Принятие Русью Христианства, причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 08:17, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы христианизации Руси является в определении истинных причин крещения и истинных его последствий.
Являлась ли Русь до христианизации отсталым, аморфным полугосударственным образованием, или же это предвзятое мнение сторонников положительного восприятия этого процесса? Разве настоящая русская культура берет свои истоки из Византии?
Почему под влиянием христианства мы стали забывать о славянской мифологии, о древнем искусстве, фольклоре, язычестве?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. РОЖДЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ
2. ВЫБОР РЕЛИГИИ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ РУСИ
3. КРЕЩЕНИЕ РУСИ
4. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Принятие Русью Христианства, причины и последствия - копия.docx

— 40.38 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. РОЖДЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ
  2. ВЫБОР РЕЛИГИИ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ РУСИ
  3. КРЕЩЕНИЕ РУСИ
  4. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАСТВА НА РУСИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Крещение Руси является историческим событием не только отечественного, но и общеевропейского значения. Процесс  христианизации – это итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов. Именно в  этих связях Древняя Русь приобретает  новые широкие международные  связи и становится равноправным государством в ряду ее монотеистических соседей. Крещение Руси – это чрезвычайно  сложная научная проблема, поэтому  ее всесторонняя разработка требует  объединенных усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов и искусствоведов. Разносторонность подходов и оценок христианизации Руси, ее причин и последствий порождает  множество различных взглядов исследователей, как на сам факт крещения, так  и на его долговременные духовные, общественно-политические и культурные последствия.

 

Таким образом, актуальность проблемы христианизации Руси является в определении  истинных причин крещения и истинных его последствий.

 

Являлась ли Русь до христианизации отсталым, аморфным полугосударственным  образованием, или же это предвзятое мнение сторонников положительного восприятия этого процесса? Разве  настоящая русская культура берет  свои истоки из Византии?

 

Почему под влиянием христианства мы стали забывать о славянской мифологии, о древнем искусстве, фольклоре, язычестве?

 

Так или иначе, несмотря на тотальное  уничтожение всего языческого наследия христианством, древние религиозные  верования славянских племен не были уничтожены: они переродились оригинальную ветвь христианства – православие, которое стало синкретическим учением, вместившим в себе и христианские догматы, и языческое мироощущение.

 

Вследствие возникновения такого религиозного слияния, возникла ситуация «двоеверия» или «двукультурья», которая сказалась на средневековом общественном сознании, в целом. Разорванность Руси на две культуры сказывалось не только на поведении, ценностях и быте, поскольку оно не замыкалось в этой сфере, то оказывало большое воздействие на развитие философско-мировоззренческих идей, в том числе этику и эстетику, историческое мышление, представления об обществе, национальное самосознание. О такой раздвоенности ярко свидетельствуют памятники материальной культуры, письменность, фольклор, живопись.

 

Живучесть языческих традиций в  народе – одно из главных доказательств  того, что христианство, как религия  и мировосприятие, было чуждым русскому человеку, взор которого был обращен к предкам, земле, природе. И по сей день, многие христиане следуют языческим обрядам, искренне считая, что это обряды христианские.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РОЖДЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ

 

В течение VI-VIII веков сложились  основные предпосылки древнерусского государства: распад родового строя, переход  к соседской общине, замена родового деления территориальным, возникновение  городов, образование племенных  союзов, княжеской власти, дружины. На основе полянского союза племенных княжеств к началу IX в. сложилось политическое образование, носившее название Русь. По имени столицы – Киева – ученые стали впоследствии называть его «Киевская Русь».

 

Объединение восточнославянских племен в государство было вызвано внутренними  потребностями. Однако осуществилось  оно благодаря активной деятельности древнерусских князей династии Рюриковичей. В соответствии с летописной традицией 882 год, когда князь Олег стал новгородским и киевским князем, принято считать  годом образования Древнерусского государства.

 

В 980 году в результате междоусобной борьбы князь Владимир, сын Святослава, оказался во главе непрочного объединения  славянских племен, стабильность которого требовала постоянного применения (или угрозы применения) военной  силы.

 

Чтобы укрепить объединение славянских племен, молодой князь Владимир принял два важных решения. Во-первых, он обосновался  в Киеве, чтобы не оставлять управления своей державой на многие месяцы или  годы. Во-вторых, он постарался идейно объединить союзные славянские племена  с помощью общей для всех религии.

 

Проблему объединения союзных  племен он поначалу пытался решить путем «уравнивания в правах»  всех основных племенных богов (первая религиозная реформа). Так в Киеве  возник пантеон шести языческих  богов. Согласно другой точке зрения, в пантеоне были представлены боги, символизировавшие основные элементы древней картины мира славян –  небо, землю, солнце и т.п. Возглавлял эту группу великокняжеский бог  Перун. Но и в таком случае пантеон  имел общеславянский, объединяющий характер.

 

Однако этот путь вел в тупик. Во-первых, языческая религия и  после нововведений Владимира предполагала все же старый образ жизни. Она  была уместна для патриархального  строя, но серьезно тормозила формирование новых зарождающихся феодальных отношений. Нужны были новое право, новые обычаи, новое общественное сознание, новые оценки событий. Язычество  этого дать не могло. Во-вторых, Киевская Русь не могла стать в один ряд  с передовыми странами Европы и Востока, не могла выйти «на уровень  мировых стандартов», не заимствовав  у них ремесел, строительной техники, науки, культуры и многого другого. Все это можно было взять в Византии.

 

Таким образом, в начале IX в. с разложением  первобытнообщинного строя и  возникновением классового общества и  феодального государства языческие  политеистические верования восточных  славян пришли в противоречие с интересами класса феодалов, начали сдерживать экономическое  и культурно-политическое развитие общества. Государству, которое складывалось на Руси (Киевская Русь), нужен был  общегосударственный религиозный  культ, одна монотеистическая религия. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВЫБОР РЕЛИГИИ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ РУСИ

 

Христианство начало проникать  на Русь задолго до ее крещения. Официальному принятию христианства киевским князем Владимиром в 988 г. предшествовало так  называемое «испытание вер» – выбор  религии, наиболее подходящей для Руси.

 

Решая, какую (или какие) из существующих тогда стран принять за образец, Владимир мог ориентироваться также  на мусульманский Восток и католический Запад. Но предпочтение им было отдано православной Византии (формальное разделение некогда единой церкви на православную и католическую произошло лишь в 1054 г., фактически же они стали независимыми намного раньше). В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически, но в такой же – его  государственной мудростью.

Владимир, победивший в кровавой битве  за киевский престол, как уже отмечалось выше, хотел реформировать языческий  культ, но вскоре понял, что реформа  местных культов ничего не даст, а лишь обособит Русь от христианских стран. Однако к христианству он склонился  не сразу. К князю приходили послы  от магометан, иудеев. Владимира увлек  рассказ греческого безымянного  философа о христианской вере. Весомым  аргументом было и то, что христианскую веру приняла княгиня Ольга, бабка  Владимира. Но и склоненный к христианству, князь выбирал между Римом (католицизм) и Византией (православие).

 

Западная церковь упорно добивалась господства над светской властью, что  вряд ли могло вызвать симпатии властолюбивого Владимира. В Византии же духовная власть занимала подчиненное положение. Именно это согласовывалось с политическими  воззрениями киевского князя. Кроме  того, римские иерархи сурово осуждали просветительскую деятельность Кирилла  и Мефодия, которая способствовала распространению славянского богослужения. Римская церковь признавала лишь три языка: еврейский, греческий и латинский. Запрет на славянское богослужение соответствовал общей политике папства в союзе с западноевропейскими феодалами по установлению власти над славянскими народами.

 

Все это объясняет выбор византийской ориентации. Летопись сообщает, что  Владимир послал в разные земли доверенных людей для знакомства с особенностями  богослужения. Послов особенно поразили греки. В Софийской церкви Константинополя  литургию для послов совершал сам  патриарх. Великолепие храма, важность присутствующих особ, таинственность обрядов пленили русских. Они  были уверены, что сам Бог пребывал в том храме, о чем и поведали в Киеве.

 

Таким образом, решая, какую (или какие) из существующих тогда стран принять  за образец, Владимир мог ориентироваться  также на мусульманский Восток и католический Запад. Но предпочтение им было отдано православной Византии (формальное разделение некогда единой церкви на православную и католическую произошло лишь в 1054 г., фактически же они стали независимыми намного раньше).

 

В немалой мере выбор Владимира  был обусловлен исторически, но в  такой же – его государственной  мудростью. С Византией уже сложились  достаточно тесные экономические отношения: она была близко расположена (родственная  Руси Болгария приняла христианство примерно за 100 лет до Киевской Руси). Этому в большей степени способствовала деятельность Кирилла и Мефодия, создавших славянскую письменность и проповедовавших христианство на славянском языке.

 

В православной церкви в отличие  от католической богослужение можно  было вести на понятном языке. Византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества и поэтому  вполне соответствовал замыслам Владимира. Одновременно решалась и задача единого  культа для всех племен Древней Руси.

 

Ни Русь, ни Византия не рассматривали  предстоящее крещение как чисто  религиозный акт. Если ограничиться несколько упрощенной и предельно  краткой характеристикой, то точка  зрения Византии сводилась к следующему: поскольку Русь обращалась в православную веру, а православную церковь возглавляли  византийский патриарх и император, то Русь автоматически становилась  вассалом Византии. Однако растущее и  уже довольно мощное древнерусское  государство, неоднократно успешно  воевавшее с Византией, отнюдь не желало для себя подобной роли. Точка  зрения Владимира и его окружения  была иной. Крещение и связанное  с этим заимствование византийской культуры и техники, вовсе не должны были лишить Русь ее самостоятельности. По мысли князя, Русь превращалась бы в дружественное Византии, но вполне суверенное государство. Как друг Византии, оно оказывало бы ей, если необходимо, военную помощь. При столь существенном расхождении во взглядах на последствия  крещения оно было по меньшей мере сильно затруднено.

 

Но судьба оказалась благосклонной  к замыслам Владимира. В 986 г. византийский император Василий III потерпел жестокое поражение и просит помощи у Владимира. Владимир выдвигает условия: крещение Руси происходит по «киевскому сценарию»;

Владимир получает в жены сестру византийского императора и, тем  самым, становится «своим» среди  верховных правителей Европы. Это  была большая дипломатическая победа Владимира.

 

Обратимся к религиозной стороне  вопроса. На первый взгляд может показаться, что социальная роль любой религии  всегда одинакова, коль скоро все они признают существование некой мистической силы, которая управляет происходящим в мире.  В действительности дело, конечно же, обстоит сложнее, религии имеют свою непростую историю, и, в частности, переход Киевской Руси от язычества к христианству следует оценивать положительно, как прогрессивный процесс, переход к «цивилизованной» религии. Например, обязательным элементом языческого культа были человеческие жертвоприношения.

 

В заключение данной главы следует  отметить, что решающим фактором обращения  к религиозно-идеологическому опыту  Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной – и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом. И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг – на этом же языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Информация о работе Принятие Русью Христианства, причины и последствия