Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 17:41, реферат
История становления и развития России неразрывно связана с миграцией
населения, которая играла и будет играть первостепенную роль в жизни нашей страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений
современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких кругов общественности.
Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территори
Введение 4
1. Общие особенности современных миграционных
процессов в РФ
1.1 Понятие и классификация миграции 5
1.2 Современная миграционная ситуация в РФ 8
2. Характеристики и последствия миграции на территории РФ
2.1 Основные характеристики миграционных потоков 12
2.2 Социальные последствия миграционных процессов 18
3. Государственное управление миграционными
процессами в РФ
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов
в России 22
3.2 Основные направления деятельности по регулированию
миграционных процессов в Российской Федерации 24
3.3 Механизм реализации современной миграционной политики
на территории Российской Федерации 30
Заключение 42
Приложения
Литература
мигрантов трудоспособного возраста, низкой степенью приживаемости мигрантов,
совпадением ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов. Все это
приводит к негативным социальным последствиям: обострению ситуации на рынке
жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру, повышению
уровня преступности. Такая ситуация требует разработки и реализации
адекватной миграционной политики, ужесточению управления и контроля
миграционных процессов государством.
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России
Целями регулирования миграционных процессов в России являются обеспечение
устойчивого социально-экономического и демографического развития страны,
национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской
экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на
территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала
мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.
Регулирование миграционных процессов в России основывается на следующих
принципах:
· защита прав и свобод человека на основе законности и
неуклонного соблюдения норм международного права;
· защита национальных интересов и обеспечение безопасности
Российской Федерации;
· сочетание интересов личности, общества и государства;
· дифференцированный подход государства к решению проблем
различных категорий мигрантов;
· взаимодействие федеральных органов власти, исполнительных
органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления с общественными объединениями мигрантов.
Для достижения указанных целей должны быть решены следующие основные задачи
во внешнеполитической области:
· защита прав и свободы российских граждан;
· выработка и реализация межгосударственных механизмов оказания
целевой финансовой и иной помощи лицам, ищущим временное убежище на
территории Российской Федерации;
· развитие сотрудничества России с другими государствами в целях
предупреждения и предотвращения конфликтов, следствием которых является
массовая миграция населения;
· заключение Российской Федерацией международных договоров и
соглашений о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на
территории договаривающихся сторон (соглашение о реадмиссии), о борьбе с
незаконной иммиграцией, поощрении двусторонних и региональных диалогов об
урегулировании миграционных вопросов, приграничной торговле, туризме,
культурных, спортивных и иных поездках, о гарантии социальных и экономических
прав трудящихся – иммигрантов, содействии реализации прав соотечественников
за рубежом, об обеспечении их равного с гражданами государства положения
перед законом и уважительного отношения к их духовным и иным связям с
Россией, об обмене информацией о практике применения иммиграционного
законодательства, имеющихся проблемах, с которыми сталкиваются государства
при обеспечении защиты иммигрантов, а также информацией о новых методах
иммиграционного контроля и паспортно-визовых технологиях.
В области науки и информации предполагается решение следующих задач:
· дальнейшее развитие фундаментальных научных исследований,
касающихся социально - экономических, юридических, психологических основ
регулирования миграционных процессов в России и мире;
· организация проведения мониторинга и научного
прогнозирования миграционной обстановки в Российской Федерации;
· исследование и использование опыта зарубежных государств
по предотвращению и пресечению незаконной миграции, представляющей угрозу
национальной безопасности РФ;
· автоматизация и унификация технологий паспортно-визового,
налогового, таможенного, пограничного и иммиграционного контроля;
· создание федеральной системы учета российских юридических
лиц, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, деятельность
которых связана с организацией международного туризма, приема иностранных
граждан для обучения и лечения, привлечением и использованием иностранных
работников, а также с трудоустройством российских граждан за рубежом;
· создание федеральной системы учета иностранных граждан, в
том числе пребывающих в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, а
также обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации;
· создание федерального автоматизированного банка данных
дактилоскопической регистрации иммигрантов, подозреваемых в совершении
уголовных преступлений, а также совершивших административные правонарушения;
· формирование общественного мнения, способствующего
эффективной реализации политики в области регулирования миграционных
процессов в РФ;
· содействие средствам массовой информации в объективном
информировании населения России о проблемах мигрантов;
· содействие в получении иностранными гражданами и
соотечественниками за рубежом необходимой информации об условия х переезда,
трудоустройства и проживания в России;
· совершенствование автоматизированных систем сбора и
распространения информации о социально-экономической обстановке в целях
определения условий приема и размещения иммигрантов, о вакантных рабочих
местах в субъектах Российской Федерации, а также о территориях и населенных
пунктах, благоприятных или не рекомендуемых для их расселения.
