Интеракционисткой ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:20, реферат

Описание работы

Название интеракционисткой ориентации происходит от понятия "интеракция", которое здесь обозначает не любое, а лишь "социальное взаимодействие", т.е. взаимодействие людей в общении, в группе, в обществе. В отличие от других теоретических подходов в социальной психологии, в основе которых лежат традиционные психологические школы и направления, интеракционистская ориентация пришла в социальную психологию из социологии. Абсолютное большинство ее представителей являются социологами по образованию.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

больше разнообразных частей, тем  в большей мере эти части поглощаются  целым. Это означает,

что и личность как член (элемент) общественной системы поглощается  обществом. Однако в 

любом обществе есть элементы, которые  ограничивают интеграцию для сохранения своей 

самостоятельности, индивидуальности. И это сопротивление связано  с желанием свободы в

удовлетворении собственных потребностей, которые в условиях дифференциации все более автономизируются. Следовательно, наряду с объективными тенденциями  в развитии общества

всегда есть психологические факторы, которые влияют на эти тенденции. Человек не может быть

только лишь функцией социальной системы, не способной к самостоятельным  поступкам. Человек 

может воздействовать на систему, заставляя  ее изменяться, поскольку его сознание так же

дифференцируется и может отличаться от коллективных представлений

 

18. Чем характеризуется  экономическая концепция общества (цель социальной 

организации)?

экономическая концепция общества, согласно которой, общество

представляет такой способ организации  жизни человека, который способствует развитию

производительности труда и росту богатства. Другими словами, целью общества является

производство и накопление материальных благ для удовлетворения постоянно  развивающихся 

потребностей человека.

19. Какое значение имеет  категория личной свободы в  экономической концепции

общества?

Согласно К. Марксу, в основе общества лежит классовый конфликт,

возникающий по причине различного положения людей в экономической  системе общества. Вся

социальная организация направлена на разрешение конфликта противоположных  классов (те,

которые не имеют общих ценностей, но взаимосвязаны между собой процессами производства

по причине разделения труда). Источником развития общества является классовая  борьба.

Уровень личной  свободы при  таком понимании общества оказывается  решающим

фактором его развития. Такой вывод достаточно принципиален для понимания того, что в

обществах, организованных по иному  принципу, рост свободы отнюдь не всегда выступает 

позитивным фактором, повышающим всеобщее благополучие. Свобода, возможно, не нужна 

большинству людей в том случае, когда общественная организация не имеет целью развитие

производительности труда и  рост богатства.

20. В какой теоретической  концепции общества соединились  эволюционная и 

экономическая модели социального?

 

21.Как можно объяснить существование преступности с точки зрения структурно-

функционального подхода? Какие положительные и отрицательные  функции может 

выполнять уголовно наказуемое преступление?

Преступность, с точки зрения стр-функц.подхода-это  нарушение какого либо правила. Если что-то существует в обществе, значит,оно выполняет какую-то функцию. наказав

преступника, люди выражают согласие с установленными правилами, если наказания нет –значит, жизнь идет по каким-то другим правилам.

22. Что лежит в основе  развития социальной системы в психологической концепции

общества?

Противоречия натуралистических  концепций способствовали усилению

психологической тенденции в социологии. Психология начала XIX в. Была исключительно психологией индивида и не принимала в расчет социальных процессов. В последней трети XIX в. положение

изменилось. С одной стороны, психологи  обнаружили, что высшие психические  функции 

невозможно свести к физиологическим  процессам, что здесь требуется  учет сложных 

социальных факторов. С другой стороны, социологи, не удовлетворенные примитивными

органическими аналогиями, проявили растущий интерес к проблемам  мотивации и 

психологическим механизмам социального  поведения. В результате слияния  этих двух

встречных движений и сложилось  то, что получило название психологического

направления в социологии.

23. Какое влияние на  развитие социологии оказал фрейдизм?

Фрейдизм оказал огромное влияние  на развитие социологии, благодаря  идеи иррациональности, которая позволила понять общество как ограничивающую разгул психологической стихии структуру или как оформляющую безбрежное море бессознательных психологических состояний. В конечном итоге психологизм привел к понимаю общества не как надындивидуальной системы (органицистический подход), а как продукта целенаправленного взаимодействия индивидов, оформляющего это взаимодействие.

24. На какие ключевые  вопросы отвечает концепция общества, созданная М. Вебером?

как  возникают мотивы в сознании людей? Какова мотивация рынка труда и разделения

труда?

25. Какова цель общества  с точки зрения М. Вебера?

установление целерационального порядка объединения смыслов и мотивов социальных действий.

27. На какие два уровня  разделяется общество в концепции  У. Томаса и Ф. Знанецкого?

объективные условия жизни, влияющие на людей (сюда входят социальные ценности) и

субъективное понимание (определение) ситуации социального взаимодействия

(социальные установки – предшествующие  и нынешние).

28. Какое значение для  психологии имеет концепция общества  У. Томаса и Ф. Знанецкого?

В чем, по мнению этих ученых, проявляется взаимосвязь социологии и психологии?

Концепция Томаса и Знанецкого позволила  разделить индивидуальные и 

типичные действия людей. Социология и социальная психология по мысли У. Томаса и Ф. Знанецкого всегда

оказываются взаимосвязанными: причиной социального или индивидуального феномена

никогда не бывает только социальный или индивидуальный феномен, но всегда

комбинация социальных и индивидуальных явлений.

29. Почему концепция  У. Томаса и Ф. Знанецкого  поставила под сомнение возможность изучения социальных закономерностей?

