Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 10:44, шпаргалка
Работа содержит ответы к зачету по "Религиоведению". 60 вопросов.
Ответы к зачету по религиоведению.
1.Библия: структура, основные персонажи и сюжеты. БИБЛИЯ (греч. biblos — книга; ta biblia — книги) — священная книга иудеев и христиан, главный источник христианского вероучения. Христианская церковь считает, что БИБЛИЯ написана по откровению Святого Духа через избранных Богом людей (пророков и апостолов). В составе БИБЛИИ — книги различных авторов, написанные в разное время и в разных местах. БИБЛИЯ разделяется на две части — Священное Писание Ветхого Завета (50 книг) и Священное Писание Нового Завета (27 книг). Ветхий Завет (в еврейской традиции — Танах) — книги, написанные на протяжении почти полутора тысячелетий до н. э. на древнееврейском и арамейском языках, которые признают священными как христиане, так и иудеи. В период Контрреформации католическая церковь в противовес реформаторам включила в свой канон и ряд неканонических книг Ветхого Завета, поэтому в католической традиции они именуются второканоническими. Книги Ветхого Завета, с одной стороны, отображали религиозный, житейский и исторический опыт еврейского народа, а с другой — сыграли важную роль в формировании и выживании народа Израиля. По своему сюжету БИБЛИЯ — это речь Бога, обращенная к людям, а также повествования о взаимоотношениях Творца с людьми. В христианском понимании единство БИБЛИИ определяется единством ее центрального действующего лица — Иисуса Христа. Ветхий Завет — это ожидание Христа и пророчества о нем, Евангелия — повествование о жизни, учении, страданиях и воскресении Христа, «Деяния святых Апостолов» и их послания — рассказ о первых страницах истории христианской церкви.Апокалипсис описывает события, предшествующие второму пришествию Христа.Христианские богословы признают историческое развитие основных мотивов в самой БИБЛИИ. Одна и та же основная идея раскрывалась и преподносилась библейскими авторами разных времен с различной степенью полноты. БИБЛИЯ объединяет произведения различных жанров — мифологические предания, проповеди, законы, исторические произведения, назидательные и романтические повествования, видения. Книги БИБЛИИ заключают в себе богатый нравственно-духовный опыт, накопленный на протяжении многих веков. В богослужебной практике Русской православной церкви используется перевод, основа которого была заложена в IX в. просветителями славян Мефодием и Кириллом. Ее язык (церковнославянский) не был разговорным, однако он весьма близок к нему и понятен Полный перевод БИБЛИИ на русский литературный язык впервые опубликован в 1876 г.
2. Буддизм и культура Востока и Запада. Буддизм – религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около 6 в. до н.э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Под понятием «Запада» в современной культурологии подразумевается культура Америки и Европы, под «Востоком», соответственно культуры стран Центральной, Юго-Восточной Азии, северной Африки, стран Ближнего Востока. Культуры Запада и Востока во многом различны и даже противоположны, и можно выделить присущие им черты. Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. Запад, являясь носителем творческого начала, постоянного поиска, бунта и перемен и, в то же время, проявляя стремление к постоянному, всестороннему познанию окружающего мира и Вселенной чаще занимает сторону земного материалистического бытия, тем самым, разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и устоявшихся норм. Восток, во многом в противоположность Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек, культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. На Востоке новое не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а органично вписывается, дополняя его. В отличие от западной культуры, направленной во вне, восточная стремится погрузиться во внутренний мир человека. Если западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Восток - это сжатость, глубина, тишина. Восток провозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним.
