Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 23:07, контрольная работа
«Монастырь» - слово греческого происхождения и переводится как «уединенное жилище». Это религиозная община монахов и монахинь, представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталом; это также и церковные жилые помещения и территория, принадлежащая такой общине. Митрополит Макарий определял монастырь как «Обители, пристанища для душ, стремящихся к высшим духовным подвигам».
1.ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………. 3
2. ЯРОСЛАВЛЬ. ЦЕРКВИ И МОНАСТЫРИ
ГОРОДА …………………………………………………………… 4
3.КАЗАНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
В РАЗВИТИИ ЯРОСЛАВЛЯ ………………………………….... 30
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….. 34
Сооружение крепостной стены оправдало себя при осаде города в 1609 году. От стен монастыря, отслужив благодарственный молебен, в 1612 году ополчение Минина и Пожарского пошло на освобождение Москвы. Весной 1613 года монастырь стал местом пребывания Михаила Федоровича Романова – основателя династии Романовых.
В XVII веке перестаиваются стены и башни, храмы и Святые ворота, настоятельские покои, сооружаются кельи, покои настоятеля, больничные палаты (позднее семинарский корпус). Символом победы над поляками стал новый храм Входа Господа в Иерусалим с приделом Михаила Малеина – патрона Михаила Романова.
В конце XVIII века монастырь был упразднен и превращен в резиденцию архиепископов ярославских и ростовских. В первой половине XIX века монастырские постройки перестраиваются в соответствии с потребностями и вкусами новых владельцев в стиле классицизма: построена ризница; на основе древних храмов Входа Господа в Иерусалим в 1831 г. по проекту архитектора П.Я. Панькова сооружена церковь Ярославских Чудотворцев (князей Федора, Давида и Константина).
Монастырь, а затем его преемник Архиерейский Дом, являлись крупными религиозными центрами. В 1740-е г.г. при монастыре была открыта Духовная семинария. В богатой монастырской библиотеке хранилось собрание рукописей и старопечатных книг. Среди них был список древнерусской поэмы "Слово о полку Игореве", в конце XVIII - начале XIX века найденный и опубликованный гр. А.И. Мусиным-Пушкиным. Монастырь привлекал богомольцев своими святынями: чудотворными иконами, захоронениями праведников, именитых людей. Посещали монастырь и царствующие особы: Иван IV, Петр I, Екатерина II Николай I. В 1920 - г. здесь были проведены ремонтные и исследовательские работы, в середине XX века реставрационные работы. Ансамбль был музеефицирован. С 1959 года в нем располагается Ярославский историко - архитектурный музей - заповедник, обладающий коллекцией, насчитывающей более четверти миллиона экспонатов.
Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Музей, созданный в 1865 г., обладает богатейшими коллекциями икон и рукописей, драгоценных тканей, церковной утвари. Спасский монастырь, основанный в XII в., сыграл заметную роль в политической и культурной жизни Российского государства. Его ризница и книгохранительница – гордость музейного собрания, насчитывающего 300 тысяч единиц хранения.
Ярославль - одна из архитектурных столиц России. Спасо-Преображенский собор XVI в. - древнейшая постройка города, и в летний период туристам предоставляется возможность увидеть уникальный храм, под сводами которого молились царь Иоанн Грозный и последний российский император Николай II. Храмы XVII века - Николы Надеина, Рождества Христова, Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Богоявления, входящие в состав Ярославского музея-заповедника, сохранили превосходные настенные росписи и иконостасы, дающие полное представление о богатстве второго после Москвы города допетровской Руси.
Одна из загадок русской культуры - эпическая поэма XII в. "Слово о полку Игореве". В бывшей монастырской трапезной размещена экспозиция, посвященная "Слову", где звучит вдохновенный рассказ о походе князя Игоря на кочевников, грабивших в XII в. русские земли.
Замечательный вид на старинные храмы и постройки города, волжские просторы открывается с самой высокой (больше 35 метров), смотровой площадки Ярославля - звонницы Спасского монастыря.
В последние годы на территории музея живет медведица Маша, живой геральдический символ Ярославля.
