Лекции по "Геоэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:09, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Теоретические основы геоэкономики туристской индустрии
2

1. Туризм в глобальной геоэкономической системе
2. Интерпретация туризма в экономической и географической науках
3. Межотраслевой туристский комплекс
4. Территориальная рекреационная система и ее системные характеристики
5. Туристская дестинация как объект геоэкономики туристской индустрии
6. Типология туристских дестинаций
7. Аттракционный пункт как локальная туристская дестинация
8. Сущность туристско-рекреационного районирования
9. Геоэкономические системы туризма

Файлы: 5 файлов

5 Дестинация как объект предпринимательства.ppt

— 2.64 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4 Изучение туристских потоков.ppt

— 861.00 Кб (Скачать файл)

3 Концептуальные основы конкурентспособности дестинаций.ppt

— 647.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Тема 3. Концептуальные основы конкурентоспособности  туристских дестинаций

 

 

 

 

1.Теории развития международного  туристского рынка

2. Модели поляризации мирового  туристского рынка

3. Оценка конкурентоспособности  туристской дестинации на основе  модели «национального ромба»  М.Портера

4. Компетентостная модель конкурентоспособности  туристского комплекса дестинации

 

 

 

 

1.Теории развития международного  туристского рынка

 

 

 

 

Теории развития международного  туристского рынка

 

  • Теория абсолютного преимущества
  • Теория сравнительного преимущества
  • Теория соотношения факторов
  • Теория подобия стран

 

 

 

 

Теория абсолютного преимущества

 

  • Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776)
  • Объясняет специализацию стран на производстве эксклюзивного турпродукта с использованием уникальных туристских ресурсов
  • С теорией абсолютных преимуществ тесно связано учение о монопольной туристской ренте

 

 

 

 

Теория сравнительного преимущества

 

Обоснована Давидом Рикардо (1817)

Для создания сравнительных  преимуществ туриндустрии государства  устанавливают:

  • льготное налогообложение (иностранный туризм как форма экспорта)
  • преференции в плане кредитования, инвестирования и подготовки специалистов.
  • девальвацию национальной валюты

 

 

 

 

Теория соотношения факторов

 

  • теория Хекшера—Олина
  • государства экспортируют продукты интенсивного использования избыточных факторов в обмен на товары и услуги, производство которых требует интенсивного использования дефицитных ресурсов
  • объясняет специализацию стран на купально-пляжном, горнолыжном, экскурсионном туризме

 

 

 

 

Теория подобия стран  
(теория спроса)

 

  • Стефан Линдер (1961)
  • специализация страны во многом определяется внутренним спросом
  • внутренний спрос позволяет использовать эффект масштаба и стимулирует создание туристского продукта, конкурентоспособного на рынках стран с аналогичными параметрами потребления

 

 

 

 

2. Модели поляризации мирового  туристского рынка

 

 

 

 

Модель И.И. Пирожника, 1996

 

  • Центры развития международного туризма (Западная и Северная Европа, Северная Америка, Центральная и Восточная Азия);
  • Зона интенсивного развития (Южная Европа, Карибский регион, Юго-Восточная Азия, Микронезия);
  • Периферийная зона экстенсивного развития (Центрально-Восточная Европа, Северная Африка, Восточное Средиземноморье);
  • Периферийная зона в состоянии стагнации (Центральная и Южная Америка; Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка; Южная Азия, Ближний Восток, Австралазия, Меланезия, Полинезия).

 

 

 

 

Пространственная модель

 

 

 

 

Модель А.Ю. Александровой (2002)

 

Центр

 

Полупериферия

 

Продвинутая 

периферия

 

Глубокая

периферия

 

 

 

 

Состав зон

 

  • Центр: Великобритания, Франция, Испания, Италия, Швейцария, Австрия, Германия, США, Канада, Япония
  • Полупериферия: ЦВЕ, НИС (например, Турция, Таиланд, ОАЭ, Мексика), развитые страны Южного Полушария.
  • Продвинутая периферия: страны Латинской Америки, Юго-Восточной и Юго-Западной Азии
  • Глубокая периферия: страны Африки и Южной Азии, некоторые в Латинской Америке (Гватемала и Гаити)

 

 

 

 

ЦЕНТР

 МИРОВОГО ТУРИСТСКОГО

ПРОСТРАНСТВА

 

Высокий экономический,

научно-технический 

и туристский потенциал

 

Разнообразие 

турпродуктов

 

Высокая интенсивность 

туристских обменов

 

Разнообразие функций и 

внутренняя устойчивость

 

Высокий уровень 

концентрации капитала

 

Ведущие туристские 

и гостиничные ТНК мира

 

Генератор 

инноваций

 

 

 

 

       Полупериферия

мирового туристского

пространства

 

Ускоренное 

формирование 

цивилизованного 

рынка туризма

 

Положительная 

тенденция 

развития

 

Конкуренто-

способность 

на мировом рынке 

туризма

 

Неравномерность 

развития

 

Нестабильность 

развития

 

 

 

 

 

Центр

 

 

Полупериферия

 

 

«Продвинутая» Периферия

 

 

«Глубокая» Периферия

 

Разрыв уменьшился

 

(с 1,277227 до 0,904619)

 

 

Пространственная структура мирового  туристского рынка в динамике, конец 1980-х – начало 2000 –х гг.

 

Разрыв увеличился

 

(с 3,706485 до 4,141765)

 

 

 

 

 

Движение капитала в мирововй  туриндустрии

 

I

 

II

 

III

 

Конец XIX– начало ХХ вв.

 

Вторая половина ХХ в.

 

Конец XX–начало ХХI вв.

 

 

 

 

Условная схема потока инноваций  в туристском комплексе

 

 

 

 

Положение Беларуси в геоэкономическом  туристском пространстве 

 

Региональная структура мирового  туристского пространства (И.И. Пирожник, 1996).

1 – 22 мезорегионы мира:  1 – Центрально-Восточная Европа,  2 – Северная Европа, 

3 – Южная Европа, 4 –  Западная Европа, 5 – Северная  Америка, 6 – Центральная Америка, 

7 – Карибский мезорегион,  8 – Южная Америка, 9 –  Северная Африка, 

10 – Западная Африка, 11  – Центральная Африка, 12 –  Восточная Африка, 

13 – Южная Африка, 14 –  Центральная и Восточная Азия,  15 – Юго-Восточная Азия, 

16 – Южная Азия, 17 – Ближний  Восток, 18 – Восточное Средиземноморье, 

19 – Австралазия, 20 – Меланезия,  21 – Полинезия, 22 – Микронезия;

I – центры развития международного  туризма, II – зона интенсивного  развития туризма, 

IIIa – периферийная зона экстенсивного  развития, 

IIIb – периферийная зона в  состоянии стагнации.

 

Kern

 

Zonen:

 

Intensive

Entwicklung

 

Extensive

Entwicklung

 

Stagnation

 

N.Am

 

N.&W.

Europe

 

M.&O.

Europe

 

O.Asien

 

19

 

 

 

 

3. Оценка конкурентоспособности  туристской дестинации на основе  модели «национального ромба»  М.Портера

 

 

 

 

Детерминанты конкурентных преимуществ  отрасли в модели М. Портера

 

  • обеспеченность важнейшими факторами производства в данной отрасли,
  • параметры внутреннего спроса на продукцию отрасли,
  • наличие конкурентоспособных на международном уровне поставщиков, 
  • стратегии, структура и соперничество национальных фирм

 

 

 

 

Модель «национального ромба»  М.Портера

 

 

 

 

  • Использование «национального ромба» позволило обосновать переход развития туристского комплекса Беларуси от естественно-ресурсной модели к  инвестиционно-инновационной модели.
  • Т.е. главным фактором развития конкурентоспособного туристского комплекса являются не естественно-ресурсные преимущества, а инвестиции и инновации (приобретенные преимущества)

 

 

 

 

Типы стран от степени готовности  к созданию, восприятию и внедрению  инноваций

 

  • Креативные (США, Франция, Великобритания, Германия, страны Скандинавии)
  • Адаптивные (страны Средиземноморья, Центрально-Восточной Европы (члены ЕС), новые индустриальные страны Восточной и Юго-Восточной Азии, развитые государства южного полушария)
  • Консервативные

 

 

 

 

4. Компетентостная модель конкурентоспособности  туристского комплекса дестинации

 

 

 

 

Компетенции в туризме в узком  смысле – способность работника, основанная на актуальных знаниях  и опыте, обеспечивающая успешность  осуществления трудовой деятельности  в туристической индустрии

 

 

 

 

Компетенции в туризме в широком  смысле включают:

 

  • Полномочия, осведомленность и аналитический аппарат органов управления
  • Знания, умения, навыки и культура работников туристской индустрии
  • Традиции, обычаи местного населения, владение ремеслами и промыслами
  • Профессионализм занятых в нетуристских отраслях
  • Научный, культурный и спортивный потенциал за счет временного трансферта
  • Ценностные ориентации рынка потребителей

 

 

 

 

Детерминанты конкурентных преимуществ («национальный ромб» М.Портера)  

фактор компетенций

 

Стратегии, структура 

и соперничество 

национальных производителей

 

Параметры 

внутреннего 

спроса

 

Факторы 

производства 

туристского продукта

 

Сопутствующие и

дополнительные 

отрасли

 

 

Компетенции

 

 

 

 

 

Компетенции и факторы производства  турпродукта

 

  • Расширение полномочий органов управления туризмом
  • Совершенствование аналитико- статистического аппарата
  • Активизация использования этнографических компетенций как ресурса
  • Расширение временного трансферта компетенций как ресурса

 

 

 

 

 

Компетенции и внутренний спрос

2 Факторы развития и доходы дестинаций.ppt

— 431.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

1 Теоретические основы.ppt

— 1.87 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Геоэкономика"