Лекции по "География международного туризма"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 10:33, курс лекций

Описание работы

Цели и задачи курса.
 Предмет, цели и задачи курса.
 Внутренний туризм.
 Международный туризм.
 Въездной и выездной туризм.
 Факторы, влияющие на международный туризм.
 Активный и пассивный туризм.
 Экскурсия. Рекреационный туризм. Лечебный туризм, научный туризм, бизнес-туризм, конгрессный туризм, этнический и ностальгический туризм, сельский туризм.
 Сезонность в туризме.

Файлы: 1 файл

география мн туризма.docx

— 73.44 Кб (Скачать файл)

Лекция 1.

Цели и  задачи курса.

  • Предмет, цели и задачи курса.
  • Внутренний туризм.
  • Международный туризм.
  • Въездной и выездной туризм.
  • Факторы, влияющие на международный туризм.
  • Активный и пассивный туризм.
  • Экскурсия. Рекреационный туризм. Лечебный туризм, научный туризм, бизнес-туризм, конгрессный туризм, этнический и ностальгический туризм, сельский туризм.
  • Сезонность в туризме.

География международного туризма изучает

  • размещение основных туристских ресурсов и центров туризма в различных районах мира,
  • проблемы глобального туристского районирования,
  • а также фактическую территориальную организацию международного туризма,
  • тенденции и перспективы развития.

Предметом дисциплины является изучение природно-ресурсного потенциала территорий и туристских регионов мира, страны и ее регионов, представляющие интерес для туризма.

  В большей части она изучает и описывает те особенности природы (рельеф, воды, растительность, животный мир, ландшафт, геология), которые являются притягивающей силой для туриста. Кроме того, в сферу деятельности дисциплины входят памятники археологии, истории и культуры, объекты и события (лечебные, учебные, научные учреждения, торговые центры, спортивные, научные, праздничные мероприятия, сезонные распродажи товаров).

Цели, виды и формы путешествий, планирование тура тесно связаны с определенными  географическими районами и объектами.

Задачи  дисциплины:

  • изучение основных понятий о территориальных рекреационных системах и рекреационном районировании,
  • оценка современного состояния развития туризма в регионах
  • и прогноз их дальнейшего рекреационного освоения.

Туризм  – явление многогранное, он воплощается  во многих формах и во всех формах представляет собой деятельность, развитие которой зависит от имеющихся денежных ресурсов и свободного времени у индивидуумов. Необходимо отметить, что одна из причин, по которой люди путешествуют, - это развлечения и уход от ежедневных проблем.

Туризм  является движением путешественников к месту назначения, которое может находиться как в стране, так и за ее пределами. Все формы туризма включают путешествие какого-либо вида.

Туризм  в зависимости от составляющих услуг, места их предоставления и обслуживаемых  групп населения – туристов подразделяется на внутренний и международный.

Внутренний  туризм – это деятельность, связанная с осуществлением туризма жителями данной страны на ее территории – внутренними туристами. Внутренним туризмом занимаются жители какой-либо страны (региона), путешествующие по своей стране (региону). Этот тип туризма не приносит стране валюту, хотя и влияет на развитие экономики, воздействуя на перераспределение доходов между регионами страны.

  • Одним из условий развития туризма этого типа является наличие необходимых средств приема и обслуживания туристов.
  • Другое условие – соответствующий уровень развития внутренней инфраструктуры (транспорт, дороги страны и т.п.).
  • Национальная денежная единица, используемая повседневно, продолжает оставаться средством обращения, а родной туристу язык - средством общения.
  • Такие путешествия сравнительно легко организовать.
  • По некоторым оценкам, на долю внутреннего туризма приходится 80-90% всех туристских поездок, а общий объем расходов на внутренний туризм в 5- 10 раз превышает затраты туристов на международные поездки.

Международный туризм – это деятельность, связанная с осуществлением туризма жителей одной страны на территории другой страны. Международный туризм в свою очередь делится на выездной и въездной туризм.

Выездной  туризм – выезд и путешествие жителей какой-либо страны (региона) по другой стране (региону).

Въездной  туризм – прибытие и путешествие по какой – либо стране (региону) лиц, не являющихся ее жителями (жителями региона).

