Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2012 в 08:58, курсовая работа
Великие географические открытия — это условный исторический термин для обозначения крупнейших географических открытий, сделанных европейскими путешественниками, это важный период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе
Введение
1. Предпосылки великих географических открытий
2. Великие географические открытия и великие мореплаватели
3. Последствия великих географических открытий
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. О. БОКЕЯ
Курсовая работа
Дисциплина:
Тема работы: История великих географических открытий
Выполнил:
Принял:
Усть-Каменогорск
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Предпосылки великих географических открытий
2. Великие географические
открытия и великие
3. Последствия великих географических открытий
Заключение
Список литературы
Введение
Великие географические открытия — это условный исторический термин для обозначения крупнейших географических открытий, сделанных европейскими путешественниками, это важный период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Историки обычно соотносят «Великие географические открытия» с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых путей в Индию за золотом, серебром и пряностями.
Данный период наложил
огромный отпечаток на дальнейшее развитие
не только «открытых» стран, но и государств
всего земного шара. Безусловно,
рассматриваемая эпоха
Частое изучение данной темы
свидетельствует о ее актуальности
в современных условиях. Материал,
изложенный в учебной литературе,
носит общий характер, а в многочисленных
монографиях по данной тематике рассмотрены
более узкие вопросы и
Актуальность данной курсовой
работы обусловлена значением
Цель данной работы состоит
в рассмотрении наиболее известных
Великих географических открытий и
их роль в формировании цивилизации
Нового времени.
Конец пятнадцатого века стал
переломным в отношениях с другими
цивилизациями. Первая встреча цивилизаций
в XII - XIII веке произошла между Западной
и Восточной цивилизациями - Запад проиграл.
Вторая встреча - встреча Западной цивилизации
и цивилизаций Латинской Америки. Эпоха
великих географических открытий включает
два этапа: первый этап - конец XV- начало
XVI века и второй этап - с середины XVI до
середины XVII века. Девизом этих этапов
были слова: "бог, слава, золото".
Был открыт Новый свет и осуществлены
попытки первых кругосветных путешествий.
Один из современников так описывает события
происходившие в то время: "Происходит
столько событий, что их ни обозреть, ни
посчитать. За десять лет было открыто
столько, сколько не было открыто за тысячелетие.
Один за другим корабли выходят из гавани
и каждый привозит домой новые вести, словно
прорвали заколдованный круг на севере,
на юге на западе. Каждый корабль, плывущий
на запад находит новый остров, в календаре
со всеми святыми не хватает имён, чтобы
назвать все открытия".
Самыми первыми предпосылками великих географических открытий стали, пожалуй, важные изобретения в технике кораблестроения и навигационного искусства, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.
К ним относятся:
- появление кормового руля, сменившего рулевые весла;
- появление каравелл – судов нового хорошо управляемого типа. Хорошее управление достигалось тем, что они были обеспечены не только квадратным парусом, но и косым парусом, дававшим возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Судно имело достаточно места для экипажа, хранения запасов пресной воды и пищи. Кроме того отличная маневренность была удобной для исследования незнакомых береговых линий;
- навигационные приборы, важнейшим из которых стал компас, астролябия – прибор для определения широты и долготы;
- навигационные карты, на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов (портулан – название навигационных карт), встречающиеся на пути препятствия.
Благодаря новым изобретениям, моряки с большой точностью научились определять положение корабля в открытом море. Именно невозможность определиться привязывала мореходов к берегам, теперь эта причина отпала.
Появление пушек и огнестрельного
оружия позволило значительно
Большую роль в Великих географических открытиях сыграла утверждавшаяся идея о шарообразности Земли, с которой была связана мысль о возможности западного морского пути в Индию через Атлантический океан. Новые торговые пути заставили искать и турецкие завоевания, перекрывшие традиционные купеческие связи с Востоком через Средиземное море. В заморских землях европейцы надеялись найти богатство: драгоценные камни и металлы, экзотические товары и пряности, слоновую кость и моржовые бивни.
Первыми планомерные экспедиции в Атлантическом океане начали португальцы. Активность Португалии на море была предопределена ее географическим положением на крайнем западе Европы и историческими условиями, сложившимися после окончания португальской Реконкисты. Все силы и энергия португальского королевства были направлены на поиски новых земель за морем, на африканском побережье. Именно там португальские короли видели источник будущей славы и богатства своего государства.
Традиционно успехи Португалии на море связывают с именем принца Генриха Мореплавателя (1394-1460). Он был не только организатором морских экспедиций, но и всерьез занимался освоением открытых земель. В 1416 году португальский моряк Г. Велью, следуя на юг вдоль Африки, открыл Канарские острова, в 1419 году португальские дворяне Зарку и Ваш Тейшейра обнаружили острова Мадейру и Порту-Санту, в 1431 году В. Кабрал — Азорские острова.
