Использование в учебном процессе картографического материала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
определение роли географических карт на уроках географии;
рассмотрение традиционных методов и приемов работы с картами;
выявление роли игр в учебном процессе;
исследование картографических игр.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 2.09 Мб (Скачать файл)

 

Игра «Географический лабиринт»: в данной игре можно использовать, как и настенную географическую карту, так и физическую карту в атласе материков и океанов; задача – переместиться из пункта А в пункт Б, при этом пересекая географические объекты, указанные учителем. Например, пункт А – озеро Эри, пункт Б – Гоби, объекты «лабиринта»: Аппалачи, Ньюфаундленд, Каспий, Гималаи, Онтарио, Сахара, Скандинавский п-ов, Восточно-Европейская равнина, Сарыарка, Западно-Сибирская равнина, Исландия, Великобритания, Большие Антильские о-ва, Атлантический океан, Индийский океан, Миссисипи, Дунай, Нил, Тибет, Черное море, Альпы, Урал, Хуанхэ, Атласские горы, Персидский залив, Волга, Пиренеи, Виктория и т.д. (по усмотрению учителя). «Географический лабиринт» следует проходить последовательно по более прямой линии (Рисунок 7), перенести выбранный путь на контурную карту и подписать  выбранные объекты (остановки).

 

       

                                   Рисунок 6. Политическая карта мира

       

                                             Рисунок 7.

 

Такие игры применяются и при изучении физической географии Казахстана в 8 классе (задания  переносятся на физическую карту  Казахстана).

Эти игры можно использовать при проверке знаний географической номенклатуры и  при изучении новой. Так, учащиеся в  ходе игры запоминают заданные объекты, очертания материков, расположения относительно океанов,  течения рек  и их распространение и т.д. Все эти виды и формы работы с картой можно применять на любом этапе урока. [10]

При разработке картографических игр каждый учитель  географии должен учитывать степень изученности материала, сложность заданий для каждой возрастной категории, цели проведения той или иной игры, темы урока.

 

Игра «Богатая страна»: наиболее эффективна для изучения тем социально-экономической географии Казахстана в 9 классе. На физическую карту Казахстана (настенную) крепятся магниты с условными обозначениями в соответствии с условиями задания – центры-лидеры по производству. Например, выделить города-центры по отраслям пищевой промышленности, используя учебник. Соответственно, условные обозначения сопоставить по цветам: зеленый - кондитерская область, коричневый - хлебопекарная, синий -соляная; или, по машиностроению и металлообработке: синий - обработка металлических конструкций, зеленый - сельскохозяйственное машиностроение, коричневый - горношахтное и горнорудное машиностроение и т.д. Провести анализ полученной карты, сравнить и сделать выводы. Затем эту карту сопоставить с картами атласа и закрепить полученные знания.

 

 

КАНАДА                              

 

ИТАЛИЯ

 

 

 

США

НИКА

РАГУА

ИНДОНЕЗИЯ

ГРЕЦИЯ

А

Р

Г

Е

Н

Т

И

Н

А

 

ЩВЕЙЦАРИЯ

 

ВЕЛИКО

БРИТАНИЯ

 

 

 

 

ЛЕСОТО

СИНГАПУР

МЕКСИКА

Д

А

Н

И

Я       

У

Р

У

Г

В

А

Й

 

 

 

 

 

   

                              

 

 

ИСПАНИЯ

 

 

ЯПОНИЯ

 

 

 

 

 

А

В

С

Т

Р

А

Л

И

Я

 

 

ЭКВАДОР

 

 

 

АНГОЛА

Страна, которая находится ниже уровня моря (более половины территории)


 

Игра «Путешествие»: учащимся нужно ответить на выделенный вопрос. Чтобы это сделать, они должны совершить небольшое путешествие по странам мира: отвечать правильно на вопрос и переходить по стрелке с правильным ответом (Рисунок 8). Если на вопрос отвечает игрок неверно, ход игры сбивается и переходит к другому игроку.

Эта игра предназначена для учеников 10-11 классов  при изучении курса «Социально-экономическая  география мира». Она способствует повышению интереса к знакомству и изучению стран мира и их особенностей, развивает логическое мышление. Рекомендуется проводить в конце урока или в середине в виде небольшой географической разминки. Вопросы могут быть любые, по другой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страна с более 

чем 3 млн. озер

КАНАДА                              

Столицей, какой страны

является город Джакарта?

ИТАЛИЯ

Какой стране принадлежит остров Сардиния?

США

НИКА

РАГУА

ИНДОНЕЗИЯ

ГРЕЦИЯ

А

Р

Г

Е

Н

Т

И

Н

А

Город-Государство

ЩВЕЙЦАРИЯ

Какая европейская страна знаменита

своими банками?

ВЕЛИКО

БРИТАНИЯ

В какой стране находится город  Монтевидео?

ЛЕСОТО

СИНГАПУР

МЕКСИКА

Д

А

Н

И

Я       

У

Р

У

Г

В

А

Й

Континент-страна?

 

 

ИСПАНИЯ

Какой стране принадлежит самый большой  остров Гренландия?

 

ЯПОНИЯ

В какой стране расположена агломерация  Токайдо?

А

В

С

Т

Р

А

Л

И

Я

ЭКВАДОР

Столицей, какого государства является Луанда?

АНГОЛА

Страна, которая находится ниже уровня моря (более половины территории)


                                         Рисунок 8.

 

Заключение

 

География – это очень интересный и познавательный предмет. Насколько учащиеся будут  знать, и владеть основами географических знаний во многом зависит от учителя, а точнее от способностей и мастерства учителя привлечь и увлечь в географию. А также это зависит и от того как учитель умеет преподносить информацию, какими приемами при этом он пользуется. Большой вклад сюда будут вносить, конечно же, игры, особенно картографические игры.

Игры  оказывают сильное эмоциональное  воздействие на учащихся, формируют  многие умения и навыки: прежде всего  коммуникативные, умение работать в  группе, принимать решения, брать  ответственность на себя. Игры по географии  в сочетании с другими педагогическими  технологиями повышают эффективность  географического образования.

Использование различных игр с географическими  или топографическими картами способствует развитию пространственно-логического  мышления, формированию у учеников визуального восприятия мира (особенно на начальном этапе изучения географии), ориентирования по картам, закреплению  изученного материала.

В целом, применение картографических игр в  учебном процессе:

  • способствует проверке грамотности и правильности написания терминов и номенклатуры;
  • позволяет проводить одновременный контроль знаний номенклатуры и географических терминов и понятий;
  • развивает умение ориентироваться по карте, работать с координатами;
  • повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература:

 

1. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

2. "Формирование  картографической грамотности на  уроках географии", статья Екшибаровой  Наталья Александровна, учитель географии

3. "Методика  обучения географии в средней  школе"(Теоретические основы методики  обучения географии), Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.

4. Интернет-ресурс: http://nsportal.ru

5. Интернет-ресурс: http://1september.ru

6. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н. П.  Аникеева. - М., 2004.

7. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. - М.: Просвещение, 2004.

8. "Игры  на уроках географии", статья  Гуренович Галины Витальевны, учитель  географии и экономики

9. Интернет-ресурс: http://my-geography.ru

10. «География  в школах и вузах Казахстана»,  журнал, ноябрь-декабрь, 2011г.

 


Информация о работе Использование в учебном процессе картографического материала