Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа
Целью данной работы является:
определение роли географических карт на уроках географии;
рассмотрение традиционных методов и приемов работы с картами;
выявление роли игр в учебном процессе;
исследование картографических игр.
Продолжение таблицы 2.
4.Влияние рельефа и климата на внутренние воды территории. |
Дать характеристику внутренних вод территории, используя соответствующий прием, объяснить особенности путем сопоставления карт. |
5.Природные зоны и зависимость их от климата территории. |
Используя прием характеристики природных зон, дать характеристику природных зон территории, объяснить их особенности. |
Работу с контурными картами также можно определить как прием работы с географической картой. При этом выделяются два типа заданий (Рисунок 4): 1) нанести на контурную карту географические объекты (моря, реки, страны, горные цепи и т.д.), географические или климатические пояса, маршруты путешественников, распределение населения и т. п. (а); 2) указать, что обозначено цифрами на контурной карте (б).
а
Рисунок 4.
Все приемы учебной работы с картой, формируемые на уроках географии, можно разделить между собой на группы:
2 Разработка и применение в
учебном процессе
2.1 Игровые технологии в обучении
Для формирования
и развития познавательных интересов
школьников в процессе обучения существует
множество разнообразных
Известно, что в играх дети проявляют воображение, сообразительность, наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логично рассуждать. В коллективной игре почти всегда есть элемент соревнования (кто быстрее, правильнее ответит, кто больше знает), а значит, есть и усилие воли, настойчивость, внимание. “В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли” (А. С. Макаренко). [5]
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре
как полигоне человеческой
- игротерапевтическую:
- диагностическую: выявление
отклонений от нормативного
- функцию коррекции: внесение
позитивных изменений в
- межнациональной коммуникации:
усвоение единых для всех
- социализации: включение
в систему общественных
Большинству игр присущи четыре главные черты:
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно
исчерпать и оценить
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
В современной школе,
делающей ставку на
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
а) дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
б) учебная деятельность подчиняется правилам игры;
в) учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
г) успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры классифицируются:
Рисунок 5. Классификация педагогических игр
Обучающая игра приносит обучающемуся радость и пользу, содействует его успешному развитию, если учитель хорошо разбирается в условиях продуктивного применения игры для организации школьного обучения.
Суть любой игры – победа. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков. [5] [6] [7]
2.2 Использование игр на уроках географии
В современной практике обучения
географии большую популярность
получили игровые технологии. Использование
игр в обучении географии решает
множество задач. Они развивают
познавательный интерес к предмету,
активизируют учебную деятельность
учащихся на уроках, способствуют становлению
творческой личности ученика. Многие из
игр дают возможности для
Игры оказывают сильное
эмоциональное воздействие на учащихся,
формируют многие умения и навыки:
прежде всего коммуникативные, умение
работать в группе, принимать решения,
брать ответственность на себя. Игры
по географии в сочетании с
другими педагогическими
В познавательной географической игре закрепляются умение применять полученные раннее знания, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом. Вот почему игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей. Но при этом нельзя забывать, что игра всегда “ свободна”. Следовательно, от учителя требуется терпение, такт, умение и знание в организации и руководстве игрой. Очень важно умело ввести детей в игру, а не навязывать её.
Цель географических игр, прежде всего - учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать.
Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно:
2.3 Виды картографических
игр и обоснованность их
Использование занимательных заданий в школе активизирует познавательную деятельность учащихся, поддерживает интерес к изучаемому предмету, учит лаконично задавать вопросы, способствует развитию грамотной речи. Работа с физическими, тематическими, контурными картами способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать образ территории, делать выводы, обобщения.
Задания для работы с физическими и тематическими картами могут быть направлены на:
1) установление местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения;
2) выяснение свойств
3) сопоставление и сравнение исследуемых объектов;
4) формирование пространственных представлений о размещении и взаимное расположение объектов;
5) формирование представления об особенностях изображенной на карте территории;
6) выяснение причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов;
7) выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами;
8) выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем.
Также использование различных игр с географическими или топографическими картами способствует развитию пространственно-логического мышления, формированию у учеников визуального восприятия мира (особенно на начальном этапе изучения географии), ориентирования по картам, закреплению изученного материала.
Так, в 6-7 классах, когда учащиеся только начинают изучать географическую (физическую) карту для лучшего запоминания основ целесообразно применять такие игры, как «Географическая мозаика», «Лови ошибку географа», «Географический лабиринт» и т.д.
Игра «Географическая мозаика»: 1) задание на сопоставление политической (Рисунок 6) и физической карт (Рисунок 1). Учитель называет объекты (вулканы, озера, горы, реки) и просит определить страны, на территории которых находятся указанные объекты. Или, учитель называет страны и просит найти, в пределах каких гор и равнин они находятся, например, Венгрия, Испания, Бразилия и т.д. 2) учитель раздает ученикам разрезанные фрагменты контурной карты материка, части света или полушария. Учащиеся должны сложить мозаику (фрагменты) и назвать данный материк (часть света, полушарие). [9]
Игра «Лови ошибку учителя»: учитель показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся его исправляют. [9]
Информация о работе Использование в учебном процессе картографического материала