Объекты всемирного наследия
ЮНЕСКО в США
Статистика
- Всего в полном списке Всемирного наследия на 2012 год числится 962 объекта, то есть доля объектов США в мире — 2,2 %.
- Из 21 объекта Всемирного наследия в США: 8 культурных и 13 природных объектов. 2 культурных объекта признаны шедеврами человеческого гения (критерий i) и 10 объектов — природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности (критерий vii).
Критерии
- Для включения в Список Всемирного наследия объект должен представлять собой выдающееся мировое достояние и соответствовать по крайней мере одному из десяти критериев. Критерии разъясняются в "Руководстве по выполнению Конвенции об охране Всемирного наследия", которое, вместе с самой Конвенцией, является главным рабочим инструментом в применении концепции Всемирного наследия. Критерии регулярно пересматриваются Комитетом Всемирного наследия, чтобы отразить развитие концепциии Всемирного наследия.
До конца 2004 объекты Всемирного наследия отбирались на основе шести культурных и четырех природных критериев. После принятия пересмотренного "Руководства по выполнению Конвенции об охране Всемирного наследия" появился единый перечень из десяти критериев.
Выдвигаемый на включение в Список объект должен:
1 - являться произведением творческого гения человека;
2 - отражать важность взаимосвязи человеческих ценностей, существующих в течение определенного периода времени или в пределах определенной культурной области, и развития архитектуры или технологии, монументального искусства, градостроительства или ландшафтного планирования;
3 - являться уникальным или, по меньшей мере, исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации, существующей или исчезнувшей;
4 - представлять собой выдающийся образец типа строения, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап (этапы) в истории человечества;
5 - представлять собой выдающийся образец традиционного человеческого поселения, землепользования или использования моря, характерного для той или иной культуры (или культур), взаимодействия между человеком и природной средой, в особенности, если существует опасность разрушения под воздействием необратимых изменений;
6 - быть непосредственно или значимо связанным с событиями или традициями, идеями или верованиями, произведениями литературы и искусства, представляющими собой выдающееся мировое достояние. (По мнению Комитета Всемирного наследия, данный критерий предпочтительно использовать в сочетании с другими критериями);
7 - включать уникальные природные явления или территории исключительной природной красоты и эстетического значения;
8 - представлять собой выдающиеся примеры отражения основных этапов истории Земли, включая следы древней жизни, значимые геологические процессы, которые продолжают происходить в развитии форм земной поверхности, существенные геоморфологические или физико-географические особенности рельефа;
9 - представлять собой выдающиеся примеры важных, протекающих и в настоящее время экологических и биологических процессов, происходящих в эволюции и развитии наземных, пресноводных, прибрежных и морских экосистем и сообществ растений и животных;
10 - включать природные ареалы наибольшей важности и значения с точки зрения сохранения в них биологического разнообразия, в том числе ареалы исчезающих видов, представляющие выдающееся мировое достояние с точки зрения науки и сохранения природы.
- http://whc.unesco.org/en/criteria/
Индепенденс-холл
- Индепенденс-холл
- В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1979
- Индепенденс-холл, или Зал независимости, по праву считается местом рождения США. В его стенах представители 13 колоний приняли Декларацию независимости. Именно здесь была согласована и подписана Конституция США. В период британской оккупации строение использовали в качестве казармы и госпиталя для заключенных. На втором этаже здания когда-то располагался музей естественной истории, а в подвале – загон для собак.
- Зал независимости был построен в период с 1731 по 1756 год, и первоначально здесь заседало правительство Пенсильвании. К центральному зданию с колокольней и шпилем примыкают два крыла размером поменьше, которые в 1811 и 1812 годах были снесены, а впоследствии восстановлены. Элегантные очертания Индепенденс-холла выдают в нем яркий образец георгианской архитектуры с элементами стиля квакеров из Филадельфии. После многочисленных реставраций зданию вернули первоначальный облик конца XVIII века.
- Сейчас под шпилем колокольни находится Вековой колокол, отлитый в 1876 году. Но когда-то там висел знаменитый Колокол свободы, легко узнаваемый по характерной трещине и надписи "И объявите свободу на земле всем жителям ее". Потом реликвию перенесли в специально отведенный выставочный зал, где она находится и поныне.
- С точки зрения историков самым интересным помещением этого здания является Зал собраний. Здесь в 1775 году прошел Второй континентальный конгресс, представители которого выбрали Джорджа Вашингтона командующим американским ополчением. В 1776 году на том же месте была подписана Декларация независимости и сформировано первое национальное правительство США, в 1777 году был выбран дизайн американского флага, в 1781 – подписан договор об образовании конфедерации тринадцати колоний, а в 1787 – составлена Конституция США. Этот зал посещали такие выдающиеся деятели, как Джон Адамс, Бенджамин Франклин, Александр Гамильтон, Джон Джей, Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон и Джордж Вашингтон.
- В наши дни Зал собраний выглядит так же, как при Конституционном конвенте в 1787 году, во время которого делегаты заколотили ставни гвоздями и заперли двери, чтобы никто не помешал им обсуждать Конституцию. Сразу бросается в глаза "восходящее солнце" – кресло Джорджа Вашингтона. В примыкающем к зданию западном крыле выставлена на обозрение чернильница, в которую макали перья при подписании Декларации независимости, и первый черновой вариант Конституции США.
Официальный источник- http://whc.unesco.org/en/list/78 Критерий- (vi)
(vi) Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность
Курганы Кахокии
Курганы Кахокии
Занимая территорию более 2 000 акров, Кахокия — единственный
оисторический город индейцев к северу от Мексики, крупнейший
археологический памятник знаменитой миссисипской культуры.
Кахокия состоит из 109 курганов североамериканских индейцев,
известных как Строители Курганов, но в то же время остается
большой загадкой, как им удавалось строить такие огромные
сложные насыпи.
Кахокия знаменита своими огромными курганами – большими
глиняными структурами. Город этот населялся приблизительно с 700 по
1400 год нашей эры древними народами. В начале их было всего
несколько тысяч, но потом население Кахокии разрослось до десятков
тысяч .
В расцвете Кахокийской культуры (1 100 до 1 200 нашей эры) город
покрывал почти шесть квадратных миль и имел население 20 000 человек.
В центре исторического участка самая большая насыпь под названием
Монахов Курган. Это самая большая доисторическая глиняная насыпь в
Северной Америке. Длина кургана -1 000 футов, ширина – 800 футов.
Монахов Курган состоит из четырех террас, каждая из которых
добавлялась в разное время. Приблизительно 22 миллиона кубических
футов земли было использовано, чтобы построить эту насыпь между 900 и
1 200 годом. Курган был назван по имени французских монахов, которые
жили неподалеку в 1800 годах. Монахов Курган — наиболее вероятное
строение, где жил правитель Кахокии и проводились важные церемонии.
За эти годы насыпь была значительно повреждена человеком, поэтому
оригинальный размер кургана определить довольно сложно .
Самое интересное и загадочное открытие, связанное с курганами Кахокии
– это курган 72. Здесь археологи нашли тела почти 300 человек, главным
образом молодых женщин, скорее всего принесенных в жертву.
Поблизости находилась другая могила, где был погребен правитель. Его
тело лежало в усыпальница на 20 000 морских ракушек, возраст
правителя – 40-45 лет. Полагают, что те, кто был похоронен рядом с ним
были принесены в жертву, чтоб служить ему в следующей жизни. Курган
был возведен примерно в 950-1000 году нашей эры.
Постепенное снижение населения Кахокии началось после 1200 года, и
два столетия спустя этот участок стал безлюдным. Судьба племен
Кахокии остается неизвестной, ученые считают, что их вынудило уйти
изменение климата, и засуха из-за сильной вырубки леса.
Официальный источник-http://whc.unesco.org/en/list/198
Критерии-(iii)(iv)
(iii) Объект является уникальным или по крайней мере исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.
(iv) Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.
Статуя Свободы
Пожалуй, главный символ Нью-Йорка и всех Соединенных Штатов — это возвышающаяся на небольшом острове в 3 километрах от Манхэттена знаменитая Статуя Свободы. Сам остров, собственно, в честь статуи называют Островом Свободы (Liberty Island), хотя до 1956 года он официально назывался Бедлоу. Переименования, естественно, никто и не заметил. Статуя, долгое время обладавшая статусом высочайшей скульптуры на свете, вот уже более ста лет доминирует над бухтой Большого Яблока, символизируя все те преимущества, которыми обладает Америка. Она уникальная по многим причинам — это и символ, и достопримечательность, и образец скульпторского мастерства, и шедевр инженерии, и, в конце концов, маяк.Полное название монумента — Свобода, озаряющая мир (Liberty Enlightening the World). Высота Статуи Свободы в Нью-Йорке - 93 метра. Она представляет собой массивный пьедестал и непосредственно 46-метровую статую римской богини Либертас (Свобода), держащую в правой руке огромный факел, а в левой — скрижаль с надписью JULY IV MDCCLXXVI. Английское слово July и латинские цифры вместе образуют 4 июля 1776 года — дату принятия Декларации независимости США. Собственно, появление статуи на островке в нью-йоркской гавани напрямую связано с этим событием, так как монумент явился подарком народа Франции к столетнему юбилею подписания судьбоносной Декларации. Символично в этом плане то, что одной из своих ног статуя стоит на разбитых оковах, намекающих на поверженную несвободу. Стоит заметить, что по ряду причин Статуя Свободы была установлена на десять лет позже юбилея — 28 октября 1886 года. К вершине пьедестала ведут 192 ступени, до короны — 356. Всего в создании скульптуры было задействована 31 тонна меди, а стальная конструкция, спроектированная Эйфелем, весит без малого 125 тонн.
Официальный источник-http://whc.unesco.org/en/list/307
Критерии- (i)(vi)
(i) Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.
(vi) Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность
Усадьба
Монтичелло и университет
штата Виргиния
Усадьба Монтичелло была построена в начале 19 века третьим президентом США Томасом Джефферсоном. Ему принадлежит проект Декларации независимости. В этой декларации было заявлено о равенстве всех людей и их правах на жизнь, свободу и благосостояние. Усадьба Монтичелло способна очень многое рассказать об истории США. Томас Джефферсон хотел создать новую архитектуру для нового света. Он добился этого за счёт смешения английского и французского архитектурных стилей конца 18 века и итальянского искусства эпохи ренессанса. Войдя в здание усадьбы, вы попадёте в просторный вестибюль. Томас Джефферсон называл его индийским залом. Здесь собраны предметы, привезённые со всего света. Они подчёркивают многогранность личности хозяина дома. Томас Джефферсон был скромным человеком. Об этом всё говорит в усадьбе. Отсюда президент управлял молодой страной. Территория усадьбы составляет 20 квадратных километров. Это страна цветов и зелёных лужаек. Однако, даже это место хранит мрачные тайны. Несмотря на свои либеральные идеи, Томас Джефферсон поддерживал идею вытеснения индейцев с их земель. А на его плантациях в окрестностях усадьбы Монтичелло трудились рабы.
Официальный источник-http://whc.unesco.org/en/list/442
Критерии- (i)(iv)(vi)
(i) Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.
(iv) Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.
(vi) Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность.
Пуэбло-де-Таос
Пуэбло-де-Таос — это индейское поселение, расположенное вдоль берега реки Ред-Уиллоу-Крик в штатах Нью-Мексико и Аризона. Образ жизни местных жителей представляет собой замкнутую общину. При этом каждый житель деревни принимает участие в жизни поселения, сохраняя верность интересам общины и заботясь о ее процветании. Однако, как только молодые люди вступают в брак, они уходят жить в отдельный дом – здесь не принято делить кров нескольким семьям одновременно.
Главной достопримечательностью поселения является жилой комплекс из глины, построенный в период X-XV веков. В нем до сих пор живут люди, сохраняя древний уклад и самобытность своей культуры. Сооружения комплекса ранее предназначались для обороны от набегов – многие дома не имели дверей, попасть в них можно было только по приставным лестницам. В случае нападения лестницы втягивались внутрь. Жилища никак не сообщаются между собой и состоят из двух комнат. Одна из них выполняет функции склада, кухни, столовой, а вторая является жилой комнатой. Сейчас в домах можно встретить кровати, стулья, столы – ранее индейцы племени мебель практически не использовали.
Индейское поселение Пуэбло-де-Таос было включено ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия в 1992 году.