Соотношение ислама и мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 00:40, реферат

Описание работы

В последние годы появились новые работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные исламскому праву в целом или его отдельным аспектам. Продолжается переиздание аналогичных по тематике трудов, которые впервые увидели свет еще во второй половине Х1Х – начале ХХ в. Нашему читателю стали доступны исследования по исламскому праву, опубликованные на русском языке в других странах СНГ. Уже в начале третьего тысячелетия была защищена диссертация, в которой прямо ставится вопрос о природе данного явления.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Шариат: определение, структура, особенности нормативных предписаний 4
3. Фикх: наука и универсальная система социальных норм 7
4. Отражение в фикхе правовых начал 10
5. Исламское право как юридическое явление 12
6. Заключение 16
7. Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

СРС-1.Мус.право. Аспекова А.Б..docx

— 77.24 Кб (Скачать файл)

Целью  изучения исламского права должен быть, прежде всего, анализ степени отражения в нормах, разработанных  фикхом на основе шариата, сущностных характеристик  права. Одновременно важно установить, в каких формах такие правила находили  государственную  поддержку. Иными словами, речь идет о выявлении особенностей юридической  природы исламского права, как по содержанию, так и по форме. 

Конечно, фикх в целом  нельзя безоговорочно называть исламской  юриспруденцией или исламской правовой доктриной. Однако на протяжении веков  развития исламской цивилизации  происходил постепенный процесс  выделения в общем составе  его выводов таких правил внешнего поведения, которые соответствовали  правовым критериям. В содержательном отношении важнейшим рубежом  в этом процессе явилось формирование общих принципов фикха.

Дело в том, что для  окончательного превращения религиозно-этических  постулатов шариата в полноценные  правовые нормы и конструкции  указанные выше общие концепции  фикха и цели шариата были недостаточны. Требовалось еще одно звено, которое  также появилось в недрах фикха-доктрины. Ее решающая роль в правовом осмыслении религиозно-нравственного идеала в  исламе, выраженного в шариате, наиболее ярко и проявилась в сформулированных еще в средние века общих принципах  фикха, которые и представляют собой  юридическое выражение, оформление религиозно-этических установок  шариата.

     В частности,  характерное для шариата стремление  не обременять человека излишне  жесткими обязательствами находит  свое выражение в таких правовых  принципах, как “Затруднение  влечет облегчение” или “Необходимость  делает разрешенным запретное”.

     Желание исключить  нанесение ущерба или по возможности  уменьшить его прослеживается  в ряде принципов: “Ущерб должен  быть компенсирован”, “Ущерб не  может возмещаться причинением  вреда”, “Допускается нанесение  вреда частного во избежание  ущерба общего”, “Из двух зол  выбирается  меньшее”, “Предупреждение  порчи предпочтительнее получения  выгоды”.

     О защите  индивидуальных интересов и прав, в частности права на собственность,  свидетельствуют принципы: “Приказ  о распоряжении чужой собственностью  недействителен”, “Никто не вправе  распоряжаться собственностью другого  лица без его разрешения” и  “Никто не может присваивать  имущество другого лица без  правового основания”.

     Кораническая  идея справедливости конкретизируется  правовыми принципами, которые, по  существу, обосновывают презумпцию  невиновности: “Исходным является  предположение об отсутствии  имущественных обязательств”, “Бремя  доказывания лежит на истце,  а ответчику достаточно дать  клятву”.

     В ряде правовых  принципов предписывается оценивать  поступки человека в зависимости  от мотивации: “Дела оцениваются  по преследуемым ими целям”, “Содержание  сделок зависит не от слов, а определяется целями, которые  преследуют при их заключении, и смыслом, который в них  вкладывают”. 

     Указанные  принципы были сформулированы  фикхом на основе осмысления  всех его «корней» и многовековой  практики действия разработанных  им правил внешнего поведения.  Их появление – заметный вклад  фикха-доктрины в развитие шариата  и одновременно в мировую правовую  культуру. Данные принципы  имеют  преимущественно правовую природу   и не носят непосредственно  религиозного характера. Показательно, что среди них нет ни одного  стиха Корана, а всего нескольким  хадисам придан чисто правовой  смысл. Важно также иметь в  виду, что практически все принципы  фикха по своему содержанию  касаются взаимоотношений людей  в мирской сфере. Кроме того, они преимущественно посвящены  вопросам собственности, обязательств  и правил рассмотрения судебных  споров, что подчеркивает юридическую  направленность данных принципов.

  Следует, однако, иметь  в виду, что мусульманские юристы  рассматривают их  не в качестве  прямо действующих  правовых  предписаний, а как принципы  именно фикха-доктрины. Несмотря  на то, что сама доктрина являлась  источником исламского права,  принципам фикха такой статус  формально не придается. Поэтому  сами по себе они, например, не могут быть достаточным  основанием для вынесения судебных  решений. Вместе с тем ссылка  на принцип фикха достаточна  для отказа от нормы, если  ее формально корректное применение  в конкретной ситуации противоречит, например, отмеченным выше целям  шариата. Кроме того, учет общих  принципов обязателен при толковании  любого нормативного предписания.  Иными словами, они лежат как  бы между осмыслением права  и правоприменительной практикой,  принадлежат не только доктрине,  но и самому действующему исламскому  праву.

