Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 19:38, реферат
Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.
За последние тридцать лет сформировалась современная самарская историко-краеведческая школа – одна из крупнейших в Поволжье. Краеведение стало неотъемлемой частью научно-педагогического процесса средней и высшей школы Самаркого региона.
Русские названия имеют 79% населенных пунктов области. Но нередки случаи, когда нерусские проживают в селениях с русским названием и наоборот.
В области функционирует значительное количество топонимов, которые возникли и на основе различных нерусских языков, бытовавших в Среднем Поволжье в прошлом и распространенных здесь в настоящее время: тюркских (татарских, чувашских, башкирских и др.), финно-угорских (мордовских, марийских), в небольшом количестве монгольских и ирано-сарматских. Есть и географические названия с невыявленной языковой принадлежностью.
К числу древних иранизиов с большой долей вероятности могут быть отнесены такие речные гидронимы, как Черемшан (Джарамсан) и Самара.
Достаточно многочисленными являются топонимы тюркского происхождения. Тюркизмы особенно часто встречаются в названиях рек: Сок, Кондурча, Кинель, Сызранка, Иргиз. Нередки они и в названиях поселений: Сызрань, Камышла, Кошки, Каралык, Борма, Усакла и др.
С золотоордынским периодом в истории области связаны такие монголоязычные топогидронимы области как Курумоч, Уса, Кутлугуш, Кутулук и другие.
Повсеместно в области встречаются и названия финно-угорско-го происхождения. Как правило, они связаны по своей основе с мордовскими языками – эрьзя и мокша. Вот лишь некоторые примеры: Моркваши, Эрьке Пандо, Сырейка, Мокша.
Единичны немецкие, латышские, украинские названия.
Именование географических объектов так или иначе мотивировано.
Так, нередко нарицательные географические термины превращаются в собственные названия, топонимы: село Выселки (Ставропольский район), поселок Ильмень (Приволжский район), село Горки (Волжский район), деревня Городок (Кошкинский район), село Ключи (Исаклинский район), поселок Колки (Кинельский район), поселок Лбище (Самарская Лука), поселок Лужки (Красноярский район) и т.д.
Часть географических названий возникли на основе природно-ландшафтной лексики. Например: село Березовка, поселок Липовая Роща, поселок Безречье, поселок Вязники, поселок Тальники, село Красная Горка.
Другие топонимы возникают на основе нарицательных слов со значением качественной оценки: села Хорошенькое (Красноярский район), Благодаровка (Борский район), Благодатное (Большечерниговский район), село Богатое, разъезд Услада (Ставропольский район) и другие.
Многочисленные названия области имеют в качестве мотивировочной основы фамилию или личное имя человека, связанного с именуемым объектом по рождению, по деятельности, морально-символически и т.д.: урочище Аленино поле, села Александровка, Владимировка, Ванюшин карьер, Васильевские острова, Данилов кордон, с.Ермакове, гора Манчиха, Миронов колок. Ширяевский буерак, Люпов крест и др.
К числу таких топонимов относятся и многие названия с нерусскими именами в основе: село Алакаевка, пос. Алимовка, села Мамыково, Алькино, Багряш, Старое Усманово, Старое Юреево, Новое Мансуркино и др.
Особую группу топонимов составляют названия – символы. Большинство таких названий возникло после революционных событий 1917 года. Это – пос. Буревестник (Богатовский район), пос. Власть труда (Волжский район), пос. Дружба (Безенчукский и Сызранский районы), пос. Знамя Труда (Нефтегорский район), дер. Идея (Елховский район), пос. Коммунар (Больше-Глушицкий район), пос. Любовь Труда (Челно-Вершинский район) и др.
Ряд топонимов обязан своим возникновением местным храмам, частично сохранившимся, а в большинстве случаев лишь оставившим намять в виде названий селений: село Воздвиженка, село Воскресенка, село Знаменка, село Преполовенка, село Рождествено, село Сергиевск, село Троицкое и т.д.
В области распространены и повторяющиеся названия, а также названия с одинаковой образующейся основой. Например: река Самара и областной центр Самара, речка Курумоч – село Курумоч – аэропорт Курумоч – станция Курумоч, река Большой Кинель – г.Кинель, река Сызран – г.Сызрань, река Кондурча – село Крепость Кондурча и т.д.
Ряд топонимов привнесен с других территорий в процессе миграции населения: села Новокуровка, Новотулка, Большая Рязань, Украинка, Пензено деревня Киевка, села Большая и Малая Черниговка и др.
