Лекции по "Геоэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:09, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Теоретические основы геоэкономики туристской индустрии
2

1. Туризм в глобальной геоэкономической системе
2. Интерпретация туризма в экономической и географической науках
3. Межотраслевой туристский комплекс
4. Территориальная рекреационная система и ее системные характеристики
5. Туристская дестинация как объект геоэкономики туристской индустрии
6. Типология туристских дестинаций
7. Аттракционный пункт как локальная туристская дестинация
8. Сущность туристско-рекреационного районирования
9. Геоэкономические системы туризма

Файлы: 5 файлов

5 Дестинация как объект предпринимательства.ppt

— 2.64 Мб (Скачать файл)

Тема 5 Дестинация как объект  предпринимательства и субъект  конкуренции

1. Модель развития рекреационных  территорий Ю.А.Веденина

2. Концепция эволюционного цикла  туристского региона Р.В.Батлера

3. Модель жизненного цикла  дестинации Т.Бигера

4. Стратегическое планирование  развития туристской индустрии  дестинации

5. Кластеры туристской индустрии  и подходы их проектирования 

1. Модель развития рекреационных  территорий Ю.А.Веденина

Стадии и этапы развития рекреационных  территорий

 

  I Формирование

 

 II Зрелость

 

III Деградация

 

  • Возникновение
  • Становление
  • Расцвет
  • Стагнация
  • Упадок
  • Исчезновение

 

2. Концепция эволюционного цикла  туристского региона Р.В.Батлера

Пример развития инфраструктуры  дестинации в Южном Тироле

3. Модель жизненного цикла дестинации Т.Бигера

Внедрение

 

Рост

 

Зрелость

 

Дегенерация

4. Стратегическое планирование  развития туристской дестинации 

Стратегическое планирование развития  туристской дестинации 

 

  • это процесс моделирования эффективного функционирования ее туристского комплекса на определенный период. Виды:
  • Краткосрочное – 1 год
  • Среднесрочное – 5 лет
  • Долгосрочное – 10-15 лет

Краткосрочное

 

  • учитывает настоящие тенденции и конъюнктуру рынка,
  • учитывает местные социально-экономические условия
  • преследуют результаты, направленные на достижение среднесрочных целей

Среднесрочное направлено на 

 

  • реализацию целей, которые в свою очередь являются промежуточными задачами долгосрочного планирования
  • создание комфортной среды функционирования местной туристской индустрии. Факторы среды: нормативно-правовая регламентация, общественная инфраструктура, инвестиционная привлекательность, имидж дестинации 

Долгосрочное учитывает цикличность 

 

  • процессов современной эволюции науки и техники,
  • смены основных фондов,
  • изменения вкусов и предпочтений посетителей,
  • прогнозы формирования среды компетенций

Требования к менеджменту локальной  дестинации 

 

  • способность к выполнению кооперирующей функции 
  • наличие в системе управления не только вертикальных и горизонтальных, но и диагональных связей
  • минимум директивных инструментов
  • обеспечение территориального планирования и управления туристскими потоками

Этапы планирования

 

  • ситуационный анализ;
  • разработка стратегических сценариев (альтернатив);
  • определение приемлемого сценария и инструментария реализации стратегии

Виды стратегий зависят от  стадии развития дестинации:

 

- стратегия роста (направлена на расширение рынков сбыта своего турпродукта и увеличение туристских потоков и доходов);

- стратегия стабилизации (преследует цель удержания объемов туристского обслуживания и структурной перестройки туристского комплекса);

- стратегия выживания (ставит задачей сохранение туристского комплекса в условиях снижения потоков посетителей)

  • Успех стратегии тем более вероятен, чем больше у нее союзников и меньше противников
  • Для успеха реализации стратегии решающее значение имеет учет не только интересов отдельных групп сообщества, но и их легитимности, масштабов и возможностей осуществлять активную деятельность как по поддержанию стратегии, так и по ее сдерживанию

5. Кластеры туристской индустрии  и подходы их проектирования

Туристский кластер -

 

группа предприятий туристского  комплекса, объединенных единым  технологическим процессом обслуживания  посетителей дестинации или участвующих в формировании единого турпродукта, потребляемого туристом или одним сегментом туристского спроса;

В туристском кластере идет  накопление стоимости. Поэтому задача  дестинации – создать и уловить  эту стоимость (экономическая теория)

Развитие модели туристских  кластеров:

 

  • Базовая модель промышленных кластеров М.Портера
  • На ее основе создана модель туристских кластеров (Примеры в Географии туризма под ред.А.Александровой)
  • Моделирование туристских кластеров – основа стратегического планирования развития туристских дестинаций в России

IBS

 

Пример кластера (В.И.Кружалин)

Добавленная стоимость

 

Дополнительная 

выгода

Добавленная стоимость

 

  • части стоимости товаров, услуг, приращенной непосредственно на предприятиях;
  • разница между стоимостью выпущенной предприятиями продукции и стоимостью материалов, полуфабрикатов и энергии, закупленных у других предприятий для производства этой продукции.

Дополнительная выгода

 

  • включает разноразмерные результаты, такие как приятные впечатления от путешествия, экономия средств на покупках одежды и других товаров, улучшение здоровья и др.;
  • часть накопленной стоимости кластера, которая не поддается точной оценке.

Модель 

накопления 

добавленной 

стоимости 

Т.Бигера


4 Изучение туристских потоков.ppt

— 861.00 Кб (Скачать файл)

3 Концептуальные основы конкурентспособности дестинаций.ppt

— 647.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2 Факторы развития и доходы дестинаций.ppt

— 431.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

1 Теоретические основы.ppt

— 1.87 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Геоэкономика"