     В целом  общие принципы выступают в  качестве исходных ориентиров  и критериев, которым должна  отвечать любая правовая оценка. Ведь именно в них, прежде  всего, прослеживается собственно  юридическая природа исламского  права, которое может быть названо  таковым не потому, что в нем  якобы воплощается божественное  откровение, а на основании его  общих принципов. Причем правовая  природа последних проявляется  в том, что они не только  выражают юридическое начало, но  и официально рассматриваются  в качестве обязательных требований, обращенных к законодателю.

     В частности,  место указанных принципов в  современных правовых системах  ряда мусульманских стран определяется  их конституциями, которые провозглашают  шариат в целом либо его  принципы основным источником  законодательства. Толкуя данное  положение, конституционные суды, как правило, понимают под принципами  шариата не только точно определенные  предписания Корана и сунны  пророка, но и отмеченные выше  «установленные шариатские методы»,  а также общие принципы фикха.  Последним, таким образом, придается  статус источника права в объективном  смысле. Данная трактовка подчеркивает, что отмеченные принципы и  сегодня воспринимаются именно  как юридическое осмысление религиозно-нравственных  постулатов шариата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Общие принципы фикха вместе с его корнями, включающими «шариатские указатели» и «установленные шариатские методы», составляют так называемые корни (исходные начала) шариата. Причем, с правовой точки зрения, центральная роль в этом комплексе принадлежит именно общим принципам. Их значение сводится к тому, чтобы, с одной стороны, гарантировать соответствие конкретных сформулированных фикхом правил религиозно-этическим предписаниям шариата, а с другой – придать этим нормам правовой характер. Иначе говоря, общие принципы фикха являются ключевым звеном, соединяющим шариат с исламским правом.  Именно поэтому их разработка стала решающим шагом на пути выделения в рамках фикха исламского права, являющегося юридическим явлением по своему содержанию. Что же касается формы исламского права, то на протяжении многих столетий эту роль выполнял фикх-доктрина. Именно в доктрине, а не в какой-либо иной форме, религиозная идея могла наиболее эффективно взаимодействовать с правовым началом. При этом в результате поддержки со стороны государства доктрина приобретала статус источника исламского права. Особая роль доктрины объясняется также спецификой исламского правосознания, для которого ориентация на шариат является непременным условием легитимности исламского права. Через фикх-доктрину привязка к шариату обеспечивает исламскому праву авторитет в глазах мусульман, воспринимающих его как воплощение постулатов своей веры, Если бы право не отличалось такими качествами, оно не могло бы действовать в исламском обществе. Такое взаимодействие с религией, разумеется, не определяет собственно юридическую природу исламского права, но в значительной мере объясняет эффективность его действия и характерные черты его восприятия.

 Исламскому праву,  как и  любое правовой системе,  присуща своя модель взаимосвязи  правовых норм, правосознания и  поведения. Отчетливая религиозная  окраска исламского права объясняет  предельную близость этих компонентов  между собой. Его  норма воспринимается  верующим как  квинтэссенция  религиозных представлений о  должном и справедливом. А это,  в свою очередь, что предопределяет  готовность подчиниться ей в  своем поведении. Центральная  роль в этой триаде принадлежит  правосознанию, точнее, исламскому  правовому менталитету, которое  соединяет в себе религиозные  и собственно правовые представления.

Отсюда следует вывод  о том, что исламское право  – не синоним шариата. Различение этих понятий основано на правовых критериях: шариат включает все обращенные к людям предписания Корана и  сунны пророка, а к исламскому праву относятся лишь те принципы и нормы, которые были разработаны  или истолкованы доктриной и  отвечают требованиям права. Шариат в собственном смысле – в целом  религиозное явление, в котором  сквозь призму фикха можно обнаружить лишь отдельные следы правового  начала. В отличие от него исламское  право – юридический феномен, хотя  и  измеряемый религиозным  сознанием меркой шариата.

Список используемой литературы

 

1. Сюкияйнен Л.Р. Шариат  и мусульманско-правовая культура. М., 1997.


2. Коран как регулятор  международных отношений государств  Центральной Азии //Сарсембаев М.А.  Международно-правовые отношения  государств Центральной Азии. Алматы, 1995. – С.62-67

3. Абайдельдинов Е.М.  Правовые и религиозные предписания  ислама и их соотношение с  казахским обычным правом. – Правовое  развитие и становление государственности  Казахстана. Материалы научно- теоретической  конференции (27 июня 1998г.). – Алматы, 1999. С.176- 184

4. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М., 1996.

5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1284/МУСУЛЬМАНСКОЕ

6. http://www.kursach.com/biblio/0010005/103.htm

 

 




Информация о работе Соотношение ислама и мусульманского права