Пантеон языческих богов восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:13, реферат

Описание работы

Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Его имя впервые встречается в летописи под 907 годом. После победоносного похода князя Олега на греков греческие цари Леон и Александр вынуждены были заключить с ним мир и обязались уплачивать дань. Договор был скреплен, по обычаю, клятвами обеих сторон. Греки-христиане "целовали крест, а Олега с мужами его водили в клятве по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, их богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир".

Файлы: 1 файл

Пантеон языческих богов восточных славян.docx

— 37.52 Кб (Скачать файл)

Значит, Мокошь устойчиво связана  с обработкой овечьей шерсти. Нет  ли в самом имени богини указаний на эту связь? В родственном славянским языкам литовском есть близкие слова: makstyti означает "плести", meksti - "вязать".

Можно с большой долей уверенности  сказать, что богиня Мокошь была покровительницей овцеводства, шерсти, пряжи и, шире, - вообще бабьей части крестьянского  хозяйства. Она строго следила за тем, чтобы женщины соблюдали  все нормы поведения, труда, домашних дел, и наказывала нерях. Будучи чем-нибудь недовольна, Мокошь могла состричь немного волос у спящей хозяйки. Бабка Мара (персонаж, аналогичный  Мокоши) путала и рвала кудель, оставленную  ленивой хозяйкой (или - влияние христианства - без благословения). Иногда Мокошь ночами шалила, постукивая веретеном  по дверному косяку. Была у нее еще  одна важная забота - Мокошь покровительствовала  бракам, была защитницей прочных семейных устоев. Возможно также, что от Мокоши зависел приплод - и в доме, и  на скотном дворе, и в амбаре.

В языческой религии и мифологии  всех народов мира женские божества занимали очень важное место. В древнейших верованиях неизменно мы встречаем  богиню-мать, родоначальницу, великую  Матерь богов, супругу верховного божества. Она связана с землей (сравним  выражение "мать сыра земля"), она  прародительница всего сущего, с  нею связаны важнейшие культы, обеспечивающие жизнь общества, успешную хозяйственную деятельность, сбор урожаев, рост скота, появление на свет новых  поколений людей. Следы такого культа проникли в христианство и нашли  отражение в народном двоеверии (см. "Русь двоеверная"). Память о  древнерусском женском божестве, конкретного имени которого мы не знаем, отражена в искусстве народных вышивальщиц и мастериц художественного  тканья. Рисунки вышивок и тканых вещей передавались из поколения  в поколение, бережно сохранялись  в разнообразии вариантов.

Среди них особый интерес для  нас представляют композиции сложного символического содержания: сами искусницы  уже не могут "прочитать" исконный смысл изображаемых сюжетов либо толкуют их по-своему. Но исследователи, анализируя множество композиций из разных областей России, сопоставляя  их с традиционными орнаментами  у других народов, с данными археологии, и опираясь на знания древней религии  и мифологии, открывают в них  интереснейшие фрагменты некогда  живого, исполненного богатой фантазии мира представлений.

Присмотримся к этим рисункам. Заметим, что геометрические фигурки - это  не простые декоративные узоры, но символические  знаки весеннего солнца, птиц: они  символизируют воскрешение природы, выражают пожелания добра, благополучия. В центре - условное, обычно очень  упрощенное, но ясно угадываемое изображение  женщины: руки ее подняты вверх, к  небу, держат птиц или поводья коней (иногда на конях - всадники). Здесь же - пышное дерево, на котором символически изображены небесные светила, жар-птица, другие знаки. Женщина словно бы срастается с этим деревом. В науке принято  называть его мировым древом. Для  религий и мифологий едва ли не всех древних народов это универсальный образ, наполненный богатым и сложным содержанием.

Коротко говоря, образ этот передает представление древних о том, как устроен мир и как соотносятся  между собою отдельные его  части: крона древа - это Верхний  мир, небо - мир богов, света; главный  его символ - птица; ствол - это Средний  мир, мир людей, земля (символы его - растения и рыбы); корни - Нижний мир, где обитают подземные существа, враждебные людям, и темные силы. Богиня на изображениях выступает как владычица  неба и земли, следовательно - покровительница  всего живого и доброго. Ей служат все (всадники на конях - это, возможно, боги, ей подчиняющиеся). Образ великой  богини-матери в древних религиях мог как бы расщепляться на несколько  персонажей, каждый из которых воплощал какую-то одну или несколько его  сторон. Возможно, что так было и  у восточных славян: наряду с Мокошью - богиней, древние письменные источники  и поздние этнографические данные указывают на бытование мифических женских персонажей - берегинь и  Рожаниц, Купалу, Морену...


Информация о работе Пантеон языческих богов восточных славян