Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 23:07, контрольная работа
«Монастырь» - слово греческого происхождения и переводится как «уединенное жилище». Это религиозная община монахов и монахинь, представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталом; это также и церковные жилые помещения и территория, принадлежащая такой общине. Митрополит Макарий определял монастырь как «Обители, пристанища для душ, стремящихся к высшим духовным подвигам».
1.ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………. 3
2. ЯРОСЛАВЛЬ. ЦЕРКВИ И МОНАСТЫРИ
ГОРОДА …………………………………………………………… 4
3.КАЗАНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
В РАЗВИТИИ ЯРОСЛАВЛЯ ………………………………….... 30
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….. 34
До наших дней сохранился
лишь храм Николы Надеина. Четырехстолпный,
первоначально пятиглавый, с позакомарным
покрытием храм на подклете с трех
сторон окружен двухъярусными
Храмовый ансамбль церкви Рождества Христова
Адрес: ул. Кедрова, 1/35
XVIIв. Ансамбль создавался постепенно. Он состоит из холодного храма с приделами и отдельно стоящей колокольни. Заказчиками были прихожане "гости государевой сотни", видные участники земского ополчения Минина и Пожарского 1612 г. Церковь Рождества Христова сооружена в 1636 - 1644г.г., на месте деревянного храма. Первоначально - это четырехстолпный, пятиглавый с позакомарным покрытием храм на подклете, окруженный с трех сторон двухъярусными галереями, замыкавшимися с востока небольшими приделами. Северо-восточный придельный зимний храм Николы-чудотворца ("покровителя всех путешествующих и торгующих"). Главный Казанский придел, в виде четырехугольной башни с маленькой галерейкой пристроен к юго-западному углу храма. Он завершается ажурным крестом, являющимся одним из лучших образцов искусства ярославских кузнецов и медников. Казанский придел соединялся переходом с колокольней, возведенной в середине XVII века.
Колокольня - уникальный памятник, не имеющий аналогов в русской архитектуре. В одном здании соединены Святые ворота, надвратная церковь и венчающая ее колокольня, имевшая ранее часы. Высота колокольни - 38,34 м.
Колокольня входила в церковную ограду, окружавшую усадьбу церкви с северной и западной сторон. Богатый западный фасад колокольни замыкал перспективу одной из полукольцевых улиц города, выходящей к Волге. Церковь Рождества Христова интересна, как первый храм в Ярославле, где в декор стен главного барабана были введены изразцы. Главы были покрыты изразцовой черепицей. Храм расписан в 1680-е гг. артелью мастеров со знаменщиком, предположительно, - Дмитрием Семеновым. Ансамбль Рождества Христова по композиции и декору - новый этап в развитии ярославского зодчества.
Храмовый ансамбль церкви Благовещения
Адрес: Волжская наб., 51
XVII-XVIIIв.в. Ансамбль состоит из двух церквей: холодного храма Благовещения с двумя престолами и теплой церкви святого Димитрия Угличского с престолами Вознесения Господня и св. Митрофана Воронежского, а также колокольни. Ансамбль стоял в Рыбачьей слободе (позднее Благовещенской), недалеко от старого Семеновского взвоза (ныне Красный спуск).
Храм Благовещенья построен на средства прихожан во 2 пол. XVII – начале XVIII века вместо сгоревшего деревянного. Его композиция предельно проста: одноэтажный, пятиглавый, бесстолпный храм, без приделов и галерей, без подклета; четырехскатное покрытие, глухие барабаны. Храм Вознесенья небольшой, неоднократно перестраивался и фасады его мало выразительны. В 1860-е г.г. на средства ярославского купца А. И. Вахрамеева, по проекту архитектора А.М. Достоевского (брата знаменитого писателя) к нему были пристроены трапезная и трехъярусная колокольня в стиле классицизма. Ансамбль церкви Благовещенья украшает панораму Волжской набережной. С запада к нему пристроена широкая закрытая паперть, над которой прежде возвышалась высокая ярусная колокольня. Стены храма, гладкие без декора, прорезаны большими арочными нишами окон. Лаконизм в обработке фасадов восполняется прекрасными пропорциями этого сооружения. Храм послужил прообразом многих ярославских церквей XVIII века. Главы церкви в середине XVIII века были переделаны в стиле барокко. Храм расписан в 1700-х г.г. артелью ярославских мастеров во главе с Федором Игнатьевым и Федором Федоровым.
Знаменская церковь
Адрес: ул. Первомайская, 21
1897 г. Пристроена к
восточной стороне
Купечество предложило Мельгунову поставить для строительства 15 тысяч штук кирпича с тем, чтобы сохранить башню со святым образом. С восточной стороны башни была построена каменная часовня, где во 2 пол. XIX века устроили храм, освященный во имя иконы Знамения Богоматери. Новый храм построен по проекту архитектора А.А. Никифорова в "древнерусском стиле". Скромное декоративное убранство, завершение - изящная золоченая главка на тонком барабане (восстановлена в 1990 - гг.). Храм был приписан к Кирилло-Афанасьевскому монастырю. Сейчас в нем размещается народная киностудия "Юность".