3. Влияние
иудаизма на развитие
4. Гуманистические и авторитарные религии Авторитарная религия- признание человеком некой высшей невидимой силы, управляющей его судьбой и требующей послушания, почитания и поклонения". Акцент здесь делается на том, что человеком управляет стоящая вовне высшая сила. Но авторитарной ее делает и та идея, что эта сила, господствуя, уполномочена требовать "послушания, почитания и поклонения". Более того, это слово подразумевает, что высшая сила вправе заставить человека поклоняться ей, а отказ от почитания и послушания означает совершение греха. Существенным элементом авторитарной религии и авторитарного религиозного опыта является полная капитуляция перед силой, находящейся за пределами человека. Главная добродетель этого типа религии - послушание, худший грех - непослушание. Насколько божество признается всемогущим и всезнающим, настолько человек считается бессильным и незначительным, он добивается благоволения или помощи от божества только в случае полного подчинения. Повиновение сильной власти - один из путей, на котором человек избегает чувства одиночества и ограниченности. В акте капитуляции он теряет независимость и цельность как индивид, но обретает чувство защищенности, становясь как бы частью внушающей благоговение силы. Часто авторитарная религия постулирует абстрактный и далекий идеал, почти не имеющий связи с реальной жизнью реальных людей. Ради таких идеалов, как "жизнь после смерти" или "будущее человечества", можно пожертвовать жизнью и счастьем людей, живущих здесь и теперь; полагаемые цели оправдывают любые средства и становятся символами, во имя которых религиозные или светские "элиты" распоряжаются жизнью других людей. Гуманистическая религия, напротив, избирает центром человека и его силы. Человек должен развить свой разум, чтобы понять себя, свое отношение к другим и свое место во Вселенной. Он должен постигнуть истину, сообразуясь со своей ограниченностью и своими возможностями. Он должен развить способность любви к другим, как и к себе, и почувствовать единство всех живых существ. Он должен обладать принципами и нормами, которые вели бы его к этой цели. Религиозный опыт в таком типе религии - переживание единства со всем, основанное на родстве человека с миром, постигаемым мыслью и любовью. Цель человека в гуманистической религии - достижение величайшей силы, а не величайшего бессилия; добродетель - в самореализации, а не в послушании. Преобладающее настроение - радость, а не страдание и вина, как в авторитарной религии. В случае если гуманистические религии теистичны, бог в них является символом сил самого человека, реализуемых им в жизни, а не символом насилия и господства, не символом власти над человеком. В качестве примеров гуманистических религий могут служить ранний буддизм, даосизм, учения Исаии, Иисуса, Сократа, Спинозы, некоторые направления в еврейской и христианской религиях (особенно мистицизм), религия Разума во Французской революции. Одним из лучших примеров гуманистической религии является ранний буддизм. Элементы авторитарной и гуманистической религии можно найти и внутри одной и той же религии.
5. Жизнь Будды. Согласно традиции, исторический Будда Гаутама Сиддхарта родился в роде Шакья касты кшатриев в стране Магадха (546—324 до н. э.), в районе Лумбини на юге современного Непала. Его также называли Шакьямуни — мудрец, принадлежащий к клану Шакья. После жизни в роскоши во дворце своего отца, короля Капилавасту (царство которого потом вошло в государство Магадха), Сиддхартха вырос и стал сильным и мужественным молодым человеком. Как принц из касты воинов он учился военным искусствам. Когда пришло время жениться, он, победив в нескольких состязаниях, добился руки прекрасной принцессы из соседнего королевства. Ее звали Ясодара и они поженились, когда обоим было 16 лет. Продолжая жить в роскоши своих дворцов, Сиддхартха все больше и больше интересовался тем, что происходит за их стенами. В конце концов, он потребовал, чтобы ему позволили увидеть свои земли и своих подданных. Король тщательно организовал все таким образом, чтобы Сиддхартха и в этом случае не увидел ничего такого, что могло бы увести его в религиозную жизнь и повелел, чтобы принца приветствовали только молодые и здоровые люди. Его провели через Капилаваттху, столицу, где ему удалось увидеть двух пожилых людей, которые случайно прогуливались неподалеку от процессии. Изумленный и смущенный, он проследовал за ними, чтобы выяснить, кто они такие. Потом он встретил людей, которые были серьезно больны. И в конце концов, на берегу реки он увидел похоронную процессию, и это был первый раз в его жизни, когда он увидел смерть. Он спросил своего друга, помещика Чандаку о смысле увиденного и