Контрольная работа по "Географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:04, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "География"

Содержание работы

1. Охарактеризуйте природный и производственный потенциал Дальневосточного экономического района.
2. Проведите сравнительный анализ Центрально-Черноземного экономического района и Калининградской области с точки зрения площади, численности населения и трудовых ресурсов, а также структуры хозяйства.
Bonus
Определите наиболее актуальные, на ваш взгляд, проблемы пространственного развития российской экономики в начале XXI века.

Файлы: 1 файл

География.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

Швейцария, Казахстан, Эстония и Узбекистан.

На данный период вложение инвестиций заметно снизилось. Бесспорно, на

снижение количества ежегодно регистрируемых предприятий повлияли

нестабильность экономической  и политической ситуации в целом  по стране,

несовершенство и противоречивость действующего законодательства, непомерно

высокие налоги и сборы, неприятие  до настоящего времени основополагающих

законов, таких как о разделе  продукции, земельный и налоговый  кодексы, и ряд

других причин.

Поэтому многие иностранные фирмы предпочитают действовать на российском рынке

самостоятельно, через постоянно  действующие представительства, что  менее

хлопотно, более надежно, да и в  случае критической ситуации процедура

прекращения деятельности более проста.

Такая форма деятельности не противоречит российскому законодательству и хотя

далеко не всегда дает прямые инвестиции, все же в значительной степени

способствует упорядочению и усилению контроля за поступлением налогов и

сборов от деятельности иностранных  фирм в бюджеты всех уровней. Важное

значение имеет и тот факт, что представительствам открываются  рублевые счета

в российских банках. Таким образом, иностранные фирмы получают возможность

аккумулировать рублевые доходы и  в дальнейшем инвестировать их в  экономику

области. Однако основная роль в иностранных инвестициях принадлежит все же

предприятиям с правом юридического лица.

Иностранные участники при создании предприятий формируют уставный капитал в

основном за счет внесения вкладов  в денежной форме, как правило  в

конвертируемой валюте, или поставок различного вида технологического

оборудования, дорожной, строительной техники, автомобилей, компьютеров,

оргтехники и других материальных ценностей.

Можно отметить определенные тенденции  в процессе создания таких предприятий.

Во-первых иностранные инвесторы не торопятся вкладывать большие средства в

экономику Калининградской области. В основном создаются предприятия  с

минимальным по действующему законодательством  уставным капиталом. Далеко не

все предприятия после регистрации  сразу же приступают к активной

хозяйственной деятельности. Многие занимают позицию «выжидания», чтобы  в

будущем, при более благоприятной  экономической ситуации, оказаться  на

российском рынке готовыми к  немедленной практической деятельности, с уже

полностью оформленными документами для ведения хозяйственной деятельности,

открытыми рублевыми и валютными  счетами, подобранным персоналом, налаженными

деловыми контактами, потенциальными партнерами и так далее.

Во-вторых, количество предприятий  со 100%-ными иностранными инвестициями

увеличивается более высокими темпами, чем предприятий с долевым  участием

иностранного капитала. Это говорит  о том, что иностранные предприниматели

стали лучше ориентироваться на российском рынке.

В-третьих, большинство предприятий  с иностранными инвестициями создается в

сфере мелкого и среднего бизнеса  и в тех отраслях экономики, где

капиталовложения быстро окупаются  и более или менее гарантирована  валютная

выручка.

Основными видами деятельности этих предприятий в Калининградской  области

стали посреднические и консультационные услуги, торговля, производство

некоторых видов промышленной продукции  и товаров народного потребления,

строительство, производство стройматериалов, оказания транспортных,

туристических и других видов услуг.

Тем не менее, несмотря на то, что в силу многих причин процесс привлечения

иностранных инвестиций через создание предприятий идет не так активно, как

ожидалось, эти предприятия уже  вносят далеко не малый вклад в  экономику

региона.

