Использование в учебном процессе картографического материала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
определение роли географических карт на уроках географии;
рассмотрение традиционных методов и приемов работы с картами;
выявление роли игр в учебном процессе;
исследование картографических игр.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 2.09 Мб (Скачать файл)

Введение

 

Время не стоит на месте. Сейчас в 21 веке существует множество различных технологий не только в производственной сфере  жизни, медицине, бизнесе, но и в образовании. Применяются новые методы и приемы обучения, направленные на не «просто  научить», а на развитие всестороннеразвитой  личности современного мира. В педагогике на первое место выступает взаимодействие (взаимосвязь) «учитель-ученик».

География-наука  про всех и для всех. География-наука, которую изучают от маленьких  почемучек до серьёзных седых  учёных.

В наши дни  географию невозможно представить  без человека, без отношения к  человеку, без заботы о человеке, и, конечно, без деятельности человека. Растёт значение географии в нравственном воспитании человека, ведь сегодня  социальные проблемы выходят на первую позицию. Человек, овладевший географией в совершенстве, обладает уникальными по широте знаниями о различных свойствах природы, экономики и общественно-политической жизни человека. Это позволяет применять полученные знания в различных сферах деятельности и быть в них одинаково успешными.

География как школьный предмет очень важна  в деле воспитания молодёжи, и особенно в выборе будущеё профессии. Ведь дело в том, что без знаний, которые  получает на уроках географии современный человек, мне думается, он вообще не может обойтись. Я считаю, что основы законов природы (а мы являемся тоже частью природы) должен знать каждый ребёнок, и прежде всего на уроках географии.

И, конечно  же, неотъемлемой частью географии  является карта и ее изучение. Существует множество способов и методов  изучения географических карт, как  традиционных, так и нестандартных.

Нестандартные и занимательные задания, при  выполнении которых ученик обращается к карте, развивают образное мышление ребенка, умение анализировать получаемую информацию.

Целью данной работы является:

 

  • определение роли географических карт на уроках географии;
  • рассмотрение традиционных методов и приемов работы с картами;
  • выявление роли игр в учебном процессе;
  • исследование картографических игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Использование в учебном процессе картографического материала

 

    1. Значение географических карт на уроках географии

Роль  географии в современном мире постоянно возрастает. Современные  средства связи сближают страны и  континенты. Во всем разнообразии школьной географии наибольшее практическое значение имеет картографической направление. Только карта может дать человеку представление о положении в  пространстве.

«Географическая карта – одно из величайших творений человеческой мысли». Эти слова принадлежат известному в кругах географии картографу А. М. Куприну.

Ни учебная  география, ни научная не мыслятся без географической карты. Поэтому карта должна быть на каждом уроке, во всех структурных звеньях процесса обучения.

Географические  карты (Рисунок 1) - уменьшенные обобщённые изображения земной поверхности на плоскости, показывающие размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. Определение географической карты только как чертежа земной поверхности  недостаточно, так как они  могут отображать самые разнообразные природные и социально-экономические явления. Географические карты способны передавать пространственные изменения этих явлений во времени. Для них свойственны: особый математический закон построения, изображение явлений посредством особой знаковой системы - картографических символов (картографических знаков), отбор и обобщение изображаемых явлений. Географические карты  закономерно рассматривать как наглядные образно-знаковые модели. Им присущи основные черты моделей вообще: отвлечение от целого для исследования части - конкретной территории, конкретных явлений и процессов; упрощение, состоящее в отказе от учёта множества характеристик и связей и в сохранении некоторых, наиболее существенных; обобщение, имеющее в виду выделение общих признаков и свойств, и др. Эти абстракции способствуют более глубокому познанию явлений, изображаемых на картах.[1]

Весьма  распространены общегеографические карты, на которых главным предметом  изображения служит сама земная поверхность  с объектами, на ней расположенными. Прочие карты называют тематическими. Они передают с большей полнотой и обстоятельностью какой-либо элемент (или элементы), входящий в содержание общегеографической карты (например, рельеф земной поверхности), или показывают явления, отсутствующие на общегеографических картах, например геологическое строение местности, климатические условия и т. п., в связи с чем различают виды тематических карт - геологические, климатические и т. д. Карты, выделяющие и показывающие отдельные элементы природы, населения, экономики и культуры, их свойства или особенности, являются аналитическими. Наибольшая степень обобщения наблюдается на синтетических картах, характеризующих явления как единое

                  Рисунок 1. Географическая (физическая) карта

 

целое на основе соединения и совместного использования (слияния) ряда показателей. Например, общие климатические карты, на которых  выделяются климатические области  по совокупности нескольких показателей (температура, осадки и др.), но без  изображения этих конкретных показателей. Синтетическая карта как бы обобщает ряд частных карт. В практике встречаются  карты с самыми разнообразными сочетаниями  конкретных и обобщённых показателей, аналитических и синтетических  характеристик. (Например, на многих общеэкономических  картах для промышленности используется аналитический, а для сельского  хозяйства синтетический способ картографирования). [1]

Однако  карта представляет не только привычное изображение земной поверхности на плоскости, а в настоящее время рассматривается как источник информации, который в свете информационных технологий можно было бы представить как определенный информационный продукт, полученный в результате картографических методов исследования отдельных территорий. «Картографический метод исследования – эффективный инструмент познания закономерностей пространственного размещения, а также структуры географических объектов и явлений, их взаимосвязи и динамики изменения, средством мониторинга и прогнозирования». При работе с картой важным является анализ и синтез информации, позволяющие формировать представление об изучаемом географическом объекте. Важная роль отводится географическому описанию, которое является определенным результатом в работе с картой. [2]

Географическая  карта - начало  географии,  ее  второй  язык,  экономное  выражение  географического текста,  один  из  главных  источников  географической  информации,  объект  изучения  в  школе, наглядное  пособие  по  географии. Ни один урок географии не может пройти без использования карты. Она необходима при объяснении нового материала, представления этого материала относительно нашей планеты и его закрепления, а также для формирования у учащихся пространственно-логического мышления и т.д. Карта – это незаменимый источник знаний, который надо понимать и знать. Перед каждым учителем географии стоит одна из основных задач - научить  учащихся  пользоваться  этим источником,  активно  его  использовать.

Учащиеся  в процессе знакомства с картой должны не только понимать карту, а также  «читать» ее и использовать в изучении новых тем. Читать  карту – это уметь определять направления, расстояния и географические  координаты по  карте,  давать  характеристику  объектов,  явлений,  регионов,  стран  по карте. Учащиеся  должны четко усвоить,  что карта - условное,  обобщенное, уменьшенное, искаженное  изображение  поверхности  Земли  на  плоскости, условная модель земной поверхности, объектов на ней. Также карта является важнейшим помощником в изучении географии. Лишь  с  помощью  карты можно  обозревать  земную поверхность  в  целом,  любую  территорию  или регион,  можно  выявлять  связи  и  зависимости между  объектами,  определять местоположение  объектов,  их  соотношение  с  другими, форму, величину объектов, устанавливать  закономерности  пространственного  распределения явления, динамику и развитие явлений, давать характеристику любых объектов и  территорий.

Так при  изучении новой темы ученики, знакомясь с материалом, могут наглядно ознакомиться с ним, провести анализ полученных  данных с помощью географической карты и закрепить знания. Например, при изучении равнин и гор в курсе «Физическая география материков и океанов» с помощью физической карты мира ученик может рассказать об их распространении на земном шаре, при изучении климата – о распределении климатических поясов, температурном режиме и т.д. (Рисунок 2), при изучении населения в курсе «Социально-экономическая география мира» - о составе населения, его структуре и размещении (Рисунок 3).

 

   Рисунок  2. Климатическая карта           Рисунок 3. Карта населения мира

      1.2 Методы и приемы работы с географическими картами и картографическим  материалом

Многие  знания, изучаемые в курсе географии, не имеют чувственной основы и  не поддаются изображению на других наглядных пособиях, например размещение материков по отношению к океанам  и друг к другу, географическое положение  страны, моря, их очертания и величина. Такие знания могут быть почерпнуты только с помощью карты и глобуса.