Российский государственный
академический театр драмы
Адрес: площадь Волкова,1
Театр расположен в здании,
построенном в 1911 году по проекту
архитектора Н.А.Спирина. В разное
время здесь выступали
Храмовый ансамбль церкви Сретения
Адрес: Депутатский пер. 4а
1891-1895 гг. Ансамбль возник на основе комплекса церквей, заложенного еще в XVII веке близ Земляного вала. В конце XIX века на средства ярославского фабриканта И.Н. Дунаева был создан новый ансамбль церквей в "русском" стиле по проекту архитектора Н. И. Поздеева. Ансамбль состоит из большого храма, объединившего обе церкви, Знаменской часовни и ограды. Он просматривается со стороны Депутатского переулка, радуя глаз богатством кирпичного декора, повторяющего древнерусские формы. С ансамблем Сретенской церкви перекликается часовня, стоящая на ул. Андропова, построенная также в "русском стиле" по проекту архитектора Н.И. Поздеева в 90-х годах XIX века в честь царя Александра II, и получившая позднее название его небесного покровителя - святого Александра Невского. Интересная композиция и удачное расположение сделали ее достопримечательностью города.
Церковь Дмитрия Солунского Адрес: Ярославль, Б.Октябрьская ул., 41
Приходская церковь. Двухстолпная, с одной световой главой (первоначально пятиглавый), с тремя апсидами, с колокольней у северо - западного угла, крыльцом, папертью перед западным фасадом.
1 четв. XIX - разобраны четыре главы первоначального пятиглавия, шатер колокольни, перестроено западное крыльцо, 1700 - северная паперть и придел; позднее разобрана; после 1700 - пристроена шатровая колокольня; 1980 - е - реставрация.
Храмовый ансамбль церкви Николы Мокрого
Адрес: ул. Чайковского, 1
XVIIв. Архитектурный ансамбль церкви Николы Мокрого расположен на левом низменном берегу Которосли. Ансамбль состоит из двух храмов: холодного во имя Николая Чудотворца и теплого иконы Тихвинской Божьей Матери, и бывшей богадельни. Он возник на месте деревянных церквей, что стояли на небольшой площадке между двух ручьев Паутова и Ершова (притоков Которосли). Приход храма составляли две монастырские слободы Спасская и Киселюха (топкое, мокрое место , грязь, как кисель). Холодный храм Николы Мокрого был выстроен в 1660-1670 гг. Этот четырехстолпный пятиглавый храм без подклета с двумя шатровыми приделами на восточных углах, с опоясывающей его одноэтажной закрытой галереей и шатровой колокольней на северо-западном углу паперти. Богатое декоративное убранство - изразцовое обрамление окон, изразцовая отделка западного притвора - появилось на храме в конце XVII века. Интерьеры церкви Николы Мокрого расписаны в 1673 г. предположительно костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным. Церковные сюжеты поданы в повествовательной манере, что станет отличительной чертой росписи ярославских церквей. Теплая Тихвинская церковь построена в 1686 г.
Небольшая приземистая трапезная церкви Тихвинской Богоматери имеет редкой прямоугольной формы апсиду и увенчана декоративной главкой на квадратном постаменте. Крыльцо, увенчанное шатром, пристроено в 1790-е г. г. Ее основные фасады имеют скромный декор. Упрощенная по своим формам, церковь выделяется притвором, щедро украшенным изразцами, которые занимают почти всю плоскость стен и по пышности декора не имеют равных в Ярославле.
Храмовый ансамбль церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Адрес: Которосльная наб., 69
XVII-нач. XVIIIв.в. Выдающийся памятник архитектуры, знаменует собой вершину ярославской школы культового зодчества XVII века. Ансамбль состоит из основной церкви Иоанна Предтечи, колокольни и Святых ворот. Церковь Иоанна Предтечи - главный храм Толчковской слободы, поставлявшей кожи на экспорт, вызван к жизни соперничеством богатых закоторосльных слобод. Храм создавался 16 лет, с 1671 по 1687 гг. В его строительстве принимали участие все жители Толчковской слободы, кто деньгами, кто личным трудом. Церковь представляет собой четырехстолпный пятиглавый храм с крытыми одноэтажными галереями с трех сторон, на которые ведут высокие щипцовые крыльца на столбах, с двумя симметричными приделами, завершающиеся малыми пятиглавиями (приём, ранее не встречавшийся в Ярославле). Исключительную живописность силуэта храма прекрасно дополняют стройная, ярусная колокольня в стиле барокко и изящные Святые ворота. Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих 15 глав - церковь Иоанна Предтечи ослепляет роскошью декоративного убранства и мастерством его выполнения. Обилие изразцов, кирпичный узор, роспись апсид и дверей придают ему исключительную нарядность.