Успешно развивают деятельность российско-ирландско-швейцарско-германско-

итальянское СП «Цепрусс» (целлюлозно-бумажная промышленность), российско-

французкое предприятие «ВестБалтТелеком» (услуги связи), российско-германское

предприятие «Балтик ГмбХ» (работы по возведению наземных и подземных

сооружений всех видов, строительство «под ключ» зданий и других сооружений) и

другие.

В соответствии с  действующим законодательством  иностранные инвесторы могут

принимать участие не только в создании новых предприятий, но и вкладывает

свои средства в покупку акций, долей, паев участия в уже действующих

калининградских предприятиях.

Однако создание предприятий и  покупка акций действующих предприятий  – это

далеко не единственная возможность  привлечения иностранных инвестиций. Через

эти источники в область приходит частный иностранный капитал.

Администрация области продолжает разработку комплекса мер, направленных на

увеличение объема инвестиций и  повышение их эффективности.

Таким образом, налицо движение Калининградской  области от закрытого региона  к

российской территории, активно участвующей в международном разделении труда,

хотя темпы этого движения пока не так велики, как этого бы хотелось, и идет

оно не без проблем и трудностей. Можно ожидать, что по мере выхода России и

нашего региона их экономического кризиса и реализации закона об ОЭЗ масштабы

иностранных инвестиций возрастут, а  их структура станет более прогрессивной.

Есть надежда и на то, что калининградские  предприятия смогут найти новые

экспортные рынки для своей  продукции, а также наладить производственную

кооперацию с зарубежными фирмами.

           3.1. Перспективы развития экономики  Калининградской области          

Анализ сложившейся политической, экономической и социальной ситуации в России

указывает на преодоление пиковой  фазы трансформационного кризиса, постепенный

переход к макроэкономической стабилизации, а также на возникновение очагов

инвестиционной активности и становление  механизмов роста. Однако данная

ситуация находится в шатком равновесии, и резкие изменения курса  проводимых

реформ могут привести к новому всплеску инфляции и перемещению фазы

восстановления и реструктуризации производства на более отдаленную

перспективу. В настоящее время  трудно оценить наиболее вероятный  прогноз

развития региона, потому что, как  показал анализ регионального развития,

односторонние действия федерального центра тут же сказываются на условиях

развития территорий. В связи  с этим можно дать три варианта прогноза

развития: пессимистический – при  резком изменении проводимой экономической

политики, оптимистический – сдвиг реформ в сторону либерализации

экономической политики и наиболее вероятный – при сложившейся  экономической

политике. При этом необходимо учитывать, что Калининградскую область  нельзя

рассматривать вне общих процессов  в России и прогноз социально-экономического

развития области должен соответствовать  общим тенденциям в России с

поправками на геополитическое  положение и структуру хозяйства. Однако следует

отметить, что прогнозирование  развития Калининградской области  еще более

сложно по сравнению с прогнозом для страны в целом, поскольку наряду с общими

социально-экономическими условиями  приходится учитывать региональную

специфику. Ключевым вопросом является возможность функционирования особой

экономической зоны на территории области  и степень федеральной поддержки

регионального развития. Реализация программ по стимулированию развития

региона позволяет ожидать более  быстрой реструктуризации экономики  региона,

ее адаптации к рыночным условиям и создание необходимой инфраструктуры. А

продолжение непоследовательной политики предоставления и отмены получаемых

регионом преимуществ и компенсаций (как это было в первой половине 1990-х

годов и в январе 2001 года) может  сохранить те проблемы, связанные  с

геополитическим положением области, которые обусловили более сильное падение

производства по сравнению со среднероссийским уровнем.

Стабильная законодательно-нормативная  база будет служить предпосылкой притока

отечественных и иностранных инвестиций, способствующих реализации целей

федеральной политики в регионе  и закона «Об ОЭЗ в Калининградской области».

Рост числа совместных предприятий, наличие ряда разработанных программ и

проектов позволяет надеяться  на более быстрое развитие региона, превращение

его в одну из «точек роста» российской экономики.