Въездной  туризм с точки зрения получения  доходов характеризуется как  активный, поскольку создает приток иностранной валюты, а выездной туризм как пассивный, при котором валюта вывозится из страны. В большинстве стран въездной туризм представляет собой приоритетное направление развития туристской экономики.

Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы  страны постоянного жительства. Пересечение государственной границы для них связано с определенными формальностями: оформлением заграничных паспортов и виз, прохождением таможенных процедур, валютным и медицинским контролем. Эти правила вводятся государством в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками и т.д. и обеспечивают установленный порядок въезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдение путешествующими лицами паспортно-визового режима, требований о вакцинации (прививках), правил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютных средств и проведения операций по обмену валюты. Упрощение (ужесточение) формальностей оказывает прямое воздействие на международные туристские потоки, облегчая (или, наоборот, затрудняя) передвижение людей. Не способствуют росту туристских путешествий сложная и затянутая процедура оформления выездных документов, нарушение установленных сроков их рассмотрения или произвольное отклонение, чрезмерно высокий сбор; в сфере валютного контроля - введение жестких ограничений на обмен валюты, от которого зависит уровень потребления товаров и услуг туристами. Таможенные декларации и досмотры также могут выступать в качестве сдерживающего начала и привести к сокращению туристских поездок.

В статистике туризма имеет место  понятие туристское прибытие.

Прием туристов характеризирует деятельность по обслуживанию туристов, прибывающих  в данный регион или туристский центр. Из этой деятельности по организации туризма вытекает загрузка перевозчиков, гостиниц, ресторанов и всей инфраструктуры туризма, приток денежной массы, а в случае иностранного туризма – валюты. Прием туристов вызывает интенсивное создание рабочих мест в туристском регионе или центре и способствует развитию экономики за счет эксплуатации местных туристских ресурсов.

Сравнительная динамика международных туристских прибытий (2008-2009).

  • В 2009 году, за исключением Африки, которая выстояла вопреки глобальной тенденции, во всех регионах мира были зарегистрированы отрицательные результаты:
  • Европа завершила 2009 год с результатом минус 6%  после очень сложной первой половины года (-10%). Особенно пострадали направления в Центральной, Восточной и Северной Европе, несколько лучше выглядят показатели стран Западной, Южной и Средиземноморской части Европы.
  • В Азиатско-Тихоокеанском регионе (-2%) были отмечены очень высокие темпы восстановления отрасли. Хотя за период с января по июнь количество прибытий сократилось на 7%, во второй половине 2009 года был зарегистрирован 3-х процентный прирост, отражающий региональные экономические результаты и перспективы.
  • В странах Северной и Южной Америки (-5%) в последние четыре месяца 2009 года позитивные темпы роста наблюдались на островах Карибского бассейна. Показатели других субрегионов были более низкими вследствие вспышки гриппа A(H1N1), которая еще более усугубила влияние экономического кризиса.  
  • Показатели темпов роста Ближневосточного региона (-6%), хотя они еще далеки от аналогичных показателей за предыдущие годы, во второй половине 2009 года были позитивными.
  • Африка (+5%) – уверенный лидер по темпам роста, где особенно успешных результатов добились страны, расположеннее к югу от Сахары.

Международные туристские прибытия, млн. человек, 2009 г.

В целом для географии туристских поездок присущи следующие черты.

Во-первых, преобладание внутрирегиональных поездок (80 % всех убытий) над межрегиональными (20 % убытий). Так, в Европе на внутрирегиональные туристские потоки приходится до 90 % всех убытий, в Америке и АТР — 75 %. Но, по оценкам экспертов ВТО, в будущем при том, что внутрирегиональные поездки также будут преобладать (¾ всех убытий), более интенсивным станет межрегиональный обмен туристами.

Во-вторых, для туристских поездок характерна меридиональная направленность туристских потоков. Туристы из северных стран предпочитают отдых в теплых приморских странах. Хотя в последнее время расширяются и встречные потоки путешественников с юга на север, например, в страны Северной Европы с хорошо сохранившейся природой.

