Роль монастырей в развитии региона. Казанский монастырь г.Ярославля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

«Монастырь» - слово греческого происхождения и переводится как «уединенное жилище». Это религиозная община монахов и монахинь, представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталом; это также и церковные жилые помещения и территория, принадлежащая такой общине. Митрополит Макарий определял монастырь как «Обители, пристанища для душ, стремящихся к высшим духовным подвигам».

Содержание работы

1.ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………. 3
2. ЯРОСЛАВЛЬ. ЦЕРКВИ И МОНАСТЫРИ
ГОРОДА …………………………………………………………… 4
3.КАЗАНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
В РАЗВИТИИ ЯРОСЛАВЛЯ ………………………………….... 30
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….. 34

Файлы: 1 файл

Контрольная работа регионоведение.docx

— 147.39 Кб (Скачать файл)

В первой половине XVIII века Толгский монастырь достиг расцвета, стал крупным духовным центром и настоятели монастыря получают титул архимандритов; возрождается священная кедровая роща; учреждается монастырская библиотека. В царствование Екатерины II монастырь располагал земельными и лесными угодьями и имел около 1500 крепостных душ, на Стрелке Ярославля подворье. В 1820 г. монастырь стал первоклассным.

Толгская святая обитель  связана с именами знатных  людей земли Русской. Здесь  принял в 1681г. обряд последнего причастия  опальный патриарх Никон. В 1763 г. Екатерина  II совершила из Ярославля в обитель пешее паломничество. В 1914 году 600-летие Толгского монастыря было отмечено визитом царя Николай II с семьей. Здесь нашли упокоение представители древних княжеских родов - Голицыны, Вяземские,  Троекуровы, Урусовы. В Спасской церкви погребены ярославский генерал-губернатор А. П. Мельгунов, герой Отечественной войны 1812 г., участник Бородинского сражения генерал-лейтенант Н.А. Тучков. Под собором погребен игумен Гордиан.

В I пол. XIX в. монастырский ансамбль пострадал от перестроек в стиле провинциального классицизма. Из новых построек XIXв.: Крестовоздвиженский корпус, за монастырем - странноприимный дом, гостинница, на Волге против Святых ворот, пристань с часовней. В монастырском саду устроены оранжерея , для смены устаревших кедров, почитавшихся в округе священными, питомник. После революции 1917 г. монастырь был упразднен. В его зданиях размещались разные учреждения (долгие годы детская колония), монастырь ветшал, разрушался. В канун 1000 - летия Крещения Руси 1987 г. местная власть передала комплекс быв. монастыря Русской Православной Церкви. По решению Священного Синода был учрежден женский монастырь. Так началось возрождение обители. Местные и центральные органы власти средствами и специалистами помогали восстанавливать монастырский ансамбль, налаживать в нем жизнь. Сегодня в Толгском Свято-Введенском женском монастыре живет более 100 сестер, во главе с настоятельницей - игуменьей Варварой. Идет реставрация Крестовоздвиженского храма, создана библиотека, хор. У монастыря большое подсобное хозяйство, в аренде около 300 га пахотных угодий. Монастырь принимает паломников, туристов.

Владимирской  иконы Богоматери

Адрес: на  углу улиц  Рыбинской  и Лисицына

XVII в. В XVII в. здесь на  Колюбакином ручье располагалась пригородная слободка " Семик "  с кладбищем для бедных и безродных - "Божедомкой". Отпевали и хоронили на  седьмой неделе  после пасхи, в Четверг,  после чего устраивали  гуляния.  Храмов  2 каменных. Холодный  - Владимирской иконы Богоматери - бесстолпный,  трапезного типа с прямоугольным алтарем и шатровой  колокольней,  устроен в 1670-е г г.  на  средства  купца Лузина. Завершение, в виде трех  небольших шатров  с главками,  по образцу ц. Дивной  г. Углича.  Храм расписан  в 1691 г.

Теплый храм  первоначально  Филиппа Митрополита  Ростовского  в 1820-е гг. был  заменен храмом Покрова Богоматери.  В 1930-е г.г.  теплый храм перестроен, снесена  колокольня.  Холодный храм в 1992 г.  передан Русской  Православной свободной  церкви.

