Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 02:44, курсовая работа
Транспорт – это особая сфера производства и самостоятельная отрасль народного хозяйтва. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспорт–необходимое условие и материальная основа территориального разделения труда.
Раздел I. Экономико и географическая характеристика Центрально-Черноземного экономического района.
Раздел II. Характеристика транспортной сети Центрально-Черноземного экономического района.
Раздел III. Расчет густоты железных дорог в Центрально-Черноземном экономическом районе.
Заключение.
Список используемой литературы.
Крупные цементные заводы размещены в Белгородской (АО «Осколцемент», СП «Белгородский цемент»), Воронежской (АО «Подгоренский цементник») и Липецкой областях (АО «Липецкцемент»).
Строительная индустрия, в основном, удовлетворяет внутренние потребности региона. В размещении отрасли большое значение имеет потребительский фактор, поэтому предприятия сосредоточены, в основном, вокруг областных центров.
Химическая промышленность в Центрально-Черноземном районе относится к отраслям рыночной специализации. На ее долю приходится 8,5% промышленной продукции района. Но она сдерживается отсутствием собственной сырьевой базы и дефицитом водных и энергетических ресурсов. Тем не менее, отрасль в регионе получила значительное развитие, и большая часть ее продукции поступает в межрегиональный обмен. По данным 1997 г. — это синтетический каучук — 141 тыс.т, шины — 1,6 млн.шт. из Воронежа, резинотехнические изделия — 1,2 млн.м2 из Тамбова и Курска. Синтетические волокна — 1,7 млн.м2 из Курска, анилиновые красители — 77,2 тыс.т из Тамбова, синтетические моющие средства из Шебекино. Перспективны в районе производство минеральных удобрений и производство синтетических материалов. По остальным подотраслям увеличение мощности нецелесообразно из-за ограниченности собственных ресурсов.
Отраслью рыночной специализации района является пищевая промышленность, на ее долю приходится 16,1% от отраслевой структуры производства промышленной продукции. Она имеет мощную развитую собственную сырьевую базу и также является многоотраслевой. Большое значение имеет сахарная, мясная, маслобойная, маслосыродельная, спиртовая, табачная, плодоовощеконсервная отрасли, которые поставляют свою продукцию на общероссийский продовольственный рынок.
Легкая промышленность Центрально-Черноземного района развита слабо и размещена очень неравномерно. Предприятия сосредоточены, в основном, в Тамбовской и Курской областях. Тамбовская область специализируется на производстве шерстяных тканей, Курская область — шелковых тканей и трикотажных изделий, использующих химическое волокно. Дальнейшее развитие отрасли связано с совершенствованием ее территориальной структуры и направлено на более полное удовлетворение потребностей населения района. Швейная промышленность размещена повсеместно, кожевенно-обувные предприятия расположены в Курске, Тамбове, Белгороде.
1.6 Энергетика Центрально-Черноземного экономического района:
Электроэнергетика региона имеет специфичную структуру. Более 80% электроэнергии дают атомные электростанции (Курская мощностью 4,0 млн.кВт и Нововоронежская — 1,8 млн.кВт). К 2005 г. ожидается достройка пятого блока Курской АЭС. Готовность реактора составляет около 70%22. Это единственный в мире реактор чернобыльской типа, который находится в стадии строительства. В областных центрах работают крупные тепловые электростанции. В 1997 г. в регионе было выработано 37,3 млрд.кВт/ч электроэнергии, часть электроэнергии еще поступает из ЕЭС России, но район по-прежнему дефицитен по электроэнергии, и этот фактор сдерживает развитие хозяйства Центрального Черноземья23.
1.7 Сельское хозяйство Центрально-Черноземного экономического района:
Центрально-Черноземный район
Для района характерна высокая сельскохозяйственная освоенность земель. Более 80% его территории составляют сельскохозяйственные угодья, в том числе на долю пашни приходится почти 70%26. Поэтому рост сельскохозяйственного производства здесь основывается не на расширении используемых земель, а на интенсификации имеющихся сельскохозяйственных угодий. Посевная площадь района составляет около 11 млн. га, в том числе зерновыми культурами занято более половины площади, техническими – примерно 5% и кормовыми культурами – выше 1/4посевной площади27.
