Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:12, контрольная работа
Случайные и отрывочные сведения о церковной организации в русских источниках с большим трудом позволяют восстановить ее историю в первые полвека после принятия христианства Владимиром. Этот недостаток сведений привел часть исследователей к мнению, что сама церковная организация возникла только через 50 лет после того, как Русь официально стала христианской.
1.Введение
2.Русская Митрополия в Киевский период (988—1240 гг.)
3.XIII век. Восток и Запад. Русь и Золотая Орда. Святые Митрополит Кирилл III и князь Александр Невский.
4.Московские святители
5.Автокефалия Русской Православной Церкви — 1448 г.
6.Заключение
7. Список литературы
Русские митрополиты и их роль в жизни Церкви и государства.
Содержание:
1.Введение
2.Русская Митрополия в Киевский период (988—1240 гг.)
3.XIII век. Восток и Запад. Русь и Золотая Орда. Святые Митрополит Кирилл III и князь Александр Невский.
4.Московские святители
5.Автокефалия Русской Православной Церкви — 1448 г.
6.Заключение
7. Список литературы
Введение
Случайные и отрывочные сведения о церковной организации в русских источниках с большим трудом позволяют восстановить ее историю в первые полвека после принятия христианства Владимиром. Этот недостаток сведений привел часть исследователей к мнению, что сама церковная организация возникла только через 50 лет после того, как Русь официально стала христианской.
В условиях средневековья
христианская церковь никогда не
ограничивалась, и не могла ограничиваться,
только конфессиональной деятельностью.
Ее выполнение предполагало ряд других
важных функций, таких, как церковно-административная,
экономическая, юридическая, культурная,
прежде всего связанная с
Этот вопрос имеет две стороны: какова была роль древнерусской церкви внутри страны, ее роль на международной арене. Преимущественно отношения с Константинопольской епархией и отношения с католической церковью. Католическая церковь из-за рубежа стремилась основать на Руси свою епархию, но дело не выходило за пределы посылки миссионеров, существования церквей в колониях иностранных купцов в Киеве, Смоленске, Новгороде и деятельности Ордена доминиканцев в Киеве в 1220—1230-х годах. Поэтому в государственных отношениях между княжеской и городской властью, с одной стороны, и церковной организацией — с другой, участвовала только русская, митрополичья церковь.
В данной работе ставится цель исследования роли православной церкви
В период правления митрополитов.
Русская Митрополия в Киевский период (988—1240 гг.)
Канонический статус Русской
Православной Церкви как Митрополии
Константинопольского Патриархата
был определен при Крещении Руси
святым равноапостольным Владимиром.
Первым Митрополитом Киевским и всея Руси
был святитель Михаил, по прозванию Сирин
(сириец). Затем Митрополитом Киевским,
вероятно, стал Преосвященный Феофилакт,
перемещенный в 990 г. из митрополии Севастийской
(в Армении). Следующим Митрополитом некоторые
церковные источники называют Преосвященного
Леона (или Леонтия), занимавшего Киевскую
кафедру в 992—1008 гг. (14, с. 282). Вслед за ними,
по русским источникам, за период до монголо-татарского
нашествия, следуют 24 Митрополита: Иоанн
I (1008—1035), Феопемпт (1037—1043), Кирилл I (1043—1046),
Иларион (1051—1053), Ефрем (1055—1061), Георгий
(1062—1072), Иоанн II Продром (1077—1088), Иоанн
III (1088—1089), Николай (1097—1104), Никифор I (1104—1121),
Никита (1122—1126), Михаил II (1127—1145), Климент
(Смолятич; 1147—1155), Константин I (1156—1158),
Феодор (1161—1163), Иоанн IV (1164—1166), Константин
II (1167—1170), Михаил III (ок. 1171—1181), Никифор
II (1182— 1197), Гавриил, Матфей (ок. 1210—1220),
Дионисий, Кирилл II (1224—1233), Иосиф (1237—1240)
(14, с. 285—289).
Все они, за исключением двух, были посвящены
в Константинополе, но не все они были
греками.
Епископы русских епархий
преимущественно были по
Когда Митрополит Киевский
предполагал назначить
Константинопольский
Патриарх, как правило, не вмешивался
во внутренние дела Русской
Митрополии, если церковная жизнь
протекала канонически правильно и к нему
не поступало апелляций на суд Митрополита.
Все церковные вопросы в пределах Русской
Митрополии самостоятельно решались Митрополитом
Киевским при участии Собора русских епископов.
Патриарх Константинопольский, как сообщают
византийские источники, посылал к русскому
Митрополиту грамоты не с восковой печатью,
как ко всем другим митрополитам, а со
свинцовой, как это было принято по отношению
к Предстоятелям Автокефальных Церквей.
Это дает основание предполагать, что
Русская Православная Церковь в период
ее зависимости от Патриарха Константинопольского
(до 1448 г.) пользовалась если и не de jure, то
de facto значительными правами церковной
автономии.
Тем не менее великие князья Киевские со времени Ярослава Мудрого делали попытки к избранию и поставлению Митрополита из числа русских кандидатов без предварительного согласования с Царьградом. Этим выражалось стремление русских иерархов и всего церковного народа освободить Русскую Церковь от опеки Константинопольского престола, предоставив право выбора и поставления Предстоятеля самому русскому епископату.
