Лекции по "География международного туризма"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 10:33, курс лекций

Описание работы

Цели и задачи курса.
 Предмет, цели и задачи курса.
 Внутренний туризм.
 Международный туризм.
 Въездной и выездной туризм.
 Факторы, влияющие на международный туризм.
 Активный и пассивный туризм.
 Экскурсия. Рекреационный туризм. Лечебный туризм, научный туризм, бизнес-туризм, конгрессный туризм, этнический и ностальгический туризм, сельский туризм.
 Сезонность в туризме.

Файлы: 1 файл

география мн туризма.docx

— 73.44 Кб (Скачать файл)

Экономико-географические факторы. Влияние экономико-географических факторов на МТ осуществляется по двум направлениям:

  • как объект, привлекающий туристов в определенный район, в том смысле, что экономика разных стран и районов различна между собой по структуре и уровню всех отраслей хозяйства, по их территориальному размещению и сочетаниям, специфике технологических процессов, что вызывает интерес у представителей деловых и промышленных кругов (посещение научных центров и производственных предприятий с целью ознакомления с результатами достижений данной страны в научно-технической сфере, изучения опыта, технологий, повышения профессионального уровня и квалификации);
  • как средство, с помощью которого развивается туризм, определяется ростом туристской инфраструктуры и фондов размещения, развитием международных и внутренних коммуникаций, совершенствованием транспортных средств.

Этнические  факторы. Этнические предпосылки развития международного туризма состоят в том, что нашу планету населяет большое число различных народов, каждый из которых имеет свою историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Множество людей вследствие роста образовательного и культурного уровня стремится познакомиться с жизнью разных народов в наиболее полном объеме. Это можно достичь только путем посещения зарубежных стран. Таким образом, международный туризм выступает в качестве средства познания жизни других народов.

Культурно-исторические факторы. Музеи и картинные галереи, выставки, архитектурные памятники и исторические достопримечательности всегда привлекают туристов. Интерес к истории, культуре, быту и традициям других народов выступает важнейшим катализатором развития международного туризма. В этом плане культурно-исторические факторы тесно переплетаются с факторами этническими.

Политические  факторы. Среди политических факторов, влияющих на развитие туризма, следует отметить взаимоотношения между странами, которые могут способствовать или, наоборот, препятствовать туристскому обмену между ними. Развитию туризма и иных форм внешнеэкономических отношений способствуют урегулирование разногласий между странами, заключение договоров о сотрудничестве, отказ от территориальных притязаний и признание сложившихся границ. На развитие международного туризма влияет внутриполитическая обстановка в странах и регионах, а также в тех районах, через которые проходят туристские коммуникации. Смена политических режимов, сопровождающаяся массовыми волнениями и использованием вооруженных сил (Руанда, Уганда, Индонезия) религиозный фанатизм (арабские страны), терроризм (Египет), захват заложников (Филиппины) представляют большую опасность для туристов и не способствуют их притоку в страну.

Демографические и научно-технические факторы. Демографические факторы также оказывают влияние на развитие туризма. Рост населения увеличивает мировой туристский потенциал, в результате чего новые людские резервы вовлекаются в туристскую деятельность.

Научно-технические  факторы влияния на туризм особенно значимы в эпоху НТР. Современная наука и техника преображают путешествия, делают их мобильными, зрелищными и более разнообразными, чем прежде. Новые технические возможности позволяют безопасно и комфортно путешествовать на традиционном автобусе, многопалубном круизном теплоходе, подводной лодке или воздушном шаре. С помощью новых технологий в тематических парках разворачиваются захватывающие картины и действия, переносящие туристов то в иные миры, то в другие страны нашей планеты; возможными стали и «путешествия во времени».

Динамика  международных туристских потоков.

Международный туризм - один из ведущих, высокодоходных и наиболее динамичных секторов мирового хозяйства. ВТО в 2009г. зарегистрировала свыше 880 млн. турприбытий. Согласно последним данным ВТО, в 2009 году количество международных туристских прибытий, как и прогнозировалось, сократилось на 4%. Однако рост этого показателя возобновился  в последнем квартале 2009 года, что позитивно повлияло на результаты за весь год, которые оказались не настолько низкими, как первоначально ожидалось. Первыми среди регионов, в которых началось восстановление и позитивные темпы роста проявились уже во второй половине года, стали Азиатско-Тихоокеанский и Ближневосточный регионы.

Аналогично  тому, как это было во время предыдущих кризисов, в 2009 году потребители стремились путешествовать ближе к дому. В  некоторых направлениях внутренний туризм не только лучше перенес этот кризис, но и даже значительно вырос, зачастую с помощью специальных  государственных мер, направленных на использование этой тенденции. К  таким направлениям, среди многих других, относятся Китай, Бразилия и  Испания, где внутренний рынок, на который  приходится крупная часть от общего спроса, частично компенсировал спад в сфере международного туризма.

Основное  число прибытий и отправлений  международных туристов концентрируется в небольшом числе стран, расположенных главным образом на территории Европы (в Австрии, Швейцарии, Финляндии, Дании и Германии почти каждый житель ежегодно путешествует) и Северной Америки.

Это приводит к некоторому дисбалансу между западными странами с развитой экономической структурой и развивающимися странами, которые вынуждены конкурировать и бороться за небольшой, хотя и развивающийся рынок, предлагающий отдых в отдаленных местах туристского назначения.

Международные туристские прибытия

 

млн. человек 

Изменения, %

 

2008

2009

08/09

Франция

79,3

74,2

-6,3

США

58,0

54,9

-5,3

Испания

57,3

52,2

-8,7

Китай

53,0

50,9

-4,1

Италия 

42,7

43,2

1,2

Великобритания 

30,2

28,0

-7,0

Турция 

25,0

25,5

2,0

Германия 

24,9

24,2

-2,7

Малайзия 

22,1

23,6

7,2

Мексика

22,6

21,5

-5,2


 

Группировка стран по соотношению активного  и пассивного туризма.

С ростом объема и экономического значения туризма шло развитие статистики, особенно в области учета международных  туристских поездок.

Статистика  международного туризма включает два основных раздела: 1) статистика туристских потоков; 2) статистика туристских доходов и расходов.

Для каждого из них разработана система  показателей. Важнейшими показателями туристских потоков являются количество прибытий (убытий) и продолжительность пребывания.

Под количеством прибытий (убытий) понимается число зарегистрированных туристов, прибывших в ту или иную страну (выбывших из нее) за определенный период времени, обычно календарный год. Количество прибытий (убытий) служит основным показателем, характеризующим туристское движение. Поскольку турист может посетить несколько стран в течение года и даже в ходе одной поездки побывать в разных государствах, фактически численность туристов (убытий) меньше количества прибытий. Прибытия (убытия) учитываются в абсолютном выражении в виде числа поездок за тот или иной отрезок времени.

Интенсивность прибытий определяют как количество туристов приходящегося на 1 жителя страны (региона). Иногда интенсивность прибытий оценивается в процентах, т. е. в расчете на 100 человек населения принимающей страны. В целом по миру этот показатель равен 0,11 (11 %). По отдельным регионам и группам стран этот показатель существенно отклоняется от среднемирового значения.

В статистике туристских доходов и расходов учитывается сумма денег, ввезенных (вывезенных) туристами при поездках за границу с туристскими целями. Иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны (туристский доход) и тем самым активизируют ее платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттоком денег из страны их постоянного проживания (туристский расход). Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассиве платежного баланса страны — поставщика туристов, а сам туризм именуется пассивным.

Разность  между доходами и расходами в  туризме — туристское сальдо.

Положительное туристское сальдо имеют страны с притоком валюты, превышающим расходы на международный туризм (США, Франция, Китай).

Отрицательное туристское сальдо характерно для стран — доноров международного туризма, поставляющих на международный туристский рынок многочисленных путешественников (Германия, Япония, Великобритания). Отрицательное сальдо могут себе позволить только богатые страны с высокими личными доходами и положительным балансом внешней торговли.

Туристское  сальдо мира равняется нулю, так как доходы и расходы туристов равны.

Международные туристские доходы

 

Млрд. долларов США 

Доля, %

 

2008

2009

2009

США

110,1

93,9

-14,6

Испания

61,6

53,2

-13,7

Франция

55,6

49,4

-12,7

Италия 

45,7

40,2

-12,0

Китай

40,8

39,7

-2,9

Германия 

40,0

34,7

-13,3

Великобритания 

36,0

30,0

-16,6

Австралия

24,7

25,6

3,4

Турция 

22,0

21,3

-3,2

Австрия

21,8

19,4

-10,1

Международные туристские расходы 

 

Млрд. долларов США 

Доля, %

 

2008

2009

2009

Весь мир 

943

852

100

Германия 

91,0

81,2

9,5

США

79,7

73,2

8,6

Великобритания 

68,5

50,3

5,9

Китай

36,2

43,7

5,1

Франция

43,1

38,5

4,5

Италия 

30,8

27,9

3,3

Япония 

27,9

25,1

3,0

Канада 

26,9

24,2

2,8

Россия 

24,9

20,8

2,4

Нидерланды 

21,7

20,7

2,4


 

С точки зрения географической направленности можно выделить страны, принимающие и отправляющие туристов. 

К странам-поставщикам туристов относятся индустриально развитые страны, характеризующиеся высоким показателем выезда своих граждан за границу. Число выезжающих туристов, как правило, составляет 10% от общего населения страны. При этом эти страны не только отправляют, но также и принимают большое количество зарубежных туристов. Здесь следует отметить США, Германию, Францию, Великобританию, Италию, Австрию. Первая пятерка стран-экспортеров туристов дает мировому туризму более 50% всех поступлений.

Среди стран, принимающих туристов, выделяются США, Испания, Италия, Франция. Все более увеличиваются потоки туристов в страны со средним уровнем экономического развития (Греция, Турция, Кипр, Испания, Португалия, Египет), а также в развивающиеся страны (Марокко, Тунис, Багамские острова).

Для достижения положительного баланса  между ввозимыми в страну деньгами (въездной туризм) и вывозимыми из страны (выездной туризм) следует особое внимание уделять привлечению зарубежных туристов, чтобы как можно больше денег в страну ввозилось и тратилось.

Сезонность  в туризме.

Всеобщей  тенденцией и одновременно серьезной  проблемой в МТ является сезонность, характеризующаяся резкими увеличениями туристских потоков летом и спадами  в зимние и особенно в осенне-весенние месяцы. На сезонность в МТ оказывают  влияние факторы как климатического, так и социального плана.

Климатические факторы вызваны тем, что в большинстве районов земного шара погодные условия, благоприятные для туризма и отдыха, по месяцам неодинаковы. В Европе и Северной Америке наиболее подходящим сезоном для отдыха является лето, однако для тех, кто предпочитает зимние виды спорта, подходят и зимние месяцы. В отдельных районах для отдыха вполне подходят осень и весна. Тем не менее в летние месяцы наблюдается интенсивность туристских потоков и снижение их зимой и в межсезонье. Интересно и то, что в южном полушарии времена года противоположны таковым в северном полушарии, но это пока еще мало влияет на сезонность в международном туризме в целом.

Социальный  фактор – несмотря на то, что возможности варьировать отпуск во времени и пространстве в значительной степени возросли, увеличение туристских потоков вне летнего сезона осуществляется значительно медленнее, чем позволяет развитие туристской инфраструктуры, в том числе и транспорта, и зимних курортов.

«Сезоном» для того или иного туристского района принято считать период года, когда ежемесячное количество прибывающих туристов превышает их среднемесячное число за год. В случае существования двух сезонов (например, летнего и зимнего) между ними протекают «межсезонные периоды». При наиболее высоком в году заезде пользуются термином «горячий сезон»; период почти полного отсутствия туристов, что для многих районов объясняется исключительно неблагоприятными погодными условиями, принято называть «мертвым сезоном».

Информация о работе Лекции по "География международного туризма"