Три конфессии христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:53, реферат

Описание работы

Образовались две христианские конфессии (лат. «исповедание», т. е. направления христианства, имеющие различия в вероисповедании) — православие и католичество. В XVI в. Католическая Церковь испытала раскол: возникла новая конфессия — протестантство. В свою очередь Православная Церковь в России пережила тяжелейший раскол на старообрядческую и православную церкви.

Содержание работы

Введение 3
Православие 4
Католицизм 7
Протестантизм 12
Заключение 16
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Христианство.docx

— 43.06 Кб (Скачать файл)

 Борьба за утверждение капиталистических отношений, начавшаяся именно в русле  реформационного   движения,   сопровождалась   делением   Европы   на католические   и   протестантские   государства.    Победа    буржуазии    в протестантских  государствах  привела  к  соглашению  (Вестфальский   мирный договор 1648 г.) о признании  принципа  «Чье  правление,  того  и  религия». Однако этот принцип не мог быть долговременным, и  впоследствии  европейские страны развивались уже с гетеротипными в религиозном отношении обществами.

В первой половине XX в. сначала  в Италии, а  затем  в  других  странах активно развивались  социально-политические  формы  деятельности  католиков-мирян. Роль простых верующих в жизни  Римско-католической  церкви  стабильно возрастала.  Наряду  с  конфессиональными   (с   лат.   —   вероисповедными) политическими партиями были  созданы  многочисленные  профсоюзные,  рабочие, крестьянские, профессиональные, молодежные, студенческие, женские  и  другие организации верующих католиков.

Быстрый количественный рост католических церквей в Латинской  Америке и Африке  привел  к  выработке   Ватиканом   новой   политической   стратегии, ориентированной  на  укрепление  своих  позиций  в  бывших  колониальных   и зависимых странах. Латинская традиция западного христианства вошла в  период качественных перемен. Прежде всего это  касалось  все  возраставшей  степени отказа от латинского языка — литургия стала вестись на национальных  языках, Библия была переведена и начала изучаться также на местных языках,  в  жизнь множества национальных церквей  были  введены  элементы  местных  культур  и обычаев. Возникло сильное напряжение  между  латинским  центром  и  начавшей количественно  доминировать  многоязычной  неевропейской  периферией,  между универсализмом доктрины и множественностью национальных форм  ее  выражения.

Встал вопрос о, том,  как  и  до  какой  степени  латинская  традиция  может приспособиться к этой множественности, не  разрушая  своих  основообразующих структур. Сказывался  и  многовековой  груз  традиционного  консерватизма  и кумулятивный (т.е. готовившийся шаг за шагом в течение  многих  лет  и  даже десятилетий)   способ   выработки   и   принятия   официальных    документов исключительно в центре.

Римско-католическая церковь  остается уникальной для современного  мира иерархической  структурой,  в  которой  сложно  и   причудливо   переплелись религиозные, экономические, политические  и  социальные  элементы.  Ни  одна христианская традиция не знает столь тесного переплетения доктрины, права  и практической политики. У Римско-католической церкви накоплен огромный  опыт  пропагандистской работы. Сегодня под контролем католиков действуют многочисленные  типографии и  издательства,  радиостанции  и  телекомпании,  издаются  международные  и

приходские газеты и журналы, общая  и  специальная  религиозная  литература.

 

 

 

 

 

 

 

3. Протестантизм

Протестантизм  —  одно  из  трех  основных  направлений  христианства, возникшее в Северной Европе в начале XVI в. в ходе  Реформации.  В  1529  г. группа   глав   небольших   государственных   образований   (преимущественно германских земель)  и  представителей  свободных  городов,  участвовавших  в работе имперского сейма в г.Шпейере, где  большинство  делегатов  составляли католики, выступила с официальной протестацией  против  сейма,  направленной на пресечение движений за реформу Римско-католической церкви.

Хронологически захлестнувшее  Западную Европу  реформационное  движение совпадало с кризисом феодального строя и  ранними  буржуазными  революциями. Антифеодальные выступления широких народных масс  и  движения  нарождающейся буржуазии  приобретали  религиозную  окрашенность.  Практически   невозможно отделить в них религиозные требования от требований  социально-экономических и политических: все было тесно переплетено. В плане  религиозном  Реформация привела к самому глубокому кризису в истории Римско-католической церкви,  от латинской традиции  западного  христианства  откололась  значительная  часть верующих,  образовавших  новую,  протестантскую,  или   северную,   традицию западного христианства.