В педагогической литературе нет единого определения  методов обучения, однако обычно подчеркиваются две стороны. Во-первых, то, что методы обучения - способы действия учителя, определяющие деятельность учащихся; во-вторых, то, что методы обучения не ограничиваются только образованием знаний учащихся, но имеют цель - развить творческие силы учащихся, приучить их к самостоятельному исканию истины, выработать у них правильные взгляды и убеждения, основанные на научных знаниях.

Методы  являются не только способами работы учителя, но и путями, позволяющими наметить в определенной степени  ход мыслительного процесса учеников. Пользуясь тем или иным методом  обучения, учитель может заранее  предвидеть некоторые процессы познавательной деятельности школьников, наметить пути усвоения учащимися знаний, овладения  приемами учебной деятельности, в  том числе приемами умственной деятельности.

Наряду  с термином «метод» в методической и педагогической литературе встречается термин «прием». Под приемами в педагогике понимаются элементы, составные части, из которых складываются методы обучения. Так, например, в работе с географической картой можно выделить такие приемы: а) описание по картам отдельных элементов природы или отрасли хозяйства страны; б) надписывание на контурных картах названий географических объектов; в) составление по картам физико-географических и экономико-географических описаний и т. п. [3]

Каждый  из приемов в отдельности не охватывает всей работы, но все они включаются в метод работы с картой (Таблица 1).

 

Таблица 1. Прием «характеристика рельефа и полезных ископаемых территории».

Характеристика рельефа территории

Характеристика полезных ископаемых территории

1.По физической карте установить общий характер поверхности территории

1.Найти заданную территорию

2.По шкале высот определить преобладающие высоты территории

2.С помощью легенды установить, какие полезные ископаемые здесь залегают

3.По подписи отметок высот определить наименьшие и наибольшие высоты

3.Определить, в каких частях территории залегают полезные ископаемые, как они размещаются на территории материка


Продолжение таблицы 1.

4.Определить размещение отдельных форм рельефа территории - где, в какой части, в каком направлении от центра материка

4.Определить, к каким формам рельефа они приурочены

5.Сопоставив физическую и тектоническую карты, объяснить размещение форм поверхности

5.Сопоставив физическую карту и карту строения земной поверхности, объяснить размещение полезных ископаемых


 

При характеристике размещения полезных ископаемых учащиеся, кроме сведений из карты, должны по возможности рассказать и об их происхождении, используя учебник. Такой подход к изучению рельефа повышает интерес  учащихся, способствует лучшему усвоению материала.

Прием комплексной характеристики природы территории включает в себя составные части - приемы характеристики отдельных компонентов природы: рельефа, полезных ископаемых, рек и т. д., поэтому владение приемами характеристики отдельных компонентов природы значительно облегчит усвоение данного приема  (Таблица 2). Таким образом, при изучении курса географии  учащиеся должны усвоить систему приемов чтения карты, начиная от наиболее простых приемов характеристики отдельных компонентов природы и заканчивая сложным приемом комплексной характеристики природы территории.[4]

 

Таблица 2. Прием комплексной характеристики природы территории.

План

Действия, входящие в состав приема

1.Географическое положение.

Найти и показать территорию на карте.

Используя прием « характеристика географического положения», указать  особенности ГП территории.

2.Рельеф и полезные ископаемые.

С помощью приемов « характеристика рельефа и полезных ископаемых территории»  установить особенности рельефа  и размещения полезных ископаемых, объяснить причины.

3.Климат территории, его зависимость от географического положения.

По карте климатических поясов определить, в каком из них находится  территория.

Используя прием « характеристика климата», дать характеристику климатических  условий.

Сопоставить физическую и  климатическую карты и объяснит особенности климата, его зависимость  от различных климатообразующих  факторов.

Информация о работе Использование в учебном процессе картографического материала