На протяжении истории происходило неоднократное переименование отдельных географических объектов. В XVII – XVIII веках здесь происходила замена многих местных названий русскими. На рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков многие населенные пункты получили своеобразные "вторые наименования" по строившимся тогда церквям. В результате появились двойные названия: село Брусяны – по церкви Козьмодемьяновское; село Жигули – по церкви Вознесенское; село Моркваши – по церкви Покровское; село Новинки – по церкви Архангельское, Усолье – Николаевское; Ширяево – Богоявленское и др.
Ряд городов и селений был переименован в советский период истории (1917-1991 гг.). Так, областной центр Самара был переименован в город Куйбышев, соответственно и область в Куйбышевскую. Исторические названия городу и области были возвращены в 1991 году. Город Ставрополь, основанный в 1738 году, в 1964 году был переименован в Тольятти. В ту же эпоху старинное село Костычи было переименовано в город Октябрьск, село Большая Царевщина – в Волжский (1961 г.), станция Иващенково – в город Чапаевск (1929). В тот se период утвердились названия типа Красноармейск, Краснооктябрьский, Первомайский, Фрунзенский. В городах и селах были переименованы многие микрорайоны, площади, улицы, крупные предприятия. При этом обычно не учитывалось то, что старинный топоним – это своеобразный памятник истории, источник определенной информации о называемом объекте и местности, где он расположен. Поэтому не без оснований возникают вопросы о необходимости восстановления в пределах области некоторых старинных географических названий.
3. Проблемы экологии.
Состояние окружающей среды области является неудовлетворительным. Уже несколько десятилетий продолжается загрязнение природной среды твердыми, жидкими и газообразными отходами производства и быта. Объем загрязненных сточных вод, сбрасываемых в бассейн реки Волги, составляет около 40% от общего объема загрязненных сточных вод, образующихся на территории России. Воды каскада волжских водохранилищ характеризуются повышенным содержанием фенолов (2-5 ПДК), нефтепродуктов (3-10 ПДК), соединений меди (5-6 ПДК); чрезвычайно высок уровень загрязненности воды р.Чапаевки и других рек и озер. Достаточно загрязнены пестицидами и почвы Самарской области.
В Самарском Поволжье воздействие человека на природу велико в силу большой плотности заселения, мощного развития промышленности и экстенсивного ведения сельского хозяйства. Идет интенсивное остепнение лесостепных ландшафтов нашей области и опустынивание степных. Зарегулирование Волги гидроэлектростанциями превратило ее в систему озер со свойственным им типом в темпах развития. Происходит заболачивание берегов, наблюдается дефицит кислорода и заиление дна, в пойме поселяется рудеральная растительность. Сокращается протяженность малых рек Самарской области, усиливается их заиление и заболачивание, оголяющие берега. В орнитофауне крупных городов начинают преобладать виды семейства врановых – вороны, грачи, галки.
Происходит биологическое загрязнение чужеродными видами организмов. Оно происходит в результате намеренной и непреднамеренной интродукции (вселения) различных существ.
Крупной проблемой является состояние, эксплуатация и влияние на окружающую среду химических производств (например, сложнейшая экологическая обстановка в г.Чапаевске).
Промышленность и сельское хозяйство Средней Волги принимает печальную эстафету загрязнения великой, реки от регионов, расположенных выше по ее течению. Общий сброс сточных и загрязненных вод здесь в два раза превышает сброс в Волго-Вятском районе.
Идет интенсивное усыхание лесов. Региональный подъем уровня грунтовых и подземных вод в результате появления водохранилищ и орошаемого земледелия привел к заболачиванию, подтоплению, засолению почв.
Воздух городов Новокуйбышевска, Самары, Тольятти загрязнен специфическими и наиболее распространенными веществами в концентрациях, превышающих 10 ПДК. Выявлены десятки участков с загрязнением подземных вод.
После создания Куйбышевского и Саратовского водохранилищ, рыбопродуктивность 1 га акватории упала почти в 5 раз и продолжает падать, так как водохранилища функционируют по озерному, а не речному режиму. Затоплено несколько тысяч гектаров поймы, обеднен видовой состав растений и животных.
