История Самарского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 19:38, реферат

Описание работы

Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.
За последние тридцать лет сформировалась современная самарская историко-краеведческая школа – одна из крупнейших в Поволжье. Краеведение стало неотъемлемой частью научно-педагогического процесса средней и высшей школы Самаркого региона.

Файлы: 1 файл

Istoria_Samarskogo_kraya.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

Центр проводит смотры и конкурсы по различным жанрам любительского искусства, праздники и фестивали фольклора, которые строились на взаимообменах, на показе образцов творчества разных народов и национальностей, населяющих нашу область. В помощь руководителям коллективов художественной самодеятельности приглашаются специалисты из республик Чувашии, Мордовии, Татарстана.

Опубликованы работы Т.И.Ведерниковой – "Традиционная этнография народов Поволжья", "Традиционная этнография и праздничная культура народов Поволжья", Д.А.Терентьева – "Сценическая интерпретация фольклора", "Сборник песен Самарского края" В.Варенцова. Переиздан двухтомник Д.Н.Садовникова "Сказки и предания Самарского края", "Народная Русь – круглый год сказаний и поверий А.Каринфсского. В Центре народного творчества собран богатейший материал по музыкальному фольклору области, выпуск которого в свет станет громадным подспорьем для руководителей самодеятельных коллективов и методистов дошкольных учреждений.

В области были проведены замечательные крупные акции: "Дни немецкой культуры на Волге", "Декада польской культуры", "Славянский ход", "Дни чувашской культуры", "Россия – сильна провинцией" и другие. Огромный интерес вызывает плодотворная деятельность многонационального "Радио-7".

Областная, районные и сельские библиотеки получают значительное количество литературы на языках народов Поволжья. В ряде школ области ведется преподавание двух курсов по традиционной культуре "Русский дом", "Русская традиционная народная духовность".

С 1993 года в Самарской государственной академии искусств и культуры ведется подготовка по специализации "Региональная культура и этнография". А это значит, что этнографическое краеведение в области будет развиваться специалистами-профессионалами. От них в значительной мере будет зависеть будущее культуры народов Самарского края, культуры настоящей – с памятью о своих корнях и предках.

 

 

 

Вопросы и задания

1. Назовите основные этапы  заселения Самарского края.

2. Какова была роль  военно-административного, правительственного освоения Заволжья?

3. Каковы хозяйственные  занятия насельников самарского  Поволжья?

4. Когда сложился современный этнический состав нашей области?

5. Какие конфессии существуют  в Самарской области?

6. Каковы основные типы  расселения народов края?

7. Какова была одежда  народов края в ХVIII-ХIX вв.?

8. Знаете ли Вы календарные  праздники народов края?

9. Что Вы знаете о семейных праздниках и обрядах народов Самарской области.

10. Какие национально-культурные  центры и объединения работают в г.Самаре и районах области?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция пятая

 

САМАРСКИЙ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

 

Сдружить любовь к Отечеству с

первыми впечатлениями памяти.

Константин Рылеев

 

План

1. Древности Самарского  края.

2. Волжская Болгария.

3. Золотоордынский период  истории самарского Поволжья.

4. Присоединение края  к Русскому государству.

 

Литература

– Багаутдинов P.С., Богачев А.В., Зубов С.Э. Праболгары на Средней Волге. Самара, 1998.

– Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышев, 1986.

– История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Каменный век. Ред.: Выборнов А.А., Колев Ю.И., Мамонов А.Е. Самара, 2000.

– История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век. Ред.: Колев Ю.И., Мамонов А.Е., Турецкий М.А. Самара, 2000.

– История самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. Под ред. И.Б.Васильева и Г.И.Матвеевой. М., 2000.

– Матвеева Г.И. Археологические памятники железного века на территории Куйбышевской области. Учебное пособие. Куйбышев, 1980.

– Матвеева Г.И., Кочкина А.Ф. Муромский городок. Самара, 1998.

– Самарская летопись. Очерки истории Самарского края с древнейших времен до начала XX века. Под ред. П.С.Кабытова и Л.В. Храмкова. Самара, 1993.

– Самарская область. Учебное пособие. Самара, 1998.

