Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:36, реферат
Великие географические открытия заключались в открытии Америки, исследований тихого и Атлантического океанов, в нахождении морского пути в Индию вокруг Африки, а также в открытиях русских, испанских, французских и др. путешественников.
В результате великих географических открытий в экономике Нидерландов и Англии бурное капиталистическое развитие, которое послужило развитию слоя буржуазии, а также развитию торговли и т.п.
Введение:
Периоду разложения феодализма и возникновению
капиталистических отношений предшествовали
Великие географические открытия, сыгравшие
важную роль в переходе к буржуазному
способу производства.
Великие географические открытия были
вызваны развитием производительных сил
общества, ростом товарно-денежных отношений
и необходимостью золота и серебра для
дальнейшего обращения средств, т. к. деньги
постепенно становились именно средством
обращения.
В рамках известного Европейцами мира
(в основном средиземноморья) необходимых
источников золота и серебра не было. В
то же время на Востоке, по представлениям
европейцев, таились неисчерпаемые богатства:
пряности, драгоценные металлы, шёлковые
ткани и т.д. Овладение Востоком становилось
очень привлекательным. Золото искали
путешественники. Зная о существовании
Индии и Китая, путешественники искали
к ним сложные пути, снаряжали экспедиции.
Важнейшие географические открытия и
их экономические исследования:
Снаряжение дорогих и сложных экспедиций
было под силу лишь мощным централизованным
монархиям. Осуществление данных путешествий
не могло быть возможным без достаточного
прогресса в кораблестроении и мореплавании.
К середине XV века в Западной Европе строились
крупные морские суда, которые могли совершать
длительные плавания. Вошли в пользование
компас, географические карты.
Толчком к поискам новых морских путей
на Восток послужили препятствия, учиненные
Турками и Арабами, торговыми связями
Европы с передним Востоком. В связи с
этим стали разрабатывать планы достижений
Индии морским путём вокруг берегов Африки.
Первые шаги в этом направлении были сделаны
Португалией и Испанией. Португальские
мореплавателям в 1486 году удалось обогнуть
Ю. Часть Африки, а в 1498 году Васко да Гамма
достиг берегов Индии. Ввиду того, что
Португалия закрыла другим государством
пути вдоль берегов Африки, В Испании получила
поддержку идея генуэзского моряка Христофора
Колумба послать экспедицию в открытый
океан в западном направлении. Путешествие
Колумба завершилось открытием нового
континента - Америки.
Важное значение имело первое кругосветное
путешествие, совершённое в 1519-1522 гг. Экспедицией
Ф. Магеллана, положившее начало освоению
Тихого океана.
Крупные географические открытия были
совершены в XVI английскими и французским
мореплавателями в Северной Америке, а
также русскими путешественниками в Северо
- Восточной Азии, к середине XVII века вышедшими
на берега Тихого океана.
Великие географические открытия дали
толчок торговле, мореплаванию и промышленности
и имели огромное экономическое значение.
Результатами открытий было "внезапное
расширение всемирного рынка, умножение
обращающихся товаров, соперничество
между нациями в стремлении овладеть азиатскими
сокровищами, колониальная система..."
При этом центр мировых торговых путей
перешедшая со Средиземного моря на Атлантический
океан, что имело свои последствия: возвышение
Англии, Испании, Португалии, Голландии
и Франции.
В результате из колоний в Европу хлынуло
большое количество золота и серебра.
Так, количество серебра в Европе на протяжении
XVI века увеличивалось в 3 с лишним раза,
количество золота - в 2 с лишним раза. В
связи с этим произошла так называемая
революция цен - резкое возрастание цен
на сельскохозяйственные и промышленные
продукты. В Испании в течении XVI века цены
увеличились более чем в четыре раза, в
Англии, Голландии и во Франции - в 2 - 2,5
раза. Это принесло выигрыш и богатство
торгово - промышленным слоям населения,
началось быстрое формирование буржуазии.
Великие географические открытия значительно
расширили мировой рынок. Качество обращающихся
товаров резко возросло. В торговый оборот
вошли новые продукты, неизвестные ранее
европейцам: табак, кофе, чай, какао, хлопок,
кукуруза и др. В лице колоний для Европейской
промышленности образовался ёмкий внешний
рынок сбыта. В следствии этого возник
кризис цеховой системы, неспособный удовлетворять
этот возросший спрос. Средневековое ремесло
было вынуждено уступить место капиталистической
мануфактуре, сложившей цеховые ограничения
и значительно увеличивший масштабы производства
благодаря применившемуся разделению
труда. Это имело своим результатом концентрацию
торгового и промышленного капитала и
формирование класса буржуазии.
Таким образом, великие географические
открытия составили "один из главных
моментов, содействовавших переходу феодального
способа производства в капиталистический."
Во время Великих географических открытий
наиболее обогатились Испания и Португалия,
ранее других начавшие захват колоний
с помощью обедневшего дворянства, с охотой
наигравшихся в длительные военные экспедиции.
Благодаря активной внешней политики
Испания в XVI веке захватила огромные колониальные
владения. Однако оставались отсталой
феодальной страной, в столкновении с
капиталистическими соперниками - Голландией
и Англией, Испания была вынуждена уступить
ведущее место в Европе.
Великие географические открытия способствовали
превращению Нидерландов (в состав которой
входили современные Голландия, Бельгия,
Люксембург и северная Франция) в наиболее
экономическую развитую часть Европы.
Будучи сравнительно небольшой страной,
Нидерланды в начале XVI веке обладали уже
развитой промышленностью, имели крупный
торговый флот и современные значительные
торговые операции по обслуживанию европейского
рынка колониальными товарами. Города
Антверпен и Амстердам представляли собой
крупнейшие центры международной торговли,
имея тесные связи с колониями и большинством
европейских государств.
Торговое могущество Голландии было неоспоримо.
Громадный торговый флот позволял стране
осуществлять широкую посредническую
торговлю и стать "мировым перевозчиком".
Начиная с XVI века Англия, в свою очередь,
вступила на путь колониальных захватов.
Участие Англии в Великих географических
открытиях проявленной в организации
ряда экспедиций с целью достичь Индии
северо-восточным и северо-западными путями.
В результате Англия закрепилась на территории
Северной Америки. В 70-х годах XVI века она
овладела Ньюфаундлендом, а вначале XVII
века образовала на территории Американского
континента колонии.
В стране были созданы крупные колониальные
компании, ведущие ожесточённую борьбу
с иностранным купечеством. Особое могущество
приобрела всемогущая и знаменитая Ост
- Индийская компания, основанная в 1600
году и ставшая плацдармом для последующих
завоеваний. Португалия, не выдержав конкуренции
с Испанией была вынуждена обратить взоры
на завоевание других территорий. Португальцы
стали хозяевами Южных морей и Индийского
океана, используя пиратские методы: захватывая,
грабя и истребляли экипажи кораблей мусульманских
купцов, державших в своих руках морскую
торговлю с Индией. Таким образом, Португалия
полностью захватила в свои руки морские
коммуникации на Индийском океане и вокруг
Африки. Господство на южных морях обеспечивалось
сетью укреплённых военно-морских баз,
что сделало возможным постепенный захват
части Индии. Доходы от португальской
колониальной империи в Индии и Бразилии
шли, прежде всего, в казну. Дворянство
и чиновники обогащались в качестве представителей
королевской власти в колонии.
Следует отметить,
что Франция была страной, которой
"досталась" меньшая часть колоний.
Идея развития французских колоний
виделась аналогичной судьбой
География с самого
зарождения мореходства влияла на его
развитие. Более того, география
и мореходство – две
В XVII веке в Нидерландах были созданы крупнейшие картографические произведения, обобщившие первые результаты Великих географических открытий. Самые лучшие по тем временам карты и глобусы, а чуть позже – атласы (нередко строго засекреченные), печатались в Амстердаме и Лейдене.
Важной причиной для географических исследований для голландцев являлось то, что они не имели колоний. Поэтому они хотели захватить как можно больше колоний.
В апреле 1609 года экипаж «Де Халве Маен» - судна, принадлежавшего Ост-Индской компании, покинуло залив Зейдерзе, чтобы вписать в историю географических открытий новую страницу. На должность капитана был приглашен Генри Гудзон, опытный английский мореплаватель. Инструкции данные ему руководством Ост-Индской компании, предписывали ему пробиться к восточным берегам Индии, огибая Евразию. Из составленных амстердамским картографом Й. Хондейсом географических карт, которыми был снабжен Гудзон, следовало, что осуществить подобный маршрут вполне возможно. Однако Гудзон был человеком весьма своенравным. Он считал, что новый путь в Индию искать следует не на северо-востоке, а двигаясь от Голландии строго на запад.
1 июля Гудзон
и его спутники достигли
В 1929 году, в 320-ю годовщину первой встречи Гудзона с Новым Светом, на Башне плача в Амстердаме, откуда исследователь отправлялся в плавание, членами Гринвичского общества из Нью-Йорка была установлена мемориальная доска с напоминанием о той экспедиции голландцев. Нью-Йорк был основан в начале XVII века на берегу реки, открытой Генри Гудзоном и названной позже его именем. Рождением своим Нью-Йорк обязан голландцам.
Основание первого поселения голландцев в Америке, правда временного и вынужденного, связано именно с торговлей. Произошло это зимой 1613/14 года, когда пришедшие в очередной раз к берегам континента голландское судно под командованием капитана Адриана Блока загорелось на Гудзоне и моряки вынуждены были зазимовать на берегу реки. Они соорудили 4 хижины и тем самым, совершенно того не подозревая, положили начало крупнейшему городу США. Хижины, как показали раскопки, находились на том же месте, где сейчас проходит Бродвей.
По возвращении Блока на родину генеральные штаты Нидерландов выдали разрешение тринадцати голландским купцам вести торговлю в районе реки Гудзон. К 1650 году Новый Амстердам (второе название Нью-Йорка) состоял из нескольких домиков. Жизнь колонистов протекала довольно тихо, основным занятием была торговля. В 1664 году в бухту Нового Амстердама заходят английские корабли и направляют пушки на поселок, не готовый к борьбе с противником. Губернатор Стейвесант сдается и Голландия теряет свои владения в этом районе. После захвата англичанами центр бывшей голландской колонии получает новое и окончательное название: Нью-Йорк.
На земном шаре есть
еще несколько мест связанных
с деятельностью голландцев. В
Тихом океане расположен остров Пасхи,
в настоящем времени
В 1624 году голландцы
захватывают остров Тайвань, а после
чего завязывают отношения с Японией.
Голландцы долгое время посредничали
в торговле между Китаем и Японией.
В 1610 году нидерландские купцы впервые
привезли в Европу китайскую сушеную
травку – чай, который в середине
XVII века приобретает громадное
В 1616 году пройдя из Аденского залива в Красное море, на восточном Аравийском берегу Баб-эль-Мандебского пролива они обнаружили небольшое селение Моха, которое стали называть Мокко, т.к. им было легче произносить это слово. Здесь они первыми из европейцев узнали, что местные жители, часто употребляют напиток, приготовленный из зерен дерева, не произрастающего в Европе. Это был кофе. Они решили основать кофейные плантации в Индонезии, на Антильских островах и севере Бразилии, где в то время обосновались. Так кофе появился в Южной и Центральной Америке, в Азии. Вскоре у этого растения от Аравийской родины осталось только название.
В 1658 году они изгоняют португальцев с о. Цейлон. Главным делом Ост-Индской компании был захват и удержание Индонезии.
В 1651 году дирекция Ост-Индской компании принимает решение создать свою факторию на мысе Доброй Надежды, снарядив с этой целью экспедицию из 3 кораблей. Комендантом флота был назван Ян ванн Рибек. 7 апреля 1652 года (этот день в ЮАР считается официальным праздником) корабли бросили якорь в Столовой бухте. Форт получил название «Город на мысу». Впоследствии, этот форт стал старейшим и красивейшим городом ЮАР, его название тоже самое только произноситься будет на английский лад – Кейптаун.
В истории географических открытий с именами нидерландцев связана еще одна страница. Речь пойдет об Австралии.
