Православие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:16, реферат

Описание работы

Выбор восточной ветви христианства — православия — был определен рядом причин, внутренних и внешних. В этот период сформировалась необходимость этнокультурного объединения всех земель. Язычество должно было уступить место новой религии, так как оно отражало демократический быт древнеславянского общества, исчезающий под натиском общегосударственного феодализма. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира.

Файлы: 1 файл

Монастыри как центры духовной культуры.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Несущим элементом  любой культуры является религия. Это  не просто вера в сверхъестественное или система обрядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси.

Значимость  русского религиозного искусства России к. XIX- начала ХХ вв., и одновременно его малоизвестность, обусловливает новизну и актуальность его изучения не только в России, но и, подчеркнем, в специфических условиях РЗ. Эта специфика накладывает на его характеристики черты своеобразия и одновременно является фактором дополнительной сложности изучения.

Итак, религиозное  искусство - архитектура, церковная  живопись - переживает в России к. XIX начале ХХ века период активного и  сознательного обновления. Новые  веяния в искусстве соотносились в первую очередь с неорусским стилем, . Он характеризуется обращением к иному по сравнению со второй половиной XIX века кругу образцов и новыми принципами их переосмысления.

В церкви в честь  иконы Божией Матери Иверския (Офицерская ул.) художником В. А. Михайловым была создана роспись, далекая от традиционной иконографии,. Вместо канонических сюжетов из священной истории и жизни Христа место занимают сюжеты из русской воинский истории, а на закрепленных на колоннах и по верху западной и северной стен мраморных плитах вписаны имена русских воинов, погибших за отечество в сражениях на Дальнем Востоке, а позднее по арочным сводам имена павших и в первую мировую и гражданскую войнах. Это настоящий Пантеон воинской славы, подобно знаменитому, но построенному позже в 1911 г. - храму-памятнику Спаса на Водах в Санкт-Петербурге, также посвященному погибшим русским морякам в Русской-японской войне. Таким образом, храм превращается в памятник русской истории и культуры. Сакральное переплетается, сливается со светским началом. Сюжет и композиция росписей Иверской церкви удивительно напоминает былинно-эпическое полотно В. Васнецова После побоища Игоря Святославовича с половцами, (1880), считающееся в истории изобразительного искусства открытием, началом того, что впоследствии было названным художественным преобразованием среды .

А при входе  в Софийскую церковь (арх. С. К. Трейман, деревянная, на Пристани, 1907) прихожан встречали полотна Послы Владимировы  в Софийском соборе в Царьграде  и Крещение киевлян при Владимире.. Здесь так же, как и в Иверской церкви, догматические сюжеты затенены важнейшими историософскими идеями времени. Думается, что и Свято-Покровский собор в Тяньцзине мог бы войти в перечисленный ряд, судя по славящимся монументальным росписями и иконам, созданными группой первоклассных живописцев (Кулаев, Ступин, Кощевский, Карамзин, Токарев).

 

 

Проблема происхождения  любого общественного явления, в  том числе искусства и религии, может быть правильно решена лишь при учете того, что всякое социальное явление возникает на основе определенной общественной потребности. Когда нужно было вскрыть истоки качественно-специфического социального явления, классики марксизма прежде всего выясняли, на основе какой социально потребности это явление формируется.

Таков должен быть и подход к проблеме возникновения искусства и религии. Здесь также прежде всего следует определить каковы специфические социальные потребности, которые вызвали к жизни каждое из этих социальных явлений. Без этого нельзя понять ни их сущности, ни их социальных функций

 

Православие

Слово «православие»  является переводом греческого слова  «ортодоксия», таким образом, в прямом смысле слова есть в отличие от ложного правильное (правое) вероучение.

Православная Церковь  придерживается мнения, что сформулированные на первых семи Вселенских сборах вероопределения представляют собой истину абсолютную, неизменную и не подлежат никаким дополнениям и усовершенствованиям.

