Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:12, контрольная работа
Случайные и отрывочные сведения о церковной организации в русских источниках с большим трудом позволяют восстановить ее историю в первые полвека после принятия христианства Владимиром. Этот недостаток сведений привел часть исследователей к мнению, что сама церковная организация возникла только через 50 лет после того, как Русь официально стала христианской.
1.Введение
2.Русская Митрополия в Киевский период (988—1240 гг.)
3.XIII век. Восток и Запад. Русь и Золотая Орда. Святые Митрополит Кирилл III и князь Александр Невский.
4.Московские святители
5.Автокефалия Русской Православной Церкви — 1448 г.
6.Заключение
7. Список литературы
Первые годы управления Митрополитом Кириллом III Русской Митрополией совпали с годами княжения святого князя Александра Невского (1252—1263).
Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (1246), «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (1238), павшего в битве с татарами на р. Сити.
Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский (1226), составитель Киево-Печерского Патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли[1].
Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока надвигались, уничтожая все на своем пути, монголо-татарские орды, с запада — рыцарские полчища, называвшие себя с благословения Папы Римского «крестоносцами». В тот грозный час Промысл Божий воздвиг для спасения Руси святого князя Александра — великого воина и молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.
Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, крестоносцы вторглись в пределы России. Первыми были шведы. «Король римской веры из полуночной страны», из Швеции, собрал в 1240 г. огромное войско и на множестве кораблей послал к Неве под командованием своего зятя, ярла (герцога) Биргера. Гордый и самонадеянный швед прислал в Новгород к святому князю Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, — я уже здесь и пленяю твою землю».
Святой Александр (ему не было тогда и 20 лет) повел войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лице острым своим копьем». За победу на р. Неве, одержанную 15 июля 1240 г., в день памяти святого равноапостольного Владимира, народ назвал святого Александра Невскимх[4].
В 1242 г. святой Александр выступил в зимний поход и освободил Псков, этот древний «дом Святой Троицы». 5 апреля 1242 г. он дал Ливонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Его современники понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».
Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 г. святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду.
Заключив мир с ханом
Батыем, князь Ярослав должен был,
однако, ехать в 1246 г. в далекую
Монголию, в столицу всей кочевой
империи. Положение самого Батыя
было трудным, он искал поддержки
у русских князей, желая отделиться
со своей Золотой Ордой от далекой
Монголии. А там не доверяли ни Батыю,
ни русским. Князь Ярослав был
отравлен. Завещанный отцом союз с
Золотой Ордой — единственное,
что могло тогда спасти Русь от
нового разгрома и гибели, — продолжал
крепить святой Александр Невский.
Принявший православие сын
24 июня 1245 г. открылся Лионский
Собор под председательством
Папы Иннокентия IV. На нем выступил
с обращением к западным
Переговоры с Папой Римским вели также князья Галицкий Даниил и Суздальский Андрей, брат святого Александра. Даниил Галицкий за союз с Папой, ничего ему не дававший, должен был заплатить хотя бы временной изменой Православию — унией с Римом. Святой Александр не желал этого родной Церкви. Когда летом 1248 г. послы Римской курии передали ему послание от Папы, датированное 22 января 1248 г., он написал в ответ о верности русских Христовой Церкви и вере Семи Вселенских Соборов: «Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем»[1].
В 1252 г. многие русские города восстали против монголо-татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Князь Андрей, разбитый, бежал в Швецию искать помощи у тех, кого разбил на Неве его великий брат. Святой Александр стал единственным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 г. он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил походом в Финскую землю.
После смерти хана Батыя (1256 г.) святой князь Александр в третий раз едет в столицу Золотой Орды Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке.
Князь Александр использовал
любую возможность для
В 1261 г. стараниями святого князя Александра Невского и Митрополита Кирилла III была учреждена в Сарае епархия Русской Православной Церкви. Открытие Сарайской епархии было тесно связано с двумя одновременными, но отдаленными по месту событиями, важными для судеб Европы и Ближнего Востока. То, что хан ориентировался на союз с православной Русью и Византией, помогло императору Михаилу Палеологу вернуть Константинополь (25 июля 1261 г.). Одновременно хан Берке отозвал свое войско из монгольской армии хана Хулагу, предпринявшего в те годы так называемый «желтый крестовый поход» на Палестину. Это позволило египетским мамлюкам, войска которых формировались в основном из русских пленных, проданных в рабство на рынках Крыма, разгромить монголов на подступах к Иерусалиму в 1260 году.
Первым епископом Сарайским Митрополит Кирилл поставил Преосвященного Митрофана, окормлению которого подлежала территория от Сарая вверх по Волге и Дону.
В 1279 г. Митрополит Кирилл III получил от хана Менгу-Темира ярлык (охранительную грамоту) — признание неприкосновенности христианской веры, храмов и церковного имущества. Этот документ освобождал духовенство от выплаты дани монголам.
Впоследствии, когда в 1313 г. при хане Узбеке татары приняли магометанство, русские Митрополиты продолжали успешно отстаивать права и интересы Русской Церкви.
Московские святители
Новой Руси, воскресавшей из
пепла пожарищ, нужен был новый
центр, новая церковная и
Митрополит Кирилл III своим частым и долгим пребыванием в г. Владимире предрешил вопрос о перемещении престола Русской Митрополии из Киева во Владимир, что и было затем осуществлено его преемником греком Митрополитом Максимом (1283—1305) после нового разорения Киева татарами в 1299 г.