В 1606 году Виллем Янсон прошел вдоль берега Новой Гвинеи и открыл западный берег полуострова Кейп-Йорк. В 1616 году экипаж корабля «Эндрахт», капитаном которого был Дирк Хартог, случайно обнаружил открывшуюся перед ним незнакомую землю западный берег континента. Вахтенный журнал затерялся, и какое-то время открытие оставалось неизвестным. Позже появилось доказательство, среди них реликвия, связанная с путешествием Д. Хартона, оловянная пластина, которую он в ознаменование высадки на остров прикрепил к оставленному шесту. Пластину обнаружила в феврале 1697 года экспедиция под командованием капитана Фламинга.
Абел Янсзон Тасман в ходе экспедиции 1642-1644гг. смог наконец доказать, что все земли открытые его соотечественниками, - это части единого континента. Тасман был первым, кто обогнул Австралию, открыв землю Ван-Димена (названную позже его именем – о. Тасмания), Новую Зеландию, а также острова Тонга, Фиджи, Три-Кингс. Именем Тасмана названы залив у берегов Новой Зеландии и море между нею и Австралией.
Знакомясь с историей Нидерландов, нельзя не поражаться тому, как удалось этому маленькому государству захватить и долго удерживать в подчинении столь обширные колониальные владения.
Голландцы внесли существенный вклад в географические открытия. Напоминать о нем будут голландские названия и имена, нанесенные на географические карты нашей планеты.
Таким образом, Великие географические открытия послужили изменениями в экономике и социальной структуре общества многих стран мира.
Так, революция цен явилась новым фактором первоначального накопления капитала. Она усилила экономическую роль буржуазии и их элементов из дворянства и крепостничества, которые в той или иной степени оказались, связаны с новыми способами производства.
Великие географические открытия тяжким бременем легли на плечи крестьянства, вынужденного платить за снаряжение экспедиций, а также разорявшихся в результате скачка цен.
Таким образом в разумных странах мира Великие географические открытия вызывали неоднозначную реакцию экономического развития.
Великие географические открытия значительно расширили мировой рынок. Захват колоний заметно увеличил количество новых товаров, появившихся в Европе (табак, какао, кофе, картофель, томаты, пряности, чай). В лице колоний для Европейской промышленности образовался ёмкий внешний рынок сбыта. Вследствие этого возник кризис цеховой системы, неспособной удовлетворять этот возросший спрос. Средневековое ремесло было вынуждено уступить место капиталистической мануфактуре, значительно увеличившей масштабы производства благодаря применявшемуся разделению труда. Это имело своим результатом концентрацию торгового и промышленного капитала и формирование класса буржуазии. Следовательно, можно сделать вывод, что сложившаяся колониальная система явилась одним из рычагов так называемого первоначального накопления капитала.
Конечно, и до них совершались путешествия в дальние края. Берегов Северной Америки достигали еще в 10 в. скандинавские мореходы — викинги. Но в целом знания европейцев о мире были ограничены лишь Европой, Северной Африкой и частью Азии. И среди всех дальних стран наиболее будоражили воображение Индия, Китай и Япония, считавшиеся средоточием богатств Востока. Особенно манила Индия. Но сухопутный путь туда был долог и опасен: через жаркие безводные пустыни, высокие горы, равнины и реки. И тогда португальцы решили добраться до сказочной страны морским путем. К началу 15 в., когда были сделаны первые попытки, уже появился корабль, пригодный для дальних морских путешествий. Это была каравелла — быстрая, маневренная, способная идти нужным курсом при любом направлении ветра. Она обслуживалась небольшой командой, что позволяло взять на борт достаточно пищи и воды для длительного плавания.
Идея морского пути в Индию вокруг
Африки возникла не сразу, сначала португальцы
стремились лишь приобрести новые земли.
Первые шаги оказались самыми трудными.
Вдоль африканского побережья тянулась
раскаленная пустыня. Нестерпимая
жара и, казалось, полное отсутствие здесь
жизни приводили моряков в
ужас. Они считали, что плывут прямо
в ад. Бунты экипажей заставляли
корабли возвращаться, но на смену
им в море выходили новые. После нескольких
безуспешных попыток был