Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:53, контрольная работа
Развитие информационных технологий ставит перед педагогами общеобразовательных школ новые методические задачи. В рамках оказания помощи школе были проведены факультативные занятия по геоинформатике с учениками десятого класса.
1. Факультативная подготовка по ГИС-технологиям в школе ………… 3
2. Экологический практикум для школьников на оз. Горькое
Звериноголовского района (курорт «Сосновая роща») ……………… 4
3. Обучение геоинформатике в колледже ……………………………….. 5
4. Опыт Курганского ГУ по обучению современным
геоинформационным технологиям ……………………………………. 7
5. Геоинформационная система Нижегородского ГТУ на базе
программного продукта AutoCAD Map ……………………………… 9
6. Геоинформационное обеспечение учебных и производствен-
ных практик геологического факультета МГУ: обучение
через составление реальных ГИС-проектов …………………………. 11
7. Обучение ГИС-технологиям на геологическом факультете МГУ ….. 13
8. Геоинформационные системы на кафедре картографии СПбГУ …… 15
9. Среда получения оценок на базе ГИС – технологии как основа
обучения специалистов в области экологии ………………………….. 18
10. Содержание обучения в области геоинформационных
систем и транспортная логистика в Уральском ГУ ………………… 20
11. Геоинформационное образование в Уральской
горно-геологической академии ………………………………………. 22
12. Геоинформационные системы в учебном процессе
телекоммуникационных специальностей …………………………… 24
13. Учебно-методическое обеспечение ГИС-образования ……………... 25
14. Заключение …………………………………………………………….. 27
Литература …………………………………………………………………. 28
Для водотоков реализована
модель для средних рек северо-
Система реализует алгоритмы оценки качества окружающей природной среды.
Сложность оценок часто
требует привлечения
Для оценки качеств результатов контрольных
измерений используется нормирование
относительно предельно допустимой концентрации
(ПДК).
В программной системе создан модуль,
реализующий получение и обработку экспертных
оценок. Задача получения экспертных оценок
разбивается на три этапа: формирование
вопросника и изменение структуры опроса
в зависимости от целевой функции; проведение
опроса по заданному шаблону и сохранение
результатов; обработка результатов опроса
и формирование экспертной оценки. Результаты
обработки экспертных оценок приводятся
к нормированной шкале качественных характеристик,
имеют географическую привязку и могут
быть нанесены на карту.
Оценка состояния объектов ОПС приводит к необходимости использования обобщающих показателей. В программной системе реализованы алгоритмы получения качественных оценок по результатам контрольных измерений, учитывающие существующие стандартные методики сложных оценок в воздухе и воде.
Комплексная оценка состояния
объектов ОПС получается в результате
объединения данных разного типа
(результатов контрольных
На базе ГИС создана информационная среда получения комплексной оценки. Информационная среда получения комплексной оценки обеспечивает объединение и использование распределенной информации, а ГИС технология ее обработку в соответствии с географической или административной привязкой.
Каждый слой ГИС представляет собой совокупность данных, моделей или оценок. Оцифровка осуществлена послойно, т.е. каждая группа однотипных элементов (реки, озера, предприятия, фоновые концентрации) заносятся в отдельный слой. База данных цифровой карты включает два типа картографической информации: пространственную и описательную. Описательная часть БД хранится в формате DBF, что позволяет независимо заполнять ее в других программных оболочках, например FoxPro. Это особенно актуально для результатов контрольных измерений, имеющих большой объем. Пространственная информация хранится в векторном формате и используется для представления топоосновы и создания тематических слоев. Растровые карты используются как подложки для тематических карт.
Обучение специалистов
Разработанная программная система служит основой при проведении практических занятий по курсу «Информационные системы в экологии». Студенты знакомятся с вопросами
10. Комаров К.Ю. Содержание обучения в области
геоинформационных систем и транспортная логистика в Уральском ГУ
Согласно данным статистики
основные проблемы, а следовательно,
и основные затраты компаний и государственных структур,
ориентированных на продажу сырьевых
ресурсов, приходятся не на добычу или
продажу этих ресурсов, а на доставку товара
в пункты переработки или покупателю.
Проблема эта ресурсоемкая и в высшей
степени актуальная. Об этом свидетельствуют
в частности показатели величины материального
вознаграждения ответственных за транспортную
логистику топ-менеджеров, которыми в
последнее время обзавелись все «уважающие
себя» компании. Однако, один заместитель
директора по логистике вряд ли способен
оптимизировать перевозки даже небольшой
компании. Ему необходимы квалифицированные
подчиненные, а подготовка таких специалистов
пока, к сожалению, не организована должным
образом даже в экономически развитых
государствах. Нет смысла говорить о масштабах
этой проблемы в нашей стране, где экономика
регионов и государственный бюджет в целом
в первую очередь зависят от экспорта
сырьевых ресурсов.
Трудно предположить, что в этой новой
и весьма сложной сфере быстро будет организована
подготовка достаточного количества высоко
квалифицированных специалистов. Однако,
шаги к решению упомянутой проблемы предпринимать
несомненно нужно.
Исходные условия известны,
и они не утешительны: негибкость
профессионального образования, слабая
связь с производством и реальн
Мы предлагаем в своем докладе рассмотреть некоторые аспекты затронутой проблемы на примере исследования транспортной системы г. Екатеринбурга.
В 2001 –2002 г. город становится лидером в серии конкурсов и определяется в качестве узлового центра проектируемой транспортной магистрали, призванной соединить кратчайшим путем Европу от Шотландии и Тихоокеанский регион через Японию. Основную нагрузку несомненно берет на себя железная дорога, но статус узлового центра предполагает также наличие грузоперевозок воздушным транспортом (уже функционирует международный аэропорт) и морем (через Пермь). Стыковку этих транспортных потоков должен обеспечить автомобильный транспорт. Однако, достаточно провести за рулем автомобиля на дорогах (вернее в пробках) города несколько часов, чтобы начать сомневаться в реальности проекта. Не подлежит никакому сомнению необходимость реорганизации системы движения по автомобильным дорогам. Кое-что в этом направлении городскими властями делается и уже сделано. Однако в данной ситуации метод фрагментарного латания наиболее узких мест не может привести к требуемому результату – необходим технологически обоснованный и сбалансированный комплекс мер, который позволил бы создать современную транспортную систему, реально отвечающую весьма строгим требованиям к этому понятию.
Основная проблема на этом пути – отсутствие специалистов, способных такой комплекс спроектировать и реализовать. Решение проблемы в теории также очевидно – незамедлительная организация подготовки специалистов, выражающаяся в увеличении количества мест на соответствующих специальностях в стенах существующих профессиональных учебных заведений, открытие новых. На практике нам видятся два положения:
1) существенные сдвиги в этом направлении в ближайшее время маловероятны по ряду объективных причин, в первую очередь из-за объемов финансирования;
2) Предпринять некоторые
действия в существующих
В докладе автора раскрывается второе положение. Среди основных возможностей, которые следовало бы использовать - опыт преподавания курса «Геоинформационные системы» в некоторых вузах города. Предлагается сместить акцент с преобразования матричного представления карт и съемок местности к векторному виду в сторону связи ГИС-документации с базами данных. При этом формат представления информации (в частности и по транспортным потокам) должен соответствовать одному из стандартных видов представления, что позволило бы автоматизировать проектирование в частности при помощи CASE средств. Кроме этого некоторые интересные решения вполне могут быть заимствованы из теории и практики компьютерных сетей, где также приходится решать задачи оптимизации трафика и маршрутизации информационных потоков.
Учитывая, что «Информационный менеджмент», «Проектирование информационных систем», «Компьютерные коммуникации и сети» уже сравнительно широко и довольно успешно преподаются параллельно «Геоинформационным технологиям», можно надеяться на успех в решении поставленных задач в случае большей интеграции перечисленных дисциплин высшего профессионального образования даже в рамках существующих специализаций.
11. Геоинформационное образование в Уральской горно-геологической
академии
Внедрение геоинформационных технологий в недропользовании обусловило потребность в специалистах конкретной прикладной области, владеющих этими технологиями. Подготовку таких специалистов – геологов и геофизиков кафедра геоинформатики Уральской государственной горно-геологической академии ведет с 1995 года.
Изучение геоинформационных
Курс «Геоинформационные
системы» является обязательным для
студентов-геофизиков всех выпускающих
кафедр и студентов инженерно-
Целью преподавания данной дисциплины является знакомство с теоретическими, методическими и технологическими основами современных геоинформационных систем, изучение структур геоинформационных пакетов на территории поисков, разведки и эксплуатации месторождений нефтегазового и рудного сырья и освоение базовых приемов и методов разработки электронных картографических пакетов.
Курс «Компьютерная картография» изучают студенты специальности «геологическая съемка и поиски месторождений полезных ископаемых». В процессе изучения этой дисциплины студенты осваивают методику и технологию создания и использования геоинформационного пакета при геологической съемке. В курсе учтены все современные требования по созданию электронных геологических карт. Следует отметить, что отработка и внедрение методики создания электронных карт при геологической съемке и картировании в производственных подразделениях Уральского региона велась при активном участии сотрудников кафедры.
Кафедра геоинформатики является выпускающей и ведет подготовку геофизиков со специализацией «геоинформатика в разведочной геофизике» и дипломированных специалистов по специальности «информационные системы в горном деле».
Основными задачами подготовки
специалистов трех уровней – бакалавров,
инженеров и магистров
а) изучение и освоение системы регистрации геолого-геофизической информации на основе применения методов и технологий геоинформатики;
б) изучение и освоение
интегрированных методов
- разработка, анализ и
использование геоинформационны
-разработка гипотез
и прогноз геолого-
-оценка инвестиционных
проектов освоения ресурсов;
-общая система недропользования.
В результате обучения студент получает знания и опыт работ в геоинформационных технологиях, которые позволяют ему:
- выбрать методы и средства ввода геолого-геофизических данных в цифровых и графических форматах;
- определить картографическое
пространство и структуру
- выбрать оптимальные технологии создания цифровых карт на территорию изучения, поисков и разведки недр;
- использовать
- применять геоинформационные методы
в целях построения структурных, параметрических
и тематических карт на участки разведки и освоения нефтегазовых месторождений.
Все геоинформационные курсы изучаются на практической основе современных компьютерных систем и информационных баз данных по территориям геологического картирования, участкам нефтяных, газовых и рудных месторождений, имеющихся в учебном компьютерном центре кафедры геоинформатики.
Лабораторная база кафедры
включает в себя геоинформационный
центр, два учебных класса и несколько
специализированных лабораторий, оснащенных
самым современным
Основной задачей каждого дипломного
проекта является разработка геоинформационного
пакета по одной из выбранных территорий:
-на площадь геолого-съемочных или поисковых
работ для участка разведочных работ;
Информация о работе Применение геоинформационных систем в образовании