Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 14:59, курсовая работа
Целью данной работы является изучение современных моделей обучения и возможности применения их в процессе изучения географии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятия «модели», понятие «инновации»;
Определить основные черты и типы инновационного подхода к обучению;
Сравнить и определить основные черты различия традиционного и инновационного подхода;
Изучить варианты применения различных моделей обучения на уроках географии;
Изучить продуктивность применения различных инновационных моделей.
Введение
Глава I.
§1. Понятие модели обучения
§2. Сравнение инновационного и традиционного подходов к построению процесса обучения
§3. Типы инновационных подходов
§4. Личностно-ориентированные модели обучения
Глава II.
§1. Проектная деятельность
§2. Адаптивная модель обучения
§3. Эвристическая модель обучения
§4. Модель разноуровневого обучения
Заключение
Список литературы
Приложения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МГГУ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА
Курсовая работа.
на тему:
«Инновационные модели обучения на уроках географии».
студентки 4 курса заочного отделения
биолого-географического факультета
Ленковой М.В.
Научный руководитель
кандидат педагогических наук
Аксакалова Г.П.
Москва 2010г.
Оглавление
Введение
Глава I.
§1. Понятие модели обучения
§2. Сравнение инновационного и традиционного подходов к построению процесса обучения
§3. Типы инновационных подходов
§4. Личностно-ориентированные модели обучения
Глава II.
§1. Проектная деятельность
§2. Адаптивная модель обучения
§3. Эвристическая модель обучения
§4. Модель разноуровневого обучения
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько “наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.
Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования. Выпускник современной школы, которому предстоит жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности:
- гибко адаптироваться
к изменяющимся жизненным
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение;
- уметь творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, уметь работать в команде;
Таким образом, главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором ведущей была бы познавательная деятельность, а не преподавание. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Теперь учитель выступает не только в роли носителя знания и контролирующей инстанции, но и в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности ученика.
В таких условиях педагогу необходимо владеть методами и формами построения образовательного процесса, которые бы стимулировали самостоятельную познавательную деятельность ученика. Этим и объясняется актуальность данного исследования. Необходимостью систематизировать инновационные педагогические модели и технологии, определить их роль в процессе развития личности ребенка, показать варианты и способы применения инновационных технологий и образовательных моделей в процессе обучения географии.
Таким образом, объектом данного исследования являются инновационные модели обучения, предметом – способы их применения на уроках географии.
Целью данной работы является изучение современных моделей обучения и возможности применения их в процессе изучения географии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятия «модели», понятие «инновации»;
Определить основные черты и типы инновационного подхода к обучению;
Сравнить и определить основные черты различия традиционного и инновационного подхода;
Изучить варианты применения различных моделей обучения на уроках географии;
Изучить продуктивность применения различных инновационных моделей.
В первой главе работы рассматриваются основные понятия и типы инновационных подходов в обучении. Сравнивается традиционная модель образования и инновационная.
Во второй главе исследования рассматриваются несколько инновационных моделей образования и варианты их применения.
Глава I
§1. Понятие модели обучения
Одно из ключевых употребляемых далее понятий модель обучения. Понятие — модель обучения мы предлагаем в инструментальном значении как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса, ее основу составляет преобладающая деятельность учащихся, которую организует, выстраивает учитель. Модель обучения состоит из верхнего яруса – это методы и формы обучения, отраженные в тематическом плане и нижнего яруса – педагогической техники, т.е. средств и приемов, с помощью которых будут реализованы дидактические методы и формы.
Базовым основанием для разграничения моделей является заложенный в них в качестве основного ориентира характер учебной деятельности. Мы выделили два типа таких ориентиров:
а) следование заданным эталонам (т.е. репродуктивная деятельность, усвоение и воспроизведение учащимися фиксированных знаний и способов деятельности), что соответствует традиционным дидактическим целям обучения как усвоения предъявленных образцов. Классическим примером такой модели обучения является традиционный урок;
б) продуктивная, поисковая деятельность, направленная на создание учащимися нового продукта (прежде всего, интеллектуального, познавательного). В качестве дополнительных характеристик модели обучения выступают следующие: характер и последовательность этапов обучения во времени, характер взаимодействия учителя и учащихся (соотношение и характер ролей учителя и учащихся, типичные способы реагирования учителя на действия учащихся), характеристика ожидаемых результатов обучения (педагогическая направленность модели). Такими моделями образования являются: проектная деятельность, адаптивная модель обучения, эвристическая модель обучения и другие, в основании которых лежит принцип активного познания.
Как уже говорилось выше, современной школе необходимо внедрение инновационных моделей образования. Преподавание географии особенно остро нуждается в инновационных моделях обучения. Современным школьникам необходима мотивация к изучению «второстепенных» на их взгляд предметов, к числу таких предметов относят и географию. Инновационные модели образования призваны стимулировать познавательную деятельность учеников, в том числе и на уроках географии.
§2. Сравнение инновационного и традиционного подходов к построению процесса обучения
Понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. В этой работе в качестве инновационных рассматриваются модели, которые преобразуют характер обучения в отношении таких его сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения.
Данные сравнительно-педагогических исследований показывают, что, несмотря на различия школьных систем, содержания учебных программ, общие представления о традиционном учебном процессе в разных странах мира имеют сходные черты. Традиционным является урок — одновременное занятие с целым классом, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа учителя ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; учитель является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. В качестве итога такой деятельности могут служить пересказы учащимися материала, ответы на стандартные вопросы по учебнику, нанесение на контурные карты географических объектов по заданным спискам.
Нетрадиционным подходом к преподаванию для педагогов разных стран мира является построение обучения в контексте непрерывного образования, курс на создание для учащегося возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый учителем (программой, учебником) материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. В этом ключе ведутся поиски, направленные на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем.
§3. Типы инновационных подходов
В нашей систематике педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:
- По отношению к
структурным элементам
- По отношению к
личностному становлению
- По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.
- По типам взаимодействия
участников педагогического
- По функциональным
возможностям: нововведения-условия (обеспечивают
обновление образовательной
- По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.
- По масштабности
- По социально-педагогической
значимости: в образовательных учреждениях
определенного типа, для конкретных
профессионально-
- По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.
- По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках.
§4 Личностно-ориентированные модели обучения
Как уже было сказано выше, инновационные модели обучения преимущественно направлены на развитие индивидуальных особенностей личности. Все их можно объединить в понятие личностно-ориентированное обучение.
В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.
В это понятие вкладывается следующий смысл:
не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;
максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;
создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал “комплекс двоечника”;
организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;
заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.
В следующей главе будет рассказано о нескольких моделях личностно-ориентированного обучения, которые активно используются на уроках географии.
Глава II
Ниже представлен опыт использования инновационных личностно-ориентированных моделей обучения на уроках географии.
§1. Проектная деятельность
Важнейшая из таких моделей – проектная деятельность. На уроках географии существуют широкие возможности применения проектной деятельности.
1.Мини проекты на
уроках. Такой вид работы используется
очень часто. В девятом классе,
при изучении различных
2.Проекты могут быть
долгосрочными. Например, в 6 классе
в течение всего года дети
выстраивают модель
Информация о работе Инновационные модели обучения на уроках географии