Использование в учебном процессе картографического материала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
определение роли географических карт на уроках географии;
рассмотрение традиционных методов и приемов работы с картами;
выявление роли игр в учебном процессе;
исследование картографических игр.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 2.09 Мб (Скачать файл)

Продолжение таблицы 2.

4.Влияние рельефа и климата на внутренние воды территории.

Дать характеристику внутренних вод  территории, используя соответствующий  прием, объяснить особенности путем  сопоставления карт.

5.Природные зоны и зависимость их от климата территории.

Используя прием характеристики природных  зон, дать характеристику природных  зон территории, объяснить их особенности.


 

Работу  с контурными картами также можно определить как прием работы с географической картой. При этом выделяются два типа заданий (Рисунок 4): 1) нанести на контурную карту географические объекты (моря, реки, страны, горные цепи и т.д.), географические или климатические пояса, маршруты путешественников, распределение населения и т. п. (а); 2) указать, что обозначено цифрами на контурной карте (б).

 

        

                               а                                                              б

Рисунок 4.

 

 Все приемы учебной работы с картой, формируемые на уроках географии, можно разделить  между собой на группы:

  1. Картометрические. К ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п.
  2. Приемы чтения карт. Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы территории.
  3. Чтение условных знаков тематических карт – климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.[4]

 

 

 

2 Разработка и применение в  учебном процессе картографических  игр

 

2.1 Игровые технологии в обучении

Для формирования и развития познавательных интересов  школьников в процессе обучения существует множество разнообразных средств, среди которых не последнее место  принадлежит занимательности. Занимательные  вопросы и задания, всевозможные викторины и вечера, развивающие  и познавательные игры, и множество  других средств помогают учителю  сделать предмет интересным для  учащихся.

Известно, что в играх дети проявляют  воображение, сообразительность, наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логично  рассуждать. В коллективной игре почти  всегда есть элемент соревнования (кто быстрее, правильнее ответит, кто больше знает), а значит, есть и усилие воли, настойчивость, внимание. “В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли” (А. С. Макаренко). [5]

По определению, игра - это вид деятельности в  условиях ситуаций, направленных на воссоздание  и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет  такие функции:

 

- развлекательную (это  основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение  диалектики общения;

- самореализации в игре  как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление  различных трудностей, возникающих  в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление  отклонений от нормативного поведения,  самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение  позитивных изменений в структуру  личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей  социально-культурных ценностей;

- социализации: включение  в систему общественных отношений,  усвоение норм человеческого  общежития.

 

Большинству игр присущи  четыре главные черты:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

 

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как  средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между  играющими;

д) сюжет (содержание) - область  действительности, условно воспроизводимая  в игре.

 

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекателъно-рекреактивными возможностями. В том и состоит  ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти  в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений  и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений  младшим люди использовали с древности.

 В современной школе,  делающей ставку на активизацию  и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется  в следующих случаях:

 

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации  педагогического процесса в форме  различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов  и ситуаций при урочной форме  занятий происходит по таким основным направлениям:

а) дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

б) учебная деятельность подчиняется правилам игры;

в) учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

г) успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 

Педагогические игры классифицируются:

 

  • по области деятельности;
  • по характеру педагогического процесса;
  • по игровой методике;
  • по предметной области;
  • по игровой среде. (Рисунок 5)

 

 

  

               Рисунок 5. Классификация педагогических игр

 

Обучающая игра приносит обучающемуся радость и пользу, содействует  его успешному развитию, если учитель  хорошо разбирается в условиях продуктивного  применения игры для организации  школьного обучения.

Суть любой игры – победа. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость  в достижении цели. Кроме всего  этого, игра развивает коммуникативные  способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и  чужих поступков. [5] [6] [7]

 

2.2 Использование  игр на уроках географии

В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. Использование  игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают  познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению  творческой личности ученика. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые  формы работы и совещательный  процесс. Включение в структуру  урока игровых моментов может  быть использовано для снятия усталости  и для развития личностной свободы  и раскованности ребят. Хорошо продуманные  игры могут быть использованы для  улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.

Игры оказывают сильное  эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Игры по географии в сочетании с  другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического  образования.

В познавательной географической игре закрепляются умение применять полученные раннее знания, навыки пользования справочной и  другой литературой. А главное –  в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются  на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка  в целом. Вот почему игра может  стать средством всестороннего  развития школьника, его способностей. Но при этом нельзя забывать, что  игра всегда “ свободна”. Следовательно, от учителя требуется терпение, такт, умение и знание в организации  и руководстве игрой. Очень важно  умело ввести детей в игру, а  не навязывать её.

Цель  географических игр, прежде всего - учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную  дополнительную информацию, вызвать  интерес к предмету, желание ещё  больше познать.

Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно:

 

  • игры способствуют становлению творческой личности ученика;
  • формирование умения выделять проблемы;
  • принимать решения;
  • развивают познавательный интерес к предмету;
  • оказывают сильное воздействие на учащихся;
  • формируют черты характера;
  • стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.[8]

 

 

2.3 Виды картографических  игр и обоснованность их применения  в учебном процессе

Использование занимательных заданий в школе активизирует познавательную деятельность учащихся, поддерживает интерес к изучаемому предмету, учит лаконично задавать вопросы, способствует развитию грамотной речи. Работа с физическими, тематическими, контурными картами способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать образ территории, делать выводы, обобщения.

Задания для работы с физическими  и тематическими картами могут  быть направлены на:

1) установление местонахождения  географических объектов, характеристики  их географического положения;

2) выяснение свойств географических  объектов;

3) сопоставление и сравнение  исследуемых объектов;

4) формирование пространственных  представлений о размещении и взаимное расположение объектов;

5) формирование представления об особенностях изображенной на карте территории;

6) выяснение причин и  закономерностей в размещении  исследуемых объектов;

7) выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами;

8) выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем.

Также использование различных  игр с географическими или  топографическими картами способствует развитию пространственно-логического мышления, формированию у учеников визуального восприятия мира (особенно на начальном этапе изучения географии), ориентирования по картам, закреплению изученного материала.

Так, в 6-7 классах, когда учащиеся только начинают изучать географическую (физическую) карту для лучшего запоминания  основ целесообразно применять  такие игры, как «Географическая  мозаика», «Лови ошибку географа», «Географический лабиринт» и т.д.

 

 Игра «Географическая мозаика»: 1) задание на сопоставление политической (Рисунок 6) и физической карт (Рисунок 1). Учитель называет объекты (вулканы, озера, горы, реки) и просит определить страны, на территории которых находятся указанные объекты. Или, учитель называет страны и просит найти, в пределах каких гор и равнин они находятся, например, Венгрия, Испания, Бразилия и т.д. 2) учитель раздает ученикам разрезанные фрагменты контурной карты материка, части света или полушария. Учащиеся должны сложить мозаику (фрагменты) и назвать данный материк (часть света, полушарие). [9]

 

Игра «Лови ошибку учителя»: учитель показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся его исправляют. [9]

Информация о работе Использование в учебном процессе картографического материала