Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 00:40, реферат
В последние годы появились новые работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные исламскому праву в целом или его отдельным аспектам. Продолжается переиздание аналогичных по тематике трудов, которые впервые увидели свет еще во второй половине Х1Х – начале ХХ в. Нашему читателю стали доступны исследования по исламскому праву, опубликованные на русском языке в других странах СНГ. Уже в начале третьего тысячелетия была защищена диссертация, в которой прямо ставится вопрос о природе данного явления.
1. Введение 3
2. Шариат: определение, структура, особенности нормативных предписаний 4
3. Фикх: наука и универсальная система социальных норм 7
4. Отражение в фикхе правовых начал 10
5. Исламское право как юридическое явление 12
6. Заключение 16
7. Список используемой литературы 17
Целью изучения исламского права должен быть, прежде всего, анализ степени отражения в нормах, разработанных фикхом на основе шариата, сущностных характеристик права. Одновременно важно установить, в каких формах такие правила находили государственную поддержку. Иными словами, речь идет о выявлении особенностей юридической природы исламского права, как по содержанию, так и по форме.
Конечно, фикх в целом нельзя безоговорочно называть исламской юриспруденцией или исламской правовой доктриной. Однако на протяжении веков развития исламской цивилизации происходил постепенный процесс выделения в общем составе его выводов таких правил внешнего поведения, которые соответствовали правовым критериям. В содержательном отношении важнейшим рубежом в этом процессе явилось формирование общих принципов фикха.
Дело в том, что для
окончательного превращения религиозно-
В частности,
характерное для шариата
Желание исключить
нанесение ущерба или по
О защите
индивидуальных интересов и
Кораническая
идея справедливости
В ряде правовых
принципов предписывается
Указанные
принципы были сформулированы
фикхом на основе осмысления
всех его «корней» и
Следует, однако, иметь
в виду, что мусульманские юристы
рассматривают их не в качестве
прямо действующих правовых
предписаний, а как принципы
именно фикха-доктрины. Несмотря
на то, что сама доктрина являлась
источником исламского права,
принципам фикха такой статус
формально не придается.
В целом
общие принципы выступают в
качестве исходных ориентиров
и критериев, которым должна
отвечать любая правовая
В частности,
место указанных принципов в
современных правовых системах
ряда мусульманских стран
Заключение
Общие принципы фикха вместе с его корнями, включающими «шариатские указатели» и «установленные шариатские методы», составляют так называемые корни (исходные начала) шариата. Причем, с правовой точки зрения, центральная роль в этом комплексе принадлежит именно общим принципам. Их значение сводится к тому, чтобы, с одной стороны, гарантировать соответствие конкретных сформулированных фикхом правил религиозно-этическим предписаниям шариата, а с другой – придать этим нормам правовой характер. Иначе говоря, общие принципы фикха являются ключевым звеном, соединяющим шариат с исламским правом. Именно поэтому их разработка стала решающим шагом на пути выделения в рамках фикха исламского права, являющегося юридическим явлением по своему содержанию. Что же касается формы исламского права, то на протяжении многих столетий эту роль выполнял фикх-доктрина. Именно в доктрине, а не в какой-либо иной форме, религиозная идея могла наиболее эффективно взаимодействовать с правовым началом. При этом в результате поддержки со стороны государства доктрина приобретала статус источника исламского права. Особая роль доктрины объясняется также спецификой исламского правосознания, для которого ориентация на шариат является непременным условием легитимности исламского права. Через фикх-доктрину привязка к шариату обеспечивает исламскому праву авторитет в глазах мусульман, воспринимающих его как воплощение постулатов своей веры, Если бы право не отличалось такими качествами, оно не могло бы действовать в исламском обществе. Такое взаимодействие с религией, разумеется, не определяет собственно юридическую природу исламского права, но в значительной мере объясняет эффективность его действия и характерные черты его восприятия.
Исламскому праву,
как и любое правовой системе,
Отсюда следует вывод о том, что исламское право – не синоним шариата. Различение этих понятий основано на правовых критериях: шариат включает все обращенные к людям предписания Корана и сунны пророка, а к исламскому праву относятся лишь те принципы и нормы, которые были разработаны или истолкованы доктриной и отвечают требованиям права. Шариат в собственном смысле – в целом религиозное явление, в котором сквозь призму фикха можно обнаружить лишь отдельные следы правового начала. В отличие от него исламское право – юридический феномен, хотя и измеряемый религиозным сознанием меркой шариата.
Список используемой литературы
1. Сюкияйнен Л.Р. Шариат
и мусульманско-правовая
2. Коран как регулятор
международных отношений
3. Абайдельдинов Е.М.
Правовые и религиозные
4. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М., 1996.
5. http://dic.academic.ru/dic.
6. http://www.kursach.com/biblio/
Информация о работе Соотношение ислама и мусульманского права