Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:53, контрольная работа
Развитие информационных технологий ставит перед педагогами общеобразовательных школ новые методические задачи. В рамках оказания помощи школе были проведены факультативные занятия по геоинформатике с учениками десятого класса.
1. Факультативная подготовка по ГИС-технологиям в школе ………… 3
2. Экологический практикум для школьников на оз. Горькое
Звериноголовского района (курорт «Сосновая роща») ……………… 4
3. Обучение геоинформатике в колледже ……………………………….. 5
4. Опыт Курганского ГУ по обучению современным
геоинформационным технологиям ……………………………………. 7
5. Геоинформационная система Нижегородского ГТУ на базе
программного продукта AutoCAD Map ……………………………… 9
6. Геоинформационное обеспечение учебных и производствен-
ных практик геологического факультета МГУ: обучение
через составление реальных ГИС-проектов …………………………. 11
7. Обучение ГИС-технологиям на геологическом факультете МГУ ….. 13
8. Геоинформационные системы на кафедре картографии СПбГУ …… 15
9. Среда получения оценок на базе ГИС – технологии как основа
обучения специалистов в области экологии ………………………….. 18
10. Содержание обучения в области геоинформационных
систем и транспортная логистика в Уральском ГУ ………………… 20
11. Геоинформационное образование в Уральской
горно-геологической академии ………………………………………. 22
12. Геоинформационные системы в учебном процессе
телекоммуникационных специальностей …………………………… 24
13. Учебно-методическое обеспечение ГИС-образования ……………... 25
14. Заключение …………………………………………………………….. 27
Литература …………………………………………………………………. 28
Преподавание осложняется из-за отсутствия учебной литературы. Очевидной становится необходимость подготовки российского учебника по геоинформатике, соответствующего современному уровню развития ГИС-технологий. ГИС-Ассоциация могла бы выступить инициатором его создания.
4. Опыт Курганского ГУ по обучению современным
геоинформационным технологиям
Полноценное современное
образование в области геоинфор
Одной из главных проблем,
тормозящих развитие геоинформационного образования,
является высокая (для государственных
учебных заведений) стоимость программно-аппаратного
обеспечения полного комплекса работ.
По грубой оценке, стоимость комплекта
из одного приемника Trimble, нескольких сцен,
полученных SPOT, и лицензии ERDAS
Imagine (ERDAS, Inc., США) и ArcGIS (ESRI, Inc., США) составляет
около 60–70 тыс. дол., а комплекта из одного
приемника Ashtech или Javad, нескольких снимков,
полученных Landsat, одной инсталляции ER Mapper
(Earth Resourse Mapping, Ltd., Австралия) и MapInfo Professional
(MapInfo Corp., США) — около 50 тыс. дол. (без учета
стоимости цифровых карт и компьютерного
оборудования). Более того, для успешного
учебного процесса необходимо иметь как
минимум три приемника, а также программное
обеспечение для функционирования 10–15
рабочих мест.
Ряд крупных компаний (ESRI, Inc., Intergraph Corp., США) имеют программы работы с вузами, оказывают им широкую поддержку, но это пока, скорее, исключение, чем правило, и всю технологическую программно-аппаратную линейку (по пятилетнему опыту работ) такая политика вряд ли обеспечит (тем более, что основные финансовые ресурсы придется потратить на приемники GPS).
Еще одна проблема геоинформационного
образования — сложность
Есть ли решение этих проблем? Не существует ли какого-либо щадящего финансового и образовательного варианта? Специалисты Курганского государственного университета считают, что в качестве одного из вариантов можно предложить следующий: навигационные GPS Garmin — многозональные сканерные снимки MODIS, ASTER (Terra) и снимки, полученные со спутников «Ресурс» и «Метеор» (МСУ-Э, МСУ-СК) — программные продукты ИТЦ «СканЭкс» (ScanViewer, ImageTransformer, ScanEx-NeRIS) — ГИС GeoMedia Professional (Intergraph Corp.) и MapInfo Professional (MapInfo Corp.).
Большинство программных продуктов передано в университет для тестирования и обучения по договоренности с производителями, а Mapinfo Professional получено победителем конкурса студенческих работ «ГИС-проектў2001», ежегодно проводимого ГИС-Ассоциацией. Снимки со спутников Terra распространяются бесплатно, собственный архив российских снимков сформирован на базе сотрудничества и взаимопомощи с региональным информационно-аналитическим центром, принимавшим их в течение 1997–1998 гг., и ИТЦ «СканЭкс».
Для университета самым сложным в финансовом отношении моментом долгое время оставалось приобретение спутниковых приемников, пока не открыли для себя возможности и преимущества навигационных GPS. Получив в компании «Навиком» 30% скидку, мы смогли купить два навигационных приемника — E-Trex и GPS-12XL за 350 дол. (с кабелями для подключения к PC). Эти затраты на два порядка меньше стоимости прибора геодезической точности. Именно поэтому, не ввязываясь в давний и бесперспективный спор, какой программный продукт лучше в области обработки данных ДЗЗ и ГИС, сосредоточим внимание на одной из базовых, наиболее современных составляющих ГИС — получении, обработке и применении GPS-данных. Рассмотрим этот вопрос на основе использования навигационных приемников и проиллюстрируем их применение на конкретных примерах.
Главная цель навигационных GPS, как ясно из названия, — навигация, ориентирование при движении по маршруту, возврат в нужную точку, движение по заданной траектории, запоминание пройденного пути для повторного полного или частичного прохождения. Однако, как показал наш опыт, приборы могут с успехом применяться для решения некоторых картографических и геоинформационных задач. Этому способствует:
Естественно, навигационные GPS не могут заменить геодезические приборы при топографических и кадастровых работах, но могут быть использованы для решения большинства природно-ресурсных задач: в лесной, водной отраслях и в сельском хозяйстве. Мониторинг и анализ большинства региональных, социальных и природных явлений могут осуществляться с опорой на данные, полученные с помощью навигационных GPS. И если вышеуказанные применения вообще-то формально, юридически необоснованны (приборы не сертифицированы для картографических целей, поэтому могут быть использованы лишь дополнительно или при проведении работ «для себя»), то для образовательного процесса они просто созданы — чрезвычайно просты в освоении и работе, компактны, мало весят, удобны, эстетичны.
Следует отметить, что из-за непродолжительного времени работы с навигационными GPS раскрыты не все их преимущества (равно как и недостатки), однако, уже сейчас можно утверждать, что применение таких приборов в образовательном процессе, как в вузе, так и в школе вполне оправдывает себя.
В ближайших планах коллектива университета — использование навигационных приемников GPS при проведении полевых практик и дипломных работ по социально-географическим проблемам, в частности по поведенческой географии.
5. Геоинформационная система Нижегородского ГТУ на базе
программного продукта AutoCAD Map
Нижегородский государственный технический университет (НГТУ) уделяет серьезное внимание подготовке студентов в области геоинформационных технологий. Силами студентов и преподавателей созданы первые геоинформационные системы и по самому НГТУ. Так в 1999 году завершен пилотный проект информационной системы НГТУ в технологии ГеоГрафGeoDraw (ЦГИ ИГРАН), в котором нашли полное отражение богатая география, структура и история вуза. Для НГТУ, как для технического вуза, интересной сферой приложения геоинформационных технологий являются инженерные приложения. В 2000 году начат новый проект геоинформационной системы НГТУ, который рассчитан на поддержку эксплуатации инженерных коммуникаций территории и сооружений вуза, на решение задач хозяйственного управления вузом на уровне ректората, деканатов, кафедр, а также на решение задач охраны труда на рабочих местах. Проект рассчитан на несколько лет.
Пространственная модель НГТУ для ГИС включает в себя 3 уровня и создается, соответственно, на основе: 1)топопланов М1:2000 и М1:500; 2)проектов инженерных коммуникаций и поэтажных планов корпусов НГТУ; 3)планов инженерно-технического оснащения и обстановки каждого отдельного помещения. При создании ГИС НГТУ наряду с традиционными плоскими моделями используются и трехмерные модели. Несомненно, наличие в системе трехмерных моделей должно расширить ее возможности, но, с другой стороны, оно может сделать систему и необоснованно сложной, и предъявить к инструментальной программной среде неразрешимо высокие требования. Выбран путь экспериментального решения указанной проблемы. Трехмерное моделирование используется прежде всего для инженерных коммуникаций зданий и сооружений НГТУ, а также для инженерных коммуникаций территории, рельефа местности, обстановки помещений. Весьма полезным для инженерно-технических применений оказывается аппарат ГИС, предназначенный решения топологических задач. Широкое применение топологических задач, включая 3D-модели, предусматривается и ГИС НГТУ.
В качестве инструментальной геоинформационной системы для этой работы выбрана система AutoCAD Map (Autodesk). Эта система выбрана благодаря следующим обстоятельствам:
1. модель, созданная в формате AutoCAD, принимается в любых других инструментальных ГИС;
2. AutoCAD Map обеспечивает трехмерное моделирование объектов ГИС;
3. AutoCAD Map обеспечивает связывание элементов 3D-модели с внешней базой данных, а также выгрузку численных значений атрибутов и полей внутренних таблиц модели во внешние базы данных;
4. AutoCAD Map обеспечивает с небольшими ограничениями решение стандартных топологических задач и на 3D-модели;
5. AutoCAD Map позволяет расширить круг решаемых задач и возможности системы за счет использования в составе Land Development Desktop (LDD);
6. существуют и разрабатываются приложения на основе AutoCAD Map для предприятий эксплуатирующих инженерные коммуникации;
7. AutoCAD Map имеет аппарат конвертирования геоинформационных моделей в SDF-формат для использования в Internet/Intranet через Autodesk MapGuide (Server, Author, Viewer).
Благодаря последнему обстоятельству
параллельно с основной системой создается ее Intranet-вариант в технологии
MapGuide.
Для обеспечения функций охраны труда
моделируются условия труда: внутренняя
планировка и обстановка помещений, рабочие
места персонала (и студентов) и их техническое
и инженерное оснащение (освещение, водопровод,
канализация, вентиляция, газоснабжение,
компьютерные сети и т.д.). Создаются базы
данных, содержащие показатели условий
труда на рабочих местах.
На сегодняшний день
есть работоспособные и
модель рельефа и инженерных коммуникаций основной территории НГТУ;
модели 6 учебных корпусов и внутренних инженерных коммуникаций ряда корпусов;
модели внутренней обстановки помещений и рабочие места для ряда кафедр.
Анализ создания и опытной эксплуатации системы показал: увеличение объема работ по моделированию трехмерных объектов ГИС - значительное; трехмерные объекты ГИС в среде AutoCAD Map жизнеспособны, доступны для решения топологических задач и приносят практическую пользу.
6. Геоинформационное обеспечение учебных и производственных
практик геологического факультета МГУ: обучение через
составление реальных ГИС-проектов
Современные требования к организации Государственных геологосъемочных работ масштаба 1:200 000 предполагают использование компьютерных технологий (включая ГИС-технологии), начиная с самых первых этапов работ. Однако инструктивными документами Министерства Природных Ресурсов не оговаривается полная технологическая цепочка обработки геологических данных и в принципе не требуется составление полноценного ГИС-проекта – достаточно предоставление баз данных в форматах АДК и цифровых моделей комплекта геологических карты в форматах ArcInfo. Такое положение не может устраивать геологов-исполнителей, поскольку огромная рутинная работа не находит выхода на них самих, не позволяет свободно ориентироваться в море фактического материала (в сотнях точек наблюдения, буровых скважин, горных выработок, зарисовок, фотографий, в тысячах фаунистических определений, в десятках тысяч анализов горных пород, в необозримом количестве описаний рудных объектов и других материалов) как из-за громоздкости применяемых стандартных программных средств (АДК и др.), так и из-за отсутствия в этом
ПО удобных средств организации связей между разнородными данными, а также гипертекстовых документов. Т.е. цифровое представление геологических данных пока что является самоцелью, а не методом работы самих геологов. Отсутствие идеологической базы использования компьютерных методов в производстве сильно снижает эффективность обучения студентов, т.к. они видят в ГИС-технологиях почти исключительно оформительскую функцию. Преподавание же предмета только на учебных примерах еще менее эффективно.
Все эти соображения
заставили нас еще на этапе
проектирования работ по Государственной
геологической съемке масштаба 1:200 000 территории
Южного Урала разработать рациональную
методику информационного обеспечения
всех этапов получения, обработки, анализа
и использования геологических данных:
от позиционирования координат полевых
точек наблюдения GPS-приемниками до создания
ГИС-проекта в среде ArcView, увязанного с
гипертекстовой информации. Фактически,
речь идет о создании полноценной среды
геологических исследований, объединяющей
как пополняемые, онлайновые базы данных,
так и инструменты их анализа.. Проводимые
на Южном Урале исследования являются
базовыми для производственных практик
студентов-геологов, поэтому данная работа
была задумана одновременно и как программа
комплексного обучения студентов, которые
(помимо собственно геологических маршрутных
и других работ) для начала оцифровывали
различные карты геологического содержания,
вводили текстовую информацию, заполняли
базы данных, затем – компоновали материал
в ГИС-проектах, создавали гипертекстовые
описания, а в конце – приобретали навыки
полноценной работы с готовыми проектами.
