Лекции по "Геоэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:09, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Теоретические основы геоэкономики туристской индустрии
2

1. Туризм в глобальной геоэкономической системе
2. Интерпретация туризма в экономической и географической науках
3. Межотраслевой туристский комплекс
4. Территориальная рекреационная система и ее системные характеристики
5. Туристская дестинация как объект геоэкономики туристской индустрии
6. Типология туристских дестинаций
7. Аттракционный пункт как локальная туристская дестинация
8. Сущность туристско-рекреационного районирования
9. Геоэкономические системы туризма

Файлы: 5 файлов

5 Дестинация как объект предпринимательства.ppt

— 2.64 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4 Изучение туристских потоков.ppt

— 861.00 Кб (Скачать файл)

3 Концептуальные основы конкурентспособности дестинаций.ppt

— 647.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2 Факторы развития и доходы дестинаций.ppt

— 431.00 Кб (Скачать файл)

Тема 2. Факторы развития туризма  и доходы туристских дестинаций

1. Социально-экономические факторы  развития туризма

2. Туристские ресурсы дестинаций  (материальные и нематериальные).

3. Геоэкономические факторы  формирования доходов туристской  индустрии

4. Формирование туристской ренты  как добавочной прибыли предприятий  туристской индустрии

5. Методика определения туристской  ренты и рентной оценки туристских  ресурсов

6. Источники валютных поступлений  от международного туризма и  их преимущества по сравнению  с традиционным экспортом

7. Туристский баланс и его  влияние на торговый баланс

8. Мультипликативный эффект  развития туристской индустрии

1. Социально-экономические факторы  развития туризма

 

Группы факторов, механизм их  действия

Факторы, генерирующие общественные  потребности в туризме

 

  • развитие общественного производства,
  • интенсификация трудовой деятельности населения,
  • урбанизация,
  • повышение культурно-образовательного уровня населения,
  • ухудшение экологической обстановки в местах постоянного проживания людей

Факторы, реализующие потребности  в туризме

 

  • изменение уровня доходов населения,
  • динамика фонда свободного времени людей,
  • формирование общественных фондов потребления и социальных программ,
  • развитие транспорта и сферы услуг,
  • условия паспортно-визового режима выезда и въезда .

2. Туристские ресурсы дестинаций

 

Материальные ресурсы, мифологические (нематериальные) ресурсы,

события как туристские ресурсы

Материальные рекреационные ресурсы

 

— это природные и культурно-исторические комплексы и их элементы, способствующие восстановлению и развитию физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья, которые при современной и перспективной структуре рекреационных потребностей и технико-экономических возможностях  используются для прямого и косвенного потребления и производства курортных и туристских услуг 

Мифология туристских ресурсов – это:

 

  • процесс создания мифологических (нематериальных) туристских ресурсов, эксплуатация которых приносит доход туристской индустрии
  • метод продвижения турпродукта дестинации

Мифологические ресурсы могут быть созданы

 

 

  • Стихийно

 

  • Специально 

Создатели стихийных мифологических ресурсов

 

  • Религия (места паломничества)
  • Кинематограф (места съемок и действия фильмов)
  • История (места исторических событий – битв, заключения договоров)
  • Художественная литература
  • Фольклор (легенды)
  • Изобразительное искусство (пейзажи)
  • Известные личности

Методы специального создания мифологических ресурсов

 

 

  • Выявление неизвестных исторических фактов 
  • Создание легенд
  • Приглашение известных личностей
  • Организация значимых событий

Главное требование к мифологическим ресурсам – востребованность общественным сознанием, наличие интереса потребителей

События как туристические ресурсы

 

  • Спортивные мероприятия 
  • Фестивали музыки и искусств
  • Реконструкция исторических событий
  • Научные конференции
  • Слеты единомышленников (хобби-фестивали)
  • Экономические форумы (саммиты)

Туристические ресурсы -

 

  • это совокупность материальных рекреационных ресурсов, нематериальных (мифологических) свойств объектов и событий в дестинации, привлекательных для посещения и являющихся фактором получения доходов организациями, обслуживающими посетителей

3. Геоэкономические факторы  формирования доходов туристской  индустрии

 

Туристское пространство

Туристское пространство -

 

  • это экономическое пространство, характеризующееся множеством объектов и субъектов деятельности, специализирующихся на туризме и рекреации 
  • состоит из регионов трех типов (регион спроса, транзитный регион, регион потребления целевых услуг)

I тип региона

Формирование туристско-рекреационного спроса

 