Чандака рассказал ему о простых истинах, о которых Сиддхартхе следовало бы знать уже давно: все мы стареем, болеем, и, в конечном счете, неизбежно умираем. Сиддхартха также увидел аскета, монаха, который отбросил все радости, связанные с плотью. Позже он скажет об этом времени: Сиддхарта случайно столкнулся с жестокой реальностью и сделал вывод, что реальная жизнь связана со страданиями и горем. Он отказался от жизни во дворце и стал вести аскетическую жизнь вместе с лесными отшельниками. Позднее он пришёл к выводу, что аскетизм неправилен и следует находить промежуточный путь между самопотаканием и самоограничением. Потом он начал сурово практиковать самоумерщвление в группе из пяти аскетов. Он практиковал шесть лет. Искренность и интенсивность этой практики были столь выдающимися, что эти пять аскетов быстро стали его последователями. Однако не появлялось и намеков на ответы на его вопросы. Он удвоил свои усилия, отказавшись от еды и питья, пока не пришел в близкое к смерти состояние. В городке Бодх Гая Сиддхартха решил, что он просидит под неким деревом, пока не найдет ответа вопросы о страданиях. Он просидел много дней, сперва в глубокой концентрации на том, чтобы очистить сознание от отвлечений, затем во внимательной медитации, открывая себя Истине. Говорят, он начал вспоминать прошлые жизни и видеть все, что происходит во вселенной. В майское полнолуние, в момент восхода утренней звезды, Сиддхартха полностью понял, каков ответ на его вопрос о страданиях и стал Буддой, что означает "Тот, кто пробудился". раннего буддизма (Никая), из которых сохранилось учение Тхеравада и многочисленные ветви Махаяны. Сиддхартха, будучи уже Буддой, остался сидеть под деревом - которое мы называем бодхи. Ему казалось, что знание, которое он приобрел, слишком сложно для того, чтобы передать его другим. Согласно легенде, Брахма, король богов, убедил Будду в необходимости учить людей, сказав, что у некоторых из нас лишь немного грязи в глазах и можно пробудиться, лишь услышав проповедь. Будда согласился проповедовать. В Сарнатхе, неподалеку от Бенареса, около ста пятидесяти километров от Бодх Гая, он встретился с пятью аскетами, с которыми он так долго практиковал ранее. Там, в оленьем парке он прочитал первую проповедь, которая называется "начало вращения колеса Закона". Он объяснил им Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Святой Путь. Эти аскеты стали первыми его учениками и положили начало сангхе, иными словами, сообществу монахов. Король Бимбисара из Магадхи, услышав слова Будды, пожертвовал ему для пользования в сезон дождей монастырь неподалеку от Рахагриха, своей столицы. Это и другие великие пожертвования позволили новичкам продолжать практику годами; более того, множество людей обрело возможность услышать проповеди Будды. Спустя некоторое время его посетили члены его семьи, включая жену, сына, отца и тетю. Его сын стал монахом.. Отец Будды стал мирским последователем. Так как он был опечален тем, что сын и внук внезапно ушли в монахи, он попросил Будду ввести правило, по которому человек перед уходом в монашество должен получить на то разрешение родителей. Будда согласился. Тетя и жена попросили быть принятыми в Сангу, которая изначально была создана для мужчин. Культура того времени ставила женщин гораздо ниже мужчин, и на первый взгляд казалось, что разрешить женщинам вступить в общину означало ослабить ее. Но Будда смягчился и его жена и тетя стали первыми буддистскими монахинями. Жизнь Будды не была безоблачной. Его двоюродный брат, Девадатта, был амбициозным человеком. Будучи монахом - новичком, он подумал, что ему нужна большая власть в Санге. Ему удалось повлиять на нескольких монахов и призвал их вернуться к предельному аскетизму. В конце концов, он сговорился с местным правителем с тем, чтобы убить Будду и захватить власть в общине. Конечно же, ему не удалось сделать это. Будда достиг просветления в возрасте 35 лет. Он проповедовал на территории северо-восточной Индии в течении 45 лет. Когда ему было 80 лет, он сказал своему двоюродному брату Ананде, что скоро уйдет. Об этом подробно рассказывается в Париниббана – Суттане. Из пятисот монахов, несмотря на то, что среди них было много архатов, понять состояние Будды смог только Анурудда. Даже Ананда, достигший способности видеть миры богов, неправильно воспринимал его. Через несколько недель Будда принял в пожертвование некачественную пищу. По одной из версий, это были ядовитые грибы. Он сказал, что "только Пробудившийся может принять это пожертвование". Через непродолжительное время он лег на правый бок в роще деревьев сала, принял в монахи последнего ученика, и ушел в Паринирвану. Его последними словами были Все созданное подвержено закону разрушения.
6. Жизнь Иисуса Христа. Согласно Евангелию от Матфея Иисус родился в Вифлееме в дни правления царя Ирода. (приблизительно 4 год до н.э.). Родители Иисуса (Мария и Иосиф) были жителями Вифлеема. Спасая сына от объявленного Иродом истребления всех первенцев иудеев, Иосиф и Мария бежали в Египет, узнав о смерти царя Ирода, они вернулись на свою родину. Семья поселилась временно в Назарете, а затем перебралась в Вифлеем. Ребёнком Иисус изучал иудейскую историю, святые писания пророков и учился в синагоге. Он знал множество псалмов, которые возвеличивают милосердие Божье и любовь. По данным евангелий Иисус воспитывался в Назарете (Лука), жил в городе до своего крещения, и до своего служения (Марк), во время странствований по Галилее снова попал в Назарет, где учил в синагогах. Начало служения Иисуса связано с Иоаном Крестителем, проповедником, который вёл аскетический образ жизни, Иоан сказал об Иисусе «Вот агнец божий, который берёт на себя грех мира…И я видел и засвидетельствовал, что сей сын, есть сын божий» (Иоан). Евангелии рассказывают о чудотворной деятельности Иисуса и его проповедях. Хорошо известна Нагорная проповедь, в которой Иисус выступает как законодатель. «Увидев народ, он взошел на гору; и, когда сел, приступили к нему ученики его. И он, отверзши уста свои, учил их…». Иисус провозглашает свои законы как восемь заповедей блаженства. Христос избрал себе двенадцать учеников, назвав их апостолами, дал им силу, научил врачевать от болезней. Затем послал их проповедовать учение о царстве божьем. Затем Христос выбрал ещё семьдесят учеников и разослал их в разные страны, поручив им проповедовать христианство и также, наделил их даром исцеления больных. Деятельность Иисуса, его проповеди вызывали неодобрение во многих кругах. С одной стороны противниками этих проповедей были священники иудаизма. С другой – римляне, которые подозревали в проповедях Иисуса подстрекательство к свержению власти и революционные намерения. Даже самые близкие его ученики не всегда до конца понимали его учение. Иисус знал, что может быть убит, он даже предсказывал свою смерть и предательство учеников.Так это и произошло, но своей жизнью и смертью, самопожертвованием ради людей, своим Воскресением люди получили отпущение грехов и прощение Бога.
7. Жизнь Мухаммада. Великого пророка звали Мухаммед - Он родился в Мекке - 12 раби аль-ауваль, года Слона (по лунному календарю) или в понедельник 29 августа 570 года по Христианскому леточислению, в доме своей матери Амины, расположенном в Мекке, приблизительно в четырехстах метрах от храма Каабы. Его отец Абдаллах бин Абдул Мутталиб не присутствовал на этом пиру так как находился в это время в Сирии. Он умер на обратном пути в Мекку, через два месяца после рождения Мухаммеда, так и не повидав сына. У жителей Мекки существовал обычай отдавать новорожденных, для поддержания здоровья, в семьи кочевников. Так, весной 571 года, Мухаммед был отдан кормилица Халиме из племени Бану Саад, кочевавшему около оазиса Таиф. Там он и прожил 4 года. Когда ему 6 лет, мать поехала вместе с ним в оазис Ясриб в гости, но на обратном пути в Мекку умерла и была похоронена близ дороги. Так в 6 лет будущий Пророк остался полным сиротой, на попечении деда Абд ал-Мутталиба. Через два года умер и Абд аль-Мутталиб передав опекунство своему сыну - Абу Талибу. Впоследствии Мухаммед о своем детстве и юности говорил просто и лаконично: "Я был сиротой". В возрасте 12 лет Он совершил свое первое путешествие с караваном дяди Талиба в Сирию, а к 20 годам начал самостоятельную жизнь. К этому времени определился и род его занятий - он был сведущим в торговле, умел водить караваны, нанимаясь к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента. В 25 лет дела свели Мухаммеда с 40-ка летней богатой вдовой Хадиджей, ставшей впоследствии его женой. После женитьбы Мухаммед поселился в доме Хадиджи. Хадиджа родила 6 детей: Касема, Абдуллу, Зейнаб, Рукайю, Ум-Кульсум и Фатиму-захра. Мухаммеду шел 38-й год, когда он постепенно стал обращаться к религиозным исканиям, прерванным женитьбой на Хадидже и семейными заботами, все больше проникаясь убеждением, что « все суета, кроме Бога». Все чаще Он молился на своем излюбленном месте - горе. 24-го числа месяца рамадана 920 года эры Селевкидов, что соответствует 610 году принятого нами летосчисления, Мухаммед спал в пещере на склоне горы Хира, когда к нему явился некто в человеческом облике. Идея, что сам Бог явился ему в пещере, была им отвергнута, как явно противоречащая сложившимся у Мухаммеда представлениям о сущности Бога. Оставалось выбрать - ангел или демон. Видения продолжались. Он начал приходить по ночам прямо в комнату Мухаммеда и Хадиджи, правда выбирая такое время, когда Хадиджа спала. Мухаммед просыпался и со смешанным чувством страха и надежды смотрел на отчетливо видимую человеческую фигуру, молча стоящую у дверей. Хадиджу, которой Мухаммед, обо всем рассказал, эти ночные визиты встревожили, и она уговорила Мухаммеда разбудить ее, когда "гость" пожалует в следующий раз. И вот, когда в следующий раз ночной гость вновь пришел в их спальню, Мухаммед тотчас разбудил Хадиджу. — Он пришел, — сказал Мухаммед, — но сколько Хадиджа ни всматривалась в темноту, она никого не видела — для нее комната была пуста. Тогда незаметно для Мухаммеда, который продолжал сидеть, не спуская глаз с места, где находилась человеческая фигура, Хадиджа раскрылась— Видишь ли ты его? — в четвертый раз спросила она. — Нет, — ответил Мухаммед, ибо таинственная фигура мгновенно и бесшумно исчезла. — О, сын моего дяди, - возрадуйся и успокойся! Слава Богу, он ангел, а не дьявол, только для целомудренного ангела, этого дитя света, невозможно было оставаться в комнате после ее бесстыдного поступка. Окончательно убедили его в этом последовавшие вскоре новые откровения, а также вестник из потустороннего мира, который не то три, не то четыре раза, в минуты самого крайнего отчаяния Мухаммеда, представал перед ним в человеческом облике, чтобы произнести только одну неизменную фразу: - Мухаммед! Ты — пророк Бога, а я — Джибрил! Многие отрывки из Корана Мухаммед получил также во сне, но во сне, не сопровождавшемся какими-либо видениями. Мухаммед слышал только голос, который диктовал ему очередной отрывок, поражавший его мудростью и совершенством художественной формы. Когда же он просыпался, все слышанное всплывало в его