Выбор восточной  ветви христианства — православия  — был определен рядом причин, внутренних и внешних. В этот период сформировалась необходимость этнокультурного объединения всех земель. Язычество должно было уступить место новой религии, так как оно отражало демократический быт древнеславянского общества, исчезающий под натиском общегосударственного феодализма. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Для него было важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование византийской культуры не лишало Руси ее самостоятельности. Несмотря на то, что православную церковь возглавил византийский патриарх и император, Русь была вполне суверенным государством. На это и были направлены реформы Владимира, имевшие целью изменение культурных основ Киевской Руси. И еще один момент привлек его. Христианство по православному образцу не связывало богословие языковыми канонами. В католицизме богослужение проходило на латинском языке. Киев защищал национальное богослужение, делая упор на возвеличивание славянского языка до уровня божественного. Византийская церковь разрешала отправление религиозного культа на национальном языке.

Очень важным этапом в  православное истории было время  и деятельность Сергия Радонежского, Поднятый Сергием культ Троицы стал одной из главных социальных идей, символом и знамением национального сплочения, учением о переустройстве жизни на новых нравственных началах.

Большое значение придается  постам. Сущность поста – «очищение  и обновление человеческой души», приготовление  к важному событию религиозной  жизни.

Основой православного  вероучения признаны Священное Писание (Библия) и Священное Предание.

В настоящее  время в мире насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохейская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Албанская, Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская. Помимо этого имеются две автономные православные церкви – Финская с 1957 г. и Японская – с 1970 г.

Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, при этом они сохраняют каноническую самостоятельность. Константинопольский патриарх если и считается вселенским, то это понимается только как «первый среди равных», и ему не предоставлено право вмешиваться в деятельность других православных церквей.

Пределы самостоятельности  автокефальных церквей определяются соглашением с той автокефальной  церковью, которая предоставила ей автономию. Главы автономных церквей избираются пометными соборами с последующим утверждением их патриархом автокефальной церкви.

В административном отношении  автокефальные церкви подразделяются на экзархаты, епархии, викариаты, благочиния, приходы. Так, Русская православная церковь имеет 4 экзархата (Украинский экзархат, экзархаты Западной Европы, Средней Европы и Центральной  и Южной Америки), 76 епархий (в России и за рубежом), 11 викариатов. Кроме того, у ряда автокефальных церквей имеются миссии, благочиния, подворья при других православных церквах.

Система организации и управления православных церквей

Православие не имеет  единого центра управления, подобного Ватикану. Автокефальные церкви возглавляются патриархами (архиепископами, митрополитами), избираемыми пометными СОБРами пожизненно. При патриархах имеются синоды. Например, синод Русской православной церкви состоит из шести постоянных членов и трех непостоянных, вызываемых на сессию по списку. Управление экзархатами осуществляется экзархами, епархиями – епархиальными архиереями, при которых в отдельных случаях создаются епархиальные советы. Епархии состоят из округов и приходов. У Русской православной церкви приходы возглавляются избираемыми на общих собраниях верующих церковными советами, которые выполняют все административно-хозяйственные функции общины. Православные церкви с VIII в. не проводят Вселенских соборов (последним собором, на котором участвовали православные церкви, был Второй Никейский собор 783-787 гг.). Каждая из них на поместных соборах утверждает канонические правила, пересматривает или дополняет списки святых, определяет формы отношения к ересям и расколам. Так, например, на пометном соборе Русской православной церкви в 1971 г. была снята анафема по отношению к старообрядцам. Для всех православных церквей характерен иерархический принцип управления, т.е. принцип последовательного подчинения низшего духовенства высшему. Все духовенство в иерархическом отношении делится на высшее, среднее и низшее. Кроме того, духовенство подразделяется на черное (монашествующее) и белое (женатое).

В настоящее  время в плане подготовки Вселенского  собора православных церквей проводятся всеправославные совещания. На них выработан предварительный каталог тем для обсуждения. В их числе предлагается рассмотреть вопросы об источниках божественного откровения, о более активном участии мирян в церковной жизни, о соответствии церковных правил о постах требованиям современной жизни, о преодолении препятствий для бракосочетания представителей различных вероисповеданий, об отношении к различным нарушениям церковных канонов и т.д.

Среди 15 автокефальных  церквей самой многочисленной и  влиятельной является Русская православная церковь. Она имеет свыше 7 тысяч храмов, 16 монастырей, в числе которых особенно известны Троице-Сергиева лавра, Псковско-Печерский, Успенский и другие монастыри; две духовные академии, три духовные семинарии, сектор заочного обучения, аспирантуру. Московская патриархия издает ежемесячные журналы, богословские труды, различную богослужебную литературу. В производственных мастерских ведется изготовление предметов культа (свечей, крестиков и т.д.).

