Кузбасс. Каменный, бронзовый, железный века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 14:44, реферат

Описание работы

В горах, в лесостепи и тайге Сибири, в том числе Кузнецкого края, многие десятилетия археологи ведут поиск и раскопки древних памятников. Сделаны удивительные открытия, много удалось узнать из истории древних времен, но не меньше до сих пор покрыто тайной веков. Поэтому знания дописьменной истории периодически расширяются, дополняются, а в некоторых случаях изменяются в результате постоянных археологических исследований.
Сибирь находится далеко от центра происхождения человека. Прошло около двух, если не больше, миллионов лет, когда человек из « африканской колыбели » добрался до сибирских просторов

Файлы: 1 файл

Устьянцеву.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

 

Вторая половина III — начало II тысячелетия до н. э. являлись периодом ранней бронзы. Древние общества Сибири в освоении раннего металла сделали заметный шаг вперед. Они перешли к производству орудий из бронзы, изготовлению их литейным способом в специальных формах. К сожалению, этот исторический период на большей территории Сибири, в том числе и в Кузнецком крае, до сих пор остается слабо изученным. Раскопки, проведенные археологами в Горной Шории на реке Мрассу, у поселка Мун-дыбаш, на реке Томи в окрестностях г. Новокузнецка, , что практически вся ландшафтная область была освоена в этот период. Вероятно, здесь обитали представители двух народов, которые активно, но мирно контактировали в центральных районах области (Кузнецкая котловина). Один из них занимал преимущественно Горную Шорию, а другой — большую часть территории от северных предгорий Кузнецкого Алатау до котловины. Историю этих племен можно восстановить только по материалам стоянок. А они имели временный или сезонный характер, что свидетельствует о подвижном образе жизни людей.

Первую  половину II тысячелетия до н. э. составлял период развитой (средней) бронзы. Большую часть Кузнецкого края, преимущественно его лесостепи, занимали племена нового населения. В его формировании приняли участие группы европеоидного населения Передней Азии. Но основу составляли народы предшествующего времени, обитавшие в лесостепи Верхней Оби и на сопредельных территориях. Хорошо известно, что новое население заняло не только Кузнецкую котловину, но и прибрежные районы Оби вплоть до впадения в нее реки Томи.

Это были скотоводы, охотники, рыболовы и собиратели. Они разводили лошадей и крупный рогатый скот. Но этот вид хозяйственной деятельности не удовлетворял потребности общества в мясной пище. Поэтому рацион питания пополняли добытая дичь, рыба и продукты собирательства. Некоторые специалисты предполагают, что этот народ знал земледелие. Более определенно можно говорить о том, что они были прекрасными металлургами и литейщиками.

Возникновение поселка литейщиков было возможно тогда, когда рост потребности в металлических предметах и развитие технологии металлургического производства привели к ремесленной специализации. В условиях первобытного общества она нашла отражение в металлургии и металлообработке. Это был сложный цикл от добычи руды и ее переработки к плавке металла — изготовлению литейных форм и отливке изделий с последующей их обработкой. Медь поступала из районов Рудного Алтая и Горной Шории, а источниками олова были реки Кия, Яя, Урюп, Золотой Китат.

Этот  народ славился не только литейщиками, но и гончарами. Конечно, посуду изготавливали только для собственных нужд. Но она отличалась точными пропорциями и разнообразием форм. Среди посуды наиболее распространенными были баночные формы и горшки. Удивительный орнамент на этих сосудах. Кроме простых композиций из прямых или волнистых линий, известен декор в виде взаимопроникающих геометрических фигур и антропоморфных изображений. Так, на сосуде из стоянки у поселка Школьный несколько безголовых фигур украшают его венчик. Все сосуды имеют плоское дно, и оно обязательно орнаментировано. Декор на дне сосудов, вероятно, связан с представлениями о космосе и таких небесных светилах, как солнце и луна. Все это сохраняло верования предшествующего времени, свойственные охотникам и рыболовам. О том же свидетельствуют каменная фигурка медведя и на Томских писаницах — вышлифованные изображения лосей. Наряду с ними утверждаются новые, в частности, культ предка — культ героя-человека. Не случайно в памятниках находят скульптурные изображения человека. Видимо, к этому культу имели отношение личины на петроглифах реки Томи, прочерченные антропоморфные изображения, лодки и фигура оленя-солнца с сияющей головой.