памяти и запоминалось так прочно, как будто слова были начертаны прямо в его сердце. Мухаммед физически ощущал приближение откровения — все тело его начинало дрожать, лицо покрывалось крупными каплями холодного пота, голова тяжелела, сознание выключалось. Иногда во время такого приступа, по словам современников и очевидцев, он «ревел, как молодой верблюд». Нередко Мухаммед, чувствуя, что на него надвигается божественное вдохновение, предусмотрительно ложился на землю, с головой завернувшись в плащ. По его словам, приближение откровения возвещалось звоном в ушах, похожим на звон колокольчиков. Звон продолжался в течение всего откровения, и Мухаммед в это время не слышал никаких слов. Лишь когда звон прекращался, для него становилось понятным сообщение, переданное ангелом. В этом он был убежден совершенно искренне и убежден абсолютно: автор Корана — Бог, он, Мухаммед, — только лицо, пассивно воспринимающее слова Бога. Первой приняла новую веру жена Мухаммеда Хадиджа, затем его двоюродный брат и воспитанник Али и приемный сын Зайд. Среди остальных курайшитов первым новую веру принял Абу Бакр ас-Сиддык, который стал активно проповедовать Ислам среди своих многочисленных друзей и знакомых. Вслед за Абу Бакром ислам принял тридцатилетний Осман ибн аль-Аффан из клана Абд Шамс, одного из двух самых влиятельных кланов Мекки. За 3 года Мухаммед приобрел всего около 40-50 сторонников, но зато им была создана религиозная община (умма), прочно сцементированная взаимным побратимством. Все эти три года никаких новых откровений Бог не посылал Мухаммеду . И только в конце 613 г., когда тот, закутавшись в плащ, лежал в беседке, снова прозвучал голос Всевышнего. Полученное откровение содержало прямое приказание начать публичную проповедь веры и Мухаммед провел Первую публичную проповедь с холма ас-Сада в центре Мекки перед многочисленной толпой горожан. Она не имела успеха. Идолопоклонники требовали чудес, а Мухаммед считал главным чудом новой веры Коран. Ничего не добившись Муххамед изменил тактику, перейдя от прославления единого истинного Аллаха к прямым нападкам на богов, которых почитали в храме Кааба. Это вызвало ответную реакцию. Мухаммеду и его сторонникам запретили молиться вблизи Каабы; мекканскими верхами была организована травля Мухаммеда и его сторонников. Были случаи, когда Мухаммеда и других мусульман забрасывали камнями и грязью, а соседи украдкой выливали помои и нечистоты у порога его дома.тПророк нашел выход из создавшегося положения - переселение. И 83 мусульманина, из тех которые не могли рассчитывать на помощь своего рода, выселились в Эфиопию. Там был рынок, хорошо знакомый курайшитам, стало быть, там можно было торговать. Там господствовало христианство, то есть, с точки зрения Мухаммеда, вера в того же Аллаха, вера, конечно, устаревшая и искаженная, но все-таки вера в единого Бога, а не гнусное идолопоклонство. Это была первая хиджра - первое переселение мусульман- в 615 году, через 5 лет после начала проповеднической деятельности Мухаммеда . После смерти Абу Талиба в 619 году (в том же году умерла и Хадиджа), когда его место занял Абу Лахаб, положение Мухаммеда стало по-настоящему опасным. В начале VII века Медина представляла собой земледельческий оазис с пашнями, садами и виноградниками. В оазисе было пять племенных поселений: два арабских, аус и хазрадж, и три иудейских. Языческие племена Ясриба находились в состоянии жестокой междоусобной войны, которая грозила им взаимным уничтожением. Согласившись на роль своеобразного "третейского судьи", а отнюдь не вероучителя, Мухаммед стал переселять своих сторонников из Мекки в Медину. Дважды, в 620 и 622 годах, в пустынной местности Акаба происходили встречи Мухаммеда и его ближайших соратников с представителями этих племен. Между ними и Мухаммедом был заключен договор, скрепленный клятвой побратимства мусульман, ауситов и хазраджитов. Так был сделан следующий важный шаг на пути арабов к умме: община мусульман расширилась до межплеменного союза, а единение по духу стало преобладающим над единением по крови. Убийца не мог найти оправдания и защиты ни