Главные производственные культуры – озимая пшеница и рожь. Они здесь урожайнее, чем яровая пшеница. В курской области преобладают посевы ржи, в остальных – пшеницы. Обширные площади занимают просто гречиха, причем более распространена в Курской и Липецкой области, просто – в Воронежской, Тамбовской и Белгородской областях. Повсюду сеют кормовые культуры, в Воронежской и Белгородской областях значительные ареалы заняты кукурузной на зерно, в других областях – на силос. Высеивают ячмень и овес. Широко распространены сеяные травы, главным образом однолетние.
Важнейшей технической культурой является сахарная свекла. Для выращивания этой культуры район располагает весьма благоприятными почвенно-климатическими и экономическими условиями: высокоплодородные черноземы, достаточно увлажненный и теплый климат, высокая плотность сельскохозяйственного населения, сахарные заводы. Фабричной сахарной свеклой занято свыше 750 тыс. га28. На ее выращивании специализированы многие хозяйства района, особенно Курской, Белгородской и Воронежской областях.
Вторая по значению техническая культура – подсолнечник, но ареал его посевов в районе более узкий, чем сахарной свеклы. Основные посева подсолнечника размещаются в Воронежской, значительные – в Белгородской и на юге Тамбовской областей. На северо-западе района вследствие более умеренного и влажного климата и мене пригодных почв урожаи подсолнечника невысоки.
Из других технических культур выращиваются: в Курской области – конопля, в Тамбовской и Липецкой областях – конопля и махорка, в Воронежской и Белгородской областях – эфиромасличные (кориандр и анис).
Обширные площади заняты картофелем и овощами, выращиваемыми повсюду. Картофель здесь не только используется в качестве пищевого продукта, но и идет на корм скоту и для переработки на крахмал и спирт.
Во всех областях Центрально-Черноземного района большое развитие получило садоводство. По площади садово-ягодных насаждений район занимает в российской Федерации 3-е место29.
Одной из особенностей сельского хозяйства Центрально-Черноземного района было слабое развитие животноводства из-за высокой распаханности земель. Здесь мало сенокосов и пастбищ, а в земледелии преобладали продовольственные культуры, мало сеялось кормовой и сахарной свеклы. Проведенная перестройка структуры земледелия, расширение посевов сахарной свеклы, подсолнечника, кукурузы и сеяных трав позволили укрепить кормовую базу животноводства. В связи с этим поголовье крупного рогатого скота в районе увеличилось намного больше, чем в целом в стране. На 100 га сельскохозяйственных угодий производится животноводческий продукции почти в 2 раза, а на душу населения – на 30 – 40% больше, чем в среднем по стране30.
Центрально-Черноземный район
1.8
Перспективы развития
В перспективе ведущими отраслями
промышленного сектора
Хорошие перспективы имеет
1.9 вывод:
На основе полученной выше информации можно сделать вывод, что Центрально-Черноземный район специализируется на горно-рудной, металлургической, машиностроительной, химической, пищевой промышленности и на производстве некоторых видов строительных материалов, а также на интенсивном сельскохозяйственном производстве. Здесь выращиваются зерно, подсолнечник, сахарная свекла, картофель, овощи, значительна доля животноводства (молочно-мясное, свиноводство, птицеводство). А так же этот район богат своей интересной и большой историей.
Раздел II. Характеристика транспортной сети Центрально-Черноземного экономического района.
2.1 Железнодорожный транспорт.
Юго-Восточная железная дорога пролегает по территории областей, расположенных в южной и юго-восточной части европейской России, - Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Курской, Рязанской, Волгоградской, Пензенской, Саратовской, Тульской, Ростовской.
Дорога граничит с рядом железных дорог: Московской (ст. Ряжск, Павелец, Елец, Ефремов, Волово, Касторная-Курская, Курск, Готня), Приволжской (ст. Ду-плятка, Благодатка, Абадурово), Куйбышевской (ст. Кривозеровка), Северо-Кавказской (ст. Чертково) и Южной дороги (ст. Выстрел, Соловей, Нежеголь, Красный Хутор, Казачок, Илег-Пеньковка). Длина главных путей составляет 6,8 тыс. километров, из них - 52% на бетонном основании. Протяженность бесстыкового пути 3368,6 км31. Дорога располагает преимущественно двухпутными линиями. В состав дороги входят отделения: Мичуринское, Елецкое, Ртищевское, (с 1985 г.), Лискинское, Белгородское (с 1991 г.) и Воронежское (как филиал дороги с 2000 г.). Основные станции и узлы: Богоявленск, Кочетовка, Елец, Казинка, Мичуринск, Лев Толстой, Тамбов, Грязи, Воронеж, Отрожка, Лиски, Касторная, Ртищево, Балашов, Поворино, Россошь, Валуйки, Старый Оскол, Белгород, Готня.