Перенесение центра Русской Митрополии во Владимир вызвало недовольство князя Галицко-Волынского Юрия Львовича (1301—1315), который добился от Патриарха Константинопольского учреждения особой митрополии для Галицкой Руси (в 1303 г.). После первого митрополита Нифонта (ок. 1307) Юрий Львович в качестве кандидата на другой, новый Митрополичий престол избрал игумена Ратского монастыря Петра и отправил его для посвящения в Константинополь. Патриарх Афанасий в связи с кончиной митрополита Максима (1305) поставил в 1308 г. Петра Митрополитом всей Руси.
С именем святителя Петра
(1308—1326) связано окончательное
Князь Московский Иоанн Данилович Калита, внук святого Александра Невского, понимая, какое огромное историческое значение для Москвы будет иметь пребывание в ней Предстоятеля Русской Церкви, убедил святителя Петра переселиться в Москву (в конце 1325 г.), так как «пребывание Митрополита в Москве давало этому городу значение главного города всей земли, потому что князей было много, а Митрополит был один».
Святитель Петр благословил князю построить каменный храм Успения Пресвятой Богородицы и пророчески предсказал ему: «Если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и город твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут». Так, по благословению Первосвятителя Русской Церкви Иоанн Калита начал «московское собирание Русской земли»[1].
Преемник святителя Петра грек Митрополит Феогност (1328—1353) по прибытии на Русь также поселился в Москве. С того времени Москва «стала церковной столицей Руси задолго прежде, чем сделалась столицей политической». Поддерживая своим архипастырским влиянием князей Московских Иоанна Калиту и его сына Симеона Гордого (1340—1353), Митрополит Феогност совершил важное деяние для будущего Русской Церкви, благословив преемником себе крестника Иоанна Калиты, знаменитого святителя Митрополита Алексия (1354— 1378), и заранее известив о своем выборе Патриарха Константинопольского.
Обширная деятельность Митрополита Алексия была направлена на пользу и Русской Церкви, и Русского государства. Он был мудрым советником и воспитателем московских князей Иоанна Иоанновича Красного (1353—1359) и его сына святого Димитрия Донского (1359—1389). В юные годы князя Димитрия в течение десяти лет святитель был регентом Русского государства. При святителе Алексии Димитрий Иоаннович Донской «первым из великих князей Московских ясно и определенно заявил о стремлении к государственному единодержавию».
В 1357 г., как сообщают Воскресенская и Никоновская летописи, Митрополит Алексий пребывал в Орде «с великою честию» по просьбе заболевшей ханши Тайдулы, исцелившейся по его молитвам. В 1362 г. Димитрий Донской получил от хана ярлык на великое княжение, и Москва вновь стала не только церковной, но и великокняжеской столицей.
Русских князей, виновных в нарушении мира и непокорных великому князю Московскому, святой Митрополит Алексий иногда предавал церковному отлучению. Так, в 1365 г. князь Суздальский Борис отказался мирно уступить своему брату Димитрию отнятый у него Нижний Новгород и Митрополит Алексий послал к Борису Преподобного Сергия Радонежского с указанием закрыть в Нижнем Новгороде все храмы. В 1366 г. князь Тверской Михаил Александрович и князь Смоленский Святослав Иоаннович были преданы Митрополитом Алексием церковному отлучению за то, что нарушили договор с великим князем Московским и вместе с князем Литовским Ольгердом участвовали в походе на Москву.
Митрополит Алексий заботился и о чистоте христианской жизни клира и мирян, о чем свидетельствуют сохранившиеся его учительные послания. По его благословению построены монастыри в Москве (Чудов, Спасо-Андроников, Симонов и Алексиевский, женский), а также вне Москвы (в Серпухове, Нижнем Новгороде и около Владимира). Святитель Алексий осуществил новый славянский перевод Нового Завета.
Автокефалия Русской Православной Церкви — 1448 г.
В XV в. снова меняется политическая карта Европы. Мусульманские народы, державшие Европу в тисках на Востоке и Западе, отступают: в Испании завершается Реконкиста, покончено с мавританским владычеством, в Русской земле сброшено монголо-татарское иго. Однако турки-османы, проникшие почти за 100 лет до того в Европу, завершают разгром Византийской империи. 29 мая 1453 г. пал Константинополь.
«Гордые ромеи» в последние годы Византийской империи вынуждены были искать единства с католическими странами Запада. Император Иоанн VIII Палеолог и Патриарх Константинопольский Иосиф решили обратиться за помощью к Риму. В 1438 г. в Ферраре (а затем во Флоренции) был созван очередной Собор с целью оформления унии Православной Восточной Церкви с Римской.
По иронии судьбы одним
из главных виновников этой Флорентийской
унии стал Митрополит Исидор (1436—1441), последний
на Руси Митрополит-грек из Византии. Однако
унию не приняли ни на православном
Востоке, ни в Москве. По возвращении
Митрополита Исидора Русская
Церковь категорически отвергла
идею унии и отмежевалась от молитвенного
и канонического общения с
ее участниками. Митрополит Исидор по
повелению князя Василия
Отстранив от Митрополичьей
кафедры Исидора-униата, Русская
Церковь, естественно, сочла невозможным
обращаться к Константинопольскому
Патриарху-униату за посвящением Митрополита
на Русскую Митрополию. Собор русских
иерархов имел полное каноническое право
не только прекратить церковное общение
с изменившими Православию
Если святой Митрополит Иона (1448—1461) был поставлен на Руси Собором русских епископов потому, что на Константинопольском Патриаршем престоле был в то время Патриарх-униат Григорий (Мамма), то преемники его не посвящались в Константинополе уже по другой причине: Константинопольский Патриарх стал после падения Византии подданным турецкого султана, который утверждал избрание Патриарха и вручал ему патриаршие инсигнии (знаки патриаршей власти. — Ред.).
Информация о работе Русские митрополиты и их роль в жизни Церкви и государства