*********1 См.: Мозговой Д.П. Охрана природы – дело всенародное / Природа Куйбышевской области. – Куйбышев – 1990, с. 450-460; Виноградов А.В. Экология / Самарская область.- 1992, с. 83-100 и др.******
Изменившиеся социально-экономические условия жизни сказываются на состоянии здоровья населения, что отражается на медико-демографических показателях. Снижается рождаемость, увеличилась смертность, снизился естественный прирост населения.
Происходит рост ситуаций техногенного характера (пожары, взрывы, транспортные аварии и т.д.).
Далеко не все благополучно и на охраняемых территориях, включая НП "Самарская Лука", Бузулукский бор, Жигулевский заповедник и 17 государственных заказников, составляющих 14,9% всей территории области. Велик ущерб от браконьерства.
Что же делать? Каковы реальные пути сохранения среды обитания человека?
Существует два подхода к охране природы. Антропоцентрический подход рассматривает природоохранные мероприятия только с позиции пользы исключительно для человека. Экоцентрический подход опирается на представление, что благо человека полностью зависит от состояния природных систем. Здесь без экологических знаний и понятий не обойтись. Они и должны быть включены в теории природопользования.
Природоохранные мероприятия, призванные смягчить ситуацию, по мнению ученых-экологов, можно разделить на три группы:
1 Рациональное
2. Интенсификация экологических
исследований, выявление и изучение
законов функционирования
3. Формирование экологического мировоззрения и мышления, экологизированной культуры и этики, морали и нравственности. Это проблемы социально-психологического характера, они наиболее консервативны по своей природе. Однако без их решения предотвратить экологический кризис невозможно.
Человек не может жить без общения с природой, но общение не опирающееся на экологическую этику, ведет к экологическому кризису.
Вопросы и задания
1. Каковы территория и численность населения Самарской области?
2. Каковы климатические особенности края?
3. Назовите полезные ископаемые области.
4. Знаете ли Вы
5. Можете ли Вы назвать реки области?
6. Что Вам известно о лесных и степных сообществах региона?
7. Назовите известных Вам животных нашего края.
8. Что Вы знаете о
рыбохозяйственном значении
9. Каково происхождение географических названий края?
10. Каковы важнейшие
Лекция четвертая
ЭТНОГРАФИЯ САМАРСКОГО КРАЯ
Нам издавна другом был русский народ.
И разве конец этой дружбе придет?
Да, мы родились и растем в вышину,
Нанизаны словно на нитку одну.
На битвенном поле мы тигров сильней,
В труде мы сильнее могучих конец.
Габдулла Тукай
План
1. Формирование населения края.
2. Типы расселения.
3. Одежда народов края.
4. Духовная культура.
5. Возрождение культурных
традиций народов Самарской
Литература
– Бареев Р. История булгаро-татар: основные вехи. – Санкт-Петербург, 1992.
– Бусыгин Е.П. Русское сельское население Среднего Поволжья. Историко-этнографические исследования материальной культуры (сер. XIX – нач. XX вв) – Казань, 1966.
– Бусыгин Е.П. Общественный и семейный быт русского населения Среднего Поволжья. – Казань, 1973.
– Бурлина Е.Я. Евреи провинциальной России. – Самара, 1992.
– Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. – Самара, 1991.
– Завальный А.Н. Украинские этюды. – Самара, 1996.
– Завальный А.Н. Поляки в Самаре // Этнос и культура, Самара,-1996, с. 21-23.
– Мордва Заволжья (Ответ, ред. В.И.Козлов). – Саранск, 1994.
– Мордва: историко-этнографические очерки. – М., 1981.
– Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. -М., 1985.
– Савченко И.Н. Дубинин С.И. Российские немцы в Самарском крае. Историко-краеведческие очерки. – Самара, 1994.
– Чуваши. Этнографические исследования. Т.1-2 – Чебоксары, 1956, 1970.
– Этнография Самарского края ХVIII-ХХ веков. Библиографический указатель. – Самара. Сост. В.М.Бузюков. Автор предисловия Т.И.Ведерникова. – Самара, 1994.
* * *
Издавна Самарский край, формируясь в качестве органичной составной части многонационального Российского государства, стал местом взаимодействия культур Востока и Запада с характерными для них системами хозяйственно-бытового уклада, общественных норм, религиозных верований, менталитета. На протяжении веков взаимодействовали разнородные этносы, представляющие различные языковые группы – славянскую, финскую, тюркскую, германскую; множество религий – православие, католицизм, протестантизм, староверчество, ислам, иудаизм, язычество.