Термин  «северная  традиция»  вводится  потому,  что  это  направление

христианства характерно прежде всего для народов Северной Европы и  Северной Америки, хотя практически сегодня протестантские  церкви  распространены  по всему миру. Термин «протестант» не является  термином  специальным,  а  сами участники Реформации чаще называли  себя  реформаторами  или  евангелистами.

Различные протестантские церкви принято  классифицировать  по  деноминациям, т.е.  по  группам  религиозных   объединений   с   аналогичными   принципами организационной структуры и вероучениями вне зависимости от того,  автономны они или объединены на национальном, религиозном  или  международном  уровне.

Протестантские деноминации  обладают высочайшей степенью адаптации  к  местным условиям за счет столь же высокой степени рассеяния.

Реформация,  вызвавшая  раскол  западного  христианства,   завершилась отказом  от  признания  верховенства  римского  папы  и   от   использования латинского языка в  качестве  единственного  официально  допускавшегося  для религиозного общения языка. Если отличительной чертой  католицизма  является строго    централизованная    иерархическая    церковь,    то    своеобразие протестантизма  состоит  в  существовании  множества  различных  независимых христианских движений-церквей, общин и сект, автономных в своей  религиозной жизни.

Северная, или протестантская, традиция западного  христианства  —  это традиция  национальная,  местная,  локальная.  Исходя  из  императива  более глубокого  и  осознанного  восприятия  веры  всеми  верующими,   реформаторы отказались от мертвой и непонятной широким массам латыни  и  начали  процесс переосмысления   христианства   в   категориях   национальных   культур    и национальных языков.

Кальвин наиболее  последовательно  выражал  буржуазную  направленность Реформации, интересы и настроения боровшейся за власть буржуазии.  В  центре его учения — доктрина об абсолютном предопределении,  согласно  которой  все люди делятся на избранных и осужденных. В период Реформации в протестантской традиции уже  прослеживаются  два основных  течения,  которые  получат  дальнейшее  развитие   в   последующие столетия. Первое, собственно протестантское направление  стремилось  создать реформированный  вариант  латинской  церкви.  Сторонники  этого  направления отвергали руководство папского престола,  формировали  национальные  церкви, создавая новое выражение христианской веры в категориях национального  языка и культуры, освободились от всего, что с их точки  зрения  диссонировало  со смыслом Священного Писания.

Радикальных протестантов, особенно в период  Реформации,  преследовали почти во всех  европейских  странах.  Более  гостеприимными  для  них  стали Нидерланды;  в  Англии  XVII  в.  непродолжительное  время  они  сами  имели доминирующие  позиции,  но  настоящей  родиной  радикального  протестантизма стала Америка.

Однако уже начиная  с XVIII в.  консервативное  и  радикальное  течения начали  сближаться   и   смешиваться   друг   с   другом,   создавая   новые протестантские церкви, общины и  секты.  К  ним  можно  отнести  мормонов  и пятидесятников. В XVIII в. в рамках протестантской традиции  родились  такие религиозно-нравственные течения, как пиетизм  и  ривайвелизм  (пробуждение).

Эти  движения,  особенно  среди  церквей,  именующих  себя  евангелическими, придавали  особое  значение  различиям  между   формальными   и   настоящими христианами,  налагающими  на  себя  в   силу   личной   веры   определенные обязательства.

Протестантская, или северная,  традиция  способствовала  значительному обмирщению  западного  христианства.  Библия   как   единственный   источник вероучения и личная вера как инструмент спасения качественно уменьшили  роль духовенства и место таинств в религиозной жизни.

Косвенно обмирщение религиозной  жизни в протестантизме  способствовало секуляризации (с лат. — освобождение от церковного влияния), после того  как мотивы и стимулы для освящения повседневной  жизни  верующих  утратили  свое значение. Однако если  в  странах  с  доминирующим  протестантским  влиянием темпы секуляризации общества выше, то в  странах  с  доминирующей  латинской традицией намного сильнее атеистические и антиклерикальные движения.