Особенности православного вероучения

Основу православного  вероучения составляет Никеоцарьградский  символ веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 членах (параграфах) этого символа веры сформулированы представления о  боге как творце, о его отношении к миру и человеку. Сюда относятся представления о триединстве бога, боговоплощении, искуплении, загробной жизни и т.д.

Все основные положения  веры (догматы) православная церковь  объявляет абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, неизменными, сообщенными человеку самим богом и непостижимым разумом.

Все православные церкви считают первейшей своей  обязанностью «неприкосновенно сохранить  вверенный первоначальной церкви залог  веры, ничего к тому догматическому наследию вселенской церкви не прибавляя  и ничего от него не убавляя». Истинными считаются только те положения вероучения, которые утверждены первыми семью Вселенскими соборами.

Православные  церкви уделяют большое внимание не только доказательствам непогрешимости своего вероучения, но и пропаганде его среди верующих. От них требуется знание наизусть символа веры, его хорового исполнения во время литургии. Однако главным средством усвоения верующим всех основных моментов вероучения в православии является культ и вся связанная с ним система богослужения.

Русская православная церковь

Русская православная церковь является самой большой  и влиятельной. На Русь православие  пришло при князе Владимире в 988 г., а при его сыне Ярославе Мудром в Киеве создана метрополия Константинопольского патриарха. Накануне вторжения монголо-татар существовало 16 епископских кафедр, около 7 монастырей, церковь кроме религиозной, выполняла судебную функцию.

В XIII-XV вв. православная церковь сохраняла самостоятельность, но митрополитская кафедра из Киева была перенесена сначала во Владимир, в 1325 г. – в Москву, в 1448 г. становится автокефалию.

Церковь находилась в зависимости от московских князей, а в период турецкого завоевания русская церковь оказалась единственной независимой от иноверной власти православной церковью.

В 1589 г. по инициативе царя Федора Ивановича создается поместный собор с участием восточных патриархов, на котором избрали патриарха митрополита Московского Иова.

В XVII в. патриарх Никон провел церковную реформу: решено устранить разночтение в обрядах, книгах, по сравнению с греческими обрядами. Вместо написания Исус стали писать Иисус, вместо крестного знамения двумя перстами стали креститься тремя и т.д. Против этой реформы выступали старообрядцы – это движение раскольников. Они продолжают существовать и сейчас существует русская православная старообрядческая церковь с единым центром в Москве.

При Петре I церковь подчинялась государству. В 1821 г. было ликвидировано патриаршество, и учреждения духовной коллегии преобразованы в Святейший Синод во главе с обер-прокурором, а церковь возглавлял царь. Синод превратился в государственное учреждение, исполнял ряд государственных функций: регистрация актов гражданского состояния, руководство начального образования, наблюдение за политической благонадежностью служителей.

С 1842 г. духовенство  получает жалование из казны. В ноябре 1917 г. восстанавливается патриаршество  во главе с митрополитом Тихоном.

В 30-х годах  церковь отделяется от государства, разоряются и закрываются монастыри  и т.д. С началом Великой Отечественной Войны наступает послабление к церкви. Государство опирается на ее помощь.

Во времена  Хрущевской оттепели начинаются гонения  на церковь, сокращается число монастырей и т.д.

В 1987 г. торжественно празднуется тысячелетие крещения Руси. В настоящее время русская православная церковь получает свободу действий, не преследуется властями. Политика основана на том, чтобы в мире уживались различные конфессии существующие в России.

Русская православная церковь играла огромную роль в политической и духовной жизни России. Под воздействием христианства формировались религиозно-мировозренческие идеалы, свойственные русскому обществу, развивалась русская общественная мысль. Сама церковь являлась животворным источником русской культуры, но она также была и политическим институтом, частью государственного аппарата. Таким образом церковь в России, с одной стороны, являлась носителем идеи государственности, а с другой – была источником духовно-нравственной жизни общества. Эта роль церкви в истории России может быть перечеркнута только вместе с историей самого Российского государства.

Информация о работе Православие