Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 10:33, курс лекций
Цели и задачи курса.
Предмет, цели и задачи курса.
Внутренний туризм.
Международный туризм.
Въездной и выездной туризм.
Факторы, влияющие на международный туризм.
Активный и пассивный туризм.
Экскурсия. Рекреационный туризм. Лечебный туризм, научный туризм, бизнес-туризм, конгрессный туризм, этнический и ностальгический туризм, сельский туризм.
Сезонность в туризме.
Экономико-географические факторы. Влияние экономико-географических факторов на МТ осуществляется по двум направлениям:
Этнические факторы. Этнические предпосылки развития международного туризма состоят в том, что нашу планету населяет большое число различных народов, каждый из которых имеет свою историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Множество людей вследствие роста образовательного и культурного уровня стремится познакомиться с жизнью разных народов в наиболее полном объеме. Это можно достичь только путем посещения зарубежных стран. Таким образом, международный туризм выступает в качестве средства познания жизни других народов.
Культурно-исторические факторы. Музеи и картинные галереи, выставки, архитектурные памятники и исторические достопримечательности всегда привлекают туристов. Интерес к истории, культуре, быту и традициям других народов выступает важнейшим катализатором развития международного туризма. В этом плане культурно-исторические факторы тесно переплетаются с факторами этническими.
Политические факторы. Среди политических факторов, влияющих на развитие туризма, следует отметить взаимоотношения между странами, которые могут способствовать или, наоборот, препятствовать туристскому обмену между ними. Развитию туризма и иных форм внешнеэкономических отношений способствуют урегулирование разногласий между странами, заключение договоров о сотрудничестве, отказ от территориальных притязаний и признание сложившихся границ. На развитие международного туризма влияет внутриполитическая обстановка в странах и регионах, а также в тех районах, через которые проходят туристские коммуникации. Смена политических режимов, сопровождающаяся массовыми волнениями и использованием вооруженных сил (Руанда, Уганда, Индонезия) религиозный фанатизм (арабские страны), терроризм (Египет), захват заложников (Филиппины) представляют большую опасность для туристов и не способствуют их притоку в страну.
Демографические и научно-технические факторы. Демографические факторы также оказывают влияние на развитие туризма. Рост населения увеличивает мировой туристский потенциал, в результате чего новые людские резервы вовлекаются в туристскую деятельность.
Научно-технические факторы влияния на туризм особенно значимы в эпоху НТР. Современная наука и техника преображают путешествия, делают их мобильными, зрелищными и более разнообразными, чем прежде. Новые технические возможности позволяют безопасно и комфортно путешествовать на традиционном автобусе, многопалубном круизном теплоходе, подводной лодке или воздушном шаре. С помощью новых технологий в тематических парках разворачиваются захватывающие картины и действия, переносящие туристов то в иные миры, то в другие страны нашей планеты; возможными стали и «путешествия во времени».
Динамика международных туристских потоков.
Международный туризм - один из ведущих, высокодоходных и наиболее динамичных секторов мирового хозяйства. ВТО в 2009г. зарегистрировала свыше 880 млн. турприбытий. Согласно последним данным ВТО, в 2009 году количество международных туристских прибытий, как и прогнозировалось, сократилось на 4%. Однако рост этого показателя возобновился в последнем квартале 2009 года, что позитивно повлияло на результаты за весь год, которые оказались не настолько низкими, как первоначально ожидалось. Первыми среди регионов, в которых началось восстановление и позитивные темпы роста проявились уже во второй половине года, стали Азиатско-Тихоокеанский и Ближневосточный регионы.
Аналогично тому, как это было во время предыдущих кризисов, в 2009 году потребители стремились путешествовать ближе к дому. В некоторых направлениях внутренний туризм не только лучше перенес этот кризис, но и даже значительно вырос, зачастую с помощью специальных государственных мер, направленных на использование этой тенденции. К таким направлениям, среди многих других, относятся Китай, Бразилия и Испания, где внутренний рынок, на который приходится крупная часть от общего спроса, частично компенсировал спад в сфере международного туризма.