Принципы, лежащие в  основе  протестантской  традиции,  способствовали активной разработке протестантскими теологами вопросов, связанных  с  такими понятиями, как «откровение», «вера», «психология веры».  В  век  Просвещения протестантская  теология   оказала   влияние   на   появление   и   развитие рационализма.  Позднее  протестантская  мысль  воздействовала  на  философию либерализма, в XX в. протестантские  теологи  оказали  влияние  на  развитие экзистенциализма  и  диалектической  теологии.  Из  крупных   протестантских теологов  ОО  в.  можно  назвать  К.Барта,   Р.Бультмана,   Д.Бонхёффера   и П.Тиллиха.

Многие протестантские церкви принимают активное участие в  движении  за объединение  всех  христианских  конфессий.  Это  движение  носит   название экуменического (греч. «экумена»  —  мир,  Вселенная)  и  имеет  своей  целью восстановление утраченного в период средневековья христианского единства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении всего вышесказанного можно подвести следующие итоги.

Мировое христианство включает в себя три основных ветви: католицизм, православие и протестантизм. Все  они основываются на Библии. Однако в понимании Библии у христиан разных конфессий есть различия.

В православии (греч. nothn doga - "правая вера") важную роль в трактовке Библии играет Священное предание. Священное предание - это традиция духовной жизни, передаваемая из поколения в поколение, из века в век, а также соответствующее этой традиции понимание основных принципов христианской жизни. Православные церкви сохраняют, например, раннюю христианскую традицию полицентризма, т.е. принадлежат к разным церквам. В настоящее время, кроме Русской, насчитывается еще 14 автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Румынская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская.

Православные считают, что  в загробной жизни души людей  в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в  рай или ад. В православии вероучение тесно связано с системой культовых  действий. В их основе лежат семь главных обрядов - таинств: крещение, причащение, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

Если православная церковь  считается наследницей византийской традиции, то католическая (с греч. - универсальная, вселенская) церковь - это  христианство латинской традиции. Во главе этой церкви стоит Папа Пимский - так с III-IV вв. стали называться епископы Рима.

Основу вероучения католицизма  составляет не только Священное Писание  и Священное предание, но и официальные  документы главы католической церкви - Римского Папы. Римско-католическая церковь  до II Ватиканского собора не рекомендовала  верующим самостоятельное изучение Библии, настаивая на чтении в присутствии священнослужителя, который дает официальное толкование. После II Ватиканского собора ситуация изменилась. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище - промежуточном месте между адом и раем. Согласно католическому вероучению, в чистилище пребывают души грешников, не раскаявшиеся и не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Католики считают чистилище местом, где судьба умершего грешника может быть изменена: он горит там в очищающем огне. В католицизме иначе, чем в православии, совершаются многие таинства. Младенцев не причащают. Крестное знамение совершается не справа налево, как у православных, а слева направо. Священникам римско-католической церкви предписано строгое безбрачие (целибат).

Протестантизм (от лат. protestans - публично заявляющий) - третья из основных христианских конфессий. Он возник в  результате Реформации XVI века. В средние  века христианская церковь пережила темное время, когда политические и  экономические интересы стали затмевать  вопросы духовные (появилось, например, такое явление как индульгенция - документ об отпущении грехов, купленный  за деньги). Многие христиане, видя это, захотели возвращения к истокам, восстановления истинной апостольской веры. На этой волне и возник протестантизм. Единственной священной Книгой протестантизм  признал Библию. Поэтому протестанты  уделяют особое внимание переводу Библии на местные языки разных народов, а ее самостоятельное чтение и  толкование - обязанность каждого  верующего. Предание у протестантов не имеет серьезного авторитета в  вопросах веры.

Протестантизм упразднил  разделение на духовенство и мирян, считая священниками всех верующих (на основании слов Писания о том, что все верующие, соблюдающие  заповеди Божьи, - "царственное священство" (см. Исх.23:22; 1Петр.2:9)). Между человеком  и Богом, утверждают протестанты, не существует никаких посредников, кроме  Самого Христа. Протестантизм, как и  православие, не признает учения о чистилище. У протестантов отсутствует культ Богоматери и святых: они считают, что только Бог достоин такого поклонения. По той же причине в протестантских церквах нет икон, статуй, мощей. В протестантизме не практикуется монашество: из молитвы Иисуса о верующих: "Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла" (Иоанн.17:15), - протестанты делают вывод, что полезнее делами показывать свою веру, живя в миру.

Информация о работе Три конфессии христианства