Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 00:40, реферат
В последние годы появились новые работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные исламскому праву в целом или его отдельным аспектам. Продолжается переиздание аналогичных по тематике трудов, которые впервые увидели свет еще во второй половине Х1Х – начале ХХ в. Нашему читателю стали доступны исследования по исламскому праву, опубликованные на русском языке в других странах СНГ. Уже в начале третьего тысячелетия была защищена диссертация, в которой прямо ставится вопрос о природе данного явления.
1. Введение 3
2. Шариат: определение, структура, особенности нормативных предписаний 4
3. Фикх: наука и универсальная система социальных норм 7
4. Отражение в фикхе правовых начал 10
5. Исламское право как юридическое явление 12
6. Заключение 16
7. Список используемой литературы 17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ
РЕФЕРАТ
Тема: Соотношение ислама и мусульманского права
Выполнила: Аспекова А.Б.
Проверил: Сагинаев М.Е.
Алматы, 2013
Содержание
Введение
В последние годы появились новые работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные исламскому праву в целом или его отдельным аспектам. Продолжается переиздание аналогичных по тематике трудов, которые впервые увидели свет еще во второй половине Х1Х – начале ХХ в. Нашему читателю стали доступны исследования по исламскому праву, опубликованные на русском языке в других странах СНГ. Уже в начале третьего тысячелетия была защищена диссертация, в которой прямо ставится вопрос о природе данного явления.
В большинстве этих,
как и подготовленных еще
в советский период, исследований
исламское право
На мой взгляд, анализ соотношения указанного феномена с шариатом с позиций современной правовой науки позволяет провести их достаточно четкое различение. Но в любом случае выявление характерных черт исламского права как юридического явления невозможно без ответа на вопрос о том, что же представляют собой шариат и фикх.
Шариат: определение, структура, особенности нормативных предписаний
В исламской традиции термин «шариат» используется для обозначения начертанного Аллахом пути, следуя по которому правоверный достигает мирского совершенства и благополучия, а после своей земной жизни может рассчитывать на божественную милость. Например, в содержащемся в Коране обращении Аллаха к своему посланнику: «Потом Мы наставили тебя, Мухаммад, на путь велений веры. Следуй же по нему …» (45:18)1 - указанный путь назван по-арабски «шариатом». Общий лингвистический смысл этого термина становится яснее, если учесть его происхождение от глагола «ша-ра-а», который неоднократно встречается в Коране в значении предписывать, устанавливать что-либо в качестве обязательного (например, 42:13, 21).
Одновременно в исламской
научной мысли утвердилось
Во-первых, из приведенного
выше определения достаточно очевидно,
где следует искать предписания
шариата. Ведь пророк Мухаммад оставил
своим последователям два источника
божественных заповедей. Ими являются
Коран – священная книга
Во-вторых, сложившееся в исламской традиции определение шариата заставляет поразмышлять над тем, какие же конкретно предписания подразумеваются под шариатом. Отвечая на этот вопрос, необходимо отметить, что, по мнению большинства исламских мыслителей, шариат состоит из трех частей – религиозной догматики, исламской этики и так называемых практических норм, регулирующих внешнее поведение людей. Причем нормативная часть шариата – не просто некое дополнение к исламской догматике и этике, а его важнейшая составляющая. Показательно, что некоторые направления исламской мысли вообще ограничивают шариат правилами внешнего поведения человека.
Важно иметь в виду, что
в нормативном отношении шариат
включает как культовые предписания,
устанавливающие порядок
В-третьих, в связи со сказанным
естественно встает вопрос о том,
насколько полно регулируют нормы
шариата поступки человека. Является
ли он всеобъемлющей системой социально-нормативного
регулирования или
Относительно масштабов
шариата как нормативной
Такое мнение, однако, разделяется далеко не всеми. Многие авторитетные исламские ученые считают, что нормативная сторона шариата в точном значении этого понятия складывается из нескольких групп предписаний. К одной относятся те положения Корана и сунны, которые имеют ясный и однозначно понимаемый смысл. Здесь можно найти почти все конкретные правила исполнения мусульманами своих религиозных обязанностей, но точных норм, затрагивающих мирские взаимоотношения людей, совсем немного: заметным исключением являются лишь вопросы брака, семейной жизни и наследования.
Другая группа положений
Таким образом, в нормативном
отношении шариат допустимо
Тем не менее, исламская
Важно еще раз подчеркнуть,
что такие приемы определения
правил поведения особенно
Чтобы представить соотношение
между ситуациями, предусмотренными
точными положениями Корана и
сунны, и обойденными их
вниманием случаями приведем
пример из истории исламской
правовой мысли. Рассказывают, как
однажды имаму Малику бин
Шариат не был бы
Поиск правил поведения путем их рационального формулирования в случае молчания Корана и сунны или толкования общих постулатов и многозначных положений священных текстов получил в исламской традиции название «иджтихад» (буквально — усердие, прилежание, настойчивость). В исламской мысли сложилось его определение как приложения усилий с целью получить соответствующее шариату правило поведения в конкретной ситуации, дать шариатскую оценку тому или иному поступку человека. Эта миссия возлагается на муджтахидов, т.е. тех знатоков шариата, которые и осуществляют иджтихад.
Фикх: наука и универсальная система социальных норм
Иджтихад составляет основное назначение специальной области исламского знания о правилах внешнего поведения человека как нормативной части шариата, которая носит наименование «фикх» (буквально – глубокое знание, проникающее в суть изучаемого предмета). Именно отсутствие в священных текстах детальных норм и преобладание в них общих многозначных положений по мирским вопросам вызвали к жизни фикх как науку о нормативной стороне шариата.
В исламских дисциплинах,
Анализ приведенного выше
определения позволяет выделить
два значения фикха. Во-первых, он является
особой областью исламского знания, которая
изучает нормативные
Указанные нормы
В литературе шариатские «указатели»
обычно называют источниками мусульманского
(исламского) права. На самом деле по
своему смыслу они лишь частично сопоставимы
с юридическими источниками права,
поскольку представляют собой не
только внешнюю форму неких норм,
но и приемы, которые позволяют
определить правило внешне выраженного
поведения человека либо дать ему
соответствующую шариату
Информация о работе Соотношение ислама и мусульманского права