- Проблемы социального обслуживания населения:
- высокий удельный вес населения, нуждающегося в социальной защите.
- Проблемы системы образования:
- существенные территориальные различия по объему и качеству предоставляемых образовательных услуг, создающие неравные возможности для продолжения дальнейшего обучения выпускников школ;
- несоответствие профессиональной структуры подготовки рабочих и специалистов потребностям экономики края.
- Проблемы здравоохранения:
- сохранение высокого уровня заболеваемости населения;
- неравномерное распределение ресурсов здравоохранения;
- низкое качество предоставляемых медицинских услуг.
- Проблемы физической культуры и спорта:
- отсутствие устойчивой ориентации населения края на здоровый образ жизни;
- недостаточное количество профессиональных тренерских кадров.
- Проблемы сферы культуры:
- недостаточный уровень финансирования отрасли;
- высокая степень изношенности материально-технической базы учреждений культуры (70%);
- низкая заработная плата работников отрасли.
Проблемы,
препятствующие росту качества среды
жизнедеятельности.
- Проблемы транспорта и связи, дорожного хозяйства:
- пропускная способность автомобильных дорог крупных городов края не соответствует ежегодно увеличивающемуся потоку транспортных средств;
- значительное увеличение тарифов на услуги всех видов транспорта в связи с растущими ценами на энергоносители, что ведет к потере объемов грузо- и пассажироперевозок;
- неполный охват населения края местными телерадиопрограммами.
- Проблемы жилищно-коммунального хозяйства:
- высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг, не обеспеченная ростом доходов основной части населения;
- высокий уровень износа жилищной и коммунальной инфраструктуры и недостаточный уровень качества предоставляемых услуг;
- относительно низкое качество жилья, недостаточный уровень благоустроенности жилищного фонда.
- Экологические проблемы:
- отсутствие должного внимания предприятий и населения к состоянию окружающей среды;
- низкий уровень внедрения ресурсосберегающих технологий во всех сферах и производствах;
- низкое качество питьевой воды.
- Проблемы безопасности:
- несовершенная система реагирования на чрезвычайные ситуации;
- неразвитая материально-техническая база органов общественной безопасности и охраны порядка, в том числе их служебных и функциональных помещений.
Проблемы
в экономике Алтайского края.
- Общеэкономические проблемы:
- низкий уровень общественной производительности труда, низкая эффективность экономики края;
- низкая рентабельность и низкая доля совокупных налоговых поступлений (не более 5%) аграрного сектора, занимающего доминирующее положение в структуре экономики края (доля аграрного сектора в ВРП составляет около 20%);
- низкий уровень конкурентоспособности и инновационной восприимчивости хозяйствующих субъектов края;
- недостаток привлекательных объектов для инвестирования.
- Проблемы промышленного комплекса:
- низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции;
- высокая доля убыточных предприятий (в секторе по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 75,4%);
- медленное внедрение международных стандартов управления качеством;
- низкий уровень инновационной активности промышленных предприятий;
- нехватка квалифицированных рабочих кадров.
- Проблемы сельского хозяйства:
- низкие темпы технического перевооружения в сельском хозяйстве, экстенсивное ведение сельскохозяйственного производства;
- низкое качество жизни сельского населения, сложное положение в социальной сфере, низкая заработная плата и занятость;
- кадровые проблемы.
- Проблемы строительного комплекса:
- высокий износ основных фондов в промышленности строительных материалов (54%), устаревшие технологии.;
- устаревшая градостроительная документация территорий или ее отсутствие.
- Проблемы малого предпринимательства:
- недостаток собственных ресурсов субъектов малого предпринимательства и затрудненный доступ к источникам финансирования;
- наличие административных барьеров;
- недостаток механизмов консультационной поддержки и обучения предпринимателей, главным образом в сельской местности.
- Инновационные проблемы:
- слабая ориентация научно-исследовательских
организаций и вузов на практическое решение
социально значимых для региона проблем;
- низкая инновационная активность базовых секторов экономики;
- ограниченный спрос предприятий и организаций на передовые технологии и нововведения, связанный с недостатком собственных средств, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования;
- отсутствие системной, четко структурированной нормативной правовой базы, регулирующей и стимулирующей инновационную деятельность;
- отсутствие эффективной инфраструктуры инновационной деятельности;
- низкая информационная обеспеченность инновационной сферы.