у кого из договаривающихся сторон; вражда и кровная месть между ними исключались. Мухаджир Мухаммед признавался судьею и своего рода политическим главой этого нового объединения. В подтверждение этой договоренности было обнародовано вошедшее в Коран "откровение" о равенстве исповеданий: "В религии нет принуждения" - "Ля икраха фи-д-дини" (2:257). Мухаммед выбрал место, где остановилась его верблюдица. Здесь была построена первая мечеть (масджид). Были определены часы для ежедневных молитв. Обязанности имама, предстоятеля на Молитве, выполняли Мухаммед, Абу Бекр или Омар. Был назначен первый муэдзин (букв.: "возглашать с минарета") - абиссинец Билаль. Он произносил азан - призыв верующих к молитве. Так, в строгом соответствии с наказами и запретами Аллаха, начала складываться обрядовая сторона ислама. С момента начала переселения ведется мусульманский лунный календарь хиджры. Летосчисление по нему начинается с 16 (точнее, вечер 15) июля 622 года н. э. Новое летоисчисление было введено при халифе Омаре, по предложению Али. Мухаммед в десятом году хиджры ввел в употребление лунный год без вставных дней, состоящий из 354 суток, с числом дней в месяце от 29 до 30-ти. Мусульманские месяцы не соответствуют временам года, но через 33 года они проходят полный круг. Месяцы делятся на недели по семь дней, которые обозначаются цифрами и не имеют особых названий. Пятница - день общей молитвы, с нее начинается неделя, Сутки начинаются с заходом солнца. В начале 623 года, в священный месяц раджаб, мусульмане напали на мекканский караван и захватили его. Это было сделано под влиянием одного из откровений Мухаммеда, по которому богоугодным делом признавалась война с неверными в любое время года. В начале 624 г. был составлен и принят документ, получивший название "Конституция Медины". В этом документе, который дошел до нас в подлиннике, впервые было определено положение Мухаммеда в Медине как пророка и принципы, на основе которых осуществилось превращение разноплеменного населения оазиса в единый народ. В апреле 624 года Абу Суфьян совершил ответный набег на Медину, а первое боевое крещение мусульмане получили во втором году хиджры, в середине месяца рамадана, когда нападение на мекканский караван, направлявшийся в Сирию, развернулось в целое сражение, известное как "Битва у Бадра". Бадр - это источник пресной воды в местечке, где сходились дороги на Медину и главный торговый путь. Вел караван купец Абу Суфьян, враждебно относившийся к Мухаммеду. Во втором году хиджры Мухаммед предписал мусульманам во время молитвы обращать лицо не в сторону Иерусалима, а в сторону Мекки, в которой Авраам и сын его Исмаил построили первую Каабу. В ответ на очередной захват мусульманами каравана Абу Суфьян в следующем, 625 году повел против Медины трехтысячное войско. Враги встретились на холмах, расположенных на северо-западе от города. Мухаммед был ранен. Мекканцы, уверенные в своей полной победе, не стали преследовать отступавших и вернулись домой. Причиной поражения мусульман было отсутствие среди них дисциплины и предательство. Но Мухаммед не утратил своего авторитета и продолжил наступление на Мекку. После ухода мекканского войска иудейское племя было изгнано из Медины, а его земли и имущество разделены между мусульманами. Тогда еврейские племена вошли в союз с мекканцами и другими бедуинскими племенами - так образовалась коалиция против Мухаммеда, собравшая хорошо вооруженное десятитысячное войско, подступившее к городу в 627 году. Мухаммед одержал победу в "Битве у рва". После нее Медина фактически стала гомогенным независимым городом мусульманской уммы. После "Битвы у рва" мусульманская община была признана в арабском мире как реальная политическая сила, а начиная с 628 года Мухаммед настоятельно требовал, чтобы любая группа, желающая к нему присоединиться, принимала ислам прежде, чем с нею будет заключен союз. Он обратился к соседним правителям с предложением принять ислам. На шестом году хиджры Мухаммед должен был совершить хаджж, но Кааба все еще оставалась в руках язычников, и поэтому Мухаммед предпринял умра, малое паломничество. Мекканцы, сильно обеспокоенные этим, выслали к Мухаммеду своих представителей. В ходе переговоров между сторонами было достигнуто соглашение о перемирии на десять лет, праве мусульман совершать хаджж в Мекку на три дня в году, праве переходить в ислам для всех желающих, кроме невольников, которых нужно было прежде выкупить у хозяев. 