Церковь Богоявления
Адрес: пл. Богоявленская
1684-1693 г.г. Роспись 1692-1693
г.г. Первоначально на месте
церкви располагались
Каменный храм строился в конце XIX века на средства ярославского купца "гостинной сотни" Алексея Зубчанинова, потомка "закладчиков" Спасского монастыря. Это одна из первых бесстолпных церквей Ярославля, в архитектурной композиции которой чувствуется влияние московского зодчества того периода. Пятиглавый, без подклета, с галереями - приделами с трех сторон, с восьмигранной шатровой колокольней, храм выделяется нарядной отделкой фасадов и полихромными изразцами. Размещение и цветовая гамма их строго подчинены архитектуре памятника. С московскими памятниками эту церковь сближает впервые примененный в Ярославле прием покрытия центральной части здания двумя рядами кокошников с четырехскатной кровлей. На ней высокие глухие барабаны с изящными луковичными главами. Храм расписан ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Плехановым Федором Игнатьевым. В XIX в. храм был обнесен оградой, перестроено западное крыльцо. Памятник отреставрирован в советское время.
Церковь Михаила Архангела
Адрес: ул. Первомайская, 67
1657-1682 г.г. По преданиям первую церковь во имя Михаила Архангела (покровителя воинов) построил "в большом граде, у врат, брусяную" ростовский кн. Константин Всеволодович в 1216 г. и простояла она 79 лет. А затем княгиня Анна (жена кн. Федора Ростиславовича) создала на этом месте новый деревянный храм. Он стоял на пригорке близ р. Которосли на западной границе посада. Каменный храм строился на средства прихожан с сер. XVII в. двадцать пять лет, что наложило отпечаток на ее внешний облик, соединивший в себе черты двух периодов развития ярославского зодчества XVII в. Четырехстолпный пятиглавый храм на подклете был первоначально окружен с трех сторон галереями или папертями. Сохранилась лишь западная, с домообразным крыльцом на ползучих арках, в северной устроен придел (Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев) в виде башни, с тяжелой квадратной колокольней, а с южной - теплая церковь ( Благовещенья Пресвятой Богородицы).
Все это сближает храм с
ранними ярославскими церквями (ц. Николы
Надеина и др.). Очень высокий
подклет церкви, служил складом для
товаров, что объясняется
Церковь Спаса на городу
Адрес: ул. Андропова, 1
1672 г. Храм располагался
на пологом спуске к низкому
берегу Которосли, где стояла
одна из самых мощных
Главный фасад церкви, имеющей шатровую колокольню и шатровый придел, обращен на север, в сторону находившейся здесь в XVII в. торговой площади. Для церкви характерны большие главы на высоких барабанах, равные по высоте основному зданию. Северная закрытая паперть сооружена в 1680-е г.г. Теплая церковь в южном приделе (кон. XVII в.) и западная паперть перестроены в XIX в. Храм был расписан в 1693 г.
Несмотря на скромное декоративное
оформление церкви Спаса на Городу,
мощное пятиглавие и два шатра
делают ее одной из самых красивых
на набережной Которосли. Закрыта с
1929 г. Находится в ведение
Церковь Николы Рубленого
Адрес: Которосльная наб., 8
1695 г. Храм расположен
в юго-западной части
Пятиглавый, трапезного типа храм с высокой шатровой колокольней, с крыльцом на восьмигранных столбах. (В трапезе придел Андрея Свирского).
Церковь, скромная по декоративному оформлению, выделяется среди других храмов города гармоничностью и изысканностью пропорций и служит лучшим украшением Которосльной набережной. Закрыта с 1922 г.; с 1980 г. в ней размещается отдел реставрации Ярославского художественного музея.
Ансамбль бывшего Кирилло - Афанасьевского мужского монастыря и "Спасо - Пробоинская" церковь
Адрес: пл. Челюскинцев, 15, 17.
Основан в 1615 г. В начале XVII в. на месте монастыря по бывшей улице Пробойной, ныне Советской, стояли посадские деревянные храмы Воскресения, Кирилла и Афанасия. Предание связывает с ним избавление города от мора в 1612 г., когда здесь стояло ополчение Минина и Пожарского. Благодарные горожане за один день ("обы ден") срубили между старыми храмами новый, в котором был поставлен образ Спаса. Храмы вскоре сгорели. Приходские Воскресенский и Спасский храмы возобновили, а на месте храма Кириллла и Афанасия был основан монастырь, первоначально деревянный. В начале XVIII века после пожара ансамбль был восстановлен в камне и дополнен оградой с башнями. До наших дней сохранились монастырские храм Кирилла Афонасия с кельями и башнями, и Спасо-Пробоинский храм.
Церковь Ильи Пророка
Адрес: Советская пл. , 22
Выстроен в 1647-1650-х г.г на месте двух деревянных храмов посада по заказу владельцев пушных промыслов в Сибири, поставщиков соболей к царскому двору братьев Вонифатия и Иоаникея Скрипиных. Последний, в 1640-е г.г. был земским старостой Ярославля, возглавив борьбу посада с крупным феодалом Спасским монастырем.
Церковь Ильи Пророка - четырехстолпный пятиглавый храм на высоком подклете, первоначально с позакомарным покрытием . С северной и западной сторон окружен двухъярусными галереями, на которые ведут массивные крыльца на ползучих арках. Восьмигранная четырехъярусная шатровая колокольня примыкает к северо-западному углу паперти. У храма три придела: северный - Гурия, Самона и Авива (покровителей семейного очага), южный - Покровский и юго-западный - Ризоположенский. Под северным приделом находилась часовня Печерской Богоматери - усыпальница рода Скрипиных. Южный придел служил теплой церковью с трапезной. Наиболее богато решены западный и северный фасады. Громадные стены церкви были расписаны в течение 6-7 месяцев артелью костромичей с участием ярославцев. Артель возглавляли царские изографы, костромичи Гурий Никитин и Сила Савин. Сохранившиеся почти без записей, стенописи образуют великолепнейший ансамбль, напоминающий огромный многоцветный ковер. Очень нарядное внутреннее убранство храма дополняют резной золоченый иконостас (начало XVIII в.), расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь.
Храм окружала каменная ограда с башнями по углам. За оградой находились товарные палатки Скрипиных, каменные дома священника и дьякона и избы причетников, маленькое приходское кладбище. При реконструкции Ярославля по плану 1778 г. храм стал композиционным центром административной площади и, замыкая перспективу радиальных улиц, приобрел значение главного архитектурного сооружения города. Кладбище и постройки с оградой вокруг церкви были снесены. Новая ограда выстроена по проекту архитектора А. М. Павлинова при ремонте храма, проведенного в конец XIX - начало XX вв. на средства ярославского купца И. А. Вахрамеева. В конце 1950-хг.г. храм был частично отреставрирован. Храм Ильи Пророка - один из ярких представителей ярославского архитектурного стиля XVII в.
Митрополичьи палаты
Адрес: Волжская набережная, 1
Митрополичьи палаты - редкий памятник гражданской архитектуры XVII века - были построены как парадная резиденция для ростовского митрополита Ионы Сысоевича. В настоящее время здесь располагается отдел древнерусского искусства Ярославского художественного музея. В экспозиции представлены редкие памятники иконописи домонгольского периода, произведения ярославской иконописной школы XVII века.
Частный музей Д.Г. Мостославского "Музыка и время" Адрес: 150000, Волжская набережная, 33-А.
В первом в России частном
музее представлена богатая коллекция
старинных часов, музыкальных инструментов,
колоколов, предметов быта разных эпох.
Большую художественную и историческую
ценность имеет собрание золотофонных
икон. Музей "Музыка и время" небольшой
по размерам, но является одним из самых
любимых среди ярославских
Губернаторский дом и Губернаторский сад
Адрес: Волжская набережная, 23
Основное здание музея - бывшая резиденция ярославских губернаторов (памятник архитектуры начала XIX века). Губернаторский дом построен по собственному благоволению императора Александра I, в нем останавливались все царственные особы, путешествующие по России. В настоящее время здесь располагается экспозиция "Русское искусство XVIII - начала XX века". Особая гордость коллекции - ярославский провинциальный портрет первой половины XIX в., единственное в России собрание работ позднего периода творчества Константина Коровина, произведения русского авангарда. С творчеством современных мастеров знакомит галерея современного искусства «АлеЯ».
Пространство старинного Губернаторского сада и экспозиция современной скульптуры погружает в атмосферу диалога культур минувшего и настоящего.
Парк открыт с мая по сентябрь.
Церковь Николы Надеина
Адрес: Народный. пер., 2а
1620-1622 г.г. Первый каменный
посадский храм Ярославля,
Информация о работе Роль монастырей в развитии региона. Казанский монастырь г.Ярославля