Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 10:44, шпаргалка
Работа содержит ответы к зачету по "Религиоведению". 60 вопросов.
10. Исторические
предпосылки возникновения
11. Исторические условия возникновения ислама. Возникновение ислама подчиняется общим закономерностям формирования мировых религий Ислам начинает формироваться на базе родоплеменного культа одного из наиболее влиятельных племен Западной Аравии — курейшитов, религиозный и административный центр которого находился в г. Мекка. Племенным богом мекканских курейшитов был Аллах (араб. аль-Илах). По мере того, как курейшиты подчиняли своему влиянию соседние племена и население близлежащих городов, бог курейшитского племени стал вытеснять богов менее сильных и влиятельных племен. В целом социокультурная ситуация того времени способствовала формированию монотеизма.Однако этот процесс формирования монотеистической религии не проходил автоматически. Решающий импульс ему придал реальное историческое лицо — пророк Мухаммед (ок. 570 — 632). Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, работал пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в Мекке. Вскоре он бросил торговые дела и в 610 году выступил с проповедью монотеистической религии, которую назвал ислам (в переводе с арабского означает «покорность», «предание себя богу»). Последователи ислама — мусульмане— «покорные». Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле. В проповедях Мухаммеда звучали также требования социальной справедливости, братства верующих, оказания богатыми благотворительной помощи бедным, осуждения ростовщичества, необходимости соблюдать простые нормы нравственности.Первоначально идеи Мухаммеда не нашли широкой поддержки у горожан Мекки. Мухаммед провел переговоры с племенем аус и хазрадж в г. Ясрибе и с их согласия в 622 году вместе со своими приверженцами — Мухаджирами переселился в этот город, который позднее был переименован в Медину (город пророка). С этого события (арабское «Хиджра» — переселение) и начинается мусульманское летоисчисление. В Медине Мухаммед основал мусульманскую общину (умму), в состав которой вошло помимо Мухаджиров значительная часть жителей Мекки. Члены общины признали Мухаммеда своим пророком, религиозным и светским руководителем.Между Мединой и Меккой в течение восьми лет шла ожесточенная война. В 630 году мекканская знать была вынуждена принять новое учение. Мухаммед торжественно въехал в Мекку и Мекка превращается в центр ислама. С этого момента формируется мусульманское феодально-теократическое государство, которое получило название Арабский Халифат. Мухаммед был религиозным и политическим руководителем этого государства. В 632 году Мухаммед умер и был похоронен в Медине. После смерти Мухаммеда на пост Халифа — приемника, заместителя пророка был избран его ближайший сподвижник Абу Бекр, который организовал ряд крупных завоевательных походов во имя Аллаха, покорил своей власти многие племена и народы и стал главой обширного Арабского Халифата. Таким путем ислам быстро распространился по всей территории Аравии и превратился в господствующую религию арабского государства.Завоевательные войны арабских халифов не ограничивались территорией Аравии. Уже в VII—VIII вв., пользуясь слабостью Византии и Персии, арабы подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего Востока, часть Индии, Средней Азии и другие страны. Началась довольно быстрая исламизация покоренных народов. В определенной степени эти народы были уже подготовлены к единобожию на основе проповеди иудаизма и христианства. Арабские халифы экономически поощряли переход иноверцев в ислам. Покоренные народы, принявшие ислам, платили в казну халифата только десятину дохода — умр. А не принявшие ислам — обязаны были выплачивать более двух третей поземельного налога и подушную подать. Таким образом, совокупность насильственных мер, экономическая политика и проповедь ислама способствовали превращению этой разновидности исповедания в мировую религию.
12. Исторические
условия возникновения
13.Исторические этапы развития буддизма. Буддизм зародился в северо-восточной части Индии, где находились древние государства Магадха, Кошала и Личчхави, в середине I-го тысячелетия до н. э.. Скудность научных данных об индийском обществе того времени не позволяет дать ясных ответов на многие вопросы, однако можно предположить достаточно очевидные причины возникновения и укрепления буддизма в древнеиндийском обществе[1]:Середина I-го тысячелетия до н. э. была в Индии временем острейшего кризиса древней ведической религии, что вызвало появление новых неортодоксальных альтернативных учений. Создавали их странствующие философы, аскеты, шраманы. Одним из них и был Сиддхартха Гаутама, исторический основатель буддизма.В это же время происходили интенсивные процессы укрепления государственной власти, что требовло повышения авторитета царей и воинов (варны кшатриев) в противовес брахманам (на наличие такого конфликта между светской властью и жречеством косвенно указывают произведения поздневедийской и пуранической литературы). Поскольку буддизм являлся оппозиционным к брахманизму учением, он и был выбран для укрепления власти кшатриев. Что буддизм в Индии был «царской религией», свидетельствует такой пример. В VII—XIII вв. цари некоторых индийских государств перестали поддерживать буддизм и он стал там исчезать. Но в странах, управители которых продолжали покровительствовать буддизму (династия Пала), его расцвет продолжался.