 

1. Древности  Самарского края

 

История населения нынешнего Самарского Поволжья уходит в глубь веков. Природные богатства этой территории издавна привлекали человека. Он появился в Среднем Поволжье в эпоху палеолит не менее 100 тыс. лет тому назад. Ледник никогда не доходил до пределов современной Самарской области, а трансгрессии (повышение уровня) Каспийского моря достигали лишь южной ее окраины. Растительный и животный мир отличался разнообразием. В разных районах края обнаружены кости вымерших животных ледникового периода: мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, диких лошадей, пещерных медведей.

В эпоху палеолита люди прошли путь от обезьяноподобного предка до человека современного типа. Они научились изготовлять каменные орудия, овладели огнем, расселились на огромном пространстве Европы и Азии вплоть до Полярного круга.

На территории области известно около двух тысяч археологических памятников различных эпох. Это – следы жизни и деятельности давно ушедших поколений: древние поселения, производственные мастерские, наскальные изображения, места захоронений – древние могильники. Самые древние поселения, относящиеся к каменному веку, называются стоянками. Они обычно располагаются на берегу рек и озер. Поселения бронзового века называют селищами, что указывает на появление производящих отраслей хозяйства: земледелия и скотоводства. Селищами называются и неукрепленные поселения железного века. В эпоху раннего железа наряду с селищами появились укрепленные поселения – городища. К числу археологических памятников относятся древние шахты и рудники, где люди добывали кремень и медную руду для изготовления орудий, а также – производственные мастерские, где изготавливались орудия. Особую, категорию памятников составляют древние могильники, которые делятся на курганные и бескурганные. Все эти категории памятников представлены в Самарской области. Среди них имеются очень ценные в научном отношении, содержащие богатейшую информацию о древности и средневековье. Назовем лишь некоторые из них.

Один из самых древних археологических памятников нашего края расположен в г.Самаре на высоком берегу Волги, в устье оврага Подпольщиков (б.Постников овраг). Стоянка относится к эпохе позднего палеолита (древнекаменного века). Позднее территория стоянки заселялась людьми неоднократно: в эпоху мезолита (среднего каменного века), энеолита (меднокаменного века), бронзового века и в средневековье. Наибольший интерес представляет слой эпохи позднего палеолита, т.к. это – единственный в области памятник столь отдаленной эпохи.

Около поселка Hyp Кинельского района находится стоянка среднего каменного века мезолита (IX-VI тыс. до н.э.). В это время человек изобрел новое орудие охоты – лук и стрелы. Жилища мезолитических людей были легкими и напоминали чумы северных народов. На нурской стоянке собрано большое количество кремневых орудий: ножевидных пластин, скребков, резцов, наконечников стрел. Видимо, стоянка была место обитания родовой общины рыболовов и охотников.

Около села Виловатое Богатовского района на левом берегу р. Самары находится стоянка новокаменного века (неолита) и меднокаменного века (энеолита). Там собраны коллекции фрагментов сосудов, относящимся к пяти разным культурам эпохи неолита и энеолита. Большая часть сосудов имела яйцевидную форму. Найдены и многочисленные кремневые изделия: наконечники стрел, скребки, ножи, сверла, мелкие пластинки, вкладывающиеся в пазы деревянных стержней и составлявшие лезвия ножей и кинжалов. Обнаружены обломки шлифованных тесел и долот. Интересны костяные поделки – острия, проколки, гарпуны и фигурка лошади. Население стоянки занималось охотой, рыболовством, собирательством моллюсков и растений. Неолитические и энеолитические племена жили родовым строем.

Одним из самых выдающихся памятников археологии края был I Утевский курганный могильник. Могильник находился на восточной окраине с.Утевка Нефтегорского района и состоял из четырех курганов значительного размера. В трех курганах погребения были ограблены в древности, поэтому все вещи, сопровождавшие умерших, были похищены. Курган 1 оказался не потревоженным. Под его насыпью в просторной могильной яме лежал скелет пожилого мужчины, густо окрашенный красной краской – охрой. Его сопровождал богатый погребальный инвентарь: медный топор, тесло, шило, нож и стилетообразный предмет с железным навершием Все эти предметы были изготовлены из меди. Рядом с ним лежал каменный пест. У черепа, погребенного найдены золотые серьги в виде разомкнутых колец, отлитых по форме. В изголовье стоял большой сосуд яйцевидной формы с плоским дном небольшого диаметра. Погребение датируется концом III- началом II тыс. до н.э.

Находка такого богатого набора медных орудий – явление исключительное. Железный предмет вообще вызвал сенсацию, т.к. это оказалось метеоритное железо, встречающееся крайне редко.