В целом технологическая цепочка выглядит
следующим образом.
По окончании полевого геологического
маршрута в распоряжении геолога оказывается
следующая информация: записи в полевой
книжке, точки определения координат прибором
спутниковой привязки, номера проб химических
анализов, образцов и шлифов горных пород,
полевые зарисовки и фотографии (благодаря
использованию электронного фотоаппарата,
они готовы к использованию по окончании
маршрута).
Геоинформационная система
как нельзя более подходит для хранения
и объединения такой разнородной информации.
Информация из полевых дневников заносится
в текстовый файл, которые позже преобразуется
в HTML или HLP файл (см. ниже), информация с
приборов спутниковой привязки скачивается
на компьютер (в текстовом формате, который
впоследствии преобразуется в *.dbf файл).
Полевые зарисовки сканируются, электронные
фотоизображенния переносятся в компьютер,
файлам изображения присваиваются номера
точек наблюдений. Далее, после загрузки
тем точек наблюдения в вид ArcView, в специально
разработанном диалоговом окне редактируются
данные по каждой конкретной точке – вводится
тип карты, тип точки наблюдения, тип геологического
объекта, наличие проб на фауну, на силикатный
анализ и т.д.). Во избежание ошибок все
значения выбираются из выпадающих списков.
По окончании заполнения таблицы атрибутивной
информации система тестируется на взаимодействие
программ для просмотра всех компонентов.
Широкие аналитические и информационные
возможности предлагаемых ГИС-проектов
связаны прежде всего с развитой атрибутивной
базой тем полевых наблюдений. В полном
виде таблица атрибутов точек наблюдений
содержит 25 полей, которые заполняются
либо автоматически, с помощью специально
разработанных скриптов, либо с помощью
внутренних средств GIS ArcView, либо в интерактивном
режиме с помощью разработанных av диалогов,
и лишь в редких случаях полностью вручную.
Географические и геологические привязки
объектов наблюдений записываются в таблицу
атрибутов автоматически, с помощью скриптов
определения пространственной принадлежности,
входящих в стандартные пакеты ArcView. По
такой технологии были построены полигональные
покрытия топографических листов масштаба
1:50 000 (поле Sheet), речных бассейнов (Valley),
картируемых геологических единиц (Background),
площадных четвертичных образований (Q-areal),
магматических массивов (Massif). По мере
развития проекта количество полей привязок
и соответствующих мишеней будет увеличиваться,
а аналитические возможности ГИС – расширяться.
Прежде всего будут введены тектонические
и структурно-геологические атрибуты,
а затем минерагенические, экологические,
геофизические и пр.
В информационном обеспечении текущих
геолого-съемочных работ огромное значение
имеют внешние базы данных, включающие
собственные и литературные описания
объектов наблюдения, обобщенные характеристики
геологических и других картируемых тел,
сведенные в отчеты, статьи, монографии,
а также геологическую графику разного
содержания, фотографии обнажений и ландшафтов,
видео и аудио-информацию. Удобное использование
этих информационных массивов предполагает
объединение их в гипертексты. Поскольку
стандартные hot links в ArcView гипертекстовых
ссылок не поддерживают, были разработаны
два метода привязки внешней информации.
Простой способ заключается в использование
html формата для записи текстовых сообщений
и обычной процедуры html ссылок (с помощью
закладок) на требуемые фрагменты текста.
В качестве закладки используется номер
точки. Удобство этого способа заключается
в простоте подготовки исходных массивов
текстовых сообщений, которые реально
могут храниться в виде единого, легко
дополняемого html файла. Трудность метода
в том, что по мере разрастания внешнего
текста, системные требования к компьютеру
резко увеличиваются.
Другой способ заключается в подготовке
внешней базы данных в виде гипертекстовой
системы стандартных файлов подсказки
Windows. Этот метод значительно более трудоемок,
но имеет несколько выразительных преимуществ.
Это минимальные требования к компьютерам,
возможность представления материалов
разного содержания и из разных источников
в различно оформленных окнах, возможность
использования гипертекста в качестве
самостоятельного, хорошо структурированного
информационного ресурса, легкость подключения
текстовой, видео и аудиоинформации в
любых удобных форматах. Сложность метода
прежде всего в том, что добавление новой
информации в гипертекстовую систему
требует перекомпилирования всего исходного
материала. Выход в гипертекст также осуществляется
через пользовательские скрипты «горячей
связи» с экранных точечных, линейных
и полигональных тем.
Информация о работе Применение геоинформационных систем в образовании