Православие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:16, реферат

Описание работы

Выбор восточной ветви христианства — православия — был определен рядом причин, внутренних и внешних. В этот период сформировалась необходимость этнокультурного объединения всех земель. Язычество должно было уступить место новой религии, так как оно отражало демократический быт древнеславянского общества, исчезающий под натиском общегосударственного феодализма. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира.

Файлы: 1 файл

Монастыри как центры духовной культуры.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Влияние русской  церкви распространялось на все стороны  общественной жизни. Без церковного участия, как правило, не совершался ни один государственный акт. Без  ее благословления не венчались на царствование, не объявлялась война, не заключался мир. Главные церковные праздники были одновременно и государственными праздничными днями. В то же время сбытия, имевшие общественно-политическое, государственное значение, отмечались церковью. Богослужения совершались при открытии предприятий и учреждений, церковь освящала начало и завершение любого мероприятия, без соответствующего молебна не начинались сельскохозяйственные работы и выгон скота на пастбище.

В то же время  православное духовенство выполняло  ряд сугубо государственных функций (регистрация браков, рождений и смерти). Ему поручалось наблюдение за политической благонадежностью прихожан -  подданных Российской империи.

Русская православная церковь укрепляли общество и  государство в саамы е тяжелые  времена, в критические для них периоды. Проповедуемая Русской православной церковью христианская милостыня на века стала нормой жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русское православное искусство

Русское религиозное  искусство насчитывает почти  тысячелетие своего развития. За это время русский народ создал художественные ценности общемирового значения. Огромную роль в русском религиозном искусстве играли культовое зодчество, а в изобразительном искусстве темы и сюжеты, почерпнутые из библейской и евангельской истории.

Древнерусское искусство  находилось в теснейшей зависимости  от церкви, которая регламентировала художественное творчество, ревниво  и строго следила за тем, чтобы  художники и зодчие не нарушали веками выработанных схем и канонов. Так, в  зодчестве с течением времени возникли определенные формы храма, и эти архитектурные композиции переходили из поколения в поколение. В изобразительном искусстве также сложились иконографические схемы, которые ограничивали стремление художников полно и глубоко выражать волновавшие их мысли. В иконах, в росписях церквей, в скульптурных произведениях древние художники изображали  Христа, ангелов, многочисленных святых, различные события «священной истории».  

Иконопись

Огромное место  в русском религиозном искусстве занимала иконопись, на которой сказалось мощное воздействие народного творчества. Оно проявилось не только в склонности художников к ярким, радостным краскам; гораздо важнее, что мастера окончательно переосмыслили некоторые традиционные образы в духе народных верований.

Одним из великих  древнерусских иконописцев является Андрей Рублев. Творчество Андрея Рублева – это новая, высшая ступень в развитии древнерусского искусства, ступень, на которой искания мастеров, предшествовавших замечательному художнику, обрели чеканную, классическую форму.

Но прежде чем  обратиться к искусству Рублева  необходимо сказать несколько слов о русском иконостасе. Иконостас представляет собой стену из икон, отделяющую алтарь от остальной части храма. На Руси это многоярусная композиция, состоящая из многих икон. В основе иконостаса лежит композиция «Деисуса», которая является излюбленной в древнерусской живописи. В «Деисусе» изображается Христос, к которому с двух сторон приближаются богоматерь, Иоанн Креститель, архангелы, апостолы. Смысл иконостаса заключается в том, что здесь выражается идея заступничества. Богоматерь, святые, архангелы умоляют Христа простить «грехи» людей. Это определяет значение иконостаса во всем живописном убранстве храма. Если раньше в росписи господствовала фигура Христа – гневного судьи, то теперь главной стала мысль о прощении человечества.

Рублев прекрасно  выразил в своих произведениях  эту основную идею иконостаса и деисусной  композиции. В поясных фигурах  Христа, архангела Михаила и апостола Павла Звенигородского «чина» торжествует идея милосердия, сердечного внимания, чувство просветленности. Своему замыслу художник подчиняет все: нежный, светящийся колорит, текучесть свободно и плавно струящихся линий, спокойствие лиц с тонкими, изящными чертами. Образы, созданные Рублевым, отличает особая мягкость. Его Христос – добрый пастырь, в лице которого светятся расположение и любовь к людям.

Иконы Звенигородского  «чина» показывают, что Рублев был  замечательным художником-монументалистом. Это подтверждают иконы Успенского собора во Владимире и фрагменты росписи, которая сохранилась на его стенах. Фрагменты относятся к композиции «Страшного суда». Хотя Рублев изображал здесь «судный день», о котором всегда со страхом думали люди средневековья, образам художника не свойственен ужас: все они проникнуты чувством духовного освобождения. Единство настроений, чувств, мыслей присуще всем этим возвышенным и идеально прекрасным образам. Это сообщает всей композиции черты завершенности и ясности.

Самое совершенное  произведение Андрея Рублева – икона  «Троица», написанная художником «в похвалу  св.Сергию», то есть в память Сергия Радонежского -  основателя Троице-Сергиева монастыря и сподвижника Дмитрия  Донского.

Обычно догмат о триедином божестве иллюстрировали библейской легендой, рассказывающей о том, как патриарха Авраама и его жену Сарру посетили три путника и как хозяева предложили им трапезу. Чаще всего этот эпизод изображался художниками в более или менее жанровом плане, а нередко трактовался как грозное видение зрителю трех ангелов, средний из которых возвышался над остальными. В иконе Рублева ангелы – прекрасные отроки, равные между собой. В их юных ликах ощущается внутренняя просветленность, затаенная грусть и глубокое расположение друг к другу. Видно, что они думают одну думу, что их сердца волнует одно чувство любви и сострадания. Все эти мысли возникают благодаря ясной гармонии, которой проникнуто все высокое произведение. В композиции иконы легко угадывается круг. Этот круг образуется расположением фигур, позами ангелов, поворотами их голов, а главное, ритмом главных, текучих, круглящихся линий. Линейный ритм и создает ощущение внутреннего единства и цельности Огромную роль играет в иконе колорит. Чистые и звонкие синие, нежно изумрудные, сиреневые, золотистые, вишневые тона, составляя неповторимый по силе цветовой аккорд, вызывают светлые чувства.

Никто из древнерусских  художников до Рублева не создавал такого кристально чистого и ясного художественного образа, какой он создал в «Троице» Никто не достигал такого живого, эмоционального и в то же время сдержанного выражения чувства любви к человеку. Никто не ощущал так глубоко достоинства человека и его внутренней красоты. Вместе  с тем он как нельзя лучше и полнее отразил те идейные сдвиги, которые характеризуют жизнь русских людей начала XV века, стремившихся к политическому объединению. В «Троице» Рублеву удалось выразить новые представления о прекрасных чувствах, которые воодушевляют человека на служение великому и правому делу. Перед русскими людьми XV века в религиозном образе раскрылся идеал подлинно человеческих отношений, исполненных гуманности и нравственной чистоты.

С течением времени  русская религиозная живопись претерпела значительные изменения, но еще в XVI веке она хранила отголоски большого стиля искусства Андрея Рублева.

При Иване III развернулась деятельность замечательного живописца Дионисия, в творчестве которого отразились идеи торжества общенационального русского государства.

Дионисию принадлежит  ряд икон, свидетельствующих о том, что, несмотря на жизненность искусства Рублева, древнерусская живопись становится все более утонченной. Таковы монументальные житийные иконы «Митрополит Алексей» и «Митрополит Петр». Образы здесь отличаются особой представительностью, различные эпизоды из жизни митрополитов трактуются в виде торжественных событий, полных особого, возвышенного содержания.

 Замечательное произведение Дионисия – роспись храма Рождества богоматери Ферапонтова монастыря (1502), где он работал со своими сыновьями Феодосием и Владимиром. Фрески церкви Ферапонтова монастыря исполнены радостного чувства. Здесь много композиций, которые воспринимаются как ликующее песнопение, как торжественный праздник. Таковы композиции «Рождество богоматери», «Похвала богоматери», О тебе радуется» и другие. Наряду с такого рода композициями здесь представлены сцены так называемых Вселенских соборов, которые  трактуются как торжественное предстояние. В этих сценах находит выражение стремление эпохи к пышному, торжественному искусству.

Светлое, безоблачное  чувство ощущается во всех ферапонтовских фресках, чему немало способствуют светлые  и радостные краски. В них нет  ничего сумрачного, гнетущего, сурового. Художник как будто намеренно  избегает всего, что может напомнить  о страданиях людей на земле и о муках в загробном мире.

Общий характер росписи определяют и образы святых. Удлиненные фигуры полня изящества, грациозны, порой рафинированны. Женские  образы поэтичны. В Подвижниках-воинах заметны светская элегантность, утонченность, особое благородство, что, видимо, отвечало вкусам блестящего и пышного двора Ивана III. 

Русское соборное искусство

Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, появились первые летописи, школы, где обучались люди из различных слоев населения.

Первые монастыри  на Руси, по преданию, были основаны в IX в. (Пустынно-Николаевский в Киеве и Вознесенский в Менске, т.е. древнем Минске) и в Х в. (Спасский, или Спасов Белый, в Киеве). После массового крещения киевлян (в конце Х в.) в следующем, XI в., появилось уже 22 монастыря. В XII-XIII вв. монастыри на Руси получили широкое распространение и начали играть важную роль в жизни церкви. В начале XIII в. насчитывалось до 70 монастырей, в конце XVI в. – уже 771 (из них 114 женских), а к 1917 году в Российской империи существовало 1120 монастырей (из них 537 женских).

В целом на Руси, Русском государстве и Российской империи с IX в. до октября 1917 г. было основано около 2300 (в том числе 717 женских) православных монастырей, за рубежом – 347 (в том числе 61 женский).

В русском православии  монастыри делились по категориям на лавры (большие и особо значимые мужские монастыри, возглавляемые  епархиальными архиереями и непосредственно  управляемые архимандритами), ставропигиальные (управляемые непосредственно патриархом или синодом), 1-го, 2-го и 3-го классов; штатные (находившиеся на государственной дотации) и нештатные (существовавшие за счет «безгрешных доходов»).

Крупнейшие  монастыри в России назывались лаврами  и представляли собой центры культуры, письменности, собирали значительные библиотеки.

Церковь Вознесения в Коломенском (1532) – подлинный  шедевр древнерусского зодчества. Она  издавна поражала всех, кто ее видел, фантастичностью внешнего облика, гармонией  частей, особой поэтичностью. Динамичный характер этого храма резко отличает его от традиционных пятиглавых и одноглавых церквей. На красиво обработанном подклете, где прежде были открытые галереи – «гульбища», возведен четверик, на котором расположен восьмерик, завершенный высоким и стройным шатром. Переходы от четверика к восьмерику и далее – к шатру с помощью различных декоративных деталей придают всему сооружению впечатление естественного роста. Кажется, что храм вырастает из земли, и это усиливает его связь с окружающим пейзажем. Благодаря отсутствию абсид он выглядит одинаково со всех сторон, что сообщает ему цельность.

Самый замечательный  архитектурный памятник XVI века – Покровский собор в Москве (так называемый храм Василия Блаженного), построенный в 155401560 годах в честь взятия Казани Иваном Грозным. Считалось, что авторами его являются архитекторы Барма и Посник. Последние изыскания дают возможность утверждать (хотя и не окончательно), что Барма и Посник – это одно лицо. Этого зодчего (или зодчих) следует причислить к гениальнейшим архитекторам своей эпохи. Ему удалось создать храм поистине замечательный, сочетающий величавость с особой поэтичностью, монументальность со сказочным размахом фантазии. Цельность с удивительным богатством деталей.

Храм Василия  Блаженного состоит из девяти церквей-столпов, различных по плану и внешнему виду.

Центральный столп  с шатровым завершением господствует над остальными, увенчанными луковичными  главами. Угловые приделы массивнее  по объему и выше остальных четырех. Это создает определенное соподчинение и образует ту пирамидальную композицию собора, которая характерна для многих древнерусских храмов. Разнообразию в формах отдельных церквей – столпов собора Василия Блаженного отвечает по истине сказочное декоративное убранство. С беспримерной щедростью использованы здесь кокошники, детали оборонной архитектуры, архитектурный орнамент новгородского зодчества, различные выпуклые узоры покрытий куполов. Использованы здесь и элементы деревянной архитектуры.

Однако все  это многообразие архитектурных  форм и украшений не создает впечатления отсутствия цельности. Напротив, несмотря на свободу композиции и богатство точек зрения, благодаря которым собор выступает каждый раз как бы в новом облике, в этом сооружении достигнуто состояние свободного равновесия и внутренней гармонии.

Строитель собора прекрасно учел его местоположение. Храм расположен около Кремля. Он неотделим  от кремлевских соборов. В то же время  он контрастирует с Кремлем. Суровой  глади и мощи его стен архитектор противопоставил яркое узорочье декоративного убранства и изумительную живописность общей композиции.

Собор Василия  Блаженного – явление огромного  художественного значения. В этом памятнике нашли выражение лучшие стороны древнерусского художественного  гения, проявились очень ярко национальные черты древнерусской художественной культуры.

Архитектура XVII столетия характеризуется величайшим разнообразием. Зодчие сооружают и величественные СОБРы, и скромные церкви, отличающиеся интимностью, уютностью, теплотой. В некоторых городах возникают архитектурные ансамбли, свидетельствующие об успешных творческих исканиях века.

Еще одним  из выдающихся примеров русского религиозного зодчества является покровский женский монастырь -  старейшая женская обитель Зауралья – расположен на левобережье города ниже по течению реки Туры. Монастырь был основан первым Сибирским митрополитом Киприаном в 1621 году. Деревянные постройки этой обители многократно страдали от пожаров до тех пор, пока в 1740-1770-е годы монастырь не был построен в камне. Во второй половине XVIII века здесь были возведены Покровская и Иоанно-Предтеченская церкви.

Объемно-пространственная композиция Покровской церкви (1744-1753 гг.) представляла собой широко распространенный в московской архитектуре конца XVII-начала XVIII века образец трапезного храма с большим восьмигранным барабаном, поставленным на храмовый четверик. В сдержанном художественно-стилистическом решении Покровского храма сочетались лопатки, колонны большого ордера, рамочные наличники и жучковый орнамент. В отличие от всех предыдущих, эта церковь сохранилась до наших дней. Сохранились следы стенной росписи – в ее позднем варианте. Утрачен иконостас, считавшийся достопримечательностью храма. Современники описывали его так: «Он деревянный, мелкой ручной столярной работы, золоченый, в 7 ярусов с 12-ю колоннами, с резными же, золочеными царскими вратами. Резьба сделана наподобие сплетающихся виноградных лоз».

Информация о работе Православие