Огромные размеры кургана и уникальный набор вещей свидетельствуют о высоком общественном положении погребенного в нем человека. Вероятно, это был племенной вождь, обладавший при жизни большим богатством и властью.

Около села Михайло-Овсянка Пестравского района находится селище срубной культуры эпохи бронзы (середина П тыс. до н.э.). Это не только селище, но и место добычи медной руды. Обнаружено около двух десятков колодцеобразных шахт, вырытых с целью добычи руды. А на соседнем селище найдена яма, предназначенная для плавки меди.

С VI по IV в. до н.э. территория Самарской области была далекой окраиной савроматских владений. Одно погребение той эпохи открыто у с.Андреевка Богатовского района. В узкой могильной яме лежал в вытянутом на спине положении скелет женщины, обращенный головой на запад. Рядом найдено бронзовое зеркало с ручкой, украшенной изображением пантеры. Такие зеркала изготовляли в греческом городе Ольвия. Рядом с зеркалом находилась бронзовая игла и амулет в виде колесика. На груди умершей лежала золотая бляха с изображением горного козла. Погребение относится к V в. до н.э.

Особенностью общественного строя савроматов и сарматов было почетное положение женщин. Они были вооружены, участвовали в военных походах, а также были жрицами. Около с.Гвардейцы Борского района найдено погребение сарматской женщины. В могиле наряду с бусами и глиняным пряслицем от веретена найден железный кинжал и наконечники стрел.

В то время, когда в степных районах Самарского Поволжья кочевали савроматы, а позднее – сарматы, на Самарской Луке жили оседлые племена финно-угорского происхождения. Им принадлежит ряд укрепленных поселений – городищ и неукрепленных селищ. Наиболее известны из городищ Белая Гора.у с.Подгоры, Задельная Гора у с.Жигули и Лысая гора под пристанью Жигулевск.

В III веке на территорию Среднего Поволжья пришли многочисленные племена с Запада, из Верхнего и Среднего Поднепровья. Возможно, что это были славянские племена. Они принесли с собой новые приемы обработки железа и пашенное земледелие. На их поселениях встречаются железные сошники, кузнечные клещи, молоты, топоры и многие другие орудия. Важную роль у них играло скотоводство. Культура потомков этих племен получила название именьковской по наиболее исследованному городищу в Татарии. В Самарской области поселения этой культуры группируются на Самарской Луке у сел Шелехметь, Торновое, Выползово, Сосновый Солонец и других местах. У племен именьковской культуры существовал обычай сжигать умерших на костре, а пепел и несгоревшие кости высыпать на дно небольших ям и ставить рядом с ними глиняные сосуды.

Именьковская культура просуществовала до конце VII века, то есть до прихода из Приазовья болгар. Болгары быстро смешались с местным населением, передав ему свою культуру и язык, а сами под их влиянием перестали вести кочевой образ жизни и перешли к оседлости.

Вдоль южной оконечности Самарской Луки от с.Подгоры до с.Брусяны находятся курганные могильники, принадлежащие болгарским племенам, пришедшим в Поволжье с юга в конце VII в. н.э.

Археологической экспедицией Самарского университета произведены раскопки 20 курганов. Центральные погребения принадлежали мужчинам-воинам. Оружие в могилах представлено саблями, луками и наконечниками стрел; предметы конской сбруи – удилами, стременами и уздечными накладками. Вокруг главного мужского погребения располагались погребения женщин и детей. В женских погребениях встречались бронзовые, серебряные и позолоченные серьги, браслеты, бусы; в детских погребениях – грубые глиняные горшки, изготовленные без гончарного круга.

Более подробно читатель может ознакомиться с древнейшим прошлым края по книгам, указанным выше и в археологических музеях Самарского университета, областного краеведческого музея им. П.В.Алабина, в музее педагогического университета и Института истории и археологии Поволжья Самарского научного центра Российской Академии наук.

 

Вопросы и задания

1. Какие стоянки первобытных  людей обнаружены на территории  Самарского региона?

2.Какие племена и народы  обитали на территории нашего  края до XVI века?

3. Где хранятся археологические  находки?

4. Выявите в окрестностях города или села местонахождение курганов, сфотографируйте и опишите их: укажите высоту, диаметр, из чего они насыпаны, имеется ли у основания ров. Запишите, как курган называется местным населением и какие о нем рассказывают предания.

Информация о работе История Самарского края