Эксплуатационный парк локомотивов составляет: в грузовом движении 219 ед., в пассажирском — 166 ед32.
Юго-Восточная железная дорога связывает южные районы России с Центральным районом, Поволжьем и Уралом. Её недаром называют магистралью металла и хлеба. Она обеспечивает перевозки рудодобывающих предприятий Курской магнитной аномалии, Новолипецкого металлургического и Оскольского электрометаллургического комбинатов, предприятий химической и перерабатывающей промышленности, районы развитого сельского хозяйства.
К крупнейшим железнодорожным станциям, обслуживающим промышленные комплексы, относятся: Стойленская, Котел, Лебеди (Белгородская область), Павловск-Воронежский, Придача (Воронежская область), Курбакинская, Михайловский Рудник (Курская область), Новолипецк, Чугун 1 и 2, Елец (Липецкая область) и Никольское (Тамбовская область).
Кроме того, значительные объемы грузовой работы имеют станции, находящиеся на границе России с Украиной, — Соловей и Красный Хутор (Белгородская область) и через которые осуществляются транспортно-экономические связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.
История Юго-Восточной железной дороги началась в 1865 году, когда была утверждена концессия и создано акционерное общество Рязано-Козловской железной дороги. Магистраль строилась на деньги частного капитала по инициативе Воронежского и Тамбовского земств. Отрезок Рязань - Козлов был сдан в эксплуатацию 4 сентября 1866 г. В том же году ветка было продолжена от Козлова к Воронежу. А в 1968 году первый поезд прибыл на станцию Воронеж. Вскоре возникла необходимость продлить дорогу на юг к донецким угольным месторождениям. Организацию строительных работ взяло на себя Воронежское земство. Сооружение дороги началось летом 1869 года. Однопутный участок от Раздельной (Отрожки) до Лисок, протяженностью 86 верст, был готов 27 декабря 1870 года, и с 1 января 1871 года по нему началось регулярное движение. 28 ноября 1871 года было открыто движение поездов от Воронежа до Ростова. Управление дороги находилось в Новочеркасске. Как сообщал справочник Юго-Восточной железной дороги, на 1 декабря 1872 года на этом участке действовали 19 пассажирских, 653 товарных крытых и 3 багажных вагона. Паровозы той поры были маломощными, рассчитанными на 10 - 15 вагонов. Для обслуживания подвижного состава построены были мастерские, а затем паровозные и вагонные депо.
Линия Козлов - Ростов, служившая продолжением дороги Москва - Рязань, открыла путь в "житницы" России - Тамбовскую и Воронежскую губернии. С другой стороны, благодаря строительству этой дороги появилась возможность вывоза хлеба через порты Азовского моря за границу. Дорога Елец - Грязи была сооружена как продолжение Риго-Орловской дороги.
Она соединила низовья Волги с центральными губерниями, а также с балтийскими портами, что сыграло большую роль в развитии хлебного экспорта из богатейших районов страны. 1868 году на станции Елец было открыто одно из первых в России технических учебных заведений.
13 июня 1893 года произошло слияние акционерных обществ Козлово-Воронежско-Ростовской, Орловско-Грязинской и Грязи-Царицынской дорог. Было создано Общество Юго-Восточных железных дорог, объединившее все указанные линии. Вскоре Общество приступило к сооружению железнодорожной линии от города Харькова через станции Лиски, Бобров, Новохоперск к Поворино и Балашову, общей протяженностью в 660 верст. Строительство обошлось примерно в 25,8 млн. рублей. Кроме того, планировалось проложить ветку от Купянска к Лисичанску (117 верст) и от Таловой к селу Бутурлиновке и Калачу (90 верст).