Церковь Николы в  Меленках

Адрес: ул. Стачек, 60

1672 г. Расположена в  юго-западной части города на  правом берегу Которосли близ  устья Зеленцовского ручья. В  конце. XV века выходцами Спасского монастыря здесь, на "глинищах" урочища Меленки (стояли ветряные мельницы), далеко за городом, был основан Николо -Сковородский мужской монастырь ("сковорода" - било, заменявшее первоначально колокол). Он был приписным к Спасскому монастырю, чьи владения располагались рядом: сельцо Меленки и Доилова слобода, чуть подальше на запад деревня Творогово. Через ручей напротив возникает Толчковская слобода кожевников, росту и развитию которой способствовало расположение Ярославля на перекрестке торговых путей.

Во время осады Ярославля  поляками в 1609 г. монастырь и окрестности  были сожжены. В 1660-е г.г. монастырь  был упразднен и на его месте  поставили посадский деревянный храм Николая чудотворца. Каменные храмы построены во 2 пол. XVII в. Холодный - Николы на Меленках с приделом св. Прокопия Устюжского построен купцом Дурандиным (в монашестве Макарий) в 1672 г., а в 1683 г. - теплый Успенский храм (с приделом иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радости" - XIX в.) на средства прихожан. На 1770-е г.г. ансамбль состоял из двух храмов, шатровой колокольни (на северо-западе ), небольшого погоста и ограды с северо-востока. В нач. XX в. в ансамбль вошел новый храм в честь Иоанна Спостника, Архангела Гавриила и Андрея Критского, пристроенный к восточной стороне ограды. По приходу площадь перед церковью стала называться Николомельницкой (сов. Комсомольская). Первый (1672 г.) - четырехстолпный, пятиглавый, первоначально с позакомарным покрытием, с низкими одноэтажными закрытыми галереями, этот храм запоминается мощными главами на высоких барабанах.

Интерьеры храма расписаны  в нач. 1700-х г.г. ярославскими мастерами  во главе  с Федором Федоровым. Стенопись представляет собой образец  сложившегося ярославского декоративно - повествовательного стиля. В советское  время все храмы подверглись  перестройке, колокольня снесена. В  настоящее время в холодной церкви ведется богослужение.

Церковь Петра  и Павла 

Адрес: Петропавловский парк за Которослью

Храм построен в первой половине XVIII века на средства владельца Ярославской Большой Мануфактуры Ивана Затрапезнова. Уникальный для местной архитектуры памятник в стиле "петровского барокко". Прообразом послужил Петропавловский собор в Петербурге. Огромный по размерам, двухэтажный, с тремя ярусами окон и пышным декором, с высокой многоярусной колокольней, завершающейся шпилем, храм являлся композиционным центром промышленного комплекса: храм, производственные постройки, система прудов с мельницами, регулярный парк, живой массив с регулярной планировкой. В 2001 - 2002 годах проведены работы по выпрямлению шпиля колокольни. Храм в ведении Русской Православной церкви.

 

 

3. КАЗАНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ 
В РАЗВИТИИ ЯРОСЛАВЛЯ

 

Ярославский Казанский женский  монастырь основан в 1610 г. в память о чудном избавлении города от 24-х  дневной осады польских захватчиков. Благодарные жители города по изволению  защитившей Ярославль от интервентов  Пресвятой Богородицы, построили  храм в честь Ее иконы Ярославской-Казанской (явл. – 1588 г.), явившейся источником многих чудес и исцелений, а городу - «невидимо твердыня и стена паче всякия ограды и оружия от супротивных  супостат». Здесь же на пожертвования  горожан одновременно устроены келии  для 72 монахинь сожженного поляками Ярославского Рождественского монастыря. Так, по предречению Царицы Небесной, на месте, где поставлена та икона, возникла «обитель велия на славу и на похвалу  святому имени Моему и на прославление многим будущим чудесам от Мене».