II тип региона

Перемещение туристов в места отдыха

 

III тип региона

Удовлетворение потребностей

Геоэкономические факторы

 

  • Транспортная доступность,
  • Местоположение относительно дестинаций-конкурентов
  • Местоположение относительно транзитных (или целевых) дестинаций

4. Формирование туристской ренты  как добавочной прибыли предприятий  туристской индустрии

Туристская рента (Зорин И.В., Квартальнов  В.А. Энциклопедия туризма)

 

1) часть дохода от туристского  обслуживания, получаемого за  использование туристских ресурсов  лучшего качества, 

2) фиксированная величина от  реализации туристского продукта  или туристских услуг, которая  направляется на инвестирование,  возобновление и расширение ресурсной  базы туризма 

Туристская рента (Туристская энциклопедия  Беларуси)

 

  • часть дохода предприятий туристской индустрии, который образуется благодаря использованию ими сравнительно лучшего фактора производства 
  • Основные факторы производства турпродукта: уровень развития инфраструктуры, затраты труда и компетенции персонала, туристские ресурсы, географическое положение относительно центров туристского спроса, менеджмент.
  • Задача менеджмента дестинации максимизировать величину туристской ренты, улавливаемую резидентами дестинаци

Монопольная туристская рента -

 

  • часть добавочной прибыли туристской индустрии, получаемой при эксплуатации уникальных туристских ресурсов для производства услуг, предложение которых неэластично.
  • Туристские ресурсы могут быть уникальными как в пространстве (например, Египетские пирамиды, Тадж-Махал, Ниагарский водопад), так и во времени (Чемпионат мира по футболу).

Дифференциальная туристская рента

 

  • часть добавочной прибыли, получаемой при эксплуатации сравнительно лучших туристских ресурсов или при повышающейся производительности добавочных вложений капитала в туристскую инфраструктуру дестинации.
  • Дифрента 1 (различия дестинаций в турпотенциале и местоположении)
  • Дифрента 2 (различия дестинаций в капитале, вложенном в тур ресурсы)

Абсолютная туристская рента

 

  • часть добавочной прибыли, получаемой при эксплуатации туристских ресурсов независимо от их качества и местоположения, возникающая только благодаря разделению права собственности и права пользования между разными субъектами

5. Методика определения туристской  ренты и рентной оценки туристских  ресурсов

Туристская рента -

 

  • часть валовых туристских затрат населения на отдых, которые определяются платежеспособностью потребителей и развитостью фондов социального потребления.
  • Оценка величины туристской ренты основывается на социологических опросах посетителей дестинации

Расчет величины ренты

 

(Zo – Zпмж) * 27%

Zo – валовые затраты населения  на отдых в дестинации,

Zпмж – средние затраты за  тот же период в постоянном  месте жительства

27 % - норматив ренты в  структуре чистых затрат на  отдых

Пример расчета туристской ренты

 

Нацпарк 

 

рента, тыс. USD

 

Капит. рента, тыс. USD (ст. 7%)

 

USD на 1 га

 

Нарочанский 

 

1265

 

18 073

 

23,3

 

Браславские озера 

 

418

 

5976

 

10,7

 

Беловежская пуща 

 

115

 

1649

 

1,7

 

Припятский 

 

8

 

116

 

0,2

6. Источники валютных поступлений  от международного туризма и  их преимущества по сравнению  с традиционным экспортом

Три источника валютных поступлений  от интуризма:

 

  • экспорт туристских услуг;
  • реализация товаров текущего потребления;
  • реализация товаров будущего потребления

Преимущества туристского экспорта:

 

  • Продажа товаров интуристам в розницу;
  • Отсутствие отсрочки платежей;
  • В оборот вовлекаются специфические товары (без туризма не продаются, например, сувенирные товары);
  • Возможность продавать товары, которые трудно продвинуть на соседние рынки (с/х и продовольственные продукты)

7. Туристский баланс и его  влияние на торговый баланс

Сальдо туристского баланса  – 

 

разность между доходами туриндустрии  от международного туризма и  расходами населения на международный  туризм;

Туристский баланс может существенно  влиять на сальдо торгового  баланса.

8. Мультипликативный эффект  развития туристской индустрии

 

Сущность, модели

Эффекты влияния туристских  расходов на национальную экономику:

 

  • Прямой
  • Косвенный
  • Производный

Прямой эффект проявляется непосредственно  в туристической индустрии

 

1 Теоретические основы.ppt

— 1.87 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Геоэкономика"