В течение XV века португальские каравеллы осваивали морской путь вдоль западного побережья Африки, достигая все более южных широт. В 1482-1486 годах Диогу Кан (Cao) пересек экватор, открыл устье реки Конго и прошел вдоль побережья Африки до мыса Кросс. Кан обнаружил намибийские пустыни, тем самым отпровергнув бытовавшую со времен Птолемея легенду о непроходимости тропиков. В 1487-1488 годах БартоломеуДиаш совершил новое беспримерное плавание на юг. Он достиг южной оконечности Африки и обогнул ее, открыв мыс Доброй Надежды. Плавание Диаша открыло перед португальцами перспективу установления морского пути в Индию вокруг Африки.
Серьёзным препятствием для
организации морских
В XV в. с успехами
культуры Возрождения в Европе
эти представления стали всё
больше подвергаться сомнениям.
В конце XV в. мысль
о возможности западного пути
в Индию особенно горячо
Нюрнбергский купец
и астроном Мартин Бегайм
Все это подготовило и
сделало возможным Великие
В 1291 братьями-купцами Вивальди
была предпринята первая попытка
исследования Атлантического океана.
Отплыли из Генуи на двух галерах,
они исчезли у марокканского
побережья, что укрепило страхи перед
океаническими плаваниями. С 1325 по 1354
годы марокканский учёный из Танжера
Ибн Баттута, совершил путешествия
по Северной Африке, Южной Европе, Среднему
Востоку и Азии, достигнув Китая.
После возвращения он продиктовал
отчёт о своих приключениях учёному,
встреченному им в Тунисе. В 1357-71 годах
в Европе огромную популярность получила
книга Джона Мандевиля о его
предполагаемых путешествиях. Несмотря
на чрезвычайную ненадёжность и даже
фантастичность описаний, её использовали
для получения общих
В 1400 году в Италию из Константинополя
попал перевод на латинский язык
Географии Птолемея. Возрождение
римского географического знания стало
настоящим откровением для
Эти сухопутные путешествия
имели лишь небольшое среднесрочное
значение. Монгольская империя
«Карта Мао Кун», которая, как считается, основана на данных путешествий ЧжэнХэ, показаны маршруты плаваний между портами Юго-восточной Азии до Малинди, из китайской военной энциклопедии 1628 года
В 1368 году, после свержения династии Юань, монголы уступили контроль над большей частью Китая династии Мин в результате восстания Красных повязок. Китайцы имели торговые связи в Азии, и плавали к берегам Аравии, Восточной Африки и Египта со времён династии Тан (618—907). В период с 1405 по 1421 годы третий минский император ЧжуДи организовал серию плаваний для сбора дани в Индийский океан под командованием адмирала ЧжэнХэ.
Большой флот, состоящий из джонок, был построен для этих дипломатических экспедиций. Крупнейшие из этих джонок назывались баочуань (корабли сокровищ), их длина составляла до 121 метров от носа до кормы, и на них находилось до тысячи моряков. Первая экспедиция отправилась в путь в 1405 году. Хорошо задокументировано семь экспедиций, из которых каждая последующая была более представительной и дорогой, чем предыдущая. Эти флоты посетили Аравию, Восточную Африку, Индию, Малайский архипелаг и Таиланд (в то время носивший название Сиам), на всём пути ведя обмен товарами. Они передавали в подарок золото, серебро, фарфор и шёлк, а обратно привозили такие диковинки как страусов, зебр, верблюдов, слоновую кость и жирафов. После смерти императора, ЧжэнХэ возглавил последнюю экспедицию, которая вышла из Нанкина в 1431 году и вернулась в Пекин в 1433, достигнув берегов Мадагаскара. Эти путешествия были описаны МаХуанем, мусульманским путешественником и переводчиком, который сопровождал ЧжэнХэ в трёх из семи экспедиций.
Однако после этого дальние экспедиции прекратились, так как правители династии стали осуществлять политику хайцзинь, изоляционизма, что ограничило морскую торговлю. Экспедиции прекратились сразу после смерти императора, так как китайцы потеряли интерес к тому, что они называли «землями варваров», а последующие императоры считали, что такие мероприятия наносят вред Китайскому государству. ЧжуГаочи наложил запрет на экспедиции, а при ЧжуЧжаньцзи большая часть информации о флоте ЧжэнХэ и его плаваниях была уничтожена или утрачена.
С VIII до XV столетия Венецианская и соседние Морские республики удерживали монополию на европейскую торговлю со Средним Востоком. Великий шёлковый путь и Дорога специй, по которым везли пряности, благовония, лекарственные травы, сами лекарства и опиум, сделали эти средневековые города-государства сказочно богатыми. Пряности были самым дорогим и востребованным товаром в средневековье, широко применялись в медицине, религиозных ритуалах, косметике, парфюмерии, а также в качестве вкусовых добавок и для консервации. Все они импортировались из Азии и Африки. Мусульманские купцы, главным образом потомки арабских мореплавателей из Йемена и Омана, контролировали морские маршруты через Индийский океан, перекупая товар, поступающий из мест его производства на Дальнем Востоке в Индию, главным образом в Кожикоде, а затем перевозя его на запад в Ормуз на берегу Персидского залива и в Джидду на Красном море. Отсюда сухопутными маршрутами они следовали к средиземноморскому побережью. Венецианские купцы продавали эти товары далее по всей Европе до возвышения Османской империи, которое произошло после падения Константинополя в 1453 г., отрезав европейцев от смешанных морских и сухопутных торговых путей.