Основное число прибытий и отправлений международных туристов концентрируется в небольшом числе стран, расположенных главным образом на территории Европы (в Австрии, Швейцарии, Финляндии, Дании и Германии почти каждый житель ежегодно путешествует) и Северной Америки.
Это приводит к некоторому дисбалансу между западными странами с развитой экономической структурой и развивающимися странами, которые вынуждены конкурировать и бороться за небольшой, хотя и развивающийся рынок, предлагающий отдых в отдаленных местах туристского назначения.
Международные туристские прибытия | |||
млн. человек |
Изменения, % | ||
2008 |
2009 |
08/09 | |
Франция |
79,3 |
74,2 |
-6,3 |
США |
58,0 |
54,9 |
-5,3 |
Испания |
57,3 |
52,2 |
-8,7 |
Китай |
53,0 |
50,9 |
-4,1 |
Италия |
42,7 |
43,2 |
1,2 |
Великобритания |
30,2 |
28,0 |
-7,0 |
Турция |
25,0 |
25,5 |
2,0 |
Германия |
24,9 |
24,2 |
-2,7 |
Малайзия |
22,1 |
23,6 |
7,2 |
Мексика |
22,6 |
21,5 |
-5,2 |
Группировка стран по соотношению активного и пассивного туризма.
С ростом объема и экономического значения туризма шло развитие статистики, особенно в области учета международных туристских поездок.
Статистика международного туризма включает два основных раздела: 1) статистика туристских потоков; 2) статистика туристских доходов и расходов.
Для каждого из них разработана система показателей. Важнейшими показателями туристских потоков являются количество прибытий (убытий) и продолжительность пребывания.
Под количеством прибытий (убытий) понимается число зарегистрированных туристов, прибывших в ту или иную страну (выбывших из нее) за определенный период времени, обычно календарный год. Количество прибытий (убытий) служит основным показателем, характеризующим туристское движение. Поскольку турист может посетить несколько стран в течение года и даже в ходе одной поездки побывать в разных государствах, фактически численность туристов (убытий) меньше количества прибытий. Прибытия (убытия) учитываются в абсолютном выражении в виде числа поездок за тот или иной отрезок времени.
Интенсивность прибытий определяют как количество туристов приходящегося на 1 жителя страны (региона). Иногда интенсивность прибытий оценивается в процентах, т. е. в расчете на 100 человек населения принимающей страны. В целом по миру этот показатель равен 0,11 (11 %). По отдельным регионам и группам стран этот показатель существенно отклоняется от среднемирового значения.
В статистике туристских доходов и расходов учитывается сумма денег, ввезенных (вывезенных) туристами при поездках за границу с туристскими целями. Иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны (туристский доход) и тем самым активизируют ее платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттоком денег из страны их постоянного проживания (туристский расход). Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассиве платежного баланса страны — поставщика туристов, а сам туризм именуется пассивным.
Разность между доходами и расходами в туризме — туристское сальдо.
Положительное туристское сальдо имеют страны с притоком валюты, превышающим расходы на международный туризм (США, Франция, Китай).
Отрицательное туристское сальдо характерно для стран — доноров международного туризма, поставляющих на международный туристский рынок многочисленных путешественников (Германия, Япония, Великобритания). Отрицательное сальдо могут себе позволить только богатые страны с высокими личными доходами и положительным балансом внешней торговли.
Туристское сальдо мира равняется нулю, так как доходы и расходы туристов равны.