14.Историческое развитие ислама. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро начал превращаться в наднациональную, "мировую" религию. Уже в VIII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные пространства - от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в XIV- XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV в. ислам проник также в Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже - к народам Северного Кавказа и Западной Сибири. Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но ни национальные, ни социальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.Шиизм. Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма ("шия" - партия, секта, схизма). Началось это с внутренней борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф - Али был кровным родственником пророка - его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али (шия-Али, то есть партия Али) не признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка, а были "избраны" религиозной общиной, то есть попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате. Партия Али - Алидов - потерпела поражение, Али был убит, но сторонники его в дальнейшем укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространился. Главная черта шиизма - вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда - имамами - могут быть только его сородичи-потомки, а "избранные" общиной (в действительности захватившие в ней власть) халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают ту часть сунны, которая была составлена при первых "незаконных" халифах. Шииты имеют и своё, отличное от суннитского, священное предание. В шиизме большую, чем в суннизме, роль играет культ "святых мучеников".В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом,: считается ортодоксальным, "правоверным". Слово "суннизм" происходит от арабского "ас-сунна" - обычай, образец, пример. Его приверженцы именуют себя ахль-сунна (люди сунны), исходят из убеждения, что придерживаются неискаженной традиции пророка Мухаммада, признают законность сунн. Прагматические сунниты согласны признать любого халифа, исполняющего волю Аллаха. Священными городами суннитов являются Мекка и Медина.Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом). Мутазилитов поддерживали некоторые халифы (IX в.), искавшие в этой секте опору для своей слабеющей власти. Но вскоре (конец IX в.) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, "несотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия. В VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова "суфи" - грубая шерстяная ткань, сермяга). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздаизма, может быть, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог - во всем мире, весь мир - проявление или эманация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое мистическое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов - дервишей - во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры - экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с божеством. Суфийская традиция разделяет Путь самосовершенствования на три основных этапа. Первый этап - шариат, т.е. буквальное выполнение закона, запечатленного в Коране. Этот этап является подготовительным. Второй и третий этапы называются тарикат и хакикат. Три этапа соответствуют трем ступеням познания. Первая ступень - это уверенное знание, которое объясняется таким сравнением: "Я твердо знаю, что яд отравляет, огонь - жжет". Вторая ступень - полная уверенность: "Я сам своими глазами видел, что яд отравляет, огонь сжигает". Это опытное знание. И, наконец, последняя ступень - истинная уверенность: "Я сам принял яд, испытал его отравляющее действие; я сам горел в огне и таким образом убедился в его способности жечь". Все три ступени лаконично передаются триадой глаголов: "знать, видеть, быть".
15.Исторические этапы развития христианства Христианская религия прошла два больших этапа и находится сейчас на третьем этапе своей истории. Христианство первого этапа (I-V вв.) историки называют античным христианством, второго этапа (VI-XV вв.) - средневековым христианством, третьего этапа (XVI в. - по настоящее время) - буржуазным христианством. В буржуазном христианстве выделяется особая часть этапа, которую называют современным христианством (вторая половина ХХ века). Вероучение официального античного христианства сложилось к концу V века. Оно опиралось на Библию и решения Вселенских соборов и было изложено в трудах видных богословов IV и V веков (их, как и знаменитых богословов последующего времени, называют “отцами церкви”). Вероучение официального античного христианства было воспринято полностью или частично всеми возникшими впоследствии христианскими конфессиями, но каждая из конфессий дополнила вероучение античных христиан какими-либо своими специфическими религиозными учениями. Эти специфические дополнения главным образом и отличают одну конфессию от другой.