«Если люди определяют ситуации как  реальные, то эти 

ситуации реальны по своим последствиям». В социальной психологии эта формула 

отражается в феномене самоподтверждающихся пророчеств. Такое определение 

общества поставило под сомнение возможность открытия объективных социологических

законов. В социальном знании возможны лишь вероятные предположения,

основывающиеся на тщательном изучении ситуации. Отсюда предпочтение

интроспективных методов.

30. Что означает модернизация с точки зрения изменения цели функционирования

общества?

С точки зрения изменения цели общественного 

функционирования, это переход  в такое состояние, при котором возможен ускоренный рост общественного богатства, что подразумевает множество структурных и культурных перемен.

31. Какие факторы способствовали  модернизации общества в Западной  Европе?

этому способствовали условия среды (развитие товарно-денежных – рыночных -

отношений, развитие городов как  центров производства и торговли, рационализация

политического управления, развитие экономически ориентированных технологий производства) и социально-психологические условия (появление новых  оснований для межличностных отношений и личности нового типа).

32. Что такое общество  «всеобщего благоденствия»? Каковы его характеристики?

Это так называемый пост-капиталистический социализм – общество всеобщего благоденствия.

Общество всеобщего благоденствия основывается на ведущей роли государства в обеспечении экономического и социального благосостояния своих граждан. Базовыми принципами такого типа общества является равенство возможностей, справедливое распределение богатства, ответственность общества перед теми, кто неспособен обеспечить себе минимальный достаток для ведения хорошей жизни. Отличительной чертой общества всеобщего благоденствия является наличие

мощной системы социального  страхования граждан. Другими чертами  выступают наличие 

доступного широким слоям населения  базового образования, медицинских  услуг, качественного жилья (или  бесплатного, или по минимальной цене).

33. В чем заключается  главный недостаток социализма  с точки зрения цели 

функционирования индустриального  общества?

накоплении общественного богатства. Внеэкономические средства обеспечения благосостояния не ведут к исчезновению бедности. А рыночные механизмы существенным образом удорожают процесс накопления общественного

богатства.

34. Чем капитализм буржуазного  (рационального) типа в концепции М. Вебера отличается от государственного (политического) капитализма?

Капитализм(рационального типа) (в отличие от точки зрения М. Вебера) возможен и за пределами протестантской культуры.

35. Чем можно объяснить  попытки построить социалистическое общество,  минуя стадию капитализма буржуазного типа?

Строительство социализма и обход  буржуазного типа капитализма можно обьъяснить отсутствием личностичастно-предпренимательского типа. Однако, отсутствие такой силы объясняет застой в соц-экономическом развитии.

37. Перечислите, какие  изменения в европейской культуре привели к возникновению во второй половине 20 в. пост-индустриального типа общества?

В середине 20 в. В индустриальном обществе случилось научно-техническая революция- коренное, качественное преобразование сил на основе превращения науки  в ведущий фактор развития общественного  производства. Наука стала производительной силой, и это тотально изменило облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества.начался быстрый рост производительности труда, что оказало воздействия на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношения общества с природой.

38. При каком социальном  устройстве и почему наука  становится производительной 

силой?

Наука стала производительной силой, отнюдь не в силу внутренних механизмов развития, а в силу того, что определенная соц.организация нуждалась в научном обосновании любых соц.действий, обеспечивающих рост общественного богатства. Изменения места науки и знания привело к росту значения информации как средства обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством.

39. Что такое глобализация, как она связана с гегемонией  индустриально развитых стран?

Это процесс постоянно возрастающего воздействия различных факторов международного значения на социальную деятельность в отдельных странах. Самый мощный фактор глобализации-экономический. Это объективный процесс который определяет качественное изменение в глобальном пространстве.

Под гегемонией вслед за А.Грамши в социологии понимается первенство, преводсходство в силе и внимании, которое устанавливается через рационально обоснованное признание преводсходства одних субъектов над другими, согласие в отношении превосходства одних над другими. Признание превосходства основывается на признании всему субъектами в системе отношений, в тех ценностей, которые придерживаются более влиятельные субъекты

40. Что выступает ключевой  особенностью пост-индустриального  общества?

Выступает смена формы потребления: материальное сменяется символическим потреблением.

41. Как изменяется личность  и поведение в «обществе спектакля» (Ж. Бодрийяр)?

Абсолютно все превращается в зрелище. Конкурируют не реальные качества и  свойства вещей, а сконструированные  образы этих вещей.

42. Что такое симулякр  как социальный феномен?

Образ, знак чкего то, что на самом  деле не существует, а всего лишь имитирует реальность существования.

43. Чем обеспечивается  социальная интеграция в пост-индустриальном  обществе?

Соц.интеграция идет путем подмены объективных противоречий различиями в стиле потребления. Такая соц.интеграция становится неустойчивой. Развивается эффект пресыщения. Но отсюда не может нарастать рост тревоги и тоски.

 

45. Что такое «габитус» в концепции  П. Бурдье?

Система прочных приобретенных предрасположенностей, структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурированных структур.

одно из основных понятий в теории П. Бурдье

Может трактоваться как «система приобретённых схем, действующих  на практике как категории восприятия и оценивания или как принцип распределения по классам, в то же время как организационный принцип действия

По Бурдьё, объективная  социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретенных предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов. Поступки индивида в неожиданной ситуации определяются характером его социализации


Информация о работе Интеракционисткой ориентации