Вера и разум в богословии блаженного Августина Иппонского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 14:36, реферат

Описание работы

Задачей работы является выявление таких определений как вера и разум при сохранении того смысла, которым наполнял сам блаженный Августин эти определения. Не теряя смысла этих определений, следует представить видение блаженным Августином взаимоотношений между верой и разумом, что невозможно без изучения творений блаженного Августина.
Творения виновника своеобразного развития богословской мысли в Западной Церкви, используемые в данной работе, следующие:
Беседы души с Богом
Исповедь
Монологи

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Вера в богословии блаженного Августина…………………….........9
ГЛАВА 2. Разум в богословии блаженного Августина …………...................25
ГЛАВА 3.Взаимоотношение между верой и разумом в богословии блаженного Августина…………………………………………………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....64
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………….......67

Файлы: 1 файл

Дипломная работа_doc.doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Личность блаженного Августина является одной из наиболее ярких личностей в истории Церкви Христовой. Пройдя непростой жизненный путь, сполна испив чашу страстей, он отвратился её, возвысился до подлинных духовных вершин, обрёл Бога. Насколько было глубоко его падение, настолько глубоко было и его покаяние. Прежде чем он пришёл к осознанию невозможности полноты человеческого бытия без Бога, ему пришлось до   33-х лет скитаться среди заблуждений и разочарований. Западный отец Церкви приобрёл богатый жизненный опыт, он непосредственно познал обычаи современного ему мира, окунулся в них, что, как кажется, стало для него одним из путей в развитии таланта психолога. Взирая ныне на плоды его исканий, сомнений, можно с уверенностью утверждать, что блаженный Августин явил собой пример сильной личности.

Особое значение имеет богословское наследие блаженного Августина, в котором каждый может почерпнуть для себя не просто какие-либо теоритические мысли, но и прикоснуться к живому духовно-психологическому опыту западного отца Церкви. Но никакой духовный опыт невозможен без веры и разума. Данная тематика пронизывает духовное наследие блаженного Августина. Так, в первой главе было показано, что для блаженного Августина источником для веры является Воплощение Господа Иисуса Христа. Именно Его единосущность нам по человеческой природе, Его безгрешная человеческая природа стала для нас путём в вечность, путём к Богу, путём к обретению, осуществлению подлинной цели человеческой жизни, которое заключается в единении с Богом. Вера – это принятие какой либо мысли с согласием, залог того, что принятая на веру мысль, обратится в награду, которая заключается в понимании. Но дар веры невозможно выкрасть у Бога, нарушив Божественный порядок. Вера даётся только в том случае, если человек изначально был предопределён Господом ко спасению.

Во второй главе была раскрыта тема разума в богословии западного отца Церкви. Для него разумом является волевое проявление ума в отношение какой-либо познаваемой истины. Разум выполняет своё предназначение, достигает подлинной цели своего бытия лишь в динамике познания, приобретении знаний. Для достижения видения Бога и духовных истин ему необходимо вместе с душой пройти путь очищения, очищения от страстей, которые извращают деятельность познавательных способностей разума. Блаженный Августин выделяет семь стадий состояния души: одушевление, чувство, искусство, доброта, спокойствие, вхождение в созерцание и само созерцание. Подлинная же жизнь души начинается с четвёртой стадии. Никакое познание Бога невозможно без самопознания. Здесь во всей силе предстаёт психологическая направленность богословия западного отца Церкви. Именно во внутреннем мире души человека происходит встреча с вездесущим Богом, а точнее Бог открывается в памяти человека, что является ответом на вопрошания самого человека. Такие припоминания становятся достоянием, содержанием веры. Главная задача разума в данном акте является направление своей деятельности через посредство наводящих вопросов.