16. Иудаим в 21 веке. В современном иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти. Источники права (Галахи) современного Ортодоксального иудаизма: Танах (Письменная Тора) и Талмуд (Устная Тора). Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом Прогрессивный (реформистский) иудаизм. Возник в начале XIX века на основе идей рационализма и изменения системы заповедей — сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей. Прогрессивный (современный) иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание. Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности. Движение прогрессивного иудаизма считает себя продолжателем дела пророков Израиля и следует по пути справедливости, милосердия и уважения к ближнему. Движение прогрессивного иудаизма стремится связать современную жизнь с еврейским Учением; его сторонники уверены в том, что на рубеже тысячелетий еврейские традиции и еврейское воспитание нисколько не утратили своей актуальности. Зародившись около 200 лет назад в Европе, прогрессивный иудаизм насчитывает сегодня более миллиона приверженцев, проживающих на 5 континентах, в 36 странах. принципы веры: Иудаизм провозгласил монотеизм— следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании. Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь. При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности. Иудаизм предлагает всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на всё человечество: в то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний , нееврей , обязан выполнять лишь семь законов Новых сынов. В то же время, иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму и является национальной религией еврейского народа. Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; Мужчина в иудаизме всегда прав, он занимает главенствующее место относительно женщины. Имеет право на развод. Много привилегий, а женщина обслуживает и подчиняется мужчине. Святые места: Святой город — Иерусалим, в котором находился Храм. Храмовая гора, на которой возвышался Храм, — в иудаизме считается наиболее святым местом. Другие святые места иудаизма — Пещера Махпела в Хевроне, где похоронены библейские праотцы, Вифлеем — город, на пути к которому похоронена праматерь Рахиль, Наблу, где похоронен Иосиф, Цфат, в котором развилось мистическое учение Каббалы и Тверия, где долгое время заседал Синедрион. Тора иначе называется Пятикнижие Моисеево, так как эти пять книг, согласно традиции, были получены Моисеем от Всевышнего на горе Синай. ТаНаХ иногда называют Еврейской Библией. Он описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма. ТаНаХ, а также религиозно-философские представления иудаизма послужили основой для становления христианства и ислама . Талмуд -В иудаизме некоторое количество священных книг-томов.
17. Коран: структура, основные персонажи и сюжеты. КОРАН (от араб. "аль-кур'ан" - "чтение"), священная книга мусульман. Согласно богословской традиции, Коран считается несотворенной божественной речью, переданной людям через пророка Мухаммеда; Коран предвечно существовал на арабском языке в неизменном виде и пребудет таковым до Страшного суда. Поэтому безусловным требованием является использование в любых мусульманских ритуалах только арабского текста. Структура корана. Коран записан рифмованной прозой и содержит 114 глав, называемых сурами. Каждая сура делится на строфы, именуемые аятами, что буквально означает «знамения». Коран разделен на 30 частей – джуз׳а. 29 сур (глав) Корана начинаются с буквенной комбинации, что говорит о возможной скрытой символике. При знакомстве с текстом можно заметить, что суры расположены, главным образом (кроме 113 и 114) , в порядке возрастания длины, за исключением первой суры — Аль-Фатиха. Эта сура, повторяемая мусульманами во время пятикратной ежедневной молитвы, содержит семь коротких аятов, обобщающих содержание Корана. Суры в Коране расположены не в порядке ниспослания Магомету. Каждая сура имеет название, обычно состоящее из одного или двух выразительных слов. К названию суры принято добавлять название места, где она была ниспослана, — Мекка или Медина. Мекканские суры, как правило, краткие, эмоциональные. Мединские суры, где первая мусульманская община оформилась в политико-религиозную организацию, длиннее и, наряду с весьма «поэтическими» местами, часто содержат сведения более прозаического свойства: о браке, разводе, наследных и иных мирских делах мусульманского общества. Стихи Корана, написанные в Мекке, проявляют большую симпатию к христианству и относятся благожелательно ко Христу и Его последователям. Стихи Корана, написанные в конце периода пребывания Мухаммеда в Медине, становятся резкими и враждебными по отношению к христианам и полностью отрицают Божественность Христа. Коран читают особым образом — произнося его нараспев. Существует семь традиционных способов произнесения коранического текста, называемых кыратами. Задача этих психотехник - ввести человека в особое психоэмоциональное состояние, категорически неприемлемое в христианской молитвенной практике. Сюжет корана. Там нет единого сюжета, как и в библии. Это сборник откровений на разные темы Персонажи корана. Персонажи корана это посланник Аллаха, библейский Моисей- Муса.
18.Основные буддистские праздники и обряды. Обрядовая сторона буддизма многообразна, в его многочисленных школах и направлениях акцент делается на различных элементах буддийского культа: молитве, массовых церемониях, приношениях в храм, практике медитации. Буддийские обряды сопровождают верующих от рождения до смерти. Едиными для всех буддистов являются буддийские праздники, которые отмечаются по лунному календарю. В феврале-марте в странах Восточной и Центральной Азии, в марте-апреле в странах Южной и Юго-Восточной Азии отмечается Новый год, который не является собственно буддийским, но в праздновании которого активное участие принимают буддийские монахи. Во время празднования сооружаются горки, символизирующие гору Сумеру (центр мироздания, согласно буддийской традиции), окропляются водой фигуры Будды. В апреле-мае во всех буддийских монастырях и храмах празднуется тройной праздник: рождения Будды, его пробуждения и погружения в нирвану. В храмах читаются молитвы, устраиваются праздники, шествия, делаются подарки и подношения членам сангхи. Под разными названиями во всех буддийских странах отмечается День поминовения усопших. В храмах служат молебны, прихожане приводят в порядок могилы, выставляют приношения буддам и другим богам, кормят нищих. Во многих странах отмечается обряд вступления в сангу (июнь-июль), связанный с началом сезона дождей. В июне-июле также отмечается праздник прихода на землю Майтреи (Будды Грядущего мирового порядка). Он знаменуется объездом вокруг храма колесницы, на которой находится статуя Майтреи. Этот праздник называется также – Круговращение Майтреи. С середины октября до середины ноября празднуется окончание дождливого сезона, отмечается нисхождение Будды с небес из царства Индры, где он, согласно буддийским легендам, читал проповеди богам и своей матери, которая также пребывает в этом царстве. В храмах проводятся специальные церемонии, в некоторых монастырях статуи Будды снимаются с пьедесталов и проносятся по улицам. В регионах распространения буддизма тибетского толка (Тибет, Монголия, Бурятия, Калмыкия, Тува) празднуется день рождения Цзонхавы, основателя школы буддизма, популярной в этих регионах.