Наряду  с великолепными образцами предметов  бронзолитейного производства по-прежнему сохранялись предметы, изготовленные из камня, кости и рога. Это наконечники стрел, топоры, тесла, скребки и др. Надо отметить, что с этого хронологического рубежа первобытные общества вступили на военный путь развития.

Северные  предгорья Кузнецкого Алатау и Мариинская лесостепь были мало освоены в это время. Сюда эпизодически проникали группы населения из районов Среднего Енисея. Это был народ, создавший удивительную культуру.

В середине II тысячелетия до н. э. обширные просторы степи и лесостепи от Южного Урала до Среднего Енисея заняли пастухи-скотоводы андроновской культуры. Андроновцы уничтожили достаточно развитые культуры на этом пространстве. Специалисты считают, что этот народ относился к индо-иранской языковой группе. Андроновские памятники достаточно хорошо изучены археологами, в том числе и на территории Кузнецкого края. Причем андроновцы заняли все благоприятные для их хозяйственной деятельности районы. Доказано, что на востоке они вели достаточно подвижный образ жизни, перемещаясь на кибитках, которые могли служить им и жилищем. Но в некоторых случаях, скорее всего зимой, андроновское население возводило временные деревянные сооружения, в которых содержали также скот. Основным занятием андроновских племен было разведение крупного рогатого скота. Хотя в стаде были также овцы, но в небольшом количестве. О других занятиях судить очень трудно. Вряд ли надо исключать охоту и рыболовство, но они занимали незначительное место в экономике древнего населения. Поселения не дают достаточной информации обо всех сферах жизнедеятельности, как и погребальные памятники.

  Обряд погребения андроновцев Кузнецкой котловины удивительно совпадает с обрядом, описанным в древнеиндийских и древнеиранских письменных трактатах «Авеста» и «Ригведа». А обряд кремации следует заветам древнейшей мировой религии — зороастризму.

Эти совпадения не случайные. Они свидетельствуют о том, что это население мигрировало в районы Сибири. Возможно, из северных просторов Южной Азии, а возможно, истоки их были связаны с Передней Азией. Достоверно установлено, что это были европеоиды.

Время существования андроновцев связано с разложением первобытнообщинных отношений. Сложной была у них социальная организация. Чтобы занять огромную территорию и уничтожить достаточно развитые объединения, нужно было обладать мощной организацией. В обществе адроновцев заметно усилилось социальное неравенство. Особое значение стали иметь главы большой семьи, старейшины родовых общин и вожди племен. Эти посты находились в руках мужчин.

Андроновцы  оставили заметный след в древней  истории Сибири. Во-первых, они изменили ход историко-культурного развития. Во-вторых, вызвали изменения у народов таежной зоны. Это нашло отражение в сохранении и продолжении андроновской традиции, прежде всего в культуре. Частично андроновцы влились в состав новых народов, которые вышли на историческую арену огромной страны, название которой Сибирь. Эти процессы не обошли стороной и территорию Кузнецкого края.

В период поздней бронзы (в XII—X веках до н. э.) на территории Кузнецкой котловины андроновцев сменило новое население, которое сформировалось при их участии. Это были скотоводы и охотники. Не случайно их поселения располагались в местах, богатых дичью, но в то же время рядом с землями, которые можно использовать для выпаса скота. Есть основания полагать, что они также занимались земледелием и рыболовством. Такое многоотраслевое хозяйство, сочетавшее в равных долях присваивающие и производящие формы, было возможно только при оседлом образе жизни.

  В эпоху поздней бронзы дома  располагались в один ряд, образуя  собой практически одну стену.  Внутри, между домами располагалась обширная площадь, где в теплое время года проходила почти вся жизнь поселка. Здесь иногда содержали скот, обрабатывали шкуры, сушили сети и чистили рыбу. Здесь же месили глину и делали посуду, а затем ее обжигали, дробили руду и плавили бронзу. Под навесами сохли пучки лекарственных трав. Рядом с поселком находилось место, где хоронили умерших сородичей. Первоначально обычно делали прямоугольную каменную ограду из вертикально вкопанных плит. В центре выкапывали неглубокую яму, в которую укладывали умершего в скорченном положении на левом боку и ставили ему керамические сосуды — от одного до трех. Хоронили в одежде с украшениями, которые носил человек при жизни. Могилы детей делали рядом или на отдельном кладбище.

