Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа
Целью данной работы является:
определение роли географических карт на уроках географии;
рассмотрение традиционных методов и приемов работы с картами;
выявление роли игр в учебном процессе;
исследование картографических игр.
Игра «Географический лабиринт»: в данной игре можно использовать, как и настенную географическую карту, так и физическую карту в атласе материков и океанов; задача – переместиться из пункта А в пункт Б, при этом пересекая географические объекты, указанные учителем. Например, пункт А – озеро Эри, пункт Б – Гоби, объекты «лабиринта»: Аппалачи, Ньюфаундленд, Каспий, Гималаи, Онтарио, Сахара, Скандинавский п-ов, Восточно-Европейская равнина, Сарыарка, Западно-Сибирская равнина, Исландия, Великобритания, Большие Антильские о-ва, Атлантический океан, Индийский океан, Миссисипи, Дунай, Нил, Тибет, Черное море, Альпы, Урал, Хуанхэ, Атласские горы, Персидский залив, Волга, Пиренеи, Виктория и т.д. (по усмотрению учителя). «Географический лабиринт» следует проходить последовательно по более прямой линии (Рисунок 7), перенести выбранный путь на контурную карту и подписать выбранные объекты (остановки).
Рисунок 6. Политическая карта мира
Такие игры применяются и при изучении физической географии Казахстана в 8 классе (задания переносятся на физическую карту Казахстана).
Эти игры можно использовать при проверке знаний географической номенклатуры и при изучении новой. Так, учащиеся в ходе игры запоминают заданные объекты, очертания материков, расположения относительно океанов, течения рек и их распространение и т.д. Все эти виды и формы работы с картой можно применять на любом этапе урока. [10]
При разработке картографических игр каждый учитель географии должен учитывать степень изученности материала, сложность заданий для каждой возрастной категории, цели проведения той или иной игры, темы урока.
Игра «Богатая страна»: наиболее эффективна для изучения тем социально-экономической географии Казахстана в 9 классе. На физическую карту Казахстана (настенную) крепятся магниты с условными обозначениями в соответствии с условиями задания – центры-лидеры по производству. Например, выделить города-центры по отраслям пищевой промышленности, используя учебник. Соответственно, условные обозначения сопоставить по цветам: зеленый - кондитерская область, коричневый - хлебопекарная, синий -соляная; или, по машиностроению и металлообработке: синий - обработка металлических конструкций, зеленый - сельскохозяйственное машиностроение, коричневый - горношахтное и горнорудное машиностроение и т.д. Провести анализ полученной карты, сравнить и сделать выводы. Затем эту карту сопоставить с картами атласа и закрепить полученные знания.
КАНАДА |
ИТАЛИЯ |
| ||
США |
НИКА РАГУА |
ИНДОНЕЗИЯ |
ГРЕЦИЯ |
А Р Г Е Н Т И Н А |
|
ЩВЕЙЦАРИЯ |
|
ВЕЛИКО БРИТАНИЯ |
|
ЛЕСОТО |
СИНГАПУР |
МЕКСИКА |
Д А Н И Я |
У Р У Г В А Й |
|
ИСПАНИЯ
|
ЯПОНИЯ |
| |
А В С Т Р А Л И Я |
ЭКВАДОР |
|
АНГОЛА |
Страна, которая находится ниже уровня моря (более половины территории) |
Игра «Путешествие»: учащимся нужно ответить на выделенный вопрос. Чтобы это сделать, они должны совершить небольшое путешествие по странам мира: отвечать правильно на вопрос и переходить по стрелке с правильным ответом (Рисунок 8). Если на вопрос отвечает игрок неверно, ход игры сбивается и переходит к другому игроку.
Эта игра
предназначена для учеников 10-11 классов
при изучении курса «Социально-
Страна с более чем 3 млн. озер |
КАНАДА |
Столицей, какой страны является город Джакарта? |
ИТАЛИЯ |
Какой стране принадлежит остров Сардиния? |
США |
НИКА РАГУА |
ИНДОНЕЗИЯ |
ГРЕЦИЯ |
А Р Г Е Н Т И Н А |
Город-Государство |
ЩВЕЙЦАРИЯ |
Какая европейская страна знаменита своими банками? |
ВЕЛИКО БРИТАНИЯ |
В какой стране находится город Монтевидео? |
ЛЕСОТО |
СИНГАПУР |
МЕКСИКА |
Д А Н И Я |
У Р У Г В А Й |
Континент-страна? |
ИСПАНИЯ
|
Какой стране принадлежит самый большой остров Гренландия? |
ЯПОНИЯ |
В какой стране расположена агломерация Токайдо? |
А В С Т Р А Л И Я |
ЭКВАДОР |
Столицей, какого государства является Луанда? |
АНГОЛА |
Страна, которая находится ниже уровня моря (более половины территории) |
Заключение
География – это очень интересный и познавательный предмет. Насколько учащиеся будут знать, и владеть основами географических знаний во многом зависит от учителя, а точнее от способностей и мастерства учителя привлечь и увлечь в географию. А также это зависит и от того как учитель умеет преподносить информацию, какими приемами при этом он пользуется. Большой вклад сюда будут вносить, конечно же, игры, особенно картографические игры.
Игры
оказывают сильное
Использование
различных игр с
В целом, применение картографических игр в учебном процессе:
Использованная литература:
1. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
2. "Формирование
картографической грамотности
3. "Методика
обучения географии в средней
школе"(Теоретические основы
4. Интернет-ресурс: http://nsportal.ru
5. Интернет-ресурс: http://1september.ru
6. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. - М., 2004.
7. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. - М.: Просвещение, 2004.
8. "Игры на уроках географии", статья Гуренович Галины Витальевны, учитель географии и экономики
9. Интернет-ресурс: http://my-geography.ru
10. «География в школах и вузах Казахстана», журнал, ноябрь-декабрь, 2011г.
Информация о работе Использование в учебном процессе картографического материала