Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и изучении процесса духовного развития школьников через изучение мировых религий на уроках истории.
Объект исследования – процесс изучения истории мировых религий на уроках истории
Предмет исследования – условия развития духовности школьников 5-8 классов через изучение мировых религий на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Осуществить обзор результатов научных исследований по проблеме духовного развития школьников на уроках истории содержащихся в научной и научно-практической литературе;
2. Изучить особенности развития духовности школьников в процессе ознакомления их с историей мировых религий;
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие духовности в психолого-педагогической литературе…...6
1.1. Понятие и сущность духовного развития школьников…………………6
1.2. Структура и механизм педагогического процесса духовного развития школьников на уроках истории………………………………………………..10
Выводы по главе 1……………………………………………………………...12
Глава 2. Развитие духовности через изучение мировых религий на уроках истории………………………………………………………………………….14
2.1. Изучение истории мировых религий как средство развития духовности школьников……………………………………………………………………..14
2.2. Основные методы и приемы духовного развития школьников при изучении курса «Истории мировых религий»………………………………..18
Выводы по главе 2……………………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы
4 буквы:
1. Преступление закона Бога.
2. Особо освященное оливковое масло, применяемое во время таинства.
3. Большая рама для иконы.
4. Пятикнижие Моисеево, особенно почитаемое иудеями.
5. Глава Корана.
6. Паломничество мусульман.
7. Особенное духовное
состояние верующего, внешне
5 букв:
1. Вера в то, что путем заклинаний, определенных действий, можно влиять на человека и явления природы.
2. Вид религиозного института.
3. Древнеримская богиня охоты.
4. Чаша для приготовления причастия.
5. Современный пример жертвоприношения.
6. Учение, противоположное церковному.
7. Середина возвышения
в православном храме, на
8. Металлическое украшение, покрывающее икону.
9. Совокупность поступков человека, определяющих его следующее перерождение.
10. Одна из книг Торы.
11. Полотно с шерстяными нитями, которое носят иудеи под верхней одеждой.
12. Священная книга мусульман.
13. Имя матери Мухаммеда.
14. Молитва у мусульман.
6 букв:
1. Символ даосизма.
2. Глава протестантской общины.
3. Заупокойное пиршество славян.
4. Уклонение от единства с церковью.
5. Главная часть православного храма.
6. Столик с наклонной
поверхностью перед
7. Место для певцов и чтецов в христианском храме.
8. Католический храм.
9. Мусульманский храм.
10. Буддистская монашеская община.
11. Свиток в цилиндре,
который иудеи прикрепляют к
правому косяку комнат
12. Война с "неверными" в исламе.
7 букв:
1. Вера в существование души и духов.
2. Вера в существование
сверхъестественных сил, способ
3. Одна из религий Древнего Китая.
4. Особый стол в алтаре православного храма.
5. Обращение верующего к Богу.
6. Мифическое античное существо.
7. Часть православного храма.
8. Башня при мечети.
9. Особое психологическое состояние, цель буддиста.
10. Запретная пища у мусульман и иудеев.
8 букв:
1. Вера в сверхъестественные
свойства неодушевленных
2. Священное животное в Древнем Египте.
3. Античный бог, владелец моря.
4. Особо важный христианский обряд.
5. И праздник, и таинство у христиан.
6. Главный священник в государстве у католиков.
7. Молитвенный дом иудеев.
8. Жена Домового.
9 букв:
1. Вера в то, что все окружающее человека (животные, растения, явления природы) живет такой же жизнью, как он сам.
2. Браки между близкими родственниками у язычников.
3. Вера в единого бога.
4. Важнейший двунадесятый праздник христиан.
5. Способ общение с духами.
3) Урок-интервью – позволяет учащимся вести диалог с учителем, тем самым активизируя их познавательную активность, критическое, аналитическое и творческое мышление.
Примеры урока-интервью по темам урока:
Тема: "Христианство"
Тема: "Ислам"
4) Творческое задание, например на тему: "Отношение к сущности религии"
Уважаемые ребята!
Перед вами несколько высказываний известных людей о сущности религии. Ознакомьтесь с мнением этих людей, выберете одно-два высказывания, наиболее близких к вашей собственной точке зрения. Приведете аргументы своего выбора.
Что, на ваш взгляд, характерно для большинства приведенных здесь высказываний? Если вы не согласны ни с одним из мнений, предложите свою точку зрения.
Автор |
Высказывание |
Р.Бертон |
Одна религия настолько же истинна, как и другая. |
А.Герцен |
Все религии основывали нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве. |
Б. Франклин |
Если люди настолько плохи, обладая религией, кем бы они были без нее? |
Д.Жирарден |
Самая лучшая религия - самая терпимая. |
К.Маркс |
Религия - опиум для народа. |
У.Пенн |
Религия - это не что иное, как любовь к Богу и человеку. |
Л.Фейербах |
Религия - дочь невежества |
[Методика преподавания и изучения истории - М. : Владос, 2002]
Большую роль
в нравственном воспитании на
уроках играет оценочная
К урокам иногда, следуя совету Лизинского М. Н., использую эпиграфы: «Ты хочешь стать лучше – тебя ждет дорога. Лень преследует всех – попробуй преследовать ее сам. Горчица – самое замечательное лекарство от вредности. Каждый раз, когда хочется о ком-нибудь сказать плохо, ею можно воспользоваться». Такие фразы создают положительный настрой у ребят и способствуют их хорошей работе на уроке. На уроках истории дети воспитываются историей. Учащиеся должны понять, что история, прежде всего, учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиканов. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор.
Выводы по главе 2
Таким образом, развитие духовности, толерантности у учащихся на уроках истории это процесс трудный и требует от учителя тщательной подготовки к урокам истории на которых изучается история мировых религий. На данных уроках важен подбор интересных и доступных методов и приемов работы с учащимися.
Заключение
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности.
Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым им духовные ценности.
Задачи уроков по изучению истории мировых религий можно свести к следующим:
- научить определять
суть и содержание духовных
ценностей, без которых не
- взывать к высшим
ценностям (любви, мужеству, братству,
самоуважению к жизни,
- способствовать формированию
толерантности в отношении тех
ценностей, которые существуют
в разных цивилизациях и в
отношении ценностей,
Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.
Нравственная задача учителя при этом – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания. Недопустимо и снисходительно – ироничное отношение к историческому материалу, что может принести учителю легкую популярность, но не способствует воспитанию историей. Сопереживание и сострадание человеку прошлого – вот что необходимо на уроке. [Яловецкая Т.И. Нравственное воспитание школьников, - Мн.: Аверсэв, 2002.]
Список литературы
1. Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности. – Казань: Издательство «Карпол», 2002. –230с.
2. Большая школьная энциклопедия [Текст]
: Гуманитарные науки: 5-11 кл. - М. : ОЛМА-Пресс,
2002. - 540с. - ц.90-46 (с).
3. Гасанов З.Т. Национальные отношения
и воспитание культуры межнационального
общения. // Педагогика. - 1996. - №6. - С.51-55
4. Духовность, художественное творчество, нравственность. – Вопросы философии, 1996, № 2, С.70-77.]
5. Историческое образование в современной школе : альманах. №1. - М. : Рус.слово, 2004. - 127с.
6. Историческое образование в современной школе : альманах. №4 : воспитание историей. - М. : Рус.слово, 2004
7. История: 5-11 кл. : технологии совр.урока / Гукова В.В.,сост. - Волгоград : Учитель, 2009
8. Ластовская Л.А. Нравственно-правовое воспитание в школе, - М.: Гардарика, 2005
9. Методика обучения истории в средней
школе [Текст] / Дайри Н.Г.,ред. - М. : Просвещение,
1978. - 239с. - 0-75.
10. Методика преподавания истории в школе
/ Берельковский И.В.,сост. - М. : Поматур,
2001. - 335с. - ц.55-90 (с).
11. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории [Текст] : в 2 ч. ч.1 / А. Т. Степанищев. - М. : Владос, 2002. - 304с. - ц.84-23 (с).
12. Степанищев А.Т. Методика преподавания
и изучения истории [Текст] : в 2 ч. ч.2 / А.
Т. Степанищев. - М. : Владос, 2002. - 208с. - ц.57-63
(с).
13. Студеникин М.Т. Методика преподавания
истории в школе [Текст] : учебник для вузов
/ М. Т. Студеникин. - М. : Владос, 2004. - 240с.
- 94-00 (б/в).
14. Студеникин, М.Т. Современные технологии
преподавания в школе [Текст] : пособие
для вузов / М. Т. Студеникин. - М. : Владос,
2007. - 79с. - 90-00 (б/в).
15. Сультеев Д.В. Духовное развитие личности
в школе//Из сборника «Школа и семья: проблемы
воспитания», - М.: Олма-пресс, 2007. с.43
Информация о работе Развитие духовности через изучение мировых религий на уроках истории