В-третьих, формирование туристских потоков между бывшими метрополиями и колониями. Этому способствуют: сохранение экономических и культурных связей между странами, отсутствие языкового барьера (в большинстве бывших колоний язык бывшей метрополии является государственным), интерес к историческому прошлому.

Например, в Индии и Пакистане, бывшими британскими колониями до 1947 г., доля туристских прибытий из Великобритании в два раза больше, чем из других европейских стран. А каждый третий европеец, вступивший на африканский континент — француз. Конечно, большинство стран, находившихся в колониальной зависимости, отличаются невысоким уровнем социально-экономического развития, что не позволяет их гражданам активно путешествовать. Поэтому среди таких потоков преобладают поездки из бывших метрополий и слабо выражен обратный поток.

Отправка  туристов также важная категория. Такая деятельность всегда сопровождается вывозом денежной массы в другие регионы, а в случае иностранного туризма, в другие страны. Собственно рабочие места образуются лишь в сфере организации туризма и отчасти в сфере перевозки. Поэтому отправка туристов никогда не является приоритетной отраслью для местной власти региона или в части выезда за рубеж - для государства.

Эта форма туризма образует довольно ощутимую утечку валюты за рубеж или денежной массы в другие регионы и именно поэтому государства и стремятся развивать внутренний туризм, часто вводя жесткие экономические барьеры на пути выездного туризма. Но не следует забывать, что выездной туризм всех видов, в том числе и отправка внутренних туристов, дает местной казне достаточно солидные налоги.

Международные туристские убытия, млн. чел., 2009 г.

В развитых странах, где туризм развивается  гармонично, присутствует баланс внутреннего и въездного туризма.

Внутренний  туризм способствует освоению и эксплуатации национальных туристских ресурсов и развитию индустрии и инфраструктуры туризма. Однако на практике не все страны могут позволить себе таковое, в особенности, если экономика страны полностью ориентирована на туризм. Так, 50 тыс. коренных андоррцев принимают ежегодно 12 млн. иностранных туристов. Можно, естественно, предположить, что им просто некогда выезжать из своей страны.

Разумеется, не все районы мира, даже имеющие  фантастические по своей привлекательности туристские ресурсы, пока еще освоены и доступны для массового туриста. Существенное значение играют природно-климатические и политико-экономические факторы, стабильность мира в регионе, уровень развития индустрии туризма. В первую очередь развитию международного туризма в том или ином регионе мира благоприятствуют физико-географические факторы, или природные условия. К экономико-географическим факторам относятся: ЭГП страны, и другие показатели развития страны.

Факторы, влияющие на международный туризм.

Физико-географические факторы. Характер природных условий оказывает большое влияние на выбор потенциальными туристами маршрута или района путешествия. Туристы принимают во внимание

  • Географическое положение - близость к морю, к горным и лесным массивам, характер береговой линии, положение страны по отношению к основным поставщикам туристов, нахождение региона на важных транзитных путях.
  • Рельеф - горный рельеф выигрывает перед равнинным. Он располагает большим запасом рекреационных ресурсов благодаря чистоте горного воздуха, повышенному уровню УФ излучения, возможности организации горнолыжных и альпинистских центров. 
  • Погодно-климатические условия. Главные туристские регионы расположены в зонах умеренного климата обоих полушарий, а также на островах жаркого пояса, где высокая температура воздуха компенсируется морскими ветрами.
  • Морские и океанические побережья - морские курорты, удобство сообщения, круизы, естественное украшение ландшафта.
  • Реки и озера. Они украшают ландшафт, формируют благоприятный микроклимат, предоставляют туристам возможность заниматься водными видами спорта.
  • Леса имеют оздоровительное значение. Позволяют «изолироваться» от внешнего мира и «цивилизации», снижают уровень шума в зонах отдыха.
  • Экзотические природные объекты - уникальная природа и ее достопримечательности в странах Юго-Восточной Азии, Африки, Центральной и Южной Америки, Австралии и Океании.
  • Национальные парки, заповедники и открытые для охоты зоны.
  • Минеральные воды и грязи, обладающие целебными свойствами.

Чем большим числом разнообразных  природных ресурсов, пригодных для  рекреации, располагает определенный район, тем больше у него возможностей для привлечения туристов.

Информация о работе Лекции по "География международного туризма"