Возникновение идеи, вполне согласной с древними канонами Святой Православной Церкви (I Вселенского Собора правило 4, VII Вселенского Собора правило 3, Антиохийского Собора правила 19 и 23 и др.), дает основание видеть, что законам церковного самоустроения отвечает каноническое самосознание Русской Церкви.
В 1043 г. Русь находилась в
состоянии войны с Византией.
В последующие годы, после кончины
Митрополита Кирилла I (1046), Киевская
кафедра несколько лет
Духовное наследие Митрополита Илариона до сего дня живет в Русской Церкви. Его лучшее творение — «Слово о Законе и Благодати» — представляет собой богословское и историческое осмысление слов святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17) — в связи с Крещением Руси.
Некоторые исследователи не без основания видели в противопоставлении закона и благодати у Митрополита Илариона богословское обоснование права Русской Церкви на «свободное хождение в благодати», т. е. на церковную самостоятельность. Подобный тезис непосредственно относился к Византии, в церковной зависимости от которой пребывала Русская Митрополия и без ведома которой в 1051 г. сам святитель Иларион был поставлен Собором русских епископов на престол Митрополитов Всероссийских. Отношение Киевской Руси к Византии, определенное святой равноапостольной Ольгой и святым равноапостольным Владимиром, было осмыслено «Словом» как логическое устремление по восходящей линии истории. Богословское видение святителя Илариона таково, что не России «пришлось заимствовать» Православие от греков, а Византии «назначено было» передать нам наследие Вселенской Церкви и вручить неугасимый светоч Христовой веры.
Второй случай избрания и поставления на Руси Митрополита из русских имел место в 1147 г.
Князь Изяслав решил по
примеру Ярослава Мудрого заместить
вдовствующую кафедру русским Митрополитом
без обращения в
Выбор князя, сделанный им в каноническом соответствии со 137-й новеллой Кодекса Юстиниана, пал на иеросхимонаха Климента (Смолятича). О схимнике Клименте, специально выведенном из затвора для поставления в Митрополита, источники свидетельствуют: «И был он книжник и философ такой, какого не было никогда в Русской земле».
Митрополит Климент (Смолятич) является своеобразным церковным писателем того времени. Его творения важны как свидетельство греческой образованности в XI—XII вв. в среде русских церковных иерархов, активного усвоения в Русской Церкви византийской культуры, включая античное наследие.
Но судьба Митрополита Климента сложилась неудачно. Три епископа, из них два грека и один русский — епископ Новгородский Нифонт, отказались принять участие в его посвящении; в дальнейшем они так и остались в оппозиции, не признавая его законным Митрополитом на том основании, что он не был поставлен в Константинополе. Патриарх Константинопольский Николай (Музалон) поддержал противников Митрополита Климента, а сменивший Изяслава князь Юрий Долгорукий (в 1155 г.) удалил его с Митрополичьей кафедры.
Далеко не все Митрополиты, присылавшиеся в Киев из Византии, были столь высоко богословски образованными, как названные русские Митрополиты.
Греки мало что могли
сделать в огромной и чуждой
им стране. Великий подвиг
XIII век. Восток и Запад. Русь и Золотая Орда. Святые Митрополит Кирилл III и князь Александр Невский.
Тринадцатое столетие было
переломным в истории Европы и
христианства. Произошли события, изменившие
ход мировой истории, затронувшие
все стороны духовной, социальной
и государственной жизни
У западных рубежей
Руси был основан Орден
Архиепископ Антоний (тогда — новгородский дипломат Добрыня Ядрейкович) был очевидцем взятия в 1204 г. и разорения крестоносцами «второго Рима» — Царьграда. Вернувшись на Русь с едва уцелевшей при разграблении города частью Гроба Господня, он написал о происшедшем, и его повествование примечательно широтой исторического понимания событий и строгим христианским провиденциализмом.
7 октября 1207 г. Папа
Иннокентий III обратился «ко всем
русским епископам, клиру и
всему русскому народу» с
Митрополит Киевский,
сам никейский грек, с воодушевлением
возглавил борьбу Русской
Историки обращали много внимания на латинскую экспансию в Прибалтике. Но часто забывают, что другим флангом борьбы в эти годы оставалась Южная Русь, а полем битвы стали Балканы. В 1205 г. болгары разгромили войско крестоносцев Балдуина II под Адрианополем. Второе Болгарское царство (возникшее в 1187 г.), хотя и признало номинальное церковное главенство Папы, исторически тяготело к православной Руси. Царь Иван Асень II (1218—1241) состоял в союзе с Киевом и Никеей, за что Папа Римский Григорий IX в 1236 г. отлучил Асеня от Католической Церкви. Был канун монголо-татарского нашествия.
И вот 1238 год: сожжена
Рязань, разгромлен Владимир, пали
в бою святые благоверные
Русская Церковь и
вся Русская земля уже были
охвачены пламенем монголо-
Митрополит Кирилл III
(1243—1280), избранный возглавлять Русскую
Митрополию князем Галицким
Более чем тридцатилетняя
церковная деятельность
Информация о работе Русские митрополиты и их роль в жизни Церкви и государства