Международные туристские доходы | |||||||
Млрд. долларов США |
Доля, % | ||||||
2008 |
2009 |
2009 | |||||
США |
110,1 |
93,9 |
-14,6 | ||||
Испания |
61,6 |
53,2 |
-13,7 | ||||
Франция |
55,6 |
49,4 |
-12,7 | ||||
Италия |
45,7 |
40,2 |
-12,0 | ||||
Китай |
40,8 |
39,7 |
-2,9 | ||||
Германия |
40,0 |
34,7 |
-13,3 | ||||
Великобритания |
36,0 |
30,0 |
-16,6 | ||||
Австралия |
24,7 |
25,6 |
3,4 | ||||
Турция |
22,0 |
21,3 |
-3,2 | ||||
Австрия |
21,8 |
19,4 |
-10,1 | ||||
Международные туристские расходы | |||||||
Млрд. долларов США |
Доля, % | ||||||
2008 |
2009 |
2009 | |||||
Весь мир |
943 |
852 |
100 | ||||
Германия |
91,0 |
81,2 |
9,5 | ||||
США |
79,7 |
73,2 |
8,6 | ||||
Великобритания |
68,5 |
50,3 |
5,9 | ||||
Китай |
36,2 |
43,7 |
5,1 | ||||
Франция |
43,1 |
38,5 |
4,5 | ||||
Италия |
30,8 |
27,9 |
3,3 | ||||
Япония |
27,9 |
25,1 |
3,0 | ||||
Канада |
26,9 |
24,2 |
2,8 | ||||
Россия |
24,9 |
20,8 |
2,4 | ||||
Нидерланды |
21,7 |
20,7 |
2,4 |
С точки зрения географической направленности можно выделить страны, принимающие и отправляющие туристов.
К странам-поставщикам туристов относятся индустриально развитые страны, характеризующиеся высоким показателем выезда своих граждан за границу. Число выезжающих туристов, как правило, составляет 10% от общего населения страны. При этом эти страны не только отправляют, но также и принимают большое количество зарубежных туристов. Здесь следует отметить США, Германию, Францию, Великобританию, Италию, Австрию. Первая пятерка стран-экспортеров туристов дает мировому туризму более 50% всех поступлений.
Среди стран, принимающих туристов, выделяются США, Испания, Италия, Франция. Все более увеличиваются потоки туристов в страны со средним уровнем экономического развития (Греция, Турция, Кипр, Испания, Португалия, Египет), а также в развивающиеся страны (Марокко, Тунис, Багамские острова).
Для достижения положительного баланса между ввозимыми в страну деньгами (въездной туризм) и вывозимыми из страны (выездной туризм) следует особое внимание уделять привлечению зарубежных туристов, чтобы как можно больше денег в страну ввозилось и тратилось.
Сезонность в туризме.
Всеобщей
тенденцией и одновременно серьезной
проблемой в МТ является сезонность,
характеризующаяся резкими
Климатические факторы вызваны тем, что в большинстве районов земного шара погодные условия, благоприятные для туризма и отдыха, по месяцам неодинаковы. В Европе и Северной Америке наиболее подходящим сезоном для отдыха является лето, однако для тех, кто предпочитает зимние виды спорта, подходят и зимние месяцы. В отдельных районах для отдыха вполне подходят осень и весна. Тем не менее в летние месяцы наблюдается интенсивность туристских потоков и снижение их зимой и в межсезонье. Интересно и то, что в южном полушарии времена года противоположны таковым в северном полушарии, но это пока еще мало влияет на сезонность в международном туризме в целом.
Социальный фактор – несмотря на то, что возможности варьировать отпуск во времени и пространстве в значительной степени возросли, увеличение туристских потоков вне летнего сезона осуществляется значительно медленнее, чем позволяет развитие туристской инфраструктуры, в том числе и транспорта, и зимних курортов.
«Сезоном» для того или иного туристского района принято считать период года, когда ежемесячное количество прибывающих туристов превышает их среднемесячное число за год. В случае существования двух сезонов (например, летнего и зимнего) между ними протекают «межсезонные периоды». При наиболее высоком в году заезде пользуются термином «горячий сезон»; период почти полного отсутствия туристов, что для многих районов объясняется исключительно неблагоприятными погодными условиями, принято называть «мертвым сезоном».
Информация о работе Лекции по "География международного туризма"