Конкурентные позиции: перехват грузов у конкурентов порта Ростов-на-Дону

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 09:24, реферат

Описание работы

Современные тенденции развития международных морских перевозок, изменение способов транспортировки грузов, а также развитие судостроения привели к трансформации портов из узловых элементов мировой транспортной системы в логистические и промышленные центры мирового масштаба. Одним из таких портов можно назвать порт Ростов-на-Дону.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Характеристика порта Ростов-на-Дону……………………………………..4
Административное положение порта……………………………………….4
Местоположение в транспортных системах………………………………...5
Условия навигации……………………………………………………………7
Структура грузооборота………………………………………………………8
Проблемные ситуации………………………………………………………..11
Основные порты-конкуренты………………………………………………..13
Порт Новороссийск…………………………………………………………...14
Порт Кавказ…………………………………………………………………...15
Порт Керчь…………………………………………………………………….17
Порт Азов…………………………………………………………………….. 19
Сравнительный анализ условий конкурентных позиций портов………….21
Возможности перехвата грузов………………………………………………22
Выводы……………………………………………………………………………….23
Список используемой литературы………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Курсовая по географии Ростов-на-Дону(2).doc

— 833.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Московская государственная академия водного транспорта

Факультет Экономики и управления

Кафедра Экономики водного транспорта

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Конкурентные позиции: перехват грузов у конкурентов

порта Ростов-на-Дону»

 

 

 

 

Выполнил:

                                            Студент 2 курса

группы КЭ-2

Боев Константин

                          

                           Руководитель:

Доцент, кандидат географических  наук

Мельченко В.Е.

 

 

 

 

 

Москва, 2013 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Характеристика порта Ростов-на-Дону……………………………………..4
    1. Административное положение порта……………………………………….4
    2. Местоположение в транспортных системах………………………………...5
    3. Условия навигации……………………………………………………………7
    4. Структура грузооборота………………………………………………………8
    5. Проблемные ситуации………………………………………………………..11
  2. Основные порты-конкуренты………………………………………………..13
    1. Порт Новороссийск…………………………………………………………...14
    2. Порт Кавказ…………………………………………………………………...15
    3. Порт Керчь…………………………………………………………………….17
    4. Порт Азов…………………………………………………………………….. 19
  3. Сравнительный анализ условий конкурентных позиций портов………….21
  4. Возможности перехвата грузов………………………………………………22

Выводы……………………………………………………………………………….23

Список используемой литературы………………………………………………….24

 

Введение.

   На сегодняшний день международные морские перевозки являются самым востребованным видом транспорта: на их долю приходится более 90% транспортировки всех товаров в мировой торговле. Порты как неотъемлемая часть мировой транспортной инфраструктуры играют важнейшую роль в процессах перевозки грузов морем.

  Современные тенденции развития  международных морских перевозок, изменение способов транспортировки  грузов, а также развитие судостроения  привели к трансформации портов  из узловых элементов мировой  транспортной системы в логистические и промышленные центры мирового масштаба. Одним из таких портов можно назвать порт Ростов-на-Дону.

    Чтобы поддерживать свой  статус порт вынужден вести  конкурентную борьбу за грузопотоки. Для достижения и поддержания  высоких конкурентных позиций  порту необходимо осознать и развивать свои преимущества. Настоящее исследование направлено на выявление основных факторов конкурентоспособности порта Ростов-на-Дону, анализ его преимуществ и определение методов, используемых в конкурентной борьбе.

   Ростов-на-Дону - порт пяти морей, крупный промышленный, научный и культурный центр юга страны, важный узел транспортных магистралей.

  Демьян Бедный и Валентин  Катаев в поэтическом экспромте  подметили одну очень яркую  черту:

Верней нет вывода простого.

Как тут мозгами не верти:

Живее города Ростова

На нашем юге не найти!

 

  1. Характеристика порта Ростов-на-Дону.
    1. Административное положение порта.

  Ростов-на-Дону расположен на  юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегах реки Дон, в 46 километрах от места её впадения в Азовское море. Ростов-на-Дону неофициально нередко именуется «Воротами Кавказа» и «Южной столицей России».

   Город большей частью  лежит на правом берегу реки Дон, на левом берегу находятся некоторые промышленные предприятия и увеселительные заведения (См. рис.1).  Юго-западные окраины города примыкают к дельте реки Дон.

  Через Ростов проходит граница между Европой и Азией — левый (южный) берег Дона относится к Азии, а правый (северный) — к Европе. Уникальное развитие города определяет его расположение в устьевой зоне реки Дон, в 65 км от Таганрогского залива Азовского моря, на пересечении важнейших транспортных магистралей. Расстояние до Москвы -1226 км.   

Ростов-на-Дону - крупный транспортный узел с развитыми портовыми комплексами, связанный внутренними водными путями с Поволжьем, Центром, Северо-западом страны, странами Причерноморья и, самое главное — странами Средиземноморья.   Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к берегам трех морей - Черному, Азовскому, Каспийскому, непосредственные контакты со всей европейской частью СНГ, Закавказьем, Ближним Востоком и Средиземноморьем.

Рис.1.

    1. Местоположение в транспортных системах.

   Благодаря геополитическому положению, Ростов-на-Дону  обладает значительным транзитным потенциалом, в том числе в системе международных транспортных коридоров. Использование транзитного потенциала региона является не только приоритетом развития транспортного комплекса, но и условием интенсификации внешнеэкономической деятельности.

   Система международных коридоров  включает следующие участки транспортных  коммуникаций и инфраструктуры  на территории Ростова-на-Дону:

МТК «Север-Юг»: Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Ростов-на- Дону – Новороссийск с дублирующим железнодорожным ходом: Москва – Воронеж – Ростов – Краснодар – Новороссийск и автомобильной магистралью М-4 «Дон» (Е-115) от границы с Воронежской области до границы Краснодарского края. МТК № 7: Дунайский воднотранспортный коридор (Дунай – Дон – Волга – Каспий).  Автотранспортное кольцо вокруг Черного моря: участки автодорог Ростов-Одесса и М-4 «Дон» в границах области.  МТК № 3: Дрезден/Берлин – Киев – Ростов-на-Дону, с разветвлением автодорожной части на направления: Каменск-Шахтинский – Волгоград и через М-4 «Дон» на Закавказье.

  МТК «Север-Юг» является  одним из глобальных проектов, призванных интегрировать Российскую  Федерацию в мировую транспортную  систему, обеспечить конкурентоспособную  доставку грузов из регионов  Персидского залива, Юго-Восточной Азии на железнодорожную сеть России, либо судами «река-море» по внутренним водным путям, следующим через территорию Ростовской области, в страны Восточной и Центральной Европы, а также Средиземноморья.

  Порт Ростов-на-Дону является одним из южных конечных пунктов (Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Азов, Ейск, Таганрог, Астрахань) Транспортного коридора №9. Транспортный коридор № 9 - это крупная транспортная ветвь, с направлением от госграницы с Финляндией - Санкт-Петербург - Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск - Астрахань. Транспортный коридор № 9 - это неотъемлемая часть общеевропейской системы транспортных коридоров.

  Через Ростов-на-Дону проходят  железнодорожный путь «Санкт-Петербург  – Ростов – Кавказ», судоходный  путь по реке из центра России в Чёрное и Средиземное моря, воздушный коридор «Санкт-Петербург – Москва – Кавказский регион». В городе расположено управление Северо-Кавказской железной дороги.

Ростовский речной порт – расположен на участке внутренних водных путей, являющемся стратегически важным для осуществления внешнеторговых перевозок по Южному воднотранспортному коридору. Ростов-на-Дону также является центром стратегически важных железнодорожных коммуникаций, связан федеральными автомагистралями со всеми основными регионами Юга, Кавказа, Поволжья и Центра. Через Ростов-на-Дону проходит несколько автодорог федерального и регионального значения. Трасса М4 «Дон» проходит мимо Ростова с восточной стороны, пересекая реку Дон по Аксайскому мосту. Из Северного жилого массива на север идёт трасса Ростов — Новошахтинск, которая соединяется с трассой М4 «Дон» между Шахтами и Новошахтинском.

   Также через Ростов-на-Дону  проходят: железнодорожный путь Мурманск — Петрозаводск — Санкт-Петербург — Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск — Сочи  и путь Санкт-Петербург — Псков — Смоленск — Курск — Ростов-на-Дону.

    1. Условия навигации.

   Отсутствие искусственных  гидросооружений позволяет обеспечить круглогодичную навигацию судов и уникальные возможности для перевалки грузов самых различных объемов и видов круглогодично 24 часа в сутки. Ледовая проводка судов в межнавигационный период осуществляется с декабря по март ледокольным флотом. Протяженность судоходных путей (каналов) в Ростовской области составляет: по реке Дон – 356 км, по Азово-Донскому морскому каналу – 37,3 км, Таганрогскому подходному каналу – 19 км. Общая протяженность водных путей в границах области составляет 800 км.

Порт принимает и обрабатывает суда класса река-море следующих типов: Волго-Балт, Волго-Дон, Сормовский, Сибирский, Омский, Амур, а также иностранные суда со сходными характеристиками и осадкой до 4 метров.

Площадь территории морского порта  составляет  284,23 га.  Площадь акватории морского порта 12,84 (км2). Порт Ростов имеет 54 причала, а длина причального фронта занимает  8978,9 м. Пропускная способность грузовых терминалов:12 853,35(тыс. тонн в год). Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) (м):3,5 / 140 / 16,7. Период навигации в морском порту – круглогодичный, с использованием ледоколов в зимний период. Климат в данной местности умеренно-континентальный, степной. Зима мягкая и малоснежная; средняя температура января −2,9 °C. Лето жаркое, продолжительное и засушливое, с преобладанием солнечной погоды; средняя температура июля +23,3 °C. Осадков выпадает 650 мм в год. Среднегодовая температура: +9,9 °C. Характерны сильные ветры, сопровождаемые иногда нагонной волной, приводящей к подмыванию берега и оползням.

    1. Структура грузооборота

 Водные пути Азово-Донского  бассейна – составная часть  Европейского воднотранспортного  кольца. Значительная часть внешнеторговых грузов направляется через этот судоходный путь в Турцию, Италию, Грецию,  Румынию и другие страны Черноморского и Средиземноморского бассейнов (См. рис. 2).

 

Рис.2.

   Через территорию Ростова-на-Дону  обеспечиваются внешнеторговые  поставки экспортно-импортных грузов  железнодорожным и автомобильным  транспортом в направлении портов Азово-Черноморского бассейна и Каспийского моря. Ростов-на-Дону также является центром стратегически важных железнодорожных коммуникаций, связан федеральными автомагистралями со всеми основными регионами Юга, Кавказа, Поволжья и Центра. Так же порт дает возможность постановки судов к причалу под иностранным флагом. Причалы порта оснащены современной мобильной перегрузочной техникой грузоподъёмностью до 20,0 тонн, способной перегружать в год до 1,5 тыс.тонн грузов различной номенклатуры. К причалам порта могут подходить суда грузоподъёмностью до 5,5 тыс. тонн. На территорию причалов заходят железнодорожные пути для приёма и отгрузки грузов на ж.д. вагоны. Территория порта находится вне городской черты рядом с автомобильной трассой и грузовой автотранспорт проезжает в порт без заезда в город. На территории порта создана и функционирует постоянная зона таможенного контроля.

  Морской и речной транспорт  Ростовской области играет основную  роль в обеспечении международных  транспортно-экономических связей. Значение воднотранспортной инфраструктуры  повышается в связи с развитием системы международных транспортных коридоров: МТК № 7 (Дунай – Дон – Волга) и пересекающих его сухопутных коридоров.

  Приоритетное развитие международного  судоходства в Азово-Донском бассейне связано с дальнейшим увеличением перевозок судами класса «река-море» грузоподъемностью до 5 000 тонн между Центром страны, прикаспийскими странами и странами Средиземноморского бассейна.

  Грузовые и пассажирские  перевозки водным видом транспорта осуществляют более 40 судоходных компаний, крупнейшие из которых: Волго-Донское пароходство, «Донречфлот» и другие. Протяженность судоходных речных путей в границах области составляет 1009 км.

  В порте осуществляется перевалку  и экспедирование внешнеторговых грузов. Имея значительный опыт перегрузки и экспедирования грузов, порт располагает широким спектром соответствующих услуг(погрузочные работы, экспедирование грузов, агентское обслуживание, фрахт судов), оказываемых на высоком профессиональном уровне. В настоящее время в порту перегружаются: металлолом, сыпучие грузы, цемент навалом (принимается в специализированный крытый склад), тарно-штучные грузы.

   С распадом СССР и кризисным  состоянием экономики России  резко снизился объем строительных  работ, значительно уменьшился грузооборот порта Ростов-на-Дону. Однако при этом качественно изменился грузопоток, в первую очередь за счет экспортно-импортных грузов, объем которых за этот период увеличился в 3,7 раза и ежегодно неуклонно растет. Грузопотоки экспортно - импортных грузов представляют преимущественно генеральные грузы и контейнеры. Ближайшая перспектива характеризуется организацией и наращиванием, прежде всего, линейных перевозок. При этом реальные грузопотоки имеются, и их освоение сдерживается недостатком портовых мощностей, малоэффективной и устаревшей перегрузочной техникой, недостатком универсального и отсутствием специализированного флота.

   По оценке экспертов, в  результате стабилизации экономики  страны, выхода из кризисного  состояния промышленности и сельского хозяйства, активизации внешнеэкономических связей, переориентации потоков российских грузов с украинских портов на российские порты Азовского моря, потребность портовых мощностей региона составит не менее 50 млн. т. в год (при наличии не более 20 млн. т).

    1. Проблемные ситуации.

  Время и развитие пассажирских  перевозок на судах "река-море" плавания в заграничном сообщении  все настоятельнее ставит вопрос  о создании в порту Ростов-на-Дону  пассажирского пограничного терминала.

Информация о работе Конкурентные позиции: перехват грузов у конкурентов порта Ростов-на-Дону