Инновационные модели обучения на уроках географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение современных моделей обучения и возможности применения их в процессе изучения географии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятия «модели», понятие «инновации»;
Определить основные черты и типы инновационного подхода к обучению;
Сравнить и определить основные черты различия традиционного и инновационного подхода;
Изучить варианты применения различных моделей обучения на уроках географии;
Изучить продуктивность применения различных инновационных моделей.

Содержание работы

Введение
Глава I.
§1. Понятие модели обучения
§2. Сравнение инновационного и традиционного подходов к построению процесса обучения
§3. Типы инновационных подходов
§4. Личностно-ориентированные модели обучения
Глава II.
§1. Проектная деятельность
§2. Адаптивная модель обучения
§3. Эвристическая модель обучения
§4. Модель разноуровневого обучения
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.94 Кб (Скачать файл)

Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся);

Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности;

Индивидуальные дифференцированные задания;

Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности;

Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного задач и примеров для обязательного выполнения;

Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам;

Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Однако, разноуровневый подход можно реализовывать и при объяснении нового материала. Наиболее сильным ученикам даются задания по подготовке материала к следующему уроку, и тогда урок строится на основе сообщений детей. Учитель в данном случае выполняет функцию консультанта. Он поправляет, корректирует и уточняет рассказ детей. Разъясняет наиболее сложные аспекты изучаемой темы.

 

 

Заключение

 

В данной работе мы рассмотрели некоторые модели такого обучения, возможности их применения на уроках географии, познакомились с понятием и типологией инновационных моделей обучения географии, что вполне соответствует заявленным изначально целям исследования.

Необходимо отметить, что существуют и другие направления развития учебно-воспитательного процесса: информатизация образования, дистанционное обучение, интерактивное обучение и т.д.

Однако приоритетной целью современного образования является воспитание творческой, умеющей широко мыслить, мобильной личности. Можно выделить следующие основные тенденции современного образования:

смена парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование=становление»,

Превращение знаний в основной общественный капитал,

Развитие концепции непрерывного образования,

постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами – индивидуализация обучения,

диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания.

активизации процесса использования Интернет -технологий и других новых технологий в современном школьном образовании,

интернационализация образования в соответствии с всемирными процессами глобализации

развитие дистанционного обучения,

В этой работе нашли свое отражение все вышеизложенные тенденции современного образования. Проведен анализ типов инновационной деятельности, разобраны возможности и варианты применения современных образовательных моделей.

Как мы видим, основной приоритет при выборе модели обучения, принадлежит тем моделям, которые направлены на воспитание личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и особенностей.

 

 

Список литературы

 

1. Горбенюк О. С., Горбенюк Т. Б. Теория  обучения; Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.

2. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное  обучение в современной школе. М., 1996г.

3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000. – 304с. – (Серия «Учебник нового  века»).

4. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность// Кларин М. В.— Рига, «Эксперимент», 1999 г.

5. Психология и педагогика. Под  редак. А. А. Радугина. Учебное пособие  – Москва, - Издательство ЦЕНТР, 1999г.

6. Онищук В. А. «Урок в современной  школе», Москва, «Просвещение», 1991г.

7. Рудакова Д.Т., н.с.ЦНИТ ИОСО  РАО. Интернет-технологии в деятельности учителя. Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"// www.ioso.iip.net

8. Соуза Э.Г. Университет ООН: глобальная  миссия // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1990" N3,С10.

9. Эйхельбаум де Бабини А.М. Сходства  и различия в развитии современных  моделей образования // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1992. N4. С.51, 53.

 

 

Приложение №1

Примеры технологических карт по курсу «География России» 8 класс.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1

«Географическое положение России»

Вид самостоятельной работы

Что делать

Контроль

Ответь на вопросы

Обсуди

Взаимоконтроль

Перечислите главные черты ГП России

Перечислите и покажите страны, граничащие с Россией по карте

Объясните значение цифр:

900 км

17,1 млн. км

60 тыс. км

13

16

Проверь домашнее задание, в. 6, 7 с.15

 

 

Заполни таблицу (см. ниже)

 

Закончите предложения:

Наиболее мелководны моря …

Наибольшее промысловое значение имеют моря …

Наиболее загрязнены …

Подготовь рассказ о море (по выбору).

