Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:53, контрольная работа
Развитие информационных технологий ставит перед педагогами общеобразовательных школ новые методические задачи. В рамках оказания помощи школе были проведены факультативные занятия по геоинформатике с учениками десятого класса.
1. Факультативная подготовка по ГИС-технологиям в школе ………… 3
2. Экологический практикум для школьников на оз. Горькое
Звериноголовского района (курорт «Сосновая роща») ……………… 4
3. Обучение геоинформатике в колледже ……………………………….. 5
4. Опыт Курганского ГУ по обучению современным
геоинформационным технологиям ……………………………………. 7
5. Геоинформационная система Нижегородского ГТУ на базе
программного продукта AutoCAD Map ……………………………… 9
6. Геоинформационное обеспечение учебных и производствен-
ных практик геологического факультета МГУ: обучение
через составление реальных ГИС-проектов …………………………. 11
7. Обучение ГИС-технологиям на геологическом факультете МГУ ….. 13
8. Геоинформационные системы на кафедре картографии СПбГУ …… 15
9. Среда получения оценок на базе ГИС – технологии как основа
обучения специалистов в области экологии ………………………….. 18
10. Содержание обучения в области геоинформационных
систем и транспортная логистика в Уральском ГУ ………………… 20
11. Геоинформационное образование в Уральской
горно-геологической академии ………………………………………. 22
12. Геоинформационные системы в учебном процессе
телекоммуникационных специальностей …………………………… 24
13. Учебно-методическое обеспечение ГИС-образования ……………... 25
14. Заключение …………………………………………………………….. 27
Литература …………………………………………………………………. 28
-на площадь разработки
месторождения полезных
-на лицензионный участок.
Работа над дипломной работой начинается, как правило, с 5-6 семестра. Практически все дипломные проекты являются частью производственных или научных геоинформационных пакетов (ГИП). Вот несколько ГИП, являющихся дипломными работами:
- «Техногенные месторождения Свердловской области»;
- «Месторождения строительных
материалов Свердловской
- «Геоинформационное обеспечение ГДП-200 по листу NN»;
- «Перспективные участки
подземных вод Свердловской
- «Экологический мониторинг АЭС»;
- «Сейсмическое районирование Урала».
Кроме базового образования на кафедре можно получить второе высшее образование по специальности «Информационные системы в горном деле». Такая форма обучения очень продуктивна и удобна для специалистов-прикладников.
На кафедре существуют курсы повышения квалификации по основам геоинформатики. Курсы существуют с 1998 года, за это время обучение на них прошли около 150 специалистов Уральского и прилегающих регионов. Сотрудничество с производственными организациями в форме курсов повышения квалификации полезно не только производственникам, это позволяет преподавателям быть постоянно в курсе самых современных задач и проблем.
12. Геоинформационные системы в учебном процессе
телекоммуникационных специальностей.
Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, отслеживая потребности рынка труда, расширяет подготовку специалистов по специальностям, пользующимся спросом, таким, как «многоканальные телекоммуникационные системы» и «средства связи с подвижными объектами». Государственный стандарт на эти специальность наиболее полно удовлетворяет потребностям в специалистах фирм, организующих современную телефонную, сотовую и пейджинговую связь. Эти фирмы, создавая современные телекоммуникационные системы городов и регионов на базе импортных цифровых систем связи, должны самостоятельно решать задачи размещения телефонных станций и сетей, радиосредств и расчета зон их действия для конкретного региона. До сих пор при проектировании связисты используют бумажные карты, при этом из-за большой трудоемкости проектирование идет медленно, его сроки не удовлетворяют потребностям быстро развивающихся в условиях конкуренции коммерческих фирм. Очевидный выход из создавшегося положения ѕ в использовании электронных карт и геоинформационных технологий, однако, до сих пор при подготовке связистов эти вопросы не изучались.
В связи с этим в КГТУ им. А.Н. Туполева в рамках дисциплин, устанавливаемых решением Совета вуза, начато внедрение в учебный процесс новых дисциплин, в которых используются ГИС-технологии. В учебном процессе даются понятия пространственных баз данных, на лекционных и лабораторных занятиях изучаются пакеты MapInfo и отечественная ГИС «Карта 2000». Однако, при организации учебного процесса у вуза возникают новые проблемы: отсутствуют методики работы с электронными картами для специалистов, связанных с вопросами связи, нет учебных вариантов специальных программ, высокая стоимость программного обеспечения. Учитывая то, что современные технологии требуют пространственной привязки для анализа систем связи, особенно с подвижными объектами, требуется трехмерная карта местности. Мы уже не говорим о том, что электронных карт в соответствующих форматах нет для многих территорий или они недоступны из-за отсутствия финансовых средств и режимных ограничений. Поэтому необходимо создание учебных карт для тиражирования учебным заведениям, где поставлены соответствующие дисциплины.
Для решения перечисленных
проблем, в КГТУ им. А.Н. Туполева создана
научно-учебная лаборатория
13. Учебно-методическое обеспечение ГИС-образования
За 10 лет, прошедшие со времени введения в учебные программы университетов России курса «Геоинформатика», в области ГИС-образования произошли коренные перемены. Открыты кафедры геоинформатики, ГИС, геоинформационного картографирования и т. п., разрабатываются отечественные учебники и учебные пособия, учебные ГИС, появились специалисты, получившие высшее образование в области создания и использования ГИС. Однако хороших учебников по геоинформатике для специализированной подготовки кадров для разных направлений деятельности по-прежнему не хватает. Не уделяется должного внимания методикам практического освоения ГИС-технологий; среди них все еще преобладают инструкции по работе с выбранным ГИС-пакетом. По-прежнему остается проблемным техническое и программное обеспечение в силу их дороговизны. И это, не смотря на то, что крупные фирмы-производители программных ГИС-продуктов, такие как ESRI, Inc., ERDAS, Inc.,, Intergraph Corp, Mapinfo Corp. (все ѕ США), проводят в России политику поддержки образовательных организаций.
Развитие учебно-методического обеспечения должно стать приоритетным направлением деятельности в области ГИС-образования. Как первоочередные следует выделить следующие задачи:
- разработка структуры
научно- и учебно-методического
- повышение квалификации преподавателей вузов;
- постановка геоинформационного Интернет-образования;
- создание специализированных Web-сайтов;
- проведение тематических
Интернет-школ по обмену
Решение этих задач направлено
на совершенствование концепции
ГИС-образования для подготовки
кадров, владеющих современными методами
получения и обработки
Разработка структуры учебно-методического
обеспечения должна базироваться на интеграции
достижений ведущих отечественных и зарубежных
вузов. В то же время она должна достаточно
свободно адаптироваться учебными организациями
разного уровня. Учебно-методическое обеспечение
должно предполагать сочетание традиционных
и компьютерных технологий прикладных
исследований с тем, чтобы будущие специалисты
не следовали слепо подсказкам авторов
программных продуктов. Разработки должны
быть ориентированы на постоянно обновляющиеся
технологии сбора, обработки и анализа
геопространственной информации, а также
на прогресс в развитии Интернет-технологий
и компьютерных систем, способствующих
быстрому доступу к информации.
Наряду с подготовкой специалистов, необходимо
осуществлять переподготовку и подготовку
новых преподавателей в области ГИС-образования.
Повышение квалификации может осуществляться
через Интернет-школы, с размещением на
специализированном сайте необходимых
учебных материалов и методик их использования
для вузов разного профиля, презентаций
вариантов учебных заданий. К проведению
Интернет-школ могут приглашаться ведущие
специалисты как в области ГИС-образования,
так и практического создания и использования
ГИС. Это ускорит реализацию принципов
и методов дистанционного обучения.
Разработка специализированного Web-сайта
становится все более актуальной. Размещение
на нем различных учебных материалов,
включая учебные базы данных и образовательные
документы, будет способствовать адаптации
вузов разной категории, поднимет ГИС-образование
на новый качественный научный и технический
уровень. Доступность разработок с помощью
Интернет позволит существенно расширить
число подготовленных преподавателей,
по сравнению с традиционным способом
повышения квалификации с отрывом от основной
работы, а также определить направление
научной, учебной и технологической ориентации
ГИС-образования в вузе.
Географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова на базе Центра геоинформационных технологий кафедры картографии и геоинформатики в течение нескольких лет работает по программе REAP ѕ Региональное сотрудничество университетов, руководимой Британским советом. Целью работ является разработка учебных программ и учебно-методического обеспечения для подготовки специалистов в области применения ГИС-технологий и методов дистанционного зондирования для исследований в области управления и охраны окружающей среды, геоэкологии, рационального природопользования. По этой программе на факультете проходят обучение магистры-географы разных специализаций, планируется ввести спецкурс для студентов 4–5 курсов, предлагается курс дополнительного образования для всех желающих повысить свою квалификацию. Материалами, разработанными в рамках этой программы, могут воспользоваться и другие участники программы REAP. Межуниверситетский аэрокосмический центр при факультете регулярно проводит Интернет-семинары для преподавателей по методам аэрокосмических исследований. Накопленный опыт и выполненные разработки могут послужить решению общей задачи создания учебно-методического обеспечения ГИС-образования.
14. Заключение
Несмотря на полное отсутствие координирующей роли Министерства образования РФ, образовательное направление в области ГИС-технологий развивается, но по-прежнему, в основном, благодаря деятельности преподавателей-энтузиастов. Однако уже можно упомянуть и другие весьма примечательные обстоятельства.
Например, усилия в сфере
образования некоторых
Второй отрадный момент - деятельность передовых вузов по организации системы ГИС-образования.
И, наконец, последним примечательным обстоятельством является все более широкое проникновение ГИС в школьное и среднее специальное образование. Несомненно, лидерами этого направления являются учебные заведения системы бывшего Минтопэнерго РФ, для которых ведомственный учебно-методический комитет по разработанным типовым программам регулярно проводит семинары.
Если пять лет назад можно было с достаточной степенью условности назвать не более 20 вузов, где в различных курсах рассматривались или применялись элементы ГИС-технологий, то в начале 2000 г. на объявленный “Датой+” конкурс по оснащению лицензионными программными продуктами ESRI, Inc. специализированных учебных классов было подано более 60 заявок. Думаю, что это является ярким свидетельством активизации процесса ГИС-образования, хорошим подспорьем которому, очевидно, станет серия публикаций о деятельности вузов, имеющих значительный опыт преподавания, серьезный багаж методических материалов и навыки практической разработки ГИС-проектов.
Литература
Информация о работе Применение геоинформационных систем в образовании