Народ этого исторического периода изготавливал очень хорошего качества посуду. Она была плоскодонная и имела форму банки или горшка. Но особый смысл был заключен в орнаменте, который наносили на поверхность сосудов. Орнамент на баночных сосудах отличается от орнамента на горшках. На первых он представлен однообразными поясами сетки или оттисков гребенки, чередующихся с рядами ямок, на вторых — это сложная геометрическая композиция.

   На заключительном этапе (X—VII века до н. э.) эпохи поздней бронзы на всей территории современной Кемеровской области появляется культура, создателями которой были новые племена. Этот народ занимал обширные пространства от Среднего Прииртышья до Кузнецкого Алатау. Основные археологические памятники: городище на реке Люскус, поселение Усть-Каменка, могильники Журавлево-4, Пьяново, Титово.

   Новое население строило поселения по берегам рек с обширной пойменной долиной, богатой сочным травостоем и плодородными почвами, на высоких и крутых местах сооружали укрепления (городища) от военных набегов. Это были земледельцы и скотоводы. Археологи условно их называют ирменцами. С их историей связан рост численности населения и значительный темп развития, какого не было в предшествующее время. Занятие земледелием диктовало людям оседлый образ жизни. Поэтому они создавали поселки, состоявшие из нескольких домов (от 4 до 15). Дома строили большие по площади — от 100 до 250 квадратных метров, так как в зимнее время скот находился в жилище вместе с людьми. Соответственно необходимо было заготавливать корм животным на длительный период. На корм шла солома с посевов после уборки урожая, а ирменцы возделывали пшеницу и ячмень. Но приходилось также заготавливать сено. Весной, когда появлялась первая трава, скот выгоняли на пастбища. Причем иногда его отгоняли достаточно далеко от поселка. Поэтому приходилось обустраивать временную стоянку. В стаде преобладал крупный рогатый скот и лошади, намного меньше было овец и коз.

   Главенство мужчины как в хозяйственной, так и общественной жизни было бесспорным. Если в предшествующие периоды все взрослое население принимало участие в народном собрании, то с этого времени оно, вероятно, состояло только из мужчин. Из их среды избирали старейшин родовых общин и вождей племен, а также военных предводителей. Война становится одним из жизненно важных явлений в ирмен-ском обществе. Военные столкновения происходили как внутри собственно ирменского общества, так и за пределами территории его обитания. Но нередко они устанавливали мирные отношения со своими соседями, особенно на востоке, через которых шла поставка металлургического сырья для производства бронзовых изделий.

   Можно предположить, что еще в эпоху развитой бронзы произошло формирование профессиональных групп металлургов-литейщиков. Высокая потребность в металлических изделиях — украшениях, орудиях труда, оружии, утвари — в поздней бронзе привела к дальнейшему развитию специализированного ремесленного производства.

Материальная  и духовная культура — это особая и яркая страница в истории населения эпохи поздней бронзы Кузнецко-Сала-ирской области. Великолепные мастера-литейщики изготавливали разнообразные предметы из бронзы: орудия труда, оружие, украшения и т.д. Из кости и рога делали гребни для обработки шерсти, предметы конской упряжи, орудия для выделки кожи. Ткань ирменцы производили из шерстяных нитей, используя примитивный станок. Ирменцы были великолепными гончарами. Ручным способом они лепили горшки с круглым и плоским дном, большие корчаги для хранения сыпучих и жидких продуктов, миски. Но особый колорит керамической посуде придавал орнамент. Ее украшали заштрихованные треугольники, комбинации которых создавали сложный узор. Их дополняли пояса сетки, ленты зигзагов и другие мотивы. Орнамент гончары наносили острым предметом перед обжигом сосуда.