Обратись к учебнику

Стр. 10-13

 

См. учебник, с. 16

 

 

 

 

 

Оцени работу товарища

 

Работай по тексту учебника с. 17-23

Запиши в тетрадь

 

 

 

 

(Вариационная пара)

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль

(статичная пара)

Учитель

 

Самоконтроль

 

 

 

Учитель


 

Таблица:

Моря, омывающие Россию

Глубина

Ресурсы

Значение, использование моря


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №2.

«Геологическое строение. Рельеф “

Задание

Что делать

Контроль

1

Ответь на вопросы (устно)

Какие процессы формируют рельеф?

Какие и где происходят стихийные природные явления из-за внутренних сил?

Какие меры применяются для сбережения полезных ископаемых?

Какие сведения дает геохронологическая таблица?

Обратись к учебнику

с. 59-60, 71-72

 

с. 67-68

 

 

с. 64-65

с. 53-54

Самоконтроль

2

Дать определение:

Бассейн

Сель

Оползень

Морена

Эрозия

Проверь и оцени, обратись к учебнику с. 50-55

Взаимоконтроль

(статичная пара)

3

Перечислите основные черты рельефа

Оформите письменно в тетрадь

Работай с картой

Учитель

4

Опишите рельеф (вопрос 4 с. 76)

- Русской равнины

- Средне-Сибирского плоскогорья

Оформите в тетради

Взаимопроверка

(статичная пара)

5

2 уровень

Обоснуй свою точку зрения.

Какие силы—внутренние или внешние—можно считать ведущими в формировании рельефа

Проанализируй карту

Используй дополнительную литературу

Учитель

6

3 уровень

Составь вопросы для географического диктанта о равнинах России

Работай с картой

Используй дополнительную литературу

Учитель


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №3.

«Климат России»

Вид самостоятельной работы

Что делать

Контроль

Ответь на вопросы (устно)

Обратись к учебнику

Учитель

Какие типы климата сформировались в России?

Типы климата

t янв.

t и.

ВМ.

Осадки

Приведите примеры влияния климатообразующих факторов

Дать определение:

- трансформация воздушных  масс

- солнечная радиация

- циклон

- антициклон

- воздушная масса

- летнее солнцестояние

- коэффициент увлажнения

- испарение

Установи закономерность в распределении тепла и влаги

 

Составь план по вопросу «Зависимость хозяйственной деятельности от климатических условий»

 

Географический диктант по теме «Климат» авт. Г. Элькин.

2уровень

Обоснуй свою точку зрения

Почему на “полюсе холода” –Оймяконе зимой значительно холоднее, чем в лежащей практически на той же широте Карелии.

3 уровень

7 “Взаимодействие воздушных  масс определяет климат района”

Раскройте это утверждение на примере любых двух типов климата

Работая с картой, заполните таблицу.

 

 

 

 

Ответь устно с. 78-83

 

Работа со словарем учебника с. 298; выпиши в тетрадь, запомни

 

 

 

 

 

 

Проанализируй климатическую карту (устно), учебник с. 88-94

Обратись к учебнику с. 101-107, оформи письменно в тетрадь

 

Выполни письменно в тетради

Проанализируй карту

Используй дополнительную литературу

 

 

Проанализируйте карту

Используй дополнительную литературу

Самоконтроль

 

 

 

 

 

Учитель

 

Взаимоконтроль

 

(статичная пара)

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль

 

 

Самоконтроль

 

 

 

Взаимоконтроль

(статичная пара)

Учитель

 

 

 

 

Учитель


 

Географический диктант по теме «Климат». Выбери правильный ответ:

Климат большей части России формируют воздушные массы, приходящие с: а) Атлантического океана; б) Тихого океана; в) Северного Ледовитого океана; г) Индийского океана.

Зимой климат России больше всего формируется: а) Арктическим максимумом; б) Азиатским максимумом; в) Исландским минимумом; г) Алеутским минимумом.

Циклоны летом активно разливаются: а) в Восточной Сибири; б) на юге Русской равнины; в) на Дальнем Востоке; г) над Карским морем.

Разница между общим количеством солнечной энергии, достигающее поверхности Земли, и ее потерями на излучение и отражение называется

а) солнечной радиацией; б) суммарной радиацией; в) поглощенной радиацией;

г) радиационным балансом.

 

 

 


Информация о работе Инновационные модели обучения на уроках географии