стрелами (молнии - это стрелы, которые метал Перун), топором. Топор считался одним из главных символов бога. Молния в небе воспринималась не только как стрела, но и как летящий огненный топор Перуна. Археологи нашли множество миниатюрных бронзовых и железных топориков, датируемых X-XIII веками: им приписывались сверхъестественные свойства оберегов. Орнаменты на них имели символический смысл: зигзаги означали молнии, кружок с точкой - солнце. Считалось также: гром возникал, когда Перун трет один о другой два гигантских небесных жернова.
Перун-громовержец возбуждал в древнем человеке двоякое чувство. С одной стороны, это был страх перед божеством, владеющим грозными природными стихиями, которые способны нести смерть и разорение. От такого злого божества надо было искать защиту, им надо было его умилостивить. Верили, что спастись от удара молнии можно, если умыться "с серебра", то есть погрузив в сосуд для умывания серебряную ложку или золотое кольцо. От молнии предохраняло также растение чернобыльник. С другой стороны, верили, что всесильный Перун убивает и разгоняет силы зла, наказывает их и утверждает добрые начала. Воплощением зла считался Змей (не природный большой змей вроде удава, но фантастический, часто крылатый, многоголовый, пышущий ядом и огнем, враг всего сущего). О борьбе Перуна со Змеем, или шире: представителей двух противоположных миров, существовали не только славянские мифы, следы которых находят в поздних славянских сказках. Параллельные сюжеты есть в мифологии и фольклоре у разных народов.
В общих чертах древний сюжет
можно передать следующей схемой:
Змей, обитатель Нижнего мира (это
подземный - хтонический - мир, мир тьмы,
зла, смерти), похищает обитателей Среднего
мира - людей, скот - и прячет их в
своих пещерах. Бог Громовник (обитатель
Верхнего мира, мира светлых сил) разбивает
молотом или палицей скалу
и освобождает пленных. Змей, чтобы
спастись, бежит, принимая облик то
человека, то разных животных. И таким
образом, меняя личину, он на время
ускользает от преследования. Наконец
он укрывается под деревом или
под камнем - здесь-то бог на коне
либо на колеснице настигает его,
ударяет молнией - считалось, что
при этом возникает вспышка огня
и идет дождь. Так Перун оказывается
тесно связанным помимо огня с
культами воды, дерева и камня. Он считается
родоначальником небесного
Археологические, этнографические
и лингвистические данные позволяют
утверждать, что бог с именем Перун,
или близкими именами, был известен
всем славянам и многим неславянским
народам (сравним: литовский Перкунас,
латышский Перконс, индоевропейский
Парджанья, одновременно означающий дождевую
тучу и имя бога). Культ Перуна
подвергся жестоким ударам с принятием
на Руси христианства. Повсеместно
стали свергать его изображения,
разрушать посвященные ему
Археологи раскопали близ Новгорода, в урочище, носящем название Перынь (!), на холме, огражденном с трех сторон водами реки, озера и болота, языческое святилище: должно быть, здесь разыгралась тысячу лет назад драма с изваянием Перуна, описанная в летописи.
В Новгороде же нашли металлическую скульптуру, вероятнее всего - тоже изображение Перуна.
Днем Перуна считался день 20 июля. Перуновым деревом почитали дуб - символ могучей силы. Перуновым животным - быка, или тура, как самого сильного из близких к человеку животных.
Велес (Волос)
Имя этого бога встретилось нам в летописных рассказах о клятвах русских князей: Волос упоминается здесь вслед за Перуном. В языческих святилищах стояли его изваяния. Ключ к пониманию Волоса-Велеса надо искать в наименовании его богом скота, "скотьим богом", то есть покровителем домашних животных. Именно к нему следовало обращаться с просьбами о благополучии скотины, об избавлении ее от болезней. Ему приносили в жертву коней, быков, овец. Он играл какую-то роль в обряде сжигания "коровьей смерти", совершавшемся для прекращения падежа скота (об этом обряде лучше будет подробно рассказать в связи с культом святого Власия).
Однако слова "скот", "скотий" имели в древнем русском языке и другое значение: чем больше у хозяина скота, тем больше достатка, богатства. Волос-Велес был, значит, богом богатства, материального благополучия. Похоже, в княжеских клятвах он выступал именно в этой роли: если Перун воплощал мощь оружия, то Волос - силу золота. Отсюда понятен и смысл клятвы Святослава: если они предадут Перуна - пусть их посечет их же оружие, если предадут Волоса - пусть пожелтеют как золото.
Образ Волоса-Велеса таит немало загадочного,
его характеристику приходится воссоздавать
по крупицам, нередко ограничиваясь
лишь предположениями и
А вот еще загадочная подробность: автор "Слова о полку Игореве" называет великого слагателя песен Бояна внуком Велеса. Значит ли это, что Волос-Велес считался, подобно древнегреческому Аполлону, покровителем певцов и музыкантов? Может, этот бог был связан с поэтами-жрецами, волхвами, прорицателями? Вряд ли случайно полное звуковое соответствие: Волос - слово. Не означает ли оно особых отношений древнего божества с тем "словом", которое получало выражение в поэзии, в гаданиях и колдовских заклинаниях?
Некоторые свойства и приметы языческого
Волоса позднее оказались у
С приходом христианства Волос разделил судьбу других языческих "кумиров". Князь Владимир велел "Волоса идола свергнуть в реку Почайну". Когда Авраам водворял христианство в Ростовской земле, он не решился тронуть Волоса. Тогда, согласно преданию, апостол Иоанн Богослов вручил ему трость, которой Авраам, уже не боясь, проткнул каменного идола, и тот будто бы рассыпался в прах.
Следы культа Волоса сохранились в многочисленных названиях, распространенных особенно на Русском Севере. Так, по документам, в Новгороде была Волосова улица (на ней когда-то стояло изваяние бога), во Владимире был Волосов Никольский монастырь, в Переяславле-Залесском в начале XVII века лежал Волосов камень. Есть и другие имена местностей, урочищ, в которых можно усмотреть отголоски памяти о боге.
Сварог
Об этом божестве существуют довольно-таки противоречивые суждения. Например, Дажьбога в одной летописи называют сыном Сварога, что дает основание видеть в нем бога неба. Само имя связывают с санскритским "свар" ("небо", а также "свет"). Отсюда возникает желание объявить Сварога самым главным и древнейшим славянским божеством, даже выше Перуна. Но такая трактовка расходится с тем, что мы знаем о языческой религии славян по древним источникам: Прокопий Кесарийский (середина VI века) называл богом - владыкой над всеми - именно творца молний, то есть Перуна.
В слове "сварог" (В череде значений
слова - а этимологические словари
дают множество вариантов
В той же самой летописи Сварог уподоблен Гефесту, древнегреческому богу огня, мифическому кузнецу, сыну Зевса и Геры. С этим перекликается обличительное высказывание в "Слове некоего Христолюбца" по адресу язычников: "Они же огню молятся, зовут его Сварожичем". А это дает основание предположить, что Сварог был хозяином огня и его творцом.
Слова "огню молятся" ведут нас в особый мир языческих представлений, культов и обрядов. Поклонение огню, как и поклонение солнцу, другим небесным светилам, воде, камням, деревьям, то есть природе в ее главных составляющих, было одним из оснований языческой религии. Священный огонь горел на капищах в честь богов, но священным считался и огонь домашнего очага. "Свой" огонь поддерживали в печи, тщательно загребая угли, чтобы легко было вздуть огонь, когда понадобится. При переходе в другое жилище переносили огонь из старого очага. Долго сохранялся запрет на передачу огня из дома чужим (либо огонь давали, но с непременным возвратом углей). К огню обращались как к живому. Если угли продолжали тлеть в печи, когда хозяева уже укладывались спать, огню говорили: "Святый богач, ложись спать!"
Специальный огонь возжигали на празднествах. Считалось, что "живой огонь", то есть добытый трением, обладал особенными качествами, - через такой огонь прогоняли скот, чтобы предотвратить заболевания. Огонь обладал целебной и очистительной силой. К "батюшке царю-огню" обращались с заговорами в надежде излечиться или предупредить болезнь. К огню следовало относиться со священным чувством: не плевать в него, не бросать что попало; возле огня не полагалось браниться. Особую силу находили в обрядовых кострах: через них прыгали, чтобы очиститься от грехов и избежать всяких бед (см. далее главу "Иван Купала").
Информация о работе Пантеон языческих богов восточных славян