Последовательное использование механизмов ОЭЗ, федеральной поддержки и

возможностей международного сотрудничества позволяет прогнозировать более

быстрое развитие портового хозяйства  и транспортного комплекса в  целом,

отдельных предприятий машиностроения, увеличение выпуска продовольственных и

непродовольственных товаров народного  потребления, расширение рекреационной

деятельности. Кроме того, могут  получить развитие предприятия самых  различных

отраслей (в особенности совместные и иностранные), если инвесторы сочтут

региональные условия подходящими для их расширения.

Для начального этапа реструктуризации экономики любого региона необходимо

определить отрасли, которые потенциально перспективны:

· Сырьевые отрасли экспортной ориентации. В Калининградской области имеются

янтарная и нефте - газодобывающая отрасли (хотя и при ограниченных запасах).

·                    Производство материалоемких и трудоемких  комплектующих

и полуфабрикатов. В Калининградской  области примером является целлюлозно-

бумажная промышленность.

·                    Обеспечение деятельности экспортных отраслей. В

Калининграде – завод «Газавтоматика»  с производством оборудования для

газопроводов.

·                    Предприятия – «естественные  монополисты», обеспечивающие

жизнедеятельность всего народного хозяйства; это предприятия энергетики,

связи, ряда отраслей транспорта.

·                    На региональном уровне к «естественным  монополистам» в

большинстве регионов России относятся  также защищенные транспортным фактором

предприятия стройматериалов и  производства скоропортящейся

малотранспортабельной пищевой продукции. Но для Калининградской области,

соседствующей с Польшей и Литвой, региональные монополии в производстве

стройматериалов и агропродукции  установить сложнее, эти отрасли  испытывают

огромную конкуренцию со стороны импорта. Они требуют специальной поддержки и

мер защиты от недобросовестной конкуренции (демпинг и прочее).

·                    Отрасли, работающие на внутренний рынок  и производящие

аналоги импортной продукции для  среднеобеспеченных слоев населения. В Польше,

например, хорошо налажен выпуск товаров  народного потребления, не требующих

больших инвестиций и высоких технологий, и такие товары направляются и  на

экспорт. В Калининградской области  к таким отраслям относятся мебельная,

пищевая; может быть широко организован выпуск изделий широкого потребления, в

том числе предприятиями малого бизнеса.

·                    Предприятия различных отраслей с иностранным капиталом,

использующие дешевую рабочую  силу, зарубежные технологии и фирменные марки

для производства продукции на региональный и российский рынок. Примером могут

быть некоторые действующие  в области совместные предприятия, и не только в

промышленности – «ВестБалтТелеком», «Россбан», «Балтик». Эта группа

предприятий имеет особенно благоприятные, но пока недостаточно использующиеся

возможности, во многом зависящие  от политической стабильности в стране.

Другими словами, на первом этапе структурной  перестройки экономики к наиболее

перспективным отраслям и предприятиям, позволяющим ожидать скорую отдачу и

потому требующим стимулирования, относятся:

·                    инфраструктурные отрасли, прежде всего  транспорт,

обслуживающий транзитные перевозки  восток-запад, и телекоммуникации;

·                    отрасли непроизводственной сферы (торговля, сфера

обслуживания, финансы, курортно-рекреационное  хозяйство и другое), которые до

сих пор почему-то считаются чем-то «второсортным» на фоне отраслей

производственной сферы;

·                    экспортно-ориентированные и импортозамещающие

предприятия всех отраслей;

·                    предприятия, уже наладившие или  потенциально способные

наладить производственную кооперацию с зарубежными партнерами;

·                    производство товаров народного  потребления;

·                    использование и углубление переработки местных сырьевых

ресурсов, включая перерабатывающие предприятия аграрного сектора;

·                    строительство и стройиндустрия;

·                    расширение внутриобластных производственных связей, а

также развитие широких кооперированных хозяйственных и торговых связей с

регионами России, Белоруссии, Польши и Литвы.

              3.2. Привлечение инвестиций в Калининградскую  область             

Создание  благоприятного инвестиционного климата  является одной из задач и

одновременно  необходимым условием успешного  функционирования Калининградской

Информация о работе Контрольная работа по "Географии"