О духовной культуре свидетельствуют материалы  погребений. Ирменцы не копали могилу, а хоронили умершего соплеменника на поверхности земли. Предварительно место для погребений они ограничивали рвом или оградой и вместо могилы делали прямоугольное сооружение из дерна или дерева. Умершего в него укладывали в скорченном положении на правом боку, головой обязательно на юг или юго-запад. . Какое-то время сородичи приходили на место захоронения, совершая обряды и приношения душам умерших. Затем из дерна сооружали курган. В представлениях ирменцев лесостепь была миром живых, а тайга — нижним миром.

   Северо-восточные районы Кузбасса были зоной контакта ирменцев с соседними племенами. Не случайно сюда проникали группы населения из лесостепи Красноярского края. На берегу Дудетского водохранилища, около села Тамбар, у них был крупный поселок. Здесь они жили в больших наземных жилищах, плавили металл и отливали бронзовые предметы, разводили крупный рогатый скот, часто занимались охотой, преимущественно добывая косулю. Скорее всего, в нем осуществлялся обмен между разными народами. Кроме ирменцев, в поселок приходили люди из северных таежных районов обменивать продукты тайги и пушнину на металл.

С эпохой поздней бронзы заканчивается одна из увлекательных страниц древней  истории. На смену ей приходит новая  эпоха, связанная с появлением и широким распространением железа.

 

3.1 В ранний железный век (VIII—VII века до н. э.) на обширных пространствах степей Евразии формируются крупные объединения племен. Названия некоторых из них известны, так как эти народы указаны в «Истории», написанной древнегреческим историком Геродотом. В ней даже есть сведения о народе с легендарным названием «грифы, стерегущие золото». По мнению археологов, это племена раннего железного века Горного Алтая. У народов евразийских просторов складываются почти одинаковые образ жизни, уровень социальной организации, наконец, материальная культура, что нашло отражение, прежде всего, в оружии, упряжи коня и искусстве так называемого звериного стиля. . Впервые эти явления были выявлены по материалам памятников скифов, обитавших в районах Черного моря и сопредельных территорий. Поэтому ранний железный век иногда называют «скифское время», а народы, имевшие сходство, скифским или скифо-сибирским миром.

На севере современной  Кемеровской области, там, где простирается узкий пояс лесостепи, в VI—V веках до н. э. появились значительные группы нового населения, которых условно называют тагарцами. Они пришли с территории современной Хакасии. Видимо, рост численности населения в степных и лесостепных районах Среднего Енисея приводил к тому, что отдельные родовые группы уходили на другие земли. Одной из них была Мариинская лесостепь, которую заселили и освоили тагарцы.

  Тагарцы были скотоводы и земледельцы.  В отличие от степных народов Евразии, у которых было кочевое скотоводство, они жили в стационарных поселках. Такой поселок мог насчитывать до 20 домов, расположенных рядами, образуя улицу. Дома были рубленые, квадратной или прямоугольной формы, с двухскатной крышей. Один из таких поселков изображен на Большой Боярской писанице в Хакасии. Жизнь обитателей такого поселения постоянно связана с производственной деятельностью. На территории поселка были загоны для скота, где человек ухаживал за ним. Были печи для плавки металла и обжига керамической посуды. Здесь же на поселении перерабатывали продукты земледелия, в частности, из собранного зерна получали муку.

В зимнее и летнее время, между вспашкой и  уборкой урожая, мужчины выходили на «военную тропу». Они объединялись для военного похода на соседние территории. И если он был удачным, возвращались с добычей, которую затем делили, и пригоняли военнопленных. Их использовали в качестве рабочей силы. Это так называемое домашнее рабство. Оно существенно отличалось от рабства Древней Греции и Рима. Война становится постоянным занятием народов скифо-сибирского мира, в том числе и тагарцев. Не случайно их уровень общественного развития назван «военной демократией». Во главе племени и союза племен стоят военные предводители — вожди. Для решения важных для племени вопросов они собирают совет старейшин, состоящий из глав родовых общин, и народное собрание. Но, в отличие от более ранних исторических периодов, это собрание представляли только вооруженные мужчины. На таких собраниях решали вопрос об очередном военном походе, видимо, делили добычу и т.д.

Информация о работе Кузбасс. Каменный, бронзовый, железный века