В третьей главе раскрывается тема взаимоотношения веры и разума в богословии блаженного Августина. В этом взаимоотношении играет регулирующую роль авторитет Священного Писания и авторитет Церкви. При доверии этим авторитетам деятельность разума не подавляется, но направляется в нужное русло, находит разрешение многих сомнений, которые не дают во всей силе совершить полёт вере. Сам западный отец Церкви выделял два вида авторитетов: божественный и человеческий. Человеческие авторитеты по большей части являются ложными, но и среди них можно найти проповедников, которые преподают довольно чистые и возвышенные учения, проповедников, которые сами следуют принципам своей философии в своей же жизни и отказываются ради этих принципов от земных благ. Но и божественные авторитеты не являются безупречными. Среди них можно увидеть обман, каковой заметен в языческих религиях. Обман этот производится через демонов, через их чудеса. Демонические чудеса не приводят человека к осознанию существования посмертной жизни, к осознанию существования наказания за грехи, не приводят к покаянию. Они ориентированы лишь на материальную, чувственную сторону человеческой жизни. Одним из признаков того, что божественный авторитет является подлинным, это его нравственная высота и чистота учения, которое изложено в источниках божественного авторитета. Таковой авторитет не просто призывает разумно-нравственных существ к подлинной нравственной жизни, предоставляет им пути для достижения этих целей, но сам таковой авторитет, творящий чудеса и снисходящий к человеку, не превозносится своим всемогуществом, но являет любовь и смирение. То есть сам божественный авторитет уже является примером для людей в стремлении к лучшему и помогает облечь души человеческие в добродетели. Божественный авторитет не призывает людей замкнуться в материальных, плотских удовольствия. Он предлагает нечто более возвышенное, что должно соответствовать подлинному смыслу человеческого бытия. Именно в Церкви блаженный Августин видит подлинный божественный авторитет. Признак того, что Церковь истинна, является её Кафоличность. Для западного отца Церкви широкая распространённость Церкви, её многочисленность является весомым фактом в подтверждении её непреложности. Ещё одним признаком того, что божественный авторитет истинен, является исполнение пророчеств. Наименьшее же предпочтение, как подтверждению непреложности авторитета, Августин отдаёт чудесам, ведь их могут производить и демоны. Вера и разум переплетаются между собой , содействуют друг другу. Но вера всё же первенствует. Она предваряет разум, а разум предшествует вере. Замечателен тот факт из богословия блаженного Августина, что веры можно требовать только от разумного существа, так как перед принятием каких-либо истин на веру, разум обязан убедиться в здравости этих утверждений, в их истинности. Разум, как видно, определяет содержание веры и вектор её движения, а вера вознаграждает разум пониманием. Богословское наследие блаженного Августина навсегда оставило свой отпечаток в дальнейшем развитии богословия на Западе. Вера и разум противопоставляются друг другу, так как в понимании блаженного Августина они самостоятельны, потому можно наблюдать некий конфликт между верой и разумом в деле познания. В Римо-католической церкви концепция западного отца Церкви о взаимоотношении веры и разума преобладала вплоть до 13 века, а протестантской среде эта концепция возродилась и существует до сих пор, хотя и в Римо-католической церкви среди богословов есть и доныне те, которые придерживаются концепции блаженного Августина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

ИСТОЧНИКИ:

 

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: РБО, 2000. – 1337 с.

  1. Блаженный Августин. Беседы души с Богом. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа:   http://mystudies.narod.ru/library/a/augustin/soul_with_god.html. – Дата доступа: 23.01.2012.
  2. Блаженный Августин. Исповедь. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/ispoved=1. – Дата доступа: 23.01.2012
  3. Блаженный Августин. Монологи. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/monolog. – Дата доступа: 23.01.2012.
  4. Блаженный Августин. О бессмертии души. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/o_bessmertii. – Дата доступа: 23.01.2012
  5.   Блаженный Августин. О Граде Божьем. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/o_grade. – Дата доступа: 23.01.2012.
  6. Блаженный Августин. О количестве души. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/o_kolichestve_dushi. – Дата доступа: 23.01.2012.
  7. Блаженный Августин. О порядке. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/o_porjadke. – Дата доступа: 23.01.2012.
  8. Блаженный Августин. О предопределении святых. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/o_predopredelenii=2. – Дата доступа: 23.01.2012.
  9. Блаженный Августин. О свободе воли. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа:   http://bookz.ru/authors/avrelii-avgustin/swoboda/1-swoboda.html. – Дата доступа: 23.01.2012
  10. Блаженный Августин. О Символе веры. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа:  http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/defide=1.– Дата доступа: 23.01.2012
  11. Блаженный Августин. О том как оглашать людей необразованных. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа:  http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=kakoglashat. – Дата доступа: 23.01.2012.
  12. Блаженный Августин. О Троице. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/load/a/avgustin_blazhennyj/o_troice_quot/221-1-0-467. – Дата доступа: 23.01.2012
  13. Блаженный Августин. Об истинной религии. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/ob_istinnoj_religii. – Дата доступа: 23.01.2012
  14. Блаженный Августин. Об упрёке и благодати. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://golden-ship.ru/knigi/3/avgustin_oUiB.htm. – Дата доступа: 23.01.2012
  15. Блаженный Августин. Блаженный Августин. Проповеди и поучения. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа:  http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/beseda.– Дата доступа: 23.01.2012
  16. Блаженный Августин. Энхиридион Лаврентию. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/enhiridion . – Дата доступа: 23.01.2012.
  17. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. – Москва, 2009. – 671 с.

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Бриллиантов А. И. Блаженный Августин и его значение на Западе. // Августин: Pro et contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 151 – 192.
  2. Ильин И. А. Путь духовного обновления. – Санкт-Петербург, 2008. – 437с.
  3. Карсавин Л. В. Святой Августин и наша эпоха. // Августин: Pro et contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 389 – 398.
  4. Лосский В. Н. Августин учитель. // Августин: Pro et contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 399 – 410.
  5. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/lossky/mystic. – Дата доступа: 30.04.2012.
  6. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. – Москва, 1979. – 431с.
  7. Макарий (Булгаков), митрополит. Православно-догматическое богословие: В 2-х томах – Киев, 2007. – Т. 1. – 598 с.
  8. Никитин Валентин. К антропологии блаженного Августина [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://mystudies.narod.ru/library/a/augustin/about/antropolog.html. – Дата доступа: 08.02.2012.
  9. Попов И. В. Труды по патрологии. Личность и учение блаженного Августина. – Москва, 2005. – Т.2. – 776с.
  10. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): В 4-х томах / Отв. Ред. профессор, доктор церковной истории А.И. Сидоров. – Москва, 2004-2007. – Т.2. 606с.
  11. Святитель Феофан Затворник. Душеполезные поучения. – Москва, 2008. – 574 с.
  12. Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. – Москва, 2010. – 622 с.
  13. Этьен Жильсон. Разум и откровение в средние века. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.catholic.uz/tl_files/library/books/jilson_razum_otkroveniya. – Дата доступа: 03.05.2012.

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:

:

  1. Афоризмы, цитаты, пословицы. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://aphorism-list.com.– Дата доступа: 29.03.2012.
  2. ДУЗ «Библейский колледж ХВЕ». [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.biblecollege.by.– Дата доступа: 29.03.2012.
  3. Портал по философии. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com.– Дата доступа: 29.03.2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Ильин И. А. Путь духовного обновления. – Санкт-Петербург,2008. – С. 9.

2 Бриллиантов Александр Иванович. Блаженный Августин и его значение на Западе. // Августин: Pro et contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 157.

3 Блаженный Августин. Исповедь. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/ispoved=1. – Дата доступа: 23.01.2012.

4 Блаженный Августин. О Символе веры. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/defide=4.– Дата доступа: 23.01.2012.

5 Блаженный Августин. О Граде Божьем. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/o_grade=11_2.– Дата доступа: 23.01.2012.

6 Блаженный Августин. Проповеди и поучения. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа:  http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/beseda.– Дата доступа: 23.01.2012.

7 Святитель Феофан Затворник. Душеполезные поучения. – Москва, 2008. – С. 149.

8 Блаженный Августин. О Символе веры. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа:  http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/defide=4.– Дата доступа: 23.01.2012.

9 Блаженный Августин. Исповедь. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/ispoved=13_18. – Дата доступа: 23.01.2012.

10 Блаженный Августин. Монологи. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/monolog=1. – Дата доступа: 23.01.2012.

11 Блаженный Августин. Беседы души с Богом. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа:   http://mystudies.narod.ru/library/a/augustin/soul_with_god.html. – Дата доступа: 23.01.2012.

12 Блаженный Августин. О предопределении святых. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/o_predopredelenii=2. – Дата доступа: 23.01.2012.

13 Там же.

14 Блаженный Августин. Об упрёке и благодати. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://golden-ship.ru/knigi/3/avgustin_oUiB.htm. – Дата доступа: 23.01.2012.

15 Там же.

16 Блаженный Августин. Об упрёке и благодати. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/load/bogoslovie/ob_upreke_i_blagodati/40-1-0-472. – Дата доступа: 23.01.2012.

17 ДУЗ «Библейский колледж ХВЕ». [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.biblecollege.by.– Дата доступа: 29.03.2012.

18 Блаженный Августин. О предопределении святых. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/o_predopredelenii=8. – Дата доступа: 23.01.2012.

19 Блаженный Августин. О предопределении святых. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/o_predopredelenii=2. – Дата доступа: 23.01.2012.

20 Блаженный Августин. Энхиридион Лаврентию. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/enhiridion . – Дата доступа: 23.01.2012.

Информация о работе Вера и разум в богословии блаженного Августина Иппонского