Храм расписан в в конце XVII века артелью из 16 лучших мастеров "стенного писания" во главе с известными ярославскими знаменщиками – царским изографом Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым. Памятник полностью сохранил первоначальные формы, лишь центральная глава переделана в XVIII веке в стиле барокко. В 1950-г.г. были проведены уникальные работы по ликвидации крена колокольни, достигавшей в верхней отметке почти метра и грозившего обрушением здания. Храм Иоанна Предтечи был последним храмом "высокого ярославского стиля", памятник архитектуры и древнерусской живописи мирового значения.
Храмовый ансамбль в Коровниках
Адрес: Портовая наб., 2
XVII-XVIII в. Ансамбль состоит из двух храмов - зимней церкви Иоанна Златоуста и летней церкви Владимирской Божьей Матери с соединяющей их вдоль Волги оградой со Святыми воротами и высокой, стройной колокольней в глубине. Ансамбль украшал Коровницкую слободу, расположенную в устье реки Которосли. Жители слободы занимались торговлей скотом и рыбой. Во 2-й половине XVII века здесь было развито производство кирпичных и изразцовых изделий для строительства церквей и домов Ярославля. Коровницкий ансамбль создавался постепенно, несколькими поколениями зодчих. Наиболее древнее сооружение ансамбля - храм Иоанна Златоуста. Он построен в середине XVII века на средства посадских людей. Храм крупный пятиглавый с двумя шатровыми приделами и низкой одноэтажной галереей с трех сторон, на которую ведут высокие крыльца. Во 2 половине XVII в восточный фасад храма получил богатое декоративное убранство с великолепным изразцовым наличником алтарного окна. Церковь строго симметрична, вся ее композиция устремлена вверх. Храм расписан в 1730-х гг. ярославскими мастерами во главе с Алексеем Сопляковым, который в эти годы он руководил работами по росписи целого ряда храмов.
Теплый храм Владимирской Божьей Матери выстроен в 1669 г. Создание этого храма положило начало формированию ансамбля. Своими формами он близок к главному храму, но решен более скромно.
По оси двух храмов стоит высокая (37 м.) многоярусная колокольня, построенная в 1680-х г.г. и ставшая композиционным центром всего ансамбля ("ярославская свеча"). Она признана одной из самых стройных в России. Когда-то на ней висели колокола, отлитые в Сибири на заводе Демидова. Святые ворота трехъярусные, с высоким арочным проездом, соединенные с храмами невысокой оградой, построены в конце XVII века в стиле нарышкинского барокко. Ограда стала заключительным, связующим звеном в общей архитектурной композиции.
По своей гармоничности и богатой силуэтом композиции ансамбль в Коровниках является шедевром не только русской, но и мировой архитектуры.
Ансамбль Толгского монастыря
Адрес: поселок Толга
XVII-XIX в. Расположен в 6 км от центра Ярославля, вверх по течению р. Волги, на низком левом берегу, в устье речки Толгоболь. Один из древнейших на Руси, Толгский мужской монастырь основан, согласно преданию, ростовским епископом Трифоном по случаю явления ему иконы Пресвятой Богородицы. День явления иконы - 8 августа 1314 г., стал торжественным праздником Толгской обители. Вскоре монастырь сгорел, но Чудотворная икона, по преданию, была найдена после пожара целой и невредимой на дереве. Монастырь был восстановлен. В древности - это далекий, загородный малоземельный монастырь с деревянными постройками. Однако он являлся оплотом православной церкви на Ярославской земле в ее политике объединения русских земель вокруг Москвы. В XV в. развитию монастыря способствовало покровительство великого князя Василий Темного. Чудотворная икона Толгской Божьей Матери стала широко известна среди богомольцев. По преданию в 1553 г. здесь исцеляется от болезни ног сам Иван Грозный и в знак благодарности вкладывает средства в строительство каменного Введенского собора. XVI век - время активного обустройства обители. В этот период игуменом Феодосием был заложен монастырский кедровый сад.
В 1609 году во время осады Ярославля поляками монастырь был разграблен и сожжен (погибла большая часть иноков), но вскоре восстановлен. В 1612 году монастырь сыграл большую роль в духовном объединении ополчения Минина и Пожарского, поэтому был отмечен вниманием Дома Романовых. Богатые царские вклады позволили расширить владения и пополнить казну, обновлять постройки в камне. Заказчиками их выступали князья и богатые ярославские купцы. В первой половине XVIII века складывается существующий архитектурный ансамбль монастыря: настоятельский корпус, где размещались жилые помещения, поварня, кладовые, трапезная; новый Введенский собор, расписанный в конце XVII века артелью ярославских мастеров во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым; рядом с собором встала огромная стенообразная звонница; построены новые стены и башни, новая больничная палата со Спасской домовой церковью в стиле барокко. В этом же стиле перестраиваются и Святые ворота с Никольской церкви.
Информация о работе Роль монастырей в развитии региона. Казанский монастырь г.Ярославля