11 января 630 года Мухаммед вступил в город, Кааба была очищена от идолов и превратилась в главный мусульманский храм - Масджид ал-харам, "Заповедную мечеть". Мекканцы приняли ислам, но Мекка никогда уже не смогла вернуть себе прежнего политического значения. Центром уммы осталась Медина. В 631 году к умме был присоединен Таиф, а затем и большая часть Аравии. В марте 632 года Мухаммед совершил хаджж в сопровождении четырнадцати тысяч паломников. В своей проповеди он сказал, что пророческая миссия, возложенная на него Аллахом, закончена. Вероятно, Мухаммед чувствовал, что силы его на исходе. Он еще раз напомнил собравшимся, что "...жизнь и собственность мусульман неприкосновенны, ростовщичество запрещается, доисламские счеты кровной мести отменяются, все мусульмане - братья друг другу и должны заботиться о взаимном благе. В году должно быть только 12 месяцев по 29 и 30 дней, вставные дни - грех. В святых местах недопустимо поклонение идолам". Возвратившись в Медину, Мухаммед совершил множество добрых дел. Но в начале июня он слег, стал бредить. Седьмого июня он очнулся и попросил письменные принадлежности, чтобы продиктовать послание, которое навсегда предохранило бы его последователей от заблуждений. На следующий день он неожиданно поднялся и прошел в мечеть. Там он тепло попрощался с собравшимися. Тринадцатого раби ал-авваля 11 года хиджры (8 июня 632 года) Мухаммед к безграничному горю верующих умер. Мухаммед похоронен в Медине, его гробница стала второй святыней ислама и местом паломничества.
8. Ислам в современной России не столь однозначен. Не существует единой организации, которая бы объединила всех мусульман России. В отличие от вероучения христиан, в котором утверждается невозможность спасения вне Церкви, у мусульман церковная организация не играет первостепенной роли. В исламе нет жёсткой иерархии, а также отсутствует клерикальный аппарат. По словам мусульманских богословов, мечеть есть место для собрания на молитву и поклонению Богу, где не алтаря и завесы, нет священников и посредников между верующими и Господом, наделенных сакрально канонизированной властью. Имам, возглавляющий молитву, выполняет функцию, подобную не христианскому священнослужителю, а скорее раввину. Имам необходим верующим только для того, чтобы остальные синхронизировали свои движения в молитве, глядя на него; он является примером этих движений. В ортодоксальном исламе понятие «духовногоокормления» отсутствует. Во время «парада суверенитетов» не без помощи со стороны республиканских властей были организованны самостоятельные Духовные управления мусульман (ДУМ) в первую очередь в Татарстане и Башкирии, а после и в других регионах. Сегодня религиозной жизнью последователей Ислама в РФ руководит общей численности более 40 Духовных управлений. По инициативе муфтия Татарстана ГабдуллыГалиуллы «раскольники» были объединены под руководством Высшего координационного совета ДУМ России. Однако через несколько лет эта организация практически развалилась и, как следствие, сократила влияние, а на роль основного претендента на власть в исламской общине начал претендовать Совет муфтиев России. Определить настоящий размер влияния альтернативных ДУМ на мусульман России сложно, потому как муфтии зачастую преувеличивают собственную поддержку среди верующих мусульман, а местные уммы зачастую не хотят вмешиваться в эти распри. Современная Россия в некой степени повторяет установившуюся в зарубежных странах с многочисленной общиной мусульман норму, в которой мусульманские организации объединяют лидеры, лояльные властям, но одновременно с этим существует большой пласт неофициального ислама, последователи которого стоят на ортодоксальных и порой радикальных позициях.
9.Исторические
предпосылки возникновения