Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 02:44, курсовая работа
Транспорт – это особая сфера производства и самостоятельная отрасль народного хозяйтва. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспорт–необходимое условие и материальная основа территориального разделения труда.
Раздел I. Экономико и географическая характеристика Центрально-Черноземного экономического района.
Раздел II. Характеристика транспортной сети Центрально-Черноземного экономического района.
Раздел III. Расчет густоты железных дорог в Центрально-Черноземном экономическом районе.
Заключение.
Список используемой литературы.
В соответствии с отраслевой научно-технической программой «Развитие скоростного пассажирского движения на железных дорогах Российской Федерации на период до 2010 г.» по территории Центрально-Черноземного района пройдет (к 2005 г.) одна из скоростных первоочередных магистралей (максимальная скорость движения пассажирских поездов 160 км/ч) Москва — Воронеж — Ростов при совмещенном пассажирском и грузовом движении. Особое внимание уделяется организации скоростного движения на участке Ряжск - Чертково. С завершением работ маршрутная скорость пассажирских поездов будет доведена до 73 км/час.
Построено 1630 км волоконно-оптических линий связи. Численность персонала в 2003г. составила 69830человека57.
Продолжает действовать новая гибкая система тарифов в поездах дальнего следования. Это означает, что в августе билет на поезд обойдется пассажиру дороже, чем в июне, а 1 сентября билет будет стоить значительно меньше, нежели 31 августа. В целом по сравнению с прошлым годом цены выросли ненамного. К примеру, доехать до Адлера в середине августа в плацкарте обычного поезда стоит 550 рублей, в купе — 1200 рублей, в вагоне люкс — 2300 рублей58. В фирменном поезде билет в купе обойдется в 1600 рублей, в купе с услугами — в 2000 рублей, а в люксе — соответственно в 3500 и 4200 рублей59. В 1 полугодии компания «РЖД» увеличила объем грузовых перевозок на 5,9% по сравнению с тем же периодом 2003 года. Грузооборот в целом по отрасли составил 883,9 млрд. тонно-километров, что на 8,7% выше показателей 2003 года60.
На ЮВЖД отправление грузов возросло на 5,3 %, грузооборот в тарифных показателях – на 9,1%, при динамике сетевых показателей 5,9 % и 8,7%61. Производительность грузового вагона увеличилась на 11,1 %62. Общая себестоимость перевозок снижена к плану на 7,7 %, а без амортизации на 4,1 %63. Выполнен план по погрузке. Это особенно важно, так как доходность от погрузки составляет 70% от всего дохода дороги64.
Центрально-Черноземный
2.2 Автомобильный транспорт.
Автомобильный транспорт осуществляет как местные, так и транзитные перевозки грузов. Транзитное значение имеют: автомагистраль международного значения Москва — Харьков — Симферополь и федеральные автомагистрали Москва — Воронеж — Ростов и Москва — Тамбов — Волгоград; по автодорогам местного значения перевозятся руда и флюсы на металлургические комбинаты, строительные материалы, сахарная свекла, зерновые.
Протяженность автодорог района с твердым покрытием составляет 7% от величины этого показателя по России в целом65. В 2001 г. всеми владельцами грузового транспорта во всех отраслях народного хозяйства (на государственной и коммерческой основе) магистральным автомобильным транспортом было перевезено 39 млн.т грузов66.
Снижение производственных показателей большинства крупных и средних автотранспортных предприятий, выполняющих грузовые перевозки, объясняется снижением предлагаемых объемов перевозок строительных грузов и сформировавшейся ранее структурой парка, во многом не отвечающей сложившемуся в последнее время коммерческому спросу. Сложное финансовое состояние предприятий не позволяет обновлять имеющийся подвижной состав, и уровень показателей воспроизводства основных фондов автотранспортных предприятий снижается.
В сложившейся инфраструктуре рынка грузовых перевозок наиболее привлекательными, экономически выгодными являются международные перевозки.
Размещение сети автомобильных дорог с твердым покрытием по территории Центрально-Черноземного района в 2007 году.
Субъекты Российской Федерации |
Протяженность автомобильных дорог, км |
Густота автомобильных дорог, км/1000км.кв. |
Белгородская область |
6579 |
252,8 |
Воронежская область |
9168 |
175,6 |
Курская область |
6206 |
206,9 |
Липецкая область |
5276 |
219,8 |
Тамбовская область |
5542 |
160,6 |
2.3 Трубопроводный транспорт.
Большое влияние на перевозочный процесс оказывает трубопроводный транспорт, имеющий разветвленную сеть продуктопроводов. Наиболее крупные из них: Уфа — Западное направление, Самара — Брянск, Стальной Конь — Западное направление, Никольское — Воронеж — Белгород — Сумы. Кроме того, через Центрально-Черноземный район проходит нефтепровод «Дружба», связывающий нефтедобывающие районы Среднего Заволжья со странами Европы, и газопроводы: Ставрополь — Москва, Уренгой — Помары — Елец — Ужгород.
2.4 Воздушный транспорт.
ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" является практически единственным предприятием гражданской авиации в Центрально-черноземном регионе, осуществляющим внутрироссийские и международные перевозки. С учетом предполагаемого сокращения международных аэропортов, аэропорт "Воронеж" может остаться единственным в регионе, имеющим статус международного. Деятельность авиакомпании в 2001 и 2002 годах характеризуется как стабильная. Статистическая отчетность показывает, что наряду с ухудшением некоторых показателей, определяемых спросом на авиауслуги, отмечается улучшение качественных показателей. Финансовое состояние авиакомпании устойчивое. Доходы авиапредприятия в 2002 году составили 226 млн. руб., что больше предыдущего года почти на 30 процентов, при этом прибыль составила 7 млн. руб67.
В 2002 году удалось сохранить рейсы, пользующиеся спросом населения в Санкт-Петербург, Москву, Екатеринбург, Норильск, Ереван, Сочи. Чартерные рейсы на постоянной основе в Н.Уренгой, и в Ханты-Мансийск. Повышено качество обслуживания с организацией бизнес-классов. Изыскиваются рынки сбыта авиауслуг на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, в Москве.
В целях сохранения авиапредприятия, его перспективного развития в 2005 году предполагается решение вопросов реконструкции взлетно-посадочной полосы, разделения авиапредприятия на независимые хозяйствующие субъекты - авиационную компанию и аэропорт.
2.5 Речной транспорт.
Речной транспорт развит слабо. Судоходство осуществляется по Дону, Хопру и Северному Донцу. В 2001 г. всеми владельцами речных судов (на государственной и коммерческой основе) было перевезено 0,18 млн.т68.
Транспорт Центрально-Черноземного района имеет свои особенности. Хотя существует развитая сеть железных и грунтовых дорог, здесь мало автодорог с твердым покрытием, особенно соединяющих сахарные заводы со свекловичными плантациями, что осложняет перевозки сахарной свеклы в осеннюю пору. Общая конфигурация дорог – сетчатая, сложившаяся в основном еще до революции 1817 года и дополненная позднее. Основные межрайонные экономические связи осуществляются по магистралям меридионального направления. Во внутренних перевозках значительную роль играет автомобильный транспорт.
В межрайонном грузообороте ввоз грузов почти в 1,5 раза превышает вывоз69. В большом количестве завозятся топливо и уголь – из Донбасса и частично из Подмосковного бассейна; нефтепродукты из Поволжья; круглый лес и пиломатериалы из Волго-Вядского района и с Урала. Основные ввозимые из района грузы: сельскохозяйственные продукты, железная руда, чугун и сталь. Широкий ассортимент грузов в межрайонных перевозках характеризует разносторонность и возрастающую роль района в общественном территориальном разделении труда.
Современная структура
транспортной сети сложилась под
влиянием технико-экономических
Раздел III. Расчет густоты железных дорог Центрально-Черноземного района.
Административно- |
Территория, S, тыс. км кв. |
Численность населения, чел |
Эксплутационная длина железных дорог, км |
Густота железных дорог | ||
К территории, км. Протяж./тыс. км. кв. |
К населению, км/10 тыс. чел. |
Относительная густота сети | ||||
Белгородская область |
27,1 |
1511620 |
1185 |
43,7 |
7,8 |
18,5 |
Воронежская область |
52,4 |
2378803 |
1635 |
31,2 |
6,8 |
14,6 |
Курская область |
29,8 |
1235091 |
1535 |
51,5 |
12,4 |
25,3 |
Липецкая область |
24,1 |
1213499 |
1217 |
50,5 |
10 |
22,5 |
Тамбовская область |
34,3 |
1178443 |
1224 |
35,7 |
10,3 |
19,2 |
Итого по району |
197,7 |
7517456 |
6796 |
40,5 |
9 |
19,1 |
Итого по району тяготения ж/д дороги |
137,9 |
6282365 |
5261 |
38,2 |
8,3 |
17,8 |
.
Для характеристики степени насыщенности территории района транспортной сетью, помимо абсолютных размеров протяженности путей сообщения, важно знать и относительные показатели. Применяют ряд таких показателей. Рассмотрим следующие из них:
L/S ≈ 1185/27,1 ≈ 43,7
Обычно этот показатель измеряется в километрах протяженности на 100 или 1000 км. кв. территории;
100*(L/N) ≈ 100*(1185/1511620) ≈ 7,8
Этот показатель измеряется в километрах протяженности сети на 10 тысяч жителей района;
L/abs(N*S)≈(1185/abs(1511620*
Густота железных дорог в Центрально-
Abs- корень.
Заключение.
Я рассмотрела агропромышленный комплекс Центрально-Черноземного района. Из всего вышесказанного можно сделать выводы об этом комплексе:
Центрально-Черноземный
Однако, несмотря на имеющийся
потенциал и ресурсы, району
присущ ряд проблем, которые
необходимо решить для стабилизации
и повышения благосостояния
Решение проблемы вывода агропромышленного комплекса из кризисного состояния и обеспечения продовольственной безопасности России требует проведения последовательной продовольственной политики, которая включала бы ряд основных стратегических направлений: