Конкурентные позиции: перехват грузов у конкурентов порта Ростов-на-Дону

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 09:24, реферат

Описание работы

Современные тенденции развития международных морских перевозок, изменение способов транспортировки грузов, а также развитие судостроения привели к трансформации портов из узловых элементов мировой транспортной системы в логистические и промышленные центры мирового масштаба. Одним из таких портов можно назвать порт Ростов-на-Дону.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Характеристика порта Ростов-на-Дону……………………………………..4
Административное положение порта……………………………………….4
Местоположение в транспортных системах………………………………...5
Условия навигации……………………………………………………………7
Структура грузооборота………………………………………………………8
Проблемные ситуации………………………………………………………..11
Основные порты-конкуренты………………………………………………..13
Порт Новороссийск…………………………………………………………...14
Порт Кавказ…………………………………………………………………...15
Порт Керчь…………………………………………………………………….17
Порт Азов…………………………………………………………………….. 19
Сравнительный анализ условий конкурентных позиций портов………….21
Возможности перехвата грузов………………………………………………22
Выводы……………………………………………………………………………….23
Список используемой литературы………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Курсовая по географии Ростов-на-Дону(2).doc

— 833.50 Кб (Скачать файл)

   Сложившаяся ситуация с портами на Юге России после распада СССР требует увеличения грузооборота российских портов на Азовском море, в том числе и порт Ростов, примерно в 3-4 раза в ближайшие 5-10 лет.

  Если этого не произойдет, то возрастающие грузопотоки  уйдут в порты Украины и Прибалтики. В отличие от других отраслей народного хозяйства России, переживающих глубокий кризис, портовые мощности городов Приазовья за последние годы не только не снизили свой потенциал, но и значительно их нарастили (в среднем не менее чем в 1,5 раза). Для достижения конкурентоспособности существующих портов, что позволит обеспечить переориентацию на них грузопотоков, требуется модернизация гидротехнических сооружений и замена большей части основного перегрузочного оборудования. Эти мероприятия позволят повысить пропускную способность существующих портовых мощностей примерно на 30-50%.

  К числу основных проблем  внутреннего водного и морского  транспорта региона Ростов-на-Дону  относятся: высокий износ гидротехнических  сооружений Волго-Донского канала и заносимость водных путей  реки Дон; малые глубины судоходных путей, не позволяющие заходить в порт морским судам грузоподъемностью более 3 – 5 тыс. тонн; отсутствие межобластных и международных пассажирских перевозок водным транспортом и туристических круизных маршрутов; несоответствие технического состояния значительной части флота «река-море» современным требованиям, что снижает экономическую эффективность его использования и уровень безопасности мореплавания;  износ основных производственных фондов крупных и средних коммерческих организаций составляет: на морском транспорте 51 процент, на внутреннем водном – почти 70 процентов.

  Основным сдерживающим фактором  развития перевозок грузов в  системе МТК на территории  Ростова является недостаточная пропускная способность пограничных переходов. Имеющееся оборудование таможенных постов на автомобильных переходах и в портах не позволяет качественно и оперативно осуществлять таможенное оформление и пограничный контроль с минимальными издержками. Существующая таможенная практика сдерживает внешнеторговые грузопотоки и не стимулирует переход на новые эффективные и удобные для пользователей технологии. Сроки прохождения контейнеров через российскую таможню в несколько раз выше, чем в зарубежных портах и на пограничных переходах, что прямо сказывается на конкурентоспособности отечественной транспортной инфраструктуры.

  1. Основные  порты-конкуренты.

  Самыми главными конкурентами  порта Ростов-на-Дону являются  российские порты Новороссийск, Азов и Кавказ, а также украинский порт Керчь (См. рис. 3).

Рис. 3.

 

 

 

 

 

    1. Порт Новороссийск.

   Новороссийский морской торговый порт (НМТП) — один из крупнейших транспортных узлов Юга России. Это крупнейший по грузообороту российский порт (по данным Ассоциации российских морских портов) и пятый в Европе по объему обработки грузов. ОАО "НМТП" обрабатывает около 20% от общего объема грузов, экспортируемых и импортируемых через морские порты России . Морской порт Новороссийск расположен в северо-восточной части Чёрного моря. Внутренняя гавань расположена в вершине Новороссийской бухты севернее линии, соединяющей Западный и Восточный молы. Подходы к морскому порту представляют собой водное пространство, примыкающее с моря к акватории морского порта. В границах подходов к морскому порту находятся точки встречи лоцманов.

   В Новороссийской бухте  расположены Пенайские банки. К западу и востоку от них пролегают соответственно западный (основной) и восточный фарватеры. Подходы к Новороссийской бухте и плавание в ней обеспечиваются достаточным количеством средств навигационного оборудования. Морской порт оказывает услуги по перевалке генеральных, навалочных, контейнерных, продовольственных грузов, лесоматериалов, сырой нефти и нефтепродуктов. Общая протяженность причального фронта 14836 м, в том числе, на Внутренней гавани – 9822 м (58 причалов различного назначения), на остальной акватории порта – 5014 м (28 причалов различного назначения), берегоукреплений 803,7 м, оградительных гидротехнических сооружений 3967,5 м.

   В границах морского порта  Новороссийск осуществляют свою  деятельность более 80 хозяйствующих  субъектов (стивидорные, агентирующие, бункеровочные, сюрвейерские компании и пр.). В северо-восточной части акватории морского порта расположена смежная акватория пункта базирования кораблей ВМФ России (далее - Военная гавань).

  В акватории морского порта имеются следующие ограничения по осадкам судов: на западном фарватере – до 19,0 м; на Внутренней гавани морского порта – до 13,1 м; ограничений у ВПУ морского терминала КТК-Р – нет.

Одной из основных метеорологических особенностей в районе Новороссийской бухты является ураганный ветер северо-восточного направления («бора»), который чаще всего наблюдается в холодный период года (с ноября по март) и скорость которого может достигать 50 м/с и выше. При штормовых ветрах северных направлений и отрицательных температурах воздуха могут возникнуть условия для обледенения судов и гидротехнических сооружений.  Максимальная скорость ветров южных направлений может достигать 30-35 м/с, при этом высота волн на акватории морского порта может достигать 7 м, а во Внутренней гавани - до 3 м. Новороссийская бухта является незамерзающей. Навигация в морском порту осуществляется круглогодично. В районе морского порта отмечаются такие опасные гидрометеорологические явления, как туманы, грозы, ливневые дожди с ограничением видимости, смерчи (в летний период времени), существенно влияющие на безопасность мореплавания.

    1. Порт Кавказ.

   Морской торговый порт  Кавказ расположен в Темрюкском  районе Краснодарского края на  косе Чушка, омываемой с одной  стороны водами Керченского пролива, с другой стороны – Динского залива Черного моря. Акватория порта ограждена двумя волнозащитными молами. Порт Кавказ построен в 1953 году как портпункт Керченского морского порта для обеспечение работы паромной переправы «Крым-Кубань».

   К причалам порта подведена железная дорога. Ближайшая железнодорожная станция – Кавказ. Морской порт Кавказ принимает суда длиной до 130 м, шириной до 14,5 м, осадкой до 5 м.

В настоящее время осуществляются паромные перевозки пассажиров и автомобильного транспорта.  Порт Кавказ открыт для захода судов круглый год. Нормальным рабочим временем в порте считается время с 08.00 до 20.00 часов, кроме выходных и праздничных дней. Открытая перевалка химических веществ и удобрений привела к ухудшению экологической обстановки и росту числа заболеваний среди жителей посёлка Чушка, расположенного недалеко от порта. Несмотря на установленные факты нарушений природоохранного законодательства, ОАО «Порт-Кавказ» продолжает заниматься перевалкой грузов химической промышленности. Железнодорожные перевозки осуществляет ООО «Аншип», дочернее предприятие группы компаний «АнРуссТранс» (Россия), автомобильные — Государственная судоходная компания «Керченская паромная переправа» (Украина).

20 ноября 2011 года началась коммерческая  эксплуатация паромной линии Зонгулдак (Турция) — порт «Кавказ». На линии работает паром «АНТ-2», вместимостью 80 автофургонов и 86 пассажиров. Рейсы выполняются 1 раз в неделю, время в пути 24 часа.

Длина причального фронта доведена до 1070 погонных метров.Производственная база и инфраструктура нефтебазы составляет 100 тысяч метров куб. единовременного хранения. Обустроены две двухсторонних эстакады для слива по 24 и 46 ж/д цистерн за 3 часа. Вводится в эксплуатацию комплекс по перегрузке жидких химических грузов мощностью около 500 тыс. тонн в год.

ОАО «Анроскрым» проделана значительная работа  по  реконструкции железнодорожной паромной переправы на линиях Кавказ – Крым, Кавказ Поти, Кавказ – Варна, Кавказ - Самсун. Принимаются паромы длинной до 150 метров с осадкой 3,8 метра. Для обеспечения безопасности судоходства в зоне ответственности создана региональная система управления движением судов Керченского пролива (порт Кавказ, порт Темрюк, порт Тамань) стоимостью  около 170.9 мл. рублей

  Сегодня морской порт Кавказ  — это развивающийся морской порт,  имеющий все предпосылки для дальнейшего экономического развития. Общий грузооборот Порта в 2010 году составил более 10 млн.тонн. В Порту функционируют 5 международных паромных линий между морским портом Кавказ и портами Крым (Украина), Поти (Грузия), Варна (Болгария). В январе 2011 года железнодорожным паромом «СМАТ» выполнен пробный рейс в порт Самсун (Турция), начат прием судов Ро-Ро с цитрусовыми из Турции.

    1. Порт Керчь.

   Керченский морской  порт  создан 24 июля 1949 г. На сегодняшний день основной вид перерабатываемых грузов – нефтепродукты, СУГ, зерновые. Имеется возможность обработки навалочных, генеральных и наливных грузов широкой номенклатуры. Порт может перерабатывать скоропортящиеся грузы. Керченский морской  порт расположен на берегу Керченской бухты. Канал Керченского морского порта ответвляется от Керченского подходного канала и тянется на 1,1 мили. Ширина канала – 80 м.

   Порт незамерзающий. Акватория  ковшового типа, удобна для безопасной  стоянки судов в любую погоду. За портом закреплена непосредственно акватория порта, акватория подходного канала с охранной зоной по 100 м к северу и югу от бровок канала, акватория нефтебазы (по 100 м к северу и югу от пирса нефтебазы).Территория порта составляет 19,28 га, акватория – 32,756 га, длина причальной линии – 1016,6 м.

На побережье Керченского пролива самые холодные месяцы – январь и февраль. Большую часть года преобладают ветры NE, отличающиеся значительной скоростью и продолжительностью. Летом часты ветры южных направлений. Ветры со скоростью 21–24 м/с редки. Штилей мало.Туманы наиболее часты с ноября по март. Осадки чаще выпадают с ноября по март – апрель. Грозы наиболее вероятны с мая по октябрь – ноябрь, когда в среднем наблюдается до 3–5 дней с грозой в месяц.  Навигация осуществляется круглогодично.

Помимо внутренней акватории, порту отведены: акватория подходного канала шириной 80 м с охранной зоной шириной 100 м от правой и левой бровок канала. Порт открыт для захода судов круглый год, при наличии льда в Керченском проливе возможна подвижка тяжелых льдов на каналах из-за постоянной смены течения и направления ветра. В таких условиях разрешение на проход судна дает Центр регулирования движения судов (ЦРДС) в каждом отдельном случае. В порт могут заходить суда длиной до 200 м, с осадкой 8 м.

Длина пролива – 22 мили, наибольшая ширина между Керчью и восточной частью Таманского залива – 22,5 мили, наи-меньшая – около 2 миль между портом Крым (Украина) и портом Кавказ (Россия).

Круглосуточно производится прием нефтезагрязненных, льяльных, фекальных вод и сухого мусора с судов, заходящих в порт, а также следующих транзитом через Керченский пролив. Порт имеет собственную станцию очистки и переработки нефтезагрязненных вод.

  Судам, заходящим в порт Керчь  или следующим транзитом через Керченский пролив, может быть оказана комплексная услуга по агентированию, предоставлению буксиров любой мощности, рейдового катера. Мощности порта позволяют перерабатывать до 2,5 млн. т. грузов в год.  Порт оснащен современным оборудованием, перегрузочными машинами и механизмами, позволяющими перерабатывать генеральные грузы (металлопродукция, оборудование и др.), навалочные грузы (ферросплавы, чугун, кокс, уголь, металлолом, окатыши, руда и др.), контейнеры, колесную автотехнику, зерно насыпью.

 

 

 

 

    1. Порт Азов.

Азовский порт расположен на линии 9-го интермодального коридора, предназначенного для переброски грузов с севера на юг, а также является эффективным в работе с грузопотоками Балкано-Дунайского и Средиземноморского направлений. Порт расположен на левом берегу реки Дон на участке 3167,0-3168,8 км в черте города Азов. Он является своего рода главными воротами, соединяющими Средиземное море с внутренней водной системой России и Каспием. Это позволяет доставлять грузы в центральную часть России, на Урал и Среднюю Азию.

Глубина у причалов - 4,5-8,5 м., глубина подходного канала - 4 м. Ширина реки - около 400 м., в зимнее время осуществляется ледокольная проводка судов. Порт работает в условиях круглогодичной навигации, принимает суда типа "река-море" грузоподъемностью до 5 тыс. тонн. В результате реализации инвестиционной программы пропускная способность порта возросла до 5-6 млн. тонн экспортно-импортных грузов в год. Порт имеет статус международного. На его территории действуют пограничная, таможенная, санитарная, ветеринарная и карантинная службы.

Общая площадь порта превышает 24 га. Перегрузочный комплекс Азовского порта включает ряд причалов, специализированных на перегрузке металлопродукции, лесных, зерновых грузов, руды, удобрений, угля, минерально-строительных и тарно-штучных грузов.

Грузовые причалы порта обеспечены мощным комплексом перегрузочной техники, включающим 2 контейнерных перегружателя, 30 портальных кранов грузоподъемностью до 32 тонн, а также всеми видами средств малой механизации. Порт располагает крытыми и открытыми складскими площадями (возможное единовременное хранение до 1 млн. тонн продукции) Порт имеет развитую сеть железнодорожных подъездных выставочных путей. Внутрипортовые железнодорожные пути позволяют принимать до семи маршрутов одновременно.

Порт работает в условиях круглогодичной навигации, принимает суда типа "река-море" грузоподъемностью до 5 тыс. тонн. Порт имеет статус международного. На его территории действуют пограничная, таможенная, санитарная, ветеринарная и карантинная службы. Пассажирские причалы порта расположены на 3167,3 км, они оборудованы вертикальной стенкой из металлического шпунта, длина которой 180 м. Грунт — песок с илом.

Гидрометеорологические условия для плавания судов в Азовском море благоприятны с мая по сентябрь. В это время туманы отмечаются нечасто. С октября по апрель гидрометеорологические условия менее благоприятны. В это время активизируется циклоническая деятельность, увеличивается повторяемость штормовых ветров, а повторяемость сильного волнения достигает 18 %. С января по март — апрель в умеренные и суровые зимы из-за тяжелых ледовых условий навигация обычно прекращается во всем описываемом районе. Для района Азовского моря характерны следующие типы погоды. Средняя месячная скорость ветра в течение года 3—7 м/с, причем в холодный период года она больше, чем в теплый. Штили редки, повторяемость их обычно не превышает 7 %, и только в отдельных пунктах она увеличивается до 14 %.

Информация о работе Конкурентные позиции: перехват грузов у конкурентов порта Ростов-на-Дону