В 1649 г., на пожертвования горожан  на месте деревянной построена каменная Казанская летняя церковь с приделами  во имя Свтт. Климента и Петра  и во имя Прп. Параскевы Сербской. Царем Алексеем Михайловичем в 1659 г. определено обители жалование по рублю в год на старицу. В 1659 г. проживало 112 стариц, в 1710 г. - 132. До 1763 г. большая часть строений оставалась деревянной. Изначально монастырь не был общежительным - каждая старица  жила своими средствами. С 1761 г. до г. Романова, а с 1807 г. - до г. Рыбинска ежегодно проводился крестный ход с чудотворной Казанской  иконой. С 1764 г. монастырь причислен  к разряду третьеклассных с 15 монашескими  вакансиями, с 1802 г. принят общежительный  устав. В 1795 г. к Казанской церкви пристроен зимний придел в честь  Спаса Нерукотворного. С 1770 по 1850-е. гг. монастырь почти полностью  отстроен в камне и занимал  территорию квартала в 35500 кв. м. В 1828г. построена зимняя церковь Покрова  Пресвятой Богородицы с 4-х ярусной  колокольней, с приделами во имя  Свт. Николая и Св. Иоанна Предтечи. В 1881г. построена домовая церковь  игуменского корпуса в честь  Сретения Господня. На месте снесенной  ветхой Казанской церкви, по проекту  А. И. Мельникова, «на сумму доброхотных  дателей», при игумений Маргарите (с 1806 по 1836 гг.) и игумении Екатерине (с 1836 по 1848 гг.), в 1835 - 1845 гг. построен и  расписан Т. Медведевым и его артелью  новый Казанский собор (памятник истории и культуры 1 п. 19в., позднего классицизма).

С 1610 по 1918 г. управляли обителью, сменяя друг друга, 29 игумений. В монастыре  в 1856 г. проживало 167 насельниц, в 1881 г. - 232, в 1909 г. - 381. С 1859 г. штат увеличен до 30 монашеских вакансий, с 1893г. - до 40. С  н. Х!Х в. монастырь славился школой иконописного и золотошвейного мастерства, имевшей дипломы высшей степени, церковным пением большого монашеского  хора (до 200 чел.), а так же выпечкой разнообразных просфор.

В мае 1837 г. посетил обитель, будучи еще цесаревичем, император Александр  Николаевич (II). 8 июля 1892 г. в соборе Ярославского Казанского монастыря  сослужил Митрополиту Ионафану, Архиепископу Ярославскому и Ростовскому, святой праведный Иоанн Крондштадтский. 7-8 июля 1910 г., в дни празднования 300-летия Казанского монастыря, торжественное  богослужение в Казанском соборе возглавлял, будучи Архиепископом Ярославским  и Ростовским, святитель Тихон (с 1917 по 1922 гг. Патриарх всея Руси). В 1916 г. 21, 22 окт. - в Казанском соборе служил святитель Агафангел, Архиепископ Ярославский и Ростовский, (с 1922 по 1926 гг. - патриарший местоблюститель).

После событий белогвардейского мятежа 1918 г. монастырь упразднен, все имущество  изъято, монахини направлены в Толгский монастырь, где пребывали до его  закрытия. С 1919 г. - по 1922 гг. на территории обители - концентрационный лагерь. В 1928г. в Казанском соборе на высоте 9 м. устроено железобетонное перекрытие для  размещения Государственного архива Ярославской  области. Покровский храм в 1930-е гг. переоборудован под  библиотеку, а в 1948 г. под планетарий.

С 1998 г. в Казанском соборе вновь  открыт женский монастырь и определена настоятельницей святой обители  монахиня Толгского Свято-Введенского  женского монастыря - Михаила. За 4 года монастырю переданы: Казанский собор, домовая Сретенская церковь, часть  келейного корпуса.

Местночтимые святыни обители - чудотворный список с Ярославской  Казанской иконы Божией Матери, выполненный  сестрами обители в иконописной - золотошвейной мастерской монастыря  до 1918 г., и мощи Свт. Агафангела (27 сент. 1854г. - 16 окт. 1928г.) Митрополита Ярославского и Ростовского, Патриаршего Местоблюстителя, священноисповедника российского.

Настоятельница Казанского монастыря  г. Ярославля игумения Михаила (Сафонова)

21 июля 2003 года Архиепископом Ярославским  и Ростовским Кириллом был  освящен поклонный Крест в  память о трагических событиях  в г. Ярославле 1918 года.

Адрес монастыря: 15000. г. Ярославль, ул Первомайская, 19-а, тел. 72-77-51

Банковские реквизиты: 
ИНН 7604042567, 
р/с 40703810777030100052,  
к/с 30101810500000000670  
Северный банк СБ РФ Г. Ярославль, 
БИК 047888670,  
ОКОНХ 98700, 
ОКНО 47155158

 

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Роль монастырей в культуре Ярославля невозможно переоценить. И главная их заслуга в том, что они являются крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. Процветали в монастырях иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений.

Содействуя распространению  и укреплению христианства, монастыри  значительную часть своих доходов  тратили на благотворительные цели. При обителях существовали богадельни, больницы, сиротские приюты, школы, семинарии.


Информация о работе Роль монастырей в развитии региона. Казанский монастырь г.Ярославля