19 Основные догматы буддизма. Основные заповеди и принципы буддийского вероучения: I. Четыре благородные истины буддизма: 1.Существует страдание. 2.Страдание имеет причину. 3.Существует прекращение страдания. 4.Существует путь к прекращению страдания. II. Восьмеричный путь 1.Правильное понимание (свободное от суеверия и заблуждения). 2.Правильная мысль (возвышенная и подобающая мудрецу). 3.Правильная речь (доброжелательная, искренняя, правдивая). 4.Правильные действия (мирные, честные, чистые). 5.Правильное усилие (самовоспитание, самообладание). 6.Правильное поведение (непричинение страдания). 7. Правильное внимание (активная бдительность сознания). 8.Правильно сосредоточение (глубокая медитация над сущностью жизни). III. Пять заповедей для мирян 1.Не убивай. 2.Не кради. 3.Не прелюбодействуй. 4.Не лги. 5.Воздерживайся от пьянящих напитков.
20. Основные догматы ислама. "Столпы веры" дополняются акидами (основными догматами) ислама: 1. Вера в единого всемогущего Бога. 2. Вера в Его ангелов. 3. Абсолютный авторитет Корана. 4. Вера в Его пророков (первый из них Нух, а последний Мухаммад). 5. Вера в грядущий конец света и Судный день. 6. Вера в предопределение с его добром и злом. Основой веры являются послушание, покорность Аллаху, вера в единственность Аллаха. Приписывание Аллаху сотоварищей или поклонение кому-либо еще именуется "ширк", рассматривается как проявление язычества, непослушания Аллаху. Ангелы - это, согласно исламу, духовные, совершенные, бестелесные существа, которые делятся на две категории: добрые ангелы, послушные воле Аллаха, и грешные ангелы во главе с Иблисом (сатаной), свергнутые Аллахом с неба за отказ поклониться Адаму. Добрые ангелы, выполняя волю Аллаха, помогают верующим в их земной жизни, отвращают от греховных поступков, контролируют их поведение. Грешные ангелы стремятся сбить мусульман с праведного пути.Коран называет имена 25 пророков ислама, в том числе и Ису (Иисуса Христа). Исламские богословы считают, что до Мухаммада было 2400 пророков. Коран утверждает: "Скажите: "Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, что было даровано пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся" [Коран, 2: 130 (136)]. Однако учение предшествующих пророков об исламе было извращено, и поэтому только пророк Мухаммад является последним и истинным вестником ислама. Ислам учит, что неизбежно наступит "конец света", но сроки его наступления неизвестны никому, кроме Аллаха: "И протрубят в трубу и поражены будут, как молнией, те, кто в небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого пожелает Аллах. Потом протрубят вторично, и вот - они стоя смотрят. И засияет земля светом Господа ее, и положена будет книга, и приведут пророков и исповедников, и решено будет между ними по истине, и не будут они обижены" [Коран 39:69 (69)]. После наступления конца света совершится воскресение всех умерших для последнего справедливого Божьего суда, на котором Аллах рассмотрит и по достоинству оценит все дела, поступки и даже мысли каждого человека; на этом суде человек будет либо осужден на вечные муки в аду, либо вознагражден радостной жизнью в раю.Вера в предопределение означает, что Аллах заранее знает все дела и поступки человека. Однако это не должно приводить истинно верующих к фатализму, к "списыванию" на Аллаха всех своих деяний. Каждый мусульманин ответственен за свою деятельность. Кстати, ислам, в отличие от христианства, считает, что каждый человек рождается безгрешным и от рождения является добродетельным; при условии исполнения им воли Аллаха, закрепленной в Коране, он способен обрести райское блаженство в будущей жизни. Но для этого он должен постоянно подтверждать свою веру делами.