3.2 Основные направления деятельности по регулированию миграционных процессов
в Российской Федерации
Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов
являются:
1. В области обеспечения контроля за иммиграционными
процессами в Российской Федерации разработка и создание единой системы
иммиграционного контроля на территории России
· совершенствование деятельности государственных органов
исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории
России, координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного
контроля;
· активизация договорного процесса с государствами –
участниками Содружества Независимых Государств и заключение двусторонних и
многосторонних соглашений в рамках Содружества, определяющих ответственность
сторон за поощрение или непротиводействие незаконной миграции, в том числе
незаконной трудовой миграции, за нарушение границ Содружества, а также
согласование порядка выдачи виз в пределах Содружества Независимых
Государств;
· усиление ответственности органов исполнительной власти
субъектов РФ за нарушение миграционного законодательства Российской
Федерации;
· повышение ответственности руководителей организации
независимо от их организационно-правовой формы за незаконное использование
иностранных работников;
· предоставление соответствующим федеральным органам
исполнительной власти иностранным гражданам информации о правовом положении
иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России и о порядке
приобретения гражданства российской Федерации4
· расширение договорной базы и обмен с иммиграционными
органами иностранных государств информацией по проблемам, связанным с
незаконной миграцией, и оп другим вопросам в области регулирования
миграционных процессов;
· обеспечение прав иммигрантов и контроль за соблюдением
ими своих обязанностей, содействие добровольному возвращению беженцев в места
их прежнего проживания;
· реализация мер по выдворению незаконных иммигрантов из
Российской федерации в государства гражданской принадлежности или постоянного
проживания.
2. В области создания условий для интеграции вынужденных
мигрантов в России установление квот распределения по субъектам РФ лиц,
признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище на территории
Российской Федерации
· разработка эффективного механизма использования средств
бюджетов всех уровней, направляемых на прием и обустройство вынужденных
мигрантов;
· создание условий для социально-бытового обустройства
вынужденных мигрантов, их интеграции на рынке труда, вступления на
профессиональные союзы, реализации их конституционных прав и свобод человека
и гражданина;
· развитие взаимопонимания между местным населением и
переселенцами, обеспечение гармоничного сочетания прав и интересов граждан
РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, создание
социально-экономических условий для выполнения международных обязательств
Российской Федерации по приему лиц, ищущих временное убежище на территории
российс4кой федерации, разработка и реализация специальных программ по их
культурной и языковой адаптации;
· создание региональных и межрегиональных систем обмена
информацией о возможностях обустройства вынужденных мигрантов;
· государственная поддержка в приоритетном порядке
социально незащищенных категорий вынужденных мигрантов, а также лиц,
прибывших в Россию в условиях чрезвычайных обстоятельств, обеспечение
сбалансированности национального рынка труда с учетом принципа
преимущественного трудоустройства граждан РФ;
· создание условий для легальной трудовой деятельности
иммигрантов, разработка механизма управления расселением иммигрантов по
территории страны, исходя из интересов социально-экономического развития
регионов, с учетом потребности региональных рынков труда и демографической
ситуации;
· привлечение иммигрантов на временной и постоянной основе
в соответствии с обоснованной потребностью субъектов РФ;
· разработка мер по содействию адаптации иммигрантов и
интеграции их в российское общество;
· сотрудничество федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления с переселенческими и общественными объединениями.
3. В области вхождения Российской федерации в международный
рынок труда и регулирования экономической миграции обеспечение взаимодействия
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации при решении проблем трудовой миграции путем
усиления контроля за привлечением и использованием иностранных работников в
целях защиты российского рынка труда, а также обеспечения права российских
граждан на занятие в приоритетном порядке вакантных рабочих мест в Российской
Федерации
· соблюдение работодателями условий, предусмотренных в
разрешениях на привлечение и использование иностранных работников, а также в
трудовых договорах (контрактах);
· противодействие нелегальной трудовой иммиграции и
контроль за уровнем оплаты труда иностранных работников;
· проведение комплексных проверок законности пребывания
иностранных граждан на территории Российской Федерации, их трудовой
деятельности, соблюдения ими налогового законодательства;
· совершенствование нормативной правовой базы в области
трудовой эмиграции российских граждан;
· создание и обеспечение условий для упорядочения
трудоустройства российских граждан за границей, обеспечения их социальной и
правовой защиты;
· стимулирование возвращения в Россию эмигрантов, выехавших
за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в
первую очередь квалифицированных специалистов;
· создание в Российской Федерации системы поддержки в
приоритетном порядке квалифицированных специалистов, деятелей науки,
культуры, искусства и спорта.
4. В области создания условий для добровольного возвращения в места
прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего
постоянного проживания в Российской Федерации и временно находящихся на
других территориях страны
· участие государства в процессе их возвращения, в том
числе путем разработки и реализации соответствующих программ;
· обеспечение в районах их прежнего проживания необходимых
социально-экономических условий жизнедеятельности путем восстановления и
развития экономики и социальной сферы;
· обеспечение их безопасности при возвращении в места
прежнего проживания;
· предоставление полной и объективной информации о
ситуациях в местах их прежнего проживания.
5. В области поддержки и развития взаимоотношений с соотечественниками за
рубежом содействие контактам и регулярным встречам на основе семейных связей
Информация о работе Классификации миграций: традиционные и новые направления