- Проблемы инвестиционной привлекательности:
- недостаточный уровень развития инвестиционной инфраструктуры, недостаточное развитие финансово-кредитной системы и фондового рынка края и недостаточное его использование для привлечения инвестиций;
- низкий уровень капитализации бизнеса, незначительное количество инвестиционно привлекательных компаний;
- недостаточная информационная открытость хозяйствующих субъектов Алтайского края;
- несовершенное законодательство в инвестиционной сфере, несовершенство земельных отношений и земельного рынка.
- Проблемы финансовых рынков:
- недостаточность долгосрочных инвестиционных ресурсов;
- недостаточное развитие инфраструктуры обслуживания банковских платежных карт;
- банковская инфраструктура не обеспечивает полной доступности услуг сельскому населению;
- низкий уровень страховой культуры населения и хозяйствующих субъектов.
Проблемы
управления регионом.
- Общие проблемы:
- отсутствие системы целей, задач и показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти, ориентированных на результат;
- низкая степень оснащенности управленческого труда (особенно в муниципальных образованиях) информационными и техническими средствами.
- Бюджетные проблемы:
- высокий уровень реального дефицита бюджета, превышающий 30%;
- недостаточность финансовых средств для покрытия реального дефицита приводит к образованию кредиторской задолженности, в первую очередь в муниципальных образованиях;
- региональный фонд финансовой поддержки муниципальных образований не стимулирует социально-экономическое развитие районов;
- низкая эффективность использования бюджетных средств, не обеспечен процесс расходования бюджетных средств с использованием бюджетирования, ориентированного на результат.
- Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью:
- убыточность большинства государственных унитарных предприятий;
- низкий уровень эффективности использования государственного и муниципального недвижимого имущества;
- отсутствие эффективной системы контроля и регулирования доступа к использованию государственного и муниципального имущества.
- Проблемы территорий:
- неравномерность развития территорий, что снижает устойчивость развития экономики региона в целом;
- неравномерность распределения налогооблагаемой базы по территории края;
- проблема высококвалифицированного кадрового обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
В связи с объективно ограниченными
ресурсами Алтайского края названный
выше перечень проблем был проранжирован
в зависимости от их остроты и
стратегического выигрыша от их
решения.
Для борьбы с перечисленными проблемами
развития Алтайского края, должны проводиться
мероприятия по их устранению (рисунок
4).
Рисунок
4– Возможные пути решения проблем развития
Алтайского края
- Достижение высокого уровня
благосостояния населения и создание
благоприятного социального климата для
деятельности и здорового образа жизни
Администрация края будет целенаправленно
способствовать повышению качества
жизни в регионе, предоставлению
своим жителям обширных возможностей
для самореализации и раскрытия
творческого потенциала.
В целях повышения материального благосостояния
населения будут реализованы действия,
направленные на уменьшение уровня бедности.
Основными предпосылками снижения уровня
бедности должны стать:
- поддержание высоких темпов экономического роста и обеспечение макроэкономической стабильности;
- рост денежных доходов населения, стимулирование повышения заработной платы и сокращения дифференциации доходов между отраслями экономики и социальной сферы. Рост доходов населения края будет происходить на основе восстановления воспроизводственной и стимулирующей функций заработной платы, приближения уровня средней заработной платы к средним показателям по Сибирскому федеральному округу. Для этого необходимо в долгосрочной перспективе создать условия для реализации трудовых прав граждан на основе формирования эффективного рынка труда, обеспечения занятости экономически активного населения и повышения качества трудовых ресурсов;
- повышение эффективности программ социальной защиты и совершенствование механизмов социального партнерства.
Улучшение состояния здоровья
населения и развитие здорового
образа жизни будет обеспечиваться, в первую очередь,
через повышение качества и доступности
медицинской помощи всем слоям населения
и обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия. Действия Администрации
края будут направлены прежде всего на
развитие первичной медицинской помощи,
внедрение современных методов диагностики
и лечения, усиление профилактической
направленности здравоохранения и повышение
приоритета здоровья в системе общественных
ценностей.
В рамках реализации политики увеличения
продолжительности жизни населения
будут приняты меры не только по
развитию системы здравоохранения
края, но и меры, направленные на развитие
здорового образа жизни, массовой физической
культуры и спорта.
Развитие интеллектуального
потенциала, обеспечение доступности
и качества образования будут достигаться за счет реализации
стратегических действий по следующим
основным направлениям: