Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и изучении процесса духовного развития школьников через изучение мировых религий на уроках истории.
Объект исследования – процесс изучения истории мировых религий на уроках истории
Предмет исследования – условия развития духовности школьников 5-8 классов через изучение мировых религий на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Осуществить обзор результатов научных исследований по проблеме духовного развития школьников на уроках истории содержащихся в научной и научно-практической литературе;
2. Изучить особенности развития духовности школьников в процессе ознакомления их с историей мировых религий;
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие духовности в психолого-педагогической литературе…...6
1.1. Понятие и сущность духовного развития школьников…………………6
1.2. Структура и механизм педагогического процесса духовного развития школьников на уроках истории………………………………………………..10
Выводы по главе 1……………………………………………………………...12
Глава 2. Развитие духовности через изучение мировых религий на уроках истории………………………………………………………………………….14
2.1. Изучение истории мировых религий как средство развития духовности школьников……………………………………………………………………..14
2.2. Основные методы и приемы духовного развития школьников при изучении курса «Истории мировых религий»………………………………..18
Выводы по главе 2……………………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы
В этой связи несколько слов хотелось бы сказать о роли личности учителя, изучающего вместе с учениками историю религий мира. Прежде всего, это должен быть светский человек, но обладающий специальной профессиональной подготовкой. Он вполне может иметь свои собственные убеждения, в том числе религиозные, но ни в коем случае не навязывать их ребятам. Мы обязаны уважать право учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений. [Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе : учебник для вузов / М. Т. Студеникин. - М. : ВЛАДОС, 2002]
Выводы по главе 1
Таким образом, духовный человек – это человек, устремленный к гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни.
Уроки истории позволяют развивать способность у учащихся видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих
действий и поступков, принимать решения, связанные с ценностными ориентирами, формирует у учащихся культурологические представления о мире и человеке.
Глава 2. Развитие духовности через изучение мировых религий на уроках истории
2.1. Изучение истории мировых религий как средство развития духовности школьников
Радикальные социальные изменения в различных сферах (экономике, политике, культуре, сфере межэтнических отношений) нашего общества привели к социальной нестабильности. В последнее десятилетие во многих городах России с традиционным преобладанием русского населения произошли существенные изменения этносоциальной ситуации: повысилось число иностранных граждан, приезжающих на работу или учебу, увеличился приток трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, появилась такая категория граждан, как "вынужденные переселенцы". Эта ситуация приводит к распространению вербальной агрессивности, жестокости, насилия по отношению к тем или иным этническим группам, особенно в молодежной среде.
Одним из условий выхода из сложившейся ситуации нестабильности может стать воспитание человека духовно-нравственного, который будет стремиться к установлению взаимоотношений с другими людьми, основанных на взаимной терпимости, уважении, признании права другого быть не похожими на остальных.
Действительно, духовность формируется особенно трудно, когда речь идет о национальных и религиозных различиях. Ни для кого не секрет, что своего рода биологический инстинкт неприятия и агрессии срабатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, "чужому": не такой, как я, значит, - "плохой", "неприемлемый". И важнейшим шагом в процессе формирования духовно-нравственного сознания должно быть психологическое преобразование "чужого" - в "другого", и не просто в "другого", но - именно этим и интересного! [Сультеев Д.В. Духовное развитие личности в школе//Из сборника «Школа и семья: проблемы воспитания», - М.: Олма-пресс, 2007. с.43]
На наш взгляд, наиболее оптимальным и проверенным на опыте является способ приближения к " миру других" через обязательное, хотя бы самое общее, знакомство с различными мировыми религиями.. Если мы хотим воспитать в детях духовность, нравственность, толерантность, то приобщение к "своей" религии должно быть вынесено за рамки школьного преподавания (это - выбор родителей и самих детей!, а в школе должен быть принят культурологический подход, то есть созданы условия для знакомства с разными культурными, религиозными ценностями.
Опыт показывает, что многие люди, имеют слабое представление даже о самых распространенных мировых религиях, таких, как мусульманство, иудаизм, буддизм. Они искреннее удивляются, узнав, что большая часть Библии - Ветхий завет - это иудейская священная книга, а в Коране можно встретить многие библейские сюжеты. А между тем, совсем нетрудно найти в Священных книгах аналогичные сюжеты, почти прямые словесные совпадения:
И сказал Бог Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась о них злодеяниями. И вот, я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег :и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре» (Бытие, гл.6)
И мы внушили ему: "Сделай ковчег на Наших глазах и по Нашему внушению, а когда придет наше повеление: то введи в него из всех по две пары и твою семью, кроме тех из них: которые были неправедны: поистине, они будут потоплены! (Сура 23. Верующие)
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю?
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнго освятит Тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божьим (Евангелие от Луки, гл.1)
Сказала она "Господи! Откуда будет у меня ребенок, когда меня не касался человек?" Сказал он: "Так! Аллах творит, что желает. Когда Он решит какое-нибудь дело, то только скажет ему: "Будь!" - и оно бывает. (Сура 3. Семейство Имрана).
Этика буддизма |
Христианская мораль |
"Пять запретов": |
Десятисловие Моисеево: |
Убийство Воровство Ложь Блуд Пьянство |
Не убий Не укради Не произноси на другого ложного свидетельства Не прелюбодействуй Грех против второй заповеди |
В средней общеобразовательных школах эта задача реализуется в ходе преподавания курса "История мировых религий" в рамках предмета всеобщей истории.
Цель курса состоит в приобщении учащихся к духовным и материальным ценностям культуры человечества через историю религии.
Задачи курса "История мировых религий":
- духовное, нравственное, эстетическое воспитание учащихся через приобщение к общечеловеческой культуре;
- формирование понимания психологии наших предков;
- создание целостного восприятия исторического процесса (связь времен и поколений через традиции, интеграция с историей, литературой, музыкой, изобразительным искусством);
- формирование у учащихся толерантного отношения к религиям, умения вставать на точку зрения представителей другой религии; понимать, каким образом религия влияет на жизнь конкретных людей и на общество в целом;
- получение обучающимися информации о
современных направлениях
религии, деятельности церкви, деноминаций
и сект в регионе проживания;
- формирование интереса и положительной мотивации к изучению предметов образовательной области "Обществознание" через освоение новых аспектов содержания учебного материала;
- отражение в содержании учебного материала новых для учащихся знаний;
- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе проведения занятий.[ Историческое образование в современной школе : альманах. №1. - М. : Рус.слово, 2004]
Религия является значимым фактором в развитии разных культур; она привносит в них смысл, а такие основы поведенческих и социальных норм. Но религия может и разделять людей, становясь причиной нетерпимости и конфликтов. В этой связи предполагается культурологический подход к преподаванию данного курса. Основным условием, обеспечивающим эффективное использование религиоведческих знаний в процессе развития духовности школьников является наличие комплекса специальных педагогических методов и средств курса "История мировых религий". Этот комплекс включает в себя:
- определенный отбор содержания и построение учебного материла;
- включение в систему осваиваемых знаний раннее неиспользовавшегося материала, который активизирует мышление учащихся, требует саморефлексии и личностного сопереживании;
- обращение к текстам оригинальных источников;
- активное использование жизненного опыта учащихся;
- интенсификацию эмоционального компонента в обучении;
- активные методы освоения знаний.[ Историческое образование в современной школе : альманах. №4 : воспитание историей. - М. : Рус.слово, 2004]
Применяются различные формы уроков, в том числе лекции, практикумы, уроки с элементами театрализации и коллективными способами обучения, экскурсии (православные храмы, молитвенные дома, картинная галерея и краеведеческий музей) Занятия носят развивающий, проблемный, практический характер. Используется отметочная система учета знаний.
2.2. Основные методы и приемы духовного развития школьников при изучении курса «Истории мировых религий»
В связи с государственной политикой по отношению к религии (свобода совести, веротерпимость) только на территории Московской области в настоящее время функционируют 14 конфессий. Подросток должен ориентироваться в религиозной информации. Одна из важнейших задач предмета - уберечь школьников от воздействия тоталитарных сект.
Цель настоящего курса - познакомить школьников с историей, традициями, самобытностью и уникальностью каждой религии, привить уважение к религии как составной части культуры человечества, дать старшеклассникам знания по истории религии, которые позволят понять и осознать роль духовной культуры в социальном развитии, способствовать воспитанию толерантности.
Данный курс нацелен на то,
чтобы рассматривать феномены и факты
истории религии в информативной форме
без оценок и характеристик. При работе
с историческим материалом используется также сочетание
историко-хронологического
и культурно-географического подходов,
что оптимально при изучении племенных,
национальных и мировых религий в рамках
одного курса.
Программа ориентирована на достижение следующих задач:
Форма обучения
позволяет создать обширный учебно-
методический комплекс, оставляя
большую свободу для творчества
учителя. На занятиях возможно использование
различных учебных
пособий, репродукций, фото-, аудио и видеоматериалов,
литературных,
философских и публицистических
произведений в зависимости от уровня
подготовленности учащихся.
В ходе изучения программы курса
рекомендуется организовывать экскурсии
в музеи, храмы различных
религиозных конфессий. Особое
внимание следует уделить
деятельностному подходу - самостоятельной
работе с источниками и литературой, сопоставлению
и анализу информации, тематическим сообщениям
и рефератам. Для этого предусмотрен резерв
времени.
Программа курса разделена на 2 части: первая предполагает изучение истории древних религий; вторая - изучение истории мировых религий. Учитель вправе изменить порядок прохождения материала с учетом возрастных и познавательных возможностей учащихся.
На изучение христианства, в частности православия,
отводится
больше времени, т. к. православие в России - одна из важнейших составляющих фундамента
культурной традиции. Без знания основ
собственной истории и культуры невозможно
воспитание гражданственности, патриотизма,
приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям.[ История: 5-11 кл. : технологии
совр.урока / Гукова В.В.,сост. - Волгоград
: Учитель, 2009.]
Приведем примерные упражнения и задания, которые могут применяться на уроках закрепления, а также в самостоятельной деятельности учащихся на уроке истории:
1) беседа, например:
- Все ли народы древности прошли через политеизм?
- Ранние формы религии в русских народных сказках.
- Календарь древнеримских праздников.
- "Мои любимые высказывания Конфуция".
- "Каким христианским заповедям я следую (хотел бы следовать) в своей жизни?"
- Православные праздники.
- Католические праздники.
- Православные таинства.
- Направления современного протестантизма.
2) Кроссворды по различным темам, например "Католицизм", "Притчи Соломоновы ", "Современная русская православная церковь", "Современные религиозные культы"
Кроссворд (по количеству букв) на тему обобщения религий мира
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Грех |
Магия |
Тайцзы |
1. Анимизм |
1. Фетишизм |
Елей |
Секта |
Пастор |
2. Религия |
2. Крокодил |
Киот |
Диана |
Тризна |
3. Даосизм |
3. Посейдон |
Тора |
Потир |
Раскол |
4. Престол |
4. Таинство |
Сура |
Свеча |
Алтарь |
5. Молитва |
5. Крещение |
Хадж |
Ересь |
Аналой |
6. Кентавр |
6. Кардинал |
Пост |
Амвон |
Клирос |
7. Притвор |
7. Синагога |
Оклад |
Костел |
8. Минарет |
8. Кикимора | |
Карма |
Мечеть |
9. Нирвана |
9 | |
Левит |
Сангха |
10. Свинина |
1. Аниматизм | |
Цицит |
Мезуза |
2. Эндогамия | ||
Коран |
Джихад |
3. Монотеизм | ||
Амина |
4. Рождество | |||
Намаз |
5. Спиритизм |
Информация